Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности; ознакомления с трудом взрослых; художественных средств.
Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.
Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.
К художественным средствам трудового воспитания дошкольников относятся: художественная литература, музыка, изобразительное искусство.
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.
Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.
Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.
К художественным средствам трудового воспитания дошкольников относятся: художественная литература, музыка, изобразительное искусство.
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.
В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста - одно из ведущих направлений в педагогическом процессе ДОУ. В настоящее время определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание.
Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.
Различные исследователи предлагают свои формулировки задач трудового воспитания. Приведем некоторые из них. Так, В.И. Логинова выделяет следующие задачи: формирование отношения к труду; воспитание потребности трудиться; усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда. В.Г. Нечаева в задачи трудового воспитания включает: формирование трудовых навыков и умений; воспитание отношения к труду, стремление оказывать помощь взрослому; воспитание нравственно-волевых качеств личности; овладение навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых. Трудолюбие проявляется в потребности ребенка включаться в трудовую деятельность, способность испытывать радость в ее процессе, достигать цели.
Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.
Различные исследователи предлагают свои формулировки задач трудового воспитания. Приведем некоторые из них. Так, В.И. Логинова выделяет следующие задачи: формирование отношения к труду; воспитание потребности трудиться; усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда. В.Г. Нечаева в задачи трудового воспитания включает: формирование трудовых навыков и умений; воспитание отношения к труду, стремление оказывать помощь взрослому; воспитание нравственно-волевых качеств личности; овладение навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых. Трудолюбие проявляется в потребности ребенка включаться в трудовую деятельность, способность испытывать радость в ее процессе, достигать цели.
В современной дошкольной педагогике обучение характеризуется как вид познавательной деятельности человека. Обучение детей дошкольного возраста - это систематический целенаправленный, планомерный процесс, обеспечивающий передачу им в доступной форме знаний, умений и навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения детей в ДОУ, а также развития познавательных способностей, любознательности и познавательной активности. Обучение - это специально организованная взрослым познавательная деятельность детей, которая определяет его цели, задачи, содержание, формы и методы, отбирает учебные пособия, дидактический материал.
Специально организованное обучение необходимо ребенку-дошкольнику для упорядочения впечатлений, которые получает ребенок из окружающего мира стихийно и бессистемно. В процессе целенаправленного обучения происходит интеллектуальное развитие детей. Оно рассматривается как целостная форма педагогической деятельности, направленная на развитие детей. Специально организованное обучение ускоряет темпы индивидуального развития ребенка, способствует развитию любознательности и наблюдательности, пытливости и сообразительности; в условиях специально организованного обучения идет всестороннее развитие личности ребенка, а также успешно решаются воспитательные задачи.
Для того чтобы задача развития решалась успешно в процессе обучения детей дошкольного возраста, оно должно представлять собой целостную систему, включающую три основных компонента: задачи и адекватное им содержание (образование), соответствующие формы организации процесса обучения, его результаты.
Специально организованное обучение необходимо ребенку-дошкольнику для упорядочения впечатлений, которые получает ребенок из окружающего мира стихийно и бессистемно. В процессе целенаправленного обучения происходит интеллектуальное развитие детей. Оно рассматривается как целостная форма педагогической деятельности, направленная на развитие детей. Специально организованное обучение ускоряет темпы индивидуального развития ребенка, способствует развитию любознательности и наблюдательности, пытливости и сообразительности; в условиях специально организованного обучения идет всестороннее развитие личности ребенка, а также успешно решаются воспитательные задачи.
Для того чтобы задача развития решалась успешно в процессе обучения детей дошкольного возраста, оно должно представлять собой целостную систему, включающую три основных компонента: задачи и адекватное им содержание (образование), соответствующие формы организации процесса обучения, его результаты.
Процесс освоения окружающего мира в раннем и дошкольном возрасте происходит путем чувственного познания. Непосредственное чувственное восприятие окружающего мира составляет основу представлений, Полнота и точность этих представлений зависит от степени развития сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть развитости ощущения и восприятия. Дошкольный возраст - это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Сенсорное развитие — это процесс совершенствования ощущения и восприятия. Оно является условием успешного овладения любой практической деятельностью, поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.
Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей дошкольного возраста. Сенсорные способности складываются в процессе развития восприятия, которое определяется условием и использованием в деятельности систем перцептивных действий и систем сенсорных эталонов.
На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного воспитания:
1) формирование у детей систем обследовательских (перцептивных) действий;
2) формирование у детей систем сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей дошкольного возраста. Сенсорные способности складываются в процессе развития восприятия, которое определяется условием и использованием в деятельности систем перцептивных действий и систем сенсорных эталонов.
На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного воспитания:
1) формирование у детей систем обследовательских (перцептивных) действий;
2) формирование у детей систем сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
Строительно-конструктивные игры являются разновидностью творческой игры и рассматриваются как деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала. Игры часто тесно переплетаются с сюжетно-ролевой игрой, могут быть ее началом. Иногда постройка не используется в игре, но является частью ее обстановки, могут протекать в форме сюжетно-ролевой игры, например, в игре есть роль строителя, шофера, подвозящего грузы на стройку и т.д. Но есть строительно-конструктивные игры, в которых все содержание исчерпывается возведением построек и сооружений.
В процессе данного вида игры у детей формируются и развиваются ориентировка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, дети постигают простейшие законы физики. Строительная игра приучает детей к целенаправленной, планомерной деятельности, развивается мышление, формируется точный словарь, выражающий название геометрических тел, пространственных взаимоотношений. Решаются и задачи нравственного воспитания - дети знакомятся с трудом строителей, помогают друг другу, стараются создавать красивые постройки вместе.
В истории педагогики игры со строительным материалом представлены во многих системах: Ф. Фребеля, М. Монтессори, Л. Шлегер. В отечественной педагогике данный вопрос изучали В. Г. Нечаева, 3, В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова и др.
В процессе данного вида игры у детей формируются и развиваются ориентировка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, дети постигают простейшие законы физики. Строительная игра приучает детей к целенаправленной, планомерной деятельности, развивается мышление, формируется точный словарь, выражающий название геометрических тел, пространственных взаимоотношений. Решаются и задачи нравственного воспитания - дети знакомятся с трудом строителей, помогают друг другу, стараются создавать красивые постройки вместе.
В истории педагогики игры со строительным материалом представлены во многих системах: Ф. Фребеля, М. Монтессори, Л. Шлегер. В отечественной педагогике данный вопрос изучали В. Г. Нечаева, 3, В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова и др.
Игра - это исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра как один из видов человеческой деятельности, как сложное и интересное явление привлекает внимание педагогов и психологов, философов и историков. В науке существуют различные точки зрения на природу детской игры. К.Гросс и др. сторонники биологизаторских течений в психологии утверждали, что игра свойственна ребенку как всякому примитивному существу и выступает как предварительное приспособление инстинктов к будущим условиям существования.
В отечественной науке подчеркивается, прежде всего, социальный характер игры как отражение действительной жизни. К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего мира взрослых. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценностей. По мнению А.В. Запорожца, Н.Я. Михайленко и др., игра социальна по способам ее осуществления, так как не изобретается ребенком, а задается взрослым, который учит играть (как использовать игрушку, строить сюжет, подчиняться правилам и т.д.). Ребенок обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение и становится формой собственного творчества, а это обусловливает ее развивающий эффект.
В отечественной науке подчеркивается, прежде всего, социальный характер игры как отражение действительной жизни. К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего мира взрослых. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценностей. По мнению А.В. Запорожца, Н.Я. Михайленко и др., игра социальна по способам ее осуществления, так как не изобретается ребенком, а задается взрослым, который учит играть (как использовать игрушку, строить сюжет, подчиняться правилам и т.д.). Ребенок обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение и становится формой собственного творчества, а это обусловливает ее развивающий эффект.
Формирование здорового ребенка, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В дошкольном возрасте интенсивно происходит физическое развитие ребенка, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем.
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Полноценное физическое и психическое развитие ребенка и его здоровье - это основа формирования личности. Обратимся к словарю С. И. Ожегова: «Здоровье - это правильная, нормальная жизнедеятельность организма». В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.
Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу полноценное физическое и психическое развитие, укрепляет его состояние здоровья.
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Полноценное физическое и психическое развитие ребенка и его здоровье - это основа формирования личности. Обратимся к словарю С. И. Ожегова: «Здоровье - это правильная, нормальная жизнедеятельность организма». В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.
Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу полноценное физическое и психическое развитие, укрепляет его состояние здоровья.
Основы интеллекта закладываются в первые годы жизни. Исследования в области педагогики раннего детства показали исключительную роль целенаправленного воспитания и обучения детей с первых лет жизни. Рассмотрим особенности обучения детей раннего возраста. Наиболее благоприятное развитие ребенка протекает под влиянием продуманного и систематического обучения и воспитания, осуществляемого взрослым с учетом развития ребенка. Ребенок раннего возраста обладает уникальной способностью обучаться от взрослого. Под способностью обучаться понимается умение детей раннего возраста воспринимать задание и действовать по образцу, словесной инструкции, стремление к получению определенного результата, заданного взрослым, а также умение переносить полученные знания в новую ситуацию.
Обучение детей раннего возраста отличается неповторимостью и своеобразием: усвоение новых знаний происходит при высочайшей познавательной активности ребенка и непроизвольном запоминании в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности; ребенок раннего возраста обладает высокой обучаемостью; обучение ребенка раннего возраста происходит в практической деятельности под непосредственным руководством взрослого.
Характер педагогических воздействий взрослого изменяется в течение всего процесса обучения детей раннего возраста:
Обучение детей раннего возраста отличается неповторимостью и своеобразием: усвоение новых знаний происходит при высочайшей познавательной активности ребенка и непроизвольном запоминании в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности; ребенок раннего возраста обладает высокой обучаемостью; обучение ребенка раннего возраста происходит в практической деятельности под непосредственным руководством взрослого.
Характер педагогических воздействий взрослого изменяется в течение всего процесса обучения детей раннего возраста:
Ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. В раннем детстве ребенок проходит гигантский путь развития. В этот период складываются формы общения со взрослыми, появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним, развиваются наглядно-действенное мышление, развивается память, воображение, происходит освоение пассивной и активной речи, устанавливаются первые связи слова с предметом, складывается сначала манипулятивная, затем предметная деятельность, а на ее основе - сюжетная игра, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности. Поэтому потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.
Основоположниками педагогики раннего возраста являются Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина. Фундаментальные исследования развития движений детей раннего возраста проведены М. Ю. Кистяковской. А. М. Фонаревым раскрыты пути реализации потенциальных познавательных возможностей детей на основе организации их ориентировочно-исследовательской деятельности. В создании методических пособий по воспитанию детей раннего возраста, где освещены особенности возрастных периодов раннего детства и общие вопросы организации жизни детей, большую роль сыграли М. Ю. Кистяковская, Г. М. Лямина, К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Э. Л. Фрухт и др. Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада освещены в работах Н. М. Аксариной, Р. В. Тонковой-Ямпольской, А. И. Мышкис, Л. Г. Голубевой, Н. Д. Ватутиной; проблемы развития общения детей со взрослым и сверстниками разносторонне представлены в трудах М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, Л. Н. Галигузовой. Проблемы становления предметной и игровой деятельности детей раннего возраста раскрыты в работах Ф. И. Фрадкиной, Е. И. Радиной, С. Л. Новоселовой, Р. И. Жуковской, Е. И. Зворыгиной, Н. Я. Михайленко. Вопросами дидактики раннего детства занимались Н. М. Аксарина, В. Н. Аванесова, Э. Л. Фрухт, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина и др.
Основоположниками педагогики раннего возраста являются Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина. Фундаментальные исследования развития движений детей раннего возраста проведены М. Ю. Кистяковской. А. М. Фонаревым раскрыты пути реализации потенциальных познавательных возможностей детей на основе организации их ориентировочно-исследовательской деятельности. В создании методических пособий по воспитанию детей раннего возраста, где освещены особенности возрастных периодов раннего детства и общие вопросы организации жизни детей, большую роль сыграли М. Ю. Кистяковская, Г. М. Лямина, К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Э. Л. Фрухт и др. Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада освещены в работах Н. М. Аксариной, Р. В. Тонковой-Ямпольской, А. И. Мышкис, Л. Г. Голубевой, Н. Д. Ватутиной; проблемы развития общения детей со взрослым и сверстниками разносторонне представлены в трудах М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, Л. Н. Галигузовой. Проблемы становления предметной и игровой деятельности детей раннего возраста раскрыты в работах Ф. И. Фрадкиной, Е. И. Радиной, С. Л. Новоселовой, Р. И. Жуковской, Е. И. Зворыгиной, Н. Я. Михайленко. Вопросами дидактики раннего детства занимались Н. М. Аксарина, В. Н. Аванесова, Э. Л. Фрухт, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина и др.
Профессия воспитателя - особая по своей сущности и значимости. Особенность его труда состоит прежде всего в том, что объектом является ребенок - самый уникальный продукт природы, а также его физическое, психическое, духовное развитие. Вот почему профессию воспитателя справедливо считают наиболее важной в современном мире.
Педагогическая деятельность выступает как метадеятельность, т. е. деятельность, направленная на организацию и управление другой деятельностью. В определенном смысле деятельность воспитателя ДОУ связана со многими другими видами деятельностей: трудовой, игровой, музыкальной и различными видами творческой деятельности.
Педагогическая деятельность воспитателя реализуется через определенные функции.
Коммуникативно-стимулирующая функция связана с умением педагога общаться с детьми, умением устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения. Это определенный стиль взаимоотношений воспитателя с детьми, который включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них. Данная функция предполагает общение не только с детьми, но и с другими педагогами, с администрацией детского сада, родителями детей.
Педагогическая деятельность выступает как метадеятельность, т. е. деятельность, направленная на организацию и управление другой деятельностью. В определенном смысле деятельность воспитателя ДОУ связана со многими другими видами деятельностей: трудовой, игровой, музыкальной и различными видами творческой деятельности.
Педагогическая деятельность воспитателя реализуется через определенные функции.
Коммуникативно-стимулирующая функция связана с умением педагога общаться с детьми, умением устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения. Это определенный стиль взаимоотношений воспитателя с детьми, который включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них. Данная функция предполагает общение не только с детьми, но и с другими педагогами, с администрацией детского сада, родителями детей.
Программа - основной документ, в котором отражено содержание обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Анализируя современное состояние организации педагогического процесса и нормативно-программное обеспечение дошкольных учреждений, целесообразно сделать небольшой экскурс в историю проблемы.
На III (1924 г.) и на IV (1928 г.) съездах по дошкольному воспитанию вопрос о программе для детского сада и принципах ее построения был выделен в специальный раздел. В 1928 г. под руководством Н. К. Крупской был создан первый проект программы, который обсуждался учеными-специалистами в области педагогики и психологии. В 1929 г. выходит методическое письмо Наркомпроса «О связи дошкольных учреждений со школой и о планировании работы». После этого начинается работа над созданием «Программы для дошкольных учреждений». В 1932 г. такая программа была принята как руководство при планировании учебно-воспитательного процесса. В 1934 г. был опубликован документ «Программа и внутренний распорядок детского сада». Она отличалась от предыдущей по форме, расположению материала и была гораздо проще и удобнее по структуре. В 1945 г. разрабатывается руководство для воспитателей, которое в 1948 г. переиздается с небольшими изменениями.
Первым документом, обязательным для выполнения, было новое «Руководство для воспитателей детского сада», изданное в 1953 г.
На III (1924 г.) и на IV (1928 г.) съездах по дошкольному воспитанию вопрос о программе для детского сада и принципах ее построения был выделен в специальный раздел. В 1928 г. под руководством Н. К. Крупской был создан первый проект программы, который обсуждался учеными-специалистами в области педагогики и психологии. В 1929 г. выходит методическое письмо Наркомпроса «О связи дошкольных учреждений со школой и о планировании работы». После этого начинается работа над созданием «Программы для дошкольных учреждений». В 1932 г. такая программа была принята как руководство при планировании учебно-воспитательного процесса. В 1934 г. был опубликован документ «Программа и внутренний распорядок детского сада». Она отличалась от предыдущей по форме, расположению материала и была гораздо проще и удобнее по структуре. В 1945 г. разрабатывается руководство для воспитателей, которое в 1948 г. переиздается с небольшими изменениями.
Первым документом, обязательным для выполнения, было новое «Руководство для воспитателей детского сада», изданное в 1953 г.
Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.
Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования в России. Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов XX в., затронули почти все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольное образование. Очевидные недостатки сложившейся в СССР системы дошкольного воспитания и ее явное несоответствие новым идеологическим социально-экономическим реалиям обусловили разработку новой концепции дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов и В.А. Петровский), которая была утверждена Государственным комитетом по народному образованию СССР в 1989 г. В этой концепции впервые был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного дошкольного образования и намечены главные ориентиры его развития.
Следует подчеркнуть, что в своей позитивной части концепция ориентировалась на преодоление основных недостатков сложившейся государственной системы. В качестве главного недостатка системы дошкольного воспитания указывалась авторитарность учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах, при которой педагог руководил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной программой, а дети обязаны были подчиняться требованиям программы и воспитателя. В качестве альтернативы авторитарной педагогике новая концепция предложила личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании. При таком подходе ребенок является не объектом обучения, а полноправным участником педагогического процесса.
Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования в России. Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов XX в., затронули почти все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольное образование. Очевидные недостатки сложившейся в СССР системы дошкольного воспитания и ее явное несоответствие новым идеологическим социально-экономическим реалиям обусловили разработку новой концепции дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов и В.А. Петровский), которая была утверждена Государственным комитетом по народному образованию СССР в 1989 г. В этой концепции впервые был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного дошкольного образования и намечены главные ориентиры его развития.
Следует подчеркнуть, что в своей позитивной части концепция ориентировалась на преодоление основных недостатков сложившейся государственной системы. В качестве главного недостатка системы дошкольного воспитания указывалась авторитарность учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах, при которой педагог руководил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной программой, а дети обязаны были подчиняться требованиям программы и воспитателя. В качестве альтернативы авторитарной педагогике новая концепция предложила личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании. При таком подходе ребенок является не объектом обучения, а полноправным участником педагогического процесса.