Изменения в социально-экономическом, политическом, правовом устройстве России не могли не затронуть сферу образования. В этой связи, еще в конце XX столетия (ноябрь 1999г.) был опубликован проект стратегического развития образования в нашей стране на период до 2025 года. Этот документ был одобрен и принят правительством РФ как национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года. Это основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
Доктрина определяет цели воспитания и обучения на длительную перспективу и пути их достижения посредством государственной политики в области образования. Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая:
- преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
- восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования культуры, науки, высоких технологий и экономики;
- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России;
Доктрина определяет цели воспитания и обучения на длительную перспективу и пути их достижения посредством государственной политики в области образования. Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая:
- преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
- восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования культуры, науки, высоких технологий и экономики;
- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России;
1. О кризисе в образовании заговорили в 70- е годы прошлого века (XX, о его глобальности.
Формы проявления кризиса в разных странах весьма различны, но одним из факторов является то, что из 5,6 млрд. людей, проживающих на планете, около миллиарда не имеют вообще доступа к образованию (развивающиеся страны). В развитых странах - консерватизм традиционных систем образования (классно-урочная система со времен Коменского-1632); снижение духовно-нравственной составляющей образования (насилие, наркомания, табакокурение, проституция и т.п.); неспособность молодежи адаптироваться к масштабам и темпам социально-экономических изменений; традиционная образовательная практика исчерпала свои возможности, а альтернативы пока ей нет – поэтому нужны реформы. Образование перешло в число глобальных проблем человечества – от которого зависит его существование. От развития систем образования зависит судьба человеческой цивилизации, возобладает ли в мире разумный порядок или надвигающийся хаос. В этой связи осознание глубины кризиса систем образования обусловило постановку изменения парадигмы и моделей образования. Поэтому во многих странах идет либо реформирование образования, либо модернизация. В Европе - болонский процесс, в России - модернизация национальной доктрины образования до 2025г., концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на период 2006-2010 годы», целевая программа «Развитие воспитания в системе образования на 2008-2010 годы». Эти документы нацелены на преодоление кризиса в отечественной системе образования.
Формы проявления кризиса в разных странах весьма различны, но одним из факторов является то, что из 5,6 млрд. людей, проживающих на планете, около миллиарда не имеют вообще доступа к образованию (развивающиеся страны). В развитых странах - консерватизм традиционных систем образования (классно-урочная система со времен Коменского-1632); снижение духовно-нравственной составляющей образования (насилие, наркомания, табакокурение, проституция и т.п.); неспособность молодежи адаптироваться к масштабам и темпам социально-экономических изменений; традиционная образовательная практика исчерпала свои возможности, а альтернативы пока ей нет – поэтому нужны реформы. Образование перешло в число глобальных проблем человечества – от которого зависит его существование. От развития систем образования зависит судьба человеческой цивилизации, возобладает ли в мире разумный порядок или надвигающийся хаос. В этой связи осознание глубины кризиса систем образования обусловило постановку изменения парадигмы и моделей образования. Поэтому во многих странах идет либо реформирование образования, либо модернизация. В Европе - болонский процесс, в России - модернизация национальной доктрины образования до 2025г., концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на период 2006-2010 годы», целевая программа «Развитие воспитания в системе образования на 2008-2010 годы». Эти документы нацелены на преодоление кризиса в отечественной системе образования.
Как уже известно, образовательно-воспитательные процессы протекают в динамических системах. Система — это совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения. Структуру системы составляют элементы (компоненты), которые могут быть выделены по различным признакам, чаще всего — по месту и функции. Воспитательная система — это упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов, каждый из которых в свою очередь представляет собой весьма сложное образование и может рассматриваться как самостоятельная система. Слово «система» буквально (по-древнегречески) означает соединение – целое, составленной из частей. Так что воспитательная система – это целостность, которую мы считаем известной, понятной в общем и целом. Но не в деталях. У В.И. Даля система определяется как план, порядок расположения частей целого устройства. В последнее время наряду с понятием «система» стало употребляться и довольно широко применяются понятия: «концептуальная модель в образовании», «образовательная модель» и др.
Педагогическая действительность представляет собой множество иерархически увязанных между собой по вертикали и по горизонтали систем. При системном подходе берется вся совокупность взаимосвязанных элементов: задачи, технология, структура, люди, сориентированные на достижение цели в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. В каждой системе есть ведущий, системообразующий компонент, который связывает в единое целое все другие компоненты. Такую роль в воспитательной системе выполняет коммуникационный компонент. Даже малые изменения в нем отражаются на всей системе и могут вызвать значительные изменения.
Педагогическая действительность представляет собой множество иерархически увязанных между собой по вертикали и по горизонтали систем. При системном подходе берется вся совокупность взаимосвязанных элементов: задачи, технология, структура, люди, сориентированные на достижение цели в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. В каждой системе есть ведущий, системообразующий компонент, который связывает в единое целое все другие компоненты. Такую роль в воспитательной системе выполняет коммуникационный компонент. Даже малые изменения в нем отражаются на всей системе и могут вызвать значительные изменения.
Гуманистические концепции возникали как альтернативные авторитарной педагогике. В гуманистически направленных теориях главной ценностью признавался ребенок и его развитие.К XIX веку Российская педагогическая мысль имела четкие позиции: воспитание личности - это ее формирование в процессе учения и труда. В главном теоретическом произведении «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К.Д. Ушинский считал, что главным врожденным свойством человека является стремление к деятельности, а потому душа деятельна, активна и может подниматься над миром и собой в процессе труда.
Н.Ф. Бунаков (1837-1904) считал труд главным средством воспитания по достижению нравственного идеала: «Уже всеми признаны общечеловеческое право на труд и общечеловеческая обязанность трудиться, и это яркий пример полного слияния права с обязанностью. В концепцию свободного воспитания Л.Н. Толстого органически вплелись и мотивы практической направленности обучения. Особую роль он отводил опыту: «Только когда опыт будет основанием школы, только тогда, когда каждая школа будет, так сказать, педагогической лабораторией, только тогда школа не отстанет от всеобщего прогресса...»
Н.Ф. Бунаков (1837-1904) считал труд главным средством воспитания по достижению нравственного идеала: «Уже всеми признаны общечеловеческое право на труд и общечеловеческая обязанность трудиться, и это яркий пример полного слияния права с обязанностью. В концепцию свободного воспитания Л.Н. Толстого органически вплелись и мотивы практической направленности обучения. Особую роль он отводил опыту: «Только когда опыт будет основанием школы, только тогда, когда каждая школа будет, так сказать, педагогической лабораторией, только тогда школа не отстанет от всеобщего прогресса...»
Сущность содержания понятия «воспитание». Воспитание в социальном смысле понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. Это социально-исторический (широкий) смысл, который заключается в передаче социально-исторического опыта, накопленного человечеством ,из поколения в поколение. Воспитание в среднем педагогическом смысле - это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Это создание специальных условий для максимального формирования и самореализации личности. В узком смысле воспитание – технология по «возделыванию» свойств личности, черт характера, опыта поведения в социуме.
Семья и семейное воспитание: функций семьи. Социальный статус семьи как института социализации определен давно и однозначно: быть базовым фактором социализации. Наиболее принятым определением семьи является характеристика ее как общности, основанной на общесемейной деятельности, связанной узами супружества - родительства - родства, осуществляющей воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи. Основными мотивирующими факторами образования семьи' выступают: стремление избежать одиночества, желание иметь детей, реализация потребности в эмоциональном контакте, в понимании, создание психологической «ниши», поиск способов и механизмов психологической защиты.
Считается неправомерным деление функций семьи на главные и второстепенные. Более принятой является классификация функций семьи на специфические и неспецифические. Специфические функции семьи определяются ее сущностью, ее социальной природой. Неспецифические функции институт семьи был вынужден освоить под давлением складывающихся социально-исторических условий. К специфическим функциям семьи относятся репродуктивная (рождение детей); социализирующая (обеспечивающая воспитание детей); охранительная (ответственность за защиту членов семьи).
Семья и семейное воспитание: функций семьи. Социальный статус семьи как института социализации определен давно и однозначно: быть базовым фактором социализации. Наиболее принятым определением семьи является характеристика ее как общности, основанной на общесемейной деятельности, связанной узами супружества - родительства - родства, осуществляющей воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи. Основными мотивирующими факторами образования семьи' выступают: стремление избежать одиночества, желание иметь детей, реализация потребности в эмоциональном контакте, в понимании, создание психологической «ниши», поиск способов и механизмов психологической защиты.
Считается неправомерным деление функций семьи на главные и второстепенные. Более принятой является классификация функций семьи на специфические и неспецифические. Специфические функции семьи определяются ее сущностью, ее социальной природой. Неспецифические функции институт семьи был вынужден освоить под давлением складывающихся социально-исторических условий. К специфическим функциям семьи относятся репродуктивная (рождение детей); социализирующая (обеспечивающая воспитание детей); охранительная (ответственность за защиту членов семьи).
Общее понятие о социальной педагогике как отрасли педагогического знания. Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности.
По современным представлениям социальная педагогика — это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» [А.В. Мудрик].
По мнению В.Д. Семенова, «социальная педагогика, или педагогика среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания»2.
Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах.
Социальная педагогика — это самостоятельный раздел педагогики, со своими особыми методами социальной воспитательной и образовательной деятельности.
По современным представлениям социальная педагогика — это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» [А.В. Мудрик].
По мнению В.Д. Семенова, «социальная педагогика, или педагогика среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания»2.
Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах.
Социальная педагогика — это самостоятельный раздел педагогики, со своими особыми методами социальной воспитательной и образовательной деятельности.
Законодательством регулируются отношения в области образования. Права ребенка и формы его правовой защиты закреплены в законодательстве Российской Федерации в «Декларации прав ребенка», «Конвенции ООН о правах ребенка». Важным событием явился факт принятия народами мира (и, наконец, и нашей страной) Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. Попытки составить документ, защищающий и определяющий права ребенка, предпринимались в разные периоды развития человечества (укажем лишь некоторые; теория Я. А.Коменского - XVII в.; Женевская декларация прав ребенка- 1924г.; Декларация прав ребенка Н.К. Вентцеля- 1914 г.). Генеральная Ассамблея ООН в; 1959 г. приняла этот важнейший документ. В нем говорится, что ребенок обладает важными правами: правом на защиту на социальное обеспечение, на получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и др. Чтобы активизировать внимание мирового сообщества к Конвенции, защите прав ребенка, ООН провела Всемирную встречу на высшем уровне в интересах детей, состоявшуюся 29–30 сентября 1990 г. в Нью-Йорке. Всемирная встреча стала историческим форумом. 71 президент и премьер-министры государств и правительств собрались в ООН, чтобы своим авторитетом поддержать идеи Конвенции о правах ребенка. Участники встречи приняли Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы ХХ столетия.
Система — это совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения. Структуру системы составляют взаимосвязанные и взаимозависимые между собой элементы (компоненты), которые могут быть выделены по различным признакам, чаще всего — по месту и функции. Педагогическая система — это упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов, каждый из которых в свою очередь представляет собой весьма сложное образование и может рассматриваться как самостоятельная система.
Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления.
Компоненты педагогических систем (школы):
объекты ПС – личность, коллектив, зона ближайшего социального окружения – органически включены в саму педагогическую систему, являются главными ее элементами, их взаимодействие определяет логику и динамику развития целостного воспитательного процесса.
субъекты ПС – ребенок, педагоги, родители, педагогический и детский коллективы, семья, детские объединения – обладают двумя признаками – способностью к саморазвитию, самосовершенствованию и самодостаточностью структуры для выполнения ведущих педагогических функций.
педагогические отношения - третий элемент педагогической системы. Воздействие на целостную личность и коррекция индивидуального развития осуществляется через формирование социальных потребностей и направленности индивида.
Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления.
Компоненты педагогических систем (школы):
объекты ПС – личность, коллектив, зона ближайшего социального окружения – органически включены в саму педагогическую систему, являются главными ее элементами, их взаимодействие определяет логику и динамику развития целостного воспитательного процесса.
субъекты ПС – ребенок, педагоги, родители, педагогический и детский коллективы, семья, детские объединения – обладают двумя признаками – способностью к саморазвитию, самосовершенствованию и самодостаточностью структуры для выполнения ведущих педагогических функций.
педагогические отношения - третий элемент педагогической системы. Воздействие на целостную личность и коррекция индивидуального развития осуществляется через формирование социальных потребностей и направленности индивида.
Менеджмент в педагогике — это управление (планирование, регулирование, контроль), руководство, педагогическим производством, его организация. Как уже известно, образовательно-воспитательные процессы протекают в динамических системах. Напомним, что система — это совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения. Структуру системы составляют элементы (компоненты), которые могут быть выделены по различным признакам, чаще всего — по месту и функции. Педагогическая система — это упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов, каждый из которых в свою очередь представляет собой весьма сложное образование и может рассматриваться как самостоятельная система.
Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления. Высший смысл педагогического менеджмента — связать все компоненты логическими зависимостями и направить их общее влияние на достижение максимального эффекта. главные задачи педагогического менеджмента:
постановка целей, задач;
планирование процесса;
ресурсное обеспечение процесса;
обеспечение высокой мотивации участников;
Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления. Высший смысл педагогического менеджмента — связать все компоненты логическими зависимостями и направить их общее влияние на достижение максимального эффекта. главные задачи педагогического менеджмента:
постановка целей, задач;
планирование процесса;
ресурсное обеспечение процесса;
обеспечение высокой мотивации участников;
Технологизация образовательного процесса, т.е. внедрение идеи технологий в производственной сфере в сфере образования началась в последней четверти XX века процесс технологизации состоит как бы из двух аспектов: 1-процесс технизации (внедрение новых средств обучения, он непрерывен) и 2-самого процесса создания технологий обучения (воспитание, если это уместно). То, что существует множество определений самой педагогической технологии (более 50-ти), говорит о том, что в этом вопросе не все так ясно и понятно. Идет становление педагогической инноватики. Если в буквальном смысле перевести термин «технология» с греч., то это есть – искусство обучения и/или обучение мастерству. С точки зрения европейского образования (ЮНЕСКО) под педагогической технологией понимается системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний учащегося с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей задачей оптимизацию форм образования. Если сравнивать методику обучения и технологию обучения, то последняя шире, т.к. она может включать в себя различные методики, средства, методы, термины и т.д. В сущности педагогическая технология – это дидактическая система (как правило, авторская), дающая колоссальный продуктивный, качественный обучающий эффект, которую можно тиражировать. Структуру технологии в общем виде можно представить в трех аспектах: научный аспект; формально-описательный аспект; процессуально-деятельностный аспект. Таким образом исходя из целей обучения и на научной основе прописывается во времени целостный образовательный процесс, который гарантирует достижения поставленных целей, причем при оптимальных затратах всех ресурсов. Исходя их основных критериев педагогической технологии, можно выделить два - гарантируемость результата и тиражируемость), не каждую дидактическую систему, пусть даже новаторскую, можно назвать технологией.
Как и любая наука, дидактика имеет свои законы. Они, как и в любой гуманитарной науке, носят специфический по отношению к естественно-научным дисциплинам характер. Законом в дидактике считают внутреннюю существенную связь явлений обучения, которая обусловливает их необходимое проявление и развитие. В работах дидактов IO. К. Бабанского, Б. С. Гершунского, М. И. Махмутова, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина выделены основные законы обучения:
закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения;
закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся;
закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения учащихся;
закон целостности и единства педагогического процесса (связь части и целого — факта, закона и теории); взаимосвязь рационального и эмоционального; репродуктивного и продуктивного; единство целевого, содержательного, мотивационного и процессуального компонентов обучения;
закон взаимосвязи теории и практики;
закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной, групповой и коллективной учебной деятельности.
Под закономерностью в дидактике понимают объективные, существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся в ходе обучения взаимосвязи.
закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения;
закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся;
закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения учащихся;
закон целостности и единства педагогического процесса (связь части и целого — факта, закона и теории); взаимосвязь рационального и эмоционального; репродуктивного и продуктивного; единство целевого, содержательного, мотивационного и процессуального компонентов обучения;
закон взаимосвязи теории и практики;
закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной, групповой и коллективной учебной деятельности.
Под закономерностью в дидактике понимают объективные, существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся в ходе обучения взаимосвязи.
Современный педагог должен быть готовым выполнить любой рыночный заказ: от высокоэффективного обучения до элементарного педагогического присмотра. Понять, какими качествами должен обладать педагог, помогают ответы нынешних учеников и студентов. Согласно одному из проведенных исследований (Подласый И.П., 2001) главные качества распределились так:
престиж (рейтинг) педагога;
знание предмета;
умение научить;
гарантия качества;
юмор (приятность общения);
ответственность;
требовательность;
уважение к ученику (умение наладить контакт);
престиж (рейтинг) педагога;
знание предмета;
умение научить;
гарантия качества;
юмор (приятность общения);
ответственность;
требовательность;
уважение к ученику (умение наладить контакт);