Структура личности

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Структура личности представляется различно в разных подходах. Структура указывает на определенную связь сторон, подструктур личности.
Подход В.Н. Мясищева. Ядро личности рассматривается как система отношений человека к внешнему мир окружающей действительности и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека, являясь одной из форм этого отражения.
Подход К.А. Альбухановой. Представляет личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит формирование таких качеств, как активность (инициативность, ответственность), способность к организации времени, социальное мышление.
Подход К.К. Платонова. Согласно ему личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются:
1) биопсихологические свойства; 2) особенности психических процессов;
3) опыт; 4) направленность.
Подход Б.Г. Ананьева. Человек рассматривается в единстве четырех сторон: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) человек как личность; 4) человек как часть человечества (рис. 5.1). Б.Г. Ананьев считает, что структура личности индивида должна анализироваться на основе всех характеристик человека как вида по иерархическому принципу.
Подход B.C. Мерлина. Выделяет следующие подсистемы в личности:
1) подсистема индивидуальных свойств организма;
2) подсистема индивидуальных психических свойств, включающая психодинамические свойства (темперамент), психические свойства;
3) подсистема социально-психологических индивидуальных свойств, которая включает социальные роли в социальной группе и коллективе, социальные роли в исторических общностях.
Д.А. Леонтьев в структуре личности выделяет три иерархических уровня. Первый уровень (высший уровень) личности выражает ядерные подструктуры личности, «психологический скелет», основу, на которую налагаются остальные черты и особенности. На высшем уровне человек выражает способность к самообусловливанию, самоопределению, он обладает свободой и ответственностью, проявляет способность к выбору и созданию вариантов выбора. Человек выбирает из предложенных способов наилучший способ действия. Высший уровень указывает на экзистенциальный уровень становления человека. Экзистенциальные проблемы связаны с определением смысла жизни, смерти, определением возможности самостоятельного решения, возможности понимания другого человека ипонимания со стороны другого человека.
Второй уровень в структуре личности, по Д.А. Леонтьеву, выражает внутренний мир человека, его содержательные характеристики в связях с другими. Человек становится человеком в связях с окружающими людьми. Эти связи характеризируются в своем содержании теми смыслами, потребностями, которые человек выстраивает в процессе взаимодействия и освоения социальных регуляторов, установлений и нормативов. Внутренний мир личности не оторван от внешнего, как пишет Д.А. Леонтьев. Он включает своеобразно преломленный, обобщенный и иногда искаженный внешний мир. Внутренний мир включает не реальные объекты и не отдельные приемы, отвечающие за оценку этих объектов и действий. Внутренний мир составляют присущие человеку как индивиду, с его индивидуальным складом, смыслы и оценки окружающего. Смыслы восходят к конструктам, потребностям и ценностям, которые и выступают как источники смысловых переживаний.
Третий уровень личности называется внешней оболочкой личности. Данный уровень, согласно Д.А. Леонтьеву, включает характер, способности и роли. Это те средства, которые не определяют содержание действий, но выступают вспомогательными в ходе выбора человеком вариантов поступков. Личность способна иметь ту или другую оболочку, но сама этими особенностями не исчерпывается и даже способна их оценивать и корректировать.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.