В настоящее время каждый взрослый человек прямо или косвенно является наставником, воспитателем детей, подростков, молодежи. В Конституции Российской Федерации (РФ) говорится о том, что граждане страны должны заботиться о воспитании детей, готовить их к жизни в разных сферах.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что семейно-правовые акты могут приниматься не только на федеральном уровне, но и субъектами Российской Федерации. Таким образом обеспечивается единообразие семейного законодательства, учет местных традиций и особенностей, существующих в различных регионах.
Семейное законодательство состоит прежде всего из Семейного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов РФ и ее субъектов. К источникам семейного права относятся и международно-правовые нормы, к которым присоединилась Россия, подписав международные документы. В их числе Конвенция ООН о правах ребенка, документы Совета Европы, Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и др. При этом, если положение международного договора вступает в противоречие с положениями Семейного кодекса РФ или иного российского правового акта, применяются нормы международных документов.
Особенность норм семейного права состоит в их тесной связи со сложившимися веками и принятыми обществом нормами морали. Нормы семейного права и нравственные требования сближает то, что они являются регуляторами поведения участников семейных отношений. Например, правовые нормы, касающиеся прав и ответственности родителей за воспитание детей в семье, их духовное и нравственное развитие, заботу о здоровье, защиту их прав, своими корнями уходят в область нравственности, традиций.
Взаимосвязь норм семейного права с нормами морали подчеркивает их важную особенность в жизни общества - они призваны решать воспитательные задачи. Свое воспитательное воздействие они оказывают не только утверждением определенных семейно-правовых норм, но и созданием модели нравственного поведения, соответствующего требованиям современного общества.
29 декабря 1995 г. принят новый Семейный кодекс РФ. Данный документ содержит правовые нормы, которые влияют на регулирование семейных отношений, конкретизируют их по следующим направлениям:
● общие положения (семейное законодательство, осуществление и защита семейных прав);
● заключение и прекращение брака (условия и порядок заключения брака, прекращение и недействительность брака);
● права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, ответственность супругов по обязательствам и др.);
● права и обязанности родителей и детей (права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);
● алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, других членов семьи);
● формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья).
В Семейном кодексе РФ предусмотрено существенное усиление гарантий прав детей в семейных отношениях. В Кодексе выделена специальная глава «Права несовершеннолетних». Статья 56 «Право ребенка на защиту» указывает, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих. При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд.
В соответствии с Семейным кодексом РФ требуется обязательное согласие ребенка, достигшего 10 лет, при решении вопроса об изменении его имени, фамилии на фамилию другого родителя, а также при изменении его фамилии, имени, отчества при усыновлении и при его отмене. Согласие 10-летнего ребенка требуется также для восстановления в родительских правах родителей, ранее лишенных этих прав, а также для усыновления и передачи ребенка, оставшегося без родительского попечения, в приемную семью.
Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Глава 21 Семейного кодекса РФ является новой. Она посвящена приемной семье - принципиально новой форме устройства по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.
Расширение прав и обязанностей родителей в области семейного воспитания отражено в Законе РФ «Об образовании». Так, в ст. 10 «Формы получения образования» говорится, что с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут осваиваться в форме семейного образования. Статья 18 «Дошкольное образование» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем детском возрасте». В этой же статье говорится о том, что органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Статья 40 «Государственные гарантии приоритетности образования» фиксирует, что государство выплачивает родителям (законным представителям) государственные пособия по уходу за ребенком до определенного законодательством Российской Федерации возраста, пособия на детей малообеспеченным семьям, многодетным и одиноким матерям (отцам), пособия на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении.
Закон РФ «Об образовании » значительно расширяет права родителей (законных представителей) в образовании и воспитании детей. Так, в ст. 52 фиксируются следующие права:
● родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением;
● родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.
В то же время данная статья предусматривает, что родители обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения. Кроме того, они несут ответственность за воспитание детей, получение последними основного общего образования.
Особого внимания заслуживает Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. В этом законе государство подтверждает свою поддержку семье, где должно быть обеспечено полноценное воспитание детей, чтобы подготовить их к жизни в обществе. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации. Закон также гарантирует социально-экономические условия для того, чтобы ребенок мог реализовать свои законные права и интересы, в том числе и в семье.
Следует подчеркнуть еще одно положение закона, направленное на защиту прав ребенка в семье. Если суд установит вину родителей или лиц, их заменяющих, в нарушении прав и законных интересов детей, то с родителей будет взята сумма компенсации с учетом мер, необходимых по социальной реабилитации и адаптации ребенка.
Нарушение исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних родителями, а также педагогами или работниками учреждений, осуществляющими надзор за несовершеннолетними, подлежат уголовной ответственности. В новый Уголовный кодекс РФ включена специальная глава «Преступления против семьи и несовершеннолетних». В ней содержится регламентация ответственности взрослых за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления, систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничество, попрошайничество. При этом при совершении перечисленных преступлений родителями или педагогами они подлежат более строгой ответственности. В эту главу включена новая для российского законодательства норма - неисполнение родителями, педагогами, иными работниками образовательного либо лечебного учреждения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, соединенная с жестоким обращением с ними.
Упомянутые выше и другие законодательные акты позволяют утверждать, что в последнее время происходят положительные изменения на политическом, законодательном, программно-целевом и организационно-управленческом уровнях по реализации в Российской Федерации возможностей семьи в воспитании детей. Однако в силу ряда как объективных, так и субъективных причин требования законодательства о семье осуществляются крайне медленно, не всегда имеются четкие механизмы их реализации.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что семейно-правовые акты могут приниматься не только на федеральном уровне, но и субъектами Российской Федерации. Таким образом обеспечивается единообразие семейного законодательства, учет местных традиций и особенностей, существующих в различных регионах.
Семейное законодательство состоит прежде всего из Семейного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов РФ и ее субъектов. К источникам семейного права относятся и международно-правовые нормы, к которым присоединилась Россия, подписав международные документы. В их числе Конвенция ООН о правах ребенка, документы Совета Европы, Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и др. При этом, если положение международного договора вступает в противоречие с положениями Семейного кодекса РФ или иного российского правового акта, применяются нормы международных документов.
Особенность норм семейного права состоит в их тесной связи со сложившимися веками и принятыми обществом нормами морали. Нормы семейного права и нравственные требования сближает то, что они являются регуляторами поведения участников семейных отношений. Например, правовые нормы, касающиеся прав и ответственности родителей за воспитание детей в семье, их духовное и нравственное развитие, заботу о здоровье, защиту их прав, своими корнями уходят в область нравственности, традиций.
Взаимосвязь норм семейного права с нормами морали подчеркивает их важную особенность в жизни общества - они призваны решать воспитательные задачи. Свое воспитательное воздействие они оказывают не только утверждением определенных семейно-правовых норм, но и созданием модели нравственного поведения, соответствующего требованиям современного общества.
29 декабря 1995 г. принят новый Семейный кодекс РФ. Данный документ содержит правовые нормы, которые влияют на регулирование семейных отношений, конкретизируют их по следующим направлениям:
● общие положения (семейное законодательство, осуществление и защита семейных прав);
● заключение и прекращение брака (условия и порядок заключения брака, прекращение и недействительность брака);
● права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, ответственность супругов по обязательствам и др.);
● права и обязанности родителей и детей (права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);
● алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, других членов семьи);
● формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья).
В Семейном кодексе РФ предусмотрено существенное усиление гарантий прав детей в семейных отношениях. В Кодексе выделена специальная глава «Права несовершеннолетних». Статья 56 «Право ребенка на защиту» указывает, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих. При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд.
В соответствии с Семейным кодексом РФ требуется обязательное согласие ребенка, достигшего 10 лет, при решении вопроса об изменении его имени, фамилии на фамилию другого родителя, а также при изменении его фамилии, имени, отчества при усыновлении и при его отмене. Согласие 10-летнего ребенка требуется также для восстановления в родительских правах родителей, ранее лишенных этих прав, а также для усыновления и передачи ребенка, оставшегося без родительского попечения, в приемную семью.
Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Глава 21 Семейного кодекса РФ является новой. Она посвящена приемной семье - принципиально новой форме устройства по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.
Расширение прав и обязанностей родителей в области семейного воспитания отражено в Законе РФ «Об образовании». Так, в ст. 10 «Формы получения образования» говорится, что с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут осваиваться в форме семейного образования. Статья 18 «Дошкольное образование» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем детском возрасте». В этой же статье говорится о том, что органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Статья 40 «Государственные гарантии приоритетности образования» фиксирует, что государство выплачивает родителям (законным представителям) государственные пособия по уходу за ребенком до определенного законодательством Российской Федерации возраста, пособия на детей малообеспеченным семьям, многодетным и одиноким матерям (отцам), пособия на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении.
Закон РФ «Об образовании » значительно расширяет права родителей (законных представителей) в образовании и воспитании детей. Так, в ст. 52 фиксируются следующие права:
● родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением;
● родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.
В то же время данная статья предусматривает, что родители обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения. Кроме того, они несут ответственность за воспитание детей, получение последними основного общего образования.
Особого внимания заслуживает Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. В этом законе государство подтверждает свою поддержку семье, где должно быть обеспечено полноценное воспитание детей, чтобы подготовить их к жизни в обществе. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации. Закон также гарантирует социально-экономические условия для того, чтобы ребенок мог реализовать свои законные права и интересы, в том числе и в семье.
Следует подчеркнуть еще одно положение закона, направленное на защиту прав ребенка в семье. Если суд установит вину родителей или лиц, их заменяющих, в нарушении прав и законных интересов детей, то с родителей будет взята сумма компенсации с учетом мер, необходимых по социальной реабилитации и адаптации ребенка.
Нарушение исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних родителями, а также педагогами или работниками учреждений, осуществляющими надзор за несовершеннолетними, подлежат уголовной ответственности. В новый Уголовный кодекс РФ включена специальная глава «Преступления против семьи и несовершеннолетних». В ней содержится регламентация ответственности взрослых за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления, систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничество, попрошайничество. При этом при совершении перечисленных преступлений родителями или педагогами они подлежат более строгой ответственности. В эту главу включена новая для российского законодательства норма - неисполнение родителями, педагогами, иными работниками образовательного либо лечебного учреждения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, соединенная с жестоким обращением с ними.
Упомянутые выше и другие законодательные акты позволяют утверждать, что в последнее время происходят положительные изменения на политическом, законодательном, программно-целевом и организационно-управленческом уровнях по реализации в Российской Федерации возможностей семьи в воспитании детей. Однако в силу ряда как объективных, так и субъективных причин требования законодательства о семье осуществляются крайне медленно, не всегда имеются четкие механизмы их реализации.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи