Следует заметить, что учение о принципах занимает одно из центральных мест в дидактике. Само понятие "принцип" в логическом смысле служит началом или базисом для организации деятельности, руководства, рассуждения, научного исследования и тому подобное. Вот почему под принципами обучения обычно понимаются вытекающие из выявленных закономерностей исходные положения, реализация требований которых направлена на обеспечение эффективности учебного процесса. В структуре основных категорий процесса обучения они следуют за закономерностями, являясь их отражением.
Если закономерности обучения выражают наиболее существенные связи этого процесса, определяющие его эффективность, то принципы раскрывают то, как использовать в педагогической практике эти познанные связи.
Общие принципы дидактики осмысливаются и разрабатываются в педагогической науке уже несколько веков. Их основоположником считается великий славянский педагог Ян Амос Коменский (15921670 гг.). Вслед за ним принципы обучения выявляли и обогащали классики западноевропейской и отечественной педагогики. Их развитие активно продолжается и в современной педагогической науке. В настоящее время часть теоретиков педагогики условно разделяет их на "классические", отражающие результаты многовекового развития дидактики, и "современные", проявившиеся в образовательном процессе последних десятилетий.
К числу классических принципов обучения в современной отечественной педагогике относят принципы научности, сознательности и активности, систематичности, последовательности, преемственности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой. Уже само их название является лаконичной характеристикой сути принципов, ориентирует педагога на создание таких условий, при которых обучение будет проходить наиболее продуктивно. Однако их реализация предполагает выполнение определенных требований при организации и осуществлении учебного процесса. Рассмотрим это на примере первого из названных принципов обучения.
Принцип научности долгое время не был обязательным в организации обучения, так как сама наука определенное время не играла существенной роли в деятельности человека. Однако в XIX веке, в связи с повышением роли знаний в общественном производстве, наряду с обыденными житейскими толкованиями явлений окружающего мира стало необходимым его научное понимание. Вслед за этим встал вопрос о введении принципа научности в систему образования.
Главный смысл принципа научности заключается в том, чтобы учащимся для изучения предъявлялась лишь научно обоснованная учебная информация, прошедшая специально организованную экспертизу в виде публичной научной защиты. Именно это формирует у них понимание того, что все в этом мире подчинено законам, знание и применение которых необходимо каждому живущему в современном цивилизованном обществе человеку.
Реализация принципа в учебном процессе образовательного учреждения требует от педагогов выполнения ряда требований:
• учебный материал должен отвечать современным достижениям науки в изучаемой системе научного знания (история, философия, педагогика и т.д.). Вынужденное упрощение сложных научных положе
ний не должно приводить к искажению их научной сущности, а терминология оставаться единой на протяжении всей учебы;
• необходимо знакомить учащихся с новейшими достижениями в соответствующих науках, проходящими дискуссиями и выдвинутыми гипотезами. Их необходимо в доступной форме знакомить с методами научного исследования и включать в самостоятельную научноисследовательскую работу различного уровня (доклад, реферат, курсовые и дипломные работы);
• важно не только научное толкование отдельных явлений, особенно в области общественных наук, но и знакомство с различными точками зрения на их оценку;
• изучение закономерностей развития объективного мира должно формировать у обучаемых научное мировоззрение;
• в процессе обучения необходимо осуществлять критический анализ различного рода лженаучных и ошибочных теорий, взглядов и представлений.
В современной дидактике принцип научности и другие классические принципы сохраняют свой первозданный смысл и в то же время развиваются, обогащаются, дополняются новыми фундаментальными идеями, которые в последующем могут обрести статус самостоятельных дидактических принципов. К числу таких в последние десятилетия принадлежат ряд современных принципов обучения, в число которых относят принципы создания оптимальных условий для обучения, опережающего обучения, опоры (использования опорных сигналов), обучения на высоком уровне трудностей и целый ряд других.
Каждый из общих принципов обучения выполняет характерную, свойственную ему дидактическую функцию. Поэтому их нельзя ранжировать по степени важности. Рациональным считается системный подход к пониманию взаимосвязи и взаимообусловленности всех перечисленных принципов обучения, которые реализуются одновременно в рамках той или иной теории или концепции обучения.
Если закономерности обучения выражают наиболее существенные связи этого процесса, определяющие его эффективность, то принципы раскрывают то, как использовать в педагогической практике эти познанные связи.
Общие принципы дидактики осмысливаются и разрабатываются в педагогической науке уже несколько веков. Их основоположником считается великий славянский педагог Ян Амос Коменский (15921670 гг.). Вслед за ним принципы обучения выявляли и обогащали классики западноевропейской и отечественной педагогики. Их развитие активно продолжается и в современной педагогической науке. В настоящее время часть теоретиков педагогики условно разделяет их на "классические", отражающие результаты многовекового развития дидактики, и "современные", проявившиеся в образовательном процессе последних десятилетий.
К числу классических принципов обучения в современной отечественной педагогике относят принципы научности, сознательности и активности, систематичности, последовательности, преемственности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой. Уже само их название является лаконичной характеристикой сути принципов, ориентирует педагога на создание таких условий, при которых обучение будет проходить наиболее продуктивно. Однако их реализация предполагает выполнение определенных требований при организации и осуществлении учебного процесса. Рассмотрим это на примере первого из названных принципов обучения.
Принцип научности долгое время не был обязательным в организации обучения, так как сама наука определенное время не играла существенной роли в деятельности человека. Однако в XIX веке, в связи с повышением роли знаний в общественном производстве, наряду с обыденными житейскими толкованиями явлений окружающего мира стало необходимым его научное понимание. Вслед за этим встал вопрос о введении принципа научности в систему образования.
Главный смысл принципа научности заключается в том, чтобы учащимся для изучения предъявлялась лишь научно обоснованная учебная информация, прошедшая специально организованную экспертизу в виде публичной научной защиты. Именно это формирует у них понимание того, что все в этом мире подчинено законам, знание и применение которых необходимо каждому живущему в современном цивилизованном обществе человеку.
Реализация принципа в учебном процессе образовательного учреждения требует от педагогов выполнения ряда требований:
• учебный материал должен отвечать современным достижениям науки в изучаемой системе научного знания (история, философия, педагогика и т.д.). Вынужденное упрощение сложных научных положе
ний не должно приводить к искажению их научной сущности, а терминология оставаться единой на протяжении всей учебы;
• необходимо знакомить учащихся с новейшими достижениями в соответствующих науках, проходящими дискуссиями и выдвинутыми гипотезами. Их необходимо в доступной форме знакомить с методами научного исследования и включать в самостоятельную научноисследовательскую работу различного уровня (доклад, реферат, курсовые и дипломные работы);
• важно не только научное толкование отдельных явлений, особенно в области общественных наук, но и знакомство с различными точками зрения на их оценку;
• изучение закономерностей развития объективного мира должно формировать у обучаемых научное мировоззрение;
• в процессе обучения необходимо осуществлять критический анализ различного рода лженаучных и ошибочных теорий, взглядов и представлений.
В современной дидактике принцип научности и другие классические принципы сохраняют свой первозданный смысл и в то же время развиваются, обогащаются, дополняются новыми фундаментальными идеями, которые в последующем могут обрести статус самостоятельных дидактических принципов. К числу таких в последние десятилетия принадлежат ряд современных принципов обучения, в число которых относят принципы создания оптимальных условий для обучения, опережающего обучения, опоры (использования опорных сигналов), обучения на высоком уровне трудностей и целый ряд других.
Каждый из общих принципов обучения выполняет характерную, свойственную ему дидактическую функцию. Поэтому их нельзя ранжировать по степени важности. Рациональным считается системный подход к пониманию взаимосвязи и взаимообусловленности всех перечисленных принципов обучения, которые реализуются одновременно в рамках той или иной теории или концепции обучения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи