Авторитет позитивистской методологии в рассматриваемый период был так велик, что под ее влияние попал и крупнейший американский философ, педагог и социолог Джон Дьюи.Важнейшим источником для педагогики как науки Д. Дьюи считал проверенный жизнью метод. В реформаторской педагогике Д. Дьюи выступил как наиболее яркий представитель философско-педагогического направления прагматизма (от греч. – дело, действие) с его трактовкой истинности как практической значимости: «истинно то, что полезно». При этом значимость пользы определялась чувством самоудовлетворения. Каждый ребенок, по определению Д. Дьюи, – неповторимая индивидуальность и потому должен стать центром педагогического процесса. Д. Дьюи рассматривал воспитание как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания.
Накопление ребенком индивидуального опыта ведет к формированию его личности. Исходя из этого, Д. Дьюи выдвинул идею создания «инструментальной» педагогики, строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребенка. Согласно этой концепции обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины. Такой путь познания представлялся прагматистам более соответствующим природе ребенка, нежели традиционное сообщение ему системы знаний. Конечным результатом обучения, по Д. Дьюи, должна была стать сформированность навыков мышления, под которыми понималась способность в первую очередь к самообучению. Целями образовательного процесса выступали умение решать жизненные задачи, ов-ладение творческими навыками, обогащение опыта, под которым понимались знания как таковые и знания о способах действия, а также воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию.
Школьное обучение, согласно Д. Дьюи, следует начинать с деятельности учащихся, имеющей социальное содержание и применение, и только позже подводить школьников к теоретическому осмыслению материала, к познанию природы вещей и способов их изготовления. Содержание образования, таким образом, усваивается как побочный продукт в ходе исследования проблемной обучающей среды, организованной как логическая последовательность педагогических ситуаций.
Накопление ребенком индивидуального опыта ведет к формированию его личности. Исходя из этого, Д. Дьюи выдвинул идею создания «инструментальной» педагогики, строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребенка. Согласно этой концепции обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины. Такой путь познания представлялся прагматистам более соответствующим природе ребенка, нежели традиционное сообщение ему системы знаний. Конечным результатом обучения, по Д. Дьюи, должна была стать сформированность навыков мышления, под которыми понималась способность в первую очередь к самообучению. Целями образовательного процесса выступали умение решать жизненные задачи, ов-ладение творческими навыками, обогащение опыта, под которым понимались знания как таковые и знания о способах действия, а также воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию.
Школьное обучение, согласно Д. Дьюи, следует начинать с деятельности учащихся, имеющей социальное содержание и применение, и только позже подводить школьников к теоретическому осмыслению материала, к познанию природы вещей и способов их изготовления. Содержание образования, таким образом, усваивается как побочный продукт в ходе исследования проблемной обучающей среды, организованной как логическая последовательность педагогических ситуаций.
На педагогическую теорию во второй половине XIX столетия сильное влияние оказала философия позитивизма. По определению основоположника позитивизма О. Конта (1798–1857), опыт и теоретическое знание есть совокупность субъективных ощущений и переживаний. Наиболее адекватно этому представлению отвечала педагогическая теория Г. Спенсера.Очень близкой к этой точке зрения была так называемая прогрессивистская концепция воспитания, получившая распространение особенно в США. Прогрессивисты полагали, что характер педагогического процесса определяется главным образом проявлением склонностей детей в процессе практической деятельности и поэтому для расширения возможностей индивидуализации обучения необходимы эффективные средства определения задатков, способностей и интеллектуального уровня каждого ребенка с тем, чтобы помочь ему выбрать свой будущий жизненный путь.
Эти идеи легли в основу сформулированного на этой основе принципа педоцентризма в воспитании. Опираясь на руссоистскую теорию естественного воспитания, педоцентристы доказывали, что планомерное, систематическое обучение и воспитание детей по заранее разработанным программам противоречат природе развития ребенка, и поэтому организацию педагогического процесса следует строить, исходя из непосредственно возникающих интересов детей в процессе их деятельности. Наибольший вклад в развитие педологии внесли психологи Э. Торндайк, С. Холл, А. Бине и представители экспериментальной педагогики. Опора реформаторских направлений педагогики на уже существовавшие в педагогике и психологии теории особенно четко прослеживается во взаимодействии экспериментальной педагогики с одним из ведущих психологических направлений США – бихевиоризмом, согласно которому поведение человека есть совокупность ответных реакций организма на разнообразные раздражения, поступающие из окружающей среды. Бихевиористская формула «стимул – реакция» объясняла все побудительные мотивы человеческой деятельности. Методом проб и ошибок каждый ребенок, согласно этой концепции, самостоятельно вырабатывает для себя определенный комплекс реакций, обеспечивающий его адаптацию к среде. При этом он руководствуется главным образом врожденными инстинктами и стихийно сложившимися привычками. Он прибегает к анализу только в новых, особенно сложных ситуациях. В этой связи функция воспитания якобы ограничивается наблюдением за поведением ребенка, обобщением данных о его поступках в различных ситуациях и выведением так называемых «нормативов» для педагогической практики.
Э. Торндайк отмечал, что на педагогику как научную дисциплину можно опираться только по мере усвоения ею количественных методов исследования. Любые стимулы, согласно его теории, могут быть заранее разработаны в соответствии с целями воспитания, а ответные реакции классифицированы и подвергнуты количественному измерению.
Эти идеи легли в основу сформулированного на этой основе принципа педоцентризма в воспитании. Опираясь на руссоистскую теорию естественного воспитания, педоцентристы доказывали, что планомерное, систематическое обучение и воспитание детей по заранее разработанным программам противоречат природе развития ребенка, и поэтому организацию педагогического процесса следует строить, исходя из непосредственно возникающих интересов детей в процессе их деятельности. Наибольший вклад в развитие педологии внесли психологи Э. Торндайк, С. Холл, А. Бине и представители экспериментальной педагогики. Опора реформаторских направлений педагогики на уже существовавшие в педагогике и психологии теории особенно четко прослеживается во взаимодействии экспериментальной педагогики с одним из ведущих психологических направлений США – бихевиоризмом, согласно которому поведение человека есть совокупность ответных реакций организма на разнообразные раздражения, поступающие из окружающей среды. Бихевиористская формула «стимул – реакция» объясняла все побудительные мотивы человеческой деятельности. Методом проб и ошибок каждый ребенок, согласно этой концепции, самостоятельно вырабатывает для себя определенный комплекс реакций, обеспечивающий его адаптацию к среде. При этом он руководствуется главным образом врожденными инстинктами и стихийно сложившимися привычками. Он прибегает к анализу только в новых, особенно сложных ситуациях. В этой связи функция воспитания якобы ограничивается наблюдением за поведением ребенка, обобщением данных о его поступках в различных ситуациях и выведением так называемых «нормативов» для педагогической практики.
Э. Торндайк отмечал, что на педагогику как научную дисциплину можно опираться только по мере усвоения ею количественных методов исследования. Любые стимулы, согласно его теории, могут быть заранее разработаны в соответствии с целями воспитания, а ответные реакции классифицированы и подвергнуты количественному измерению.
Выдающейся фигурой педагогики 19 века был Иоганн Фридрих Гербарт (1746-1841). Первый педагогический труд посвятил творчеству Песталоцци. Последующие сочинения («Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Первые лекции по педагогике»)были скорее шлифовкой наработанной методологии. Вместе с тем Гербарт сделал много для разработки педагогики как научной дисциплины, со своей системой понятий. В поисках фундаментальных условий эффективности УВП немецкий педагог стремился к выявлению «тезисов и основоположений», отвергая крайности как сугубо эмпирический, так и сугубо философской педагогики. В своих трудах он предпринял шаги по внедрению в педагогику научных результатов, в первую очередь психологии(«Письма о приложении психологии к педагогике»). В области обр Гербарт предлагал разделение школ на 3 типа(школы не были связанные преемственностью):
* элементарную, *городскую, *гимназию;
(школы не были связанные преемственностью).Реальная школа предлагалась тем, кто будет заниматься ремеслом, торговлей(видами практ. деят-ти). Для избранных, готовящих себя к умственным занятиям, рекомендовалось классическое обр.
Гербарт опирался на «практическую философию»- этику и психологию: первая намечает цели, вторая- способы осущ-я. Ставит в основу волеизъявление личности, «разв собственных душевных состояний». Он подчинял пед. Процесс 5 критериям:
*внутренней свободе, * совершенству,*благожелательности, *законности,*справедливости.
* элементарную, *городскую, *гимназию;
(школы не были связанные преемственностью).Реальная школа предлагалась тем, кто будет заниматься ремеслом, торговлей(видами практ. деят-ти). Для избранных, готовящих себя к умственным занятиям, рекомендовалось классическое обр.
Гербарт опирался на «практическую философию»- этику и психологию: первая намечает цели, вторая- способы осущ-я. Ставит в основу волеизъявление личности, «разв собственных душевных состояний». Он подчинял пед. Процесс 5 критериям:
*внутренней свободе, * совершенству,*благожелательности, *законности,*справедливости.
Одна из крупнейших фигур педагогики первой половины 19 в- Фридрик Адольф Вильгельм Дистерверг(1790-1866), проводивший свои исследования в области народной массовой школы. Он создал «Руководство к обр немецких учителей», свыше 20 учебников. Выступал с идеей общечеловеческого воспитания, национального по форме:»Человек- мое имя, немец- прозвище». Высшая цель воспитания определялась в духе Платона , как «служение истине, красоте, добру». Основной педагогический труд-«Руководство к обр немецких учителей», в котором сформулированы 2 основных принципа обч и всп- *природосообразности и *культуросообразности- как наиболее способствующее»развивающее -воспитательному образовательному обучению». Принцип природосообразности требовал следовать в воспитании и обучении природе чел-ка, с учетом индивидуальных способностей и наклонностей. Принцип культуросообразности предписывал организацию УВП на основе «внешней, внутренней и общественной» культуры. Первая включала нормы морали, быта, вторая- духовную жизнь человека, третья -социальные отношения и национальную культуру.
Дистерверг создал дидактику развивающего обучения, изложив ее в виде 33 законов и правил. Природосообразное всп предполагало обучение в соответствии с особенностями детского восприятия: от примеров -к правилу, от предметов и представлений -к обозначающим их словам. Важнейшим критерием считалось сознательное усвоение материала, умение его изложить. Цель всп, по Дистервергу,- развитие самодеятельности, благодаря ктр чел-к может распорядиться собственной судьбой, продолжить образование. Огромное значение уделяется развитию духовных потребностей. Обч и всп призвано к образованию характера, развитию силы ума. В своей концепции «развивательного, воспитательного и образовательного обч» он делает упор на необходимости отхода от «формальных» целей обучения. В начальной школе, по мнению Дистервега, необходимо уделять основное внимание привитию навыков, развитию умственных сил и способностей и умению самостоятельно работать над усвоением учебного материала. Учитель должен обратить особое внимание на развитие всех органов чувств детей путем наглядного обучения. В средней школе «постепенно выдвигается вперед и материальная цель» — вооружение учащихся разносторонними и глубокими научными знаниями.
Дистерверг создал дидактику развивающего обучения, изложив ее в виде 33 законов и правил. Природосообразное всп предполагало обучение в соответствии с особенностями детского восприятия: от примеров -к правилу, от предметов и представлений -к обозначающим их словам. Важнейшим критерием считалось сознательное усвоение материала, умение его изложить. Цель всп, по Дистервергу,- развитие самодеятельности, благодаря ктр чел-к может распорядиться собственной судьбой, продолжить образование. Огромное значение уделяется развитию духовных потребностей. Обч и всп призвано к образованию характера, развитию силы ума. В своей концепции «развивательного, воспитательного и образовательного обч» он делает упор на необходимости отхода от «формальных» целей обучения. В начальной школе, по мнению Дистервега, необходимо уделять основное внимание привитию навыков, развитию умственных сил и способностей и умению самостоятельно работать над усвоением учебного материала. Учитель должен обратить особое внимание на развитие всех органов чувств детей путем наглядного обучения. В средней школе «постепенно выдвигается вперед и материальная цель» — вооружение учащихся разносторонними и глубокими научными знаниями.
17 век-век глобальных перемен, идей, поэтому называется «великая дидактика».
Двоякость взглядов Коменского: с одной стороны-механистичность(бумага-ученик, шрифт-учебник, черная краска-голос преподавателя, печатный станок-дисциплина; сравнивает школу с машиной; с другой стороны – Коменский епископ и его теория воспитания строится на идеи: человек – существо божье, которое готовится к миру вечному. У человека 3 жизни: 1-во чреве, 2-жизнь, 3-вечная, каждая самодостаточна и закрыта). Коменский был основоположником педагогики нового времени. Основной принцип Коменского – природосообразность. Все строится по принципу аналогии природному. Выдвигает идею учить всех всему. Всех-бедных, богатых, мальчиков/девочек,тупых/даровитых- никто не может стать человеком, если его не обучать. Всему:наукам,благочестии,нравственности(познание окр м, стремление к Богу,умение управлять собой-самосовершенствование). Надо давать детям основание вещей, знания для понимания окружающего мира. Учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию. Коменский – философ, кот верит в спасительную силу разума. Он епископ-должен искать спасение свыше, а ищет в уме чела.
Коменский поставил вопрос о границах общего образования. Образование начинается в момент зарождения- материнская школа(от рождения до 6 лет). Это своеобразная форма семейного воспитания. Подготовка к школе. Надо дать первые представления об окружающих его предметах и явлениях природы. Игра-главное, не мешать детям играть.
Двоякость взглядов Коменского: с одной стороны-механистичность(бумага-ученик, шрифт-учебник, черная краска-голос преподавателя, печатный станок-дисциплина; сравнивает школу с машиной; с другой стороны – Коменский епископ и его теория воспитания строится на идеи: человек – существо божье, которое готовится к миру вечному. У человека 3 жизни: 1-во чреве, 2-жизнь, 3-вечная, каждая самодостаточна и закрыта). Коменский был основоположником педагогики нового времени. Основной принцип Коменского – природосообразность. Все строится по принципу аналогии природному. Выдвигает идею учить всех всему. Всех-бедных, богатых, мальчиков/девочек,тупых/даровитых- никто не может стать человеком, если его не обучать. Всему:наукам,благочестии,нравственности(познание окр м, стремление к Богу,умение управлять собой-самосовершенствование). Надо давать детям основание вещей, знания для понимания окружающего мира. Учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию. Коменский – философ, кот верит в спасительную силу разума. Он епископ-должен искать спасение свыше, а ищет в уме чела.
Коменский поставил вопрос о границах общего образования. Образование начинается в момент зарождения- материнская школа(от рождения до 6 лет). Это своеобразная форма семейного воспитания. Подготовка к школе. Надо дать первые представления об окружающих его предметах и явлениях природы. Игра-главное, не мешать детям играть.