ВЛАДИМИР ВЕРНАДСКИЙ

Наука » Биология
ВЛАДИМИР ВЕРНАДСКИЙ

Владимир Вернадский стал одним из немногих учёных XX в., оставивших свой след в самых разных областях науки — в том числе геологии, биологии, химии, философии. Он стал создателем учения о живом веществе и биосфере — учения, которое находится на стыке всех этих наук.

Родился Владимир Вернадский 12 марта 1863 г. в Петербурге в семье профессора-экономиста. Вла­димир рос любознательным ребёнком. Во время учёбы в гимназии он часто совершал походы за город, на природу, где собирал коллекции жуков и бабочек. Увлекался он и химическими опы­тами, которые из-за неопытности эксперимента­тора часто заканчивались взрывами.

Закончив гимназию, Владимир решил изучать естествознание и поступил в Петербургский университет. Среди его учителей были создатель периодической системы элементов Дмитрий Мен­делеев, основоположник почвоведения Василий Докучаев. Как раз во время обучения Вернадско­го в университете Докучаев выпустил свою зна­менитую книгу «Русский чернозём». В ней он развил идеи, высказанные ещё Михаилом Ломо­носовым, о том, что почвы не существуют вечно, как горные породы, а образовались из «мёрт­вых» горных пород под воздействием растений и животных. На глазах Вернадского рождалась новая наука. Как он говорил позднее, это было захватывающе интересно.

В 1885 г. Вернадский окончил университет. В

ВЛАДИМИР ВЕРНАДСКИЙ


Владимир Вернадский.


формировании личности учёного большую роль сыграло его участие в студенческом народничес­ком кружке, позднее названном «Братство». Прог­рамма кружка была выражена в самом его на­звании. Его участники должны были «помогать друг другу в сохранении свободной человеческой личности как величайшей ценности». Летнее время участники «Братства» проводили вместе, живя коммуной. Многие из членов кружка стали известными учёными, общественными деятеля­ми. На всю жизнь они сохранили идеалы дружбы и товарищества, воспитанные «Братством».

В университете Вернадский познакомился с такими деятелями народничества, как Александр Ульянов, позднее казнённый за подготовку по­кушения на императора Александра III, и Нико­лай Похитонов, приговорённый позже к заклю­чению в Шлиссельбургскую крепость.

Казнь Ульянова отозвалась и на судьбе Вер­надского — на два года ему пришлось покинуть Россию. Вернувшись на родину, Вернадский стал работать в Московском университете преподава­телем. С 1898 г. Вернадский — профессор уни­верситета. Его твёрдый характер не раз приво­дил к столкновениям с начальством. Один раз он выставил 42 двойки студентам-медикам за не­подготовленность к экзамену. Студенты были недовольны, университетское начальство возму­щалось «своеволием» профессора... Но в конце концов студенты первыми поняли и поддержали взыскательность Владимира Ивановича. В бес­конечной борьбе студенчества с властями за свои вольности и права Вернадский был, безусловно, на стороне студентов. В 1911 г. в знак протеста против притеснений студенчества он даже ушёл из университета.

В 1905 г. профессор Вернадский становится одним из руководителей кадетской (конституци­онно-демократической) партии, сплотившей ли­берально настроенную интеллигенцию, и даже выборным членом Государственного совета от Академии наук. Выступая в нём, он призывает не допустить смертных казней, говоря, что «бе­лый террор повлечёт за собой красный ». Многие члены совета кричали тогда ему в ответ: «Не запугаете!»

С 1917 г. в России наступает эпоха револю­ций, смут и гражданской войны. С августа до октябрьского переворота Вернадский — член Вре­менного правительства, заместитель министра просвещения. В 1918 г. он едет на Украину ор­ганизовывать Академию наук. Власть гетмана на Украине сменяется властью Советов, а им на смену приходят добровольческие войска Дени­кина. Вернадскому поневоле приходится общать­ся и с гетманом, и с красными, и с белыми, чтобы сохранить только что созданную академию...

С 1921 г. академик Вернадский живёт и рабо­тает во Франции. Издалека он присматривается к тому, что происходит на родине. И делает вывод: «Центр мысли и научной работы не в эмиграции, а в России. Русская Академия наук — единственное учреждение, в котором ничего не тронуто. Оно осталось в старом виде, с полной свободой внутри. Конечно, это свобода относи­тельная в полицейском государстве, и всё время приходится защищаться».

Продолжение научной работы, защита ака­демических свобод — всё это настоятельно зовёт Вернадского, бывшего руководителя партии, ко­торая теперь объявлена партией «врагов наро­да», к возвращению на родину. Он возвращается в Россию в 1926 г.

Здесь Вернадский становится одним из лиде­ров академической науки, отстаивающим её ав­тономию и свободы, постоянно урезаемые вла­стями. В самые суровые годы массовых арестов он защищает арестованных деятелей науки, ста­рается спасти их из застенков.

И всегда сохраняет удивительную по тем вре­менам свободу мысли. Бесстрашно и критически анализирует Вернадский любые научные проб­лемы и общественные явления. Просто ли было сохранять эту раскрепощённость мышления в обстановке подозрительности, поисков вредите­лей и врагов народа? Многие из его дневниковых записей 30—40-х гг. уже сами по себе могли бы стать причиной ареста и осуждения.

Скончался Владимир Иванович Вернадский 6 ян­варя 1945 г. в возрасте 81 года.

Трудно перечислить все те области науки, в которые Вернадский внёс свой вклад. В своих научных трудах он писал о почве и минералах, растениях и животных, человеке, времени, Все­ленной.

Исследуя строение и историю земной коры, Вернадский постепенно пришёл к идее о том, что в развитии земной коры исключительную, ведущую роль играли живые организмы. Он писал, что в «косном веществе планеты» мы не можем заметить никаких проявлений эволюции. Оно изменяется благодаря «живому веществу», жи­вым организмам.

Тончайшая плёнка жизни, «живого вещест­ва», покрывающая Землю, до этого ускользала от внимания геологов из-за своей кажущейся незначительности (по сравнению с земной ко­рой).

Вернадский показал, что жизнь — не случай­ная гостья на поверхности земной коры. Учёный высказал мысль о «всюдности» и «всегдашности» жизни. По его представлению, жизнь — такая же вечная часть космоса, как материя и энергия.

Живое вещество — необходимая составная часть земной коры. Оно служит передаточным звеном между космосом и Землёй. Энергию кос­мических излучений (солнечного света) оно пере­водит в земную энергию: химическую, механи­ческую и т. д. И тем самым вовлекает «мёртвое косное вещество» земной коры в непрерывный круговорот.

Важный перелом в научном творчестве учёно­го произошёл в 1919—1920 гг. В это время Вер­надский находился в отчаянном положении. В стране бушевала гражданская война, и его как бывшего члена Временного правительства и ка­дета могло ожидать всё что угодно, от ареста до расстрела. Поневоле он сравнивал свою судьбу с судьбой одного из создателей французской «Эн­циклопедии» XVIII в. Жана Кондорсе. В годы Французской революции, в последние месяцы перед казнью Кондорсе, скрываясь от ареста, писал своё знаменитое сочинение «Эскиз истори­ческой картины прогресса человеческого разума».

Вдобавок в начале 1920 г. Вернадский заболел сыпным тифом и некоторое время находился между жизнью и смертью. Во время болезни Владимир Иванович испытал странное состо­яние, в котором в приходивших к нему мечтах, фантазиях, мыслях и образах он постигал мно­гие глубочайшие проблемы науки, в подробно­стях видел картины своей будущей научной ра­боты. Во время этих видений он находил новое для себя в различных областях науки. Похожие примеры в истории науки известны: учитель Вернадского Менделеев, как известно, во сне открыл периодическую систему элементов.

Вскоре после выздоровления Вернадский де­лает запись в своём дневнике: «Я стал ясно сознавать, что мне суждено сказать человечеству новое в том учении о живом веществе, которое я создаю. Оно представляет другую сторону эво­люционного учения... Это учение может оказать такое же влияние, как книга Дарвина».

Чарлз Дарвин рассмотрел развитие жизни с точки зрения изменения видов. Его книга, как известно, так и озаглавлена — «Про­исхождение видов». А что если взгля­нуть на эволюцию «с другого конца»? Вернадский пришёл к выводу, что жизнь может существовать только в форме гигантской систе­мы — биосферы (в переводе с греческого — «области живого»).

Изменяются виды, изменяется биосфера. Их развитие связано между собой. В обоих случаях действуют определённые законы. Вернадский по­казал, что некоторые качества биосферы очень устойчивы. Строго закономерно изменяются об­щий вес, химический состав и другие свойства живых существ.

Основы своего учения о биосфере Вернадский изложил в книге «Биосфера» (1926 г. ).

Одной из высказанных учёным интересных гипотез была мысль о стремлении человечества к автотрофному (самостоятельному) питанию. Человек рано или поздно избавится от своей зависимости от других живых существ, сможет сам, непосредственно, создавать для себя как пищу, так и топливо. Это означало бы, по Вер­надскому, что «первый раз в геологической ис­тории на земной коре появилось бы автотрофное животное — автотрофное позвоночное». Вернад­ский не даёт ответа, «будет ли это благотворно или доставит новые страдания человечеству». Всё зависит от подхода: научное открытие мож­но использовать и во благо, и во зло.

В последние годы жизни учёный совершил выдающееся философское открытие, выдвинув идею перерастания биосферы (области жизни) в ноосферу (область разума).

Учёный считал, что в XVII в. наука стала силой, творящей историю. В XX в. происходит новое превращение — человек начинает менять облик планеты, наука становится силой гео­логической. Один из очерков Вернадского, напи­санный в 1936 г., так и назывался — «Научная мысль как геологическое явление».

Разум, возникнув в ходе эволюции, отныне становится её направляющей силой. Стихийная эволюция сменяется сознательной.

Дорос ли человек до умения использовать силу, данную ему наукой? Вернадский предви­дел, что человечество овладеет атомной энерги­ей, и писал об этом ещё в 1922 г.:

«Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет. Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить её на добро, а не на самоуничтожение?»

Разум, считал Вернадский, не должен и не может противостоять остальной жизни на Земле, бездумно «покорять» её. С помощью науки он должен прийти к гармоничному единству со всем живым в рамках ноосферы.


Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.