Трудности в освоении новых программных средств связаны прежде всего с отсутствием умения самостоятельного освоения данных программных продуктов. Таким образом, задачами профильного обучения являются:
• формирование у обучаемых понятия о технологии как об алгоритме решения задачи конкретной предметной области;
• формирование общеучебных умений и приемов самостоятельной деятельности с целью самостоятельного освоения учащимися раздела “Информационные технологии” (в форме самостоятельной работы, творческих исследований и пр.).
Уточним понятие «самостоятельная работа». Несмотря на многочисленные исследования, посвященные определению сущности самостоятельной работы, в педагогической литературе до сих пор существуют самые разнообразные подходы к определению смыслового значения этого понятия. Многообразие концепций и определений связано с тем, какие признаки самостоятельной работы выделяют дидакты, методисты, учителя-практики в качестве существенных. Так например, одни считают, что самостоятельная работа – это форма организации деятельности учащихся [1, 8], для других это только деятельность учащихся, которая осуществляется в процессе обучения без непосредственного участия учителя [2, 3]. Некоторые раскрывают суть самостоятельной работы, определяя последнюю как «…средство организации и выполнения учащимися определенной деятельности в соответствии с поставленной целью» [4: 43].
На основе анализа педагогической литературы выделим основные направления в определении понятия «самостоятельная работа» (рис.1).
Несмотря на многообразие существующих концепций, все определения самостоятельной работы можно свести к двум основным направлениям. Одни склонны делать акцент на организационной стороне самостоятельной работы (Есипов Б. П., Нильсон О. А. и др.). Другие педагоги обращают внимание на деятельностный аспект, считая отличительным признаком самостоятельной работы познавательную деятельность учеников, которая осуществляется при выполнении задания.
Самостоятельная работа
Организационная составляющая (внешняя сторона)
Процессуальная составляющая (внутренняя сторона)
Самостоятельная работа как форма (средство) организации обучения
Самостоятельная работа как деятельность учащихся
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
- отсутствие непосредственного участия учителя;
- ограниченный временной промежуток выполнения работы;
- наличие задания учителя;
результат работы
- активность учащихся;
- осознание учащимися
смысла и цели выполняемой
работы;
- актуально осознаваемые и сознательно контролируемые действия учащихся
Такой бинарный подход к трактовке исследуемого понятия прежде всего связан с тем, что в структуре самостоятельной работы как особого вида учебной деятельности можно выделить две составляющие: организационную (логико-содержательную) и процессуальную (деятельностную) стороны (рис.2).
На основе анализа педагогической литературы, посвященной
исследуемому понятию, можно сделать вывод о том, что в дидактике нет однозначного понимания сущности самостоятельной работы. Постоянные исследования выявляют новые признаки, что свидетельствует о неправомерности абсолютизации одного или нескольких аспектов самостоятельной работы.
При проведении самостоятельной работы, акцент может быть сделан на организационной или на деятельностной (процессуальной) стороне самостоятельной работы обучаемых. Учитывая специфику содержания раздела «Информационные технологии» в школьном курсе информатики в качестве доминирующего компонента выделим деятельностный аспект самостоятельной работы. Это обусловлено:
• требованиями, которые современное информационное общество предъявляет к выпускникам школ: определенный уровень знаний, сформированность способов деятельности и умение переносить их в новую ситуацию, личностные качества;
Современное «… общество информационных технологий … заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни» [5: 13];
• качественно новыми ролями и функциями всех участников учебного процесса: ученик – активный участник учебного процесса, способный осуществить самостоятельную познавательную дея
тельность; учитель – организатор самостоятельной познавательной деятельности учащегося, компетентный консультант и помощник;
• семантической эквивалентностью понятий «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность» ученика. Такое отождествление сделано нами на основе полисемии понятия «деятельность». Оно имеет четыре основных значения – активность, работа, труд и поведение, образующих группу синонимий [7, с.5].
Учебную деятельность рассматривают как один из видов человеческой деятельности вообще. Следовательно, семантический граф понятия «деятельность», представленный на рис. 3, справедлив и для учебной деятельности.
• спецификой учебного предмета «Информатика и информационные технологии», которая выражается в «сдвоенной» ведущей функции предмета – знаниях и способах деятельности.
«Сдвоенность» ведущей функции предмета «Информатика и информационные технологии» обусловлена:
• направлениями курса информатики (практическое, программистское, научно-техническое, исследовательское), в рамках которых в зависимости от целей содержания каждого направления различные функции предмета «Информатика и информационные технологии» – знания или способы деятельности – оказываются доминирующими;
• целями курса:
а) овладение школьниками компьютерной грамотностью, которая включает не только навыки работы на компьютере и умения алгоритмизации, но и умение решать задачи с помощью компьютера, используя при этом информационное моделирование;
б) формирование у школьников основ информационной культуры, куда включено изучение фундаментальных основ информатики;
• содержанием школьного курса информатики, которое должно отвечать выделенным трем группам вопросов, характеризующих компьютерную грамотность:
а) понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания, программе как форме представления алгоритма для компьютера; основы программирования на одном из языков программирования; практические навыки обращения с компьютером;
б) понятие об архитектуре компьютера, основные элементы и принцип действия компьютера;
в) понятие о новых информационных технологиях, применение и роль компьютера в современном обществе.
Третий блок вопросов предполагает изучение новых информационных технологий. «Сфера применения и роль вычислительной техники в повышении эффективности деятельности человека должны быть раскрыты учащимся прежде всего в процессе практического использования компьютера для решения разного рода задач в ряде учебных предметов».
Отметим, что «… применение новых информационных технологий как средства активной исследовательской работы учащихся на уроках – вклад не только в формирование компьютерной грамотности, но и в повышение эффективности и качества обучения многим предметам. Важным компонентом компьютерной грамотности является умение воспользоваться имеющимися в программном обеспечении компьютера пакетами прикладных программ для решения конкретных задач».
Прежде чем говорить о структурных компонентах самостоятельной деятельности учащихся, необходимо ответить на вопрос:
что понимать под термином «самостоятельная деятельность»?
Приведенные ранее на рис. 1 различные трактовки понятия
«самостоятельная работа» раскрывают несколько дидактических аспектов этого понятия, тем самым доказывая многокачественность и мнгогофункциональность самостоятельной работы в учебном процессе.
Учитывая вышеизложенное, целесообразно выделить в качестве базового дидактического компонента трактовку самостоятельной работы как метода обучения (рис. 1). Иначе говоря, в самостоятельной деятельности ведущим аспектом будем считать способы взаимосвязанной деятельности учащихся и учителя. Под методом обучения будем понимать «… способы организации учебнопознавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей» [6: 170].
На наш взгляд, определение самостоятельной деятельности как метода обучения безотносительно к конкретным обстоятельствам (специфике школьной дисциплины, ее ведущему методу, целям, содержанию обучения), характеру деятельности, способам организации самостоятельных учебных действий школьника очень абстрактно. Оно дает понятие только об общей модели деятельности, но не раскрывает характера деятельности учащихся, а также характера процессов овладения знаниями и развития. В реальной учебной ситуации такая модель без дополнительной конкретизации не обеспечит эффективной реализации и регулирования развивающей деятельности обучаемых.
Обобщая опыт исследований, в качестве рабочего определения
самостоятельной деятельности будем использовать следующее: самостоятельная деятельность – это способ совместной деятельности обучаемых и педагога, направленный на достижение целей обучения, который характеризуется следующими признаками: учащиеся без непосредственного участия учителя, но под его руководством решают учебные задачи в специально предоставленное время, проявляя усилия и активность и выражая в определенной форме результаты своей самостоятельной деятельности.
Список литературы
1. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. – М.: Учпедгиз, 1961.
2. Микельсон Р. М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения. – М.: Учпедгиз, 2006.
3. Нильсон О. А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. –
Таллин, 2005 .
4. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). – М.: Педагогика, 1972.
5. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
6. Смирнов С. А., Котова И. Б., Шиянов Е. Н. и др Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. / под ред. С. А. Смирнова. – 4-е изд.,
испр. – М.: Академия, 2001. – 512 с.
7. Суходольский Г. В. Введение в математико-психологическую теории деятельности. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. – 220 с.
8. Щенев В. А. Самостоятельная работа учащихся по физической карте при изучении географии частей света и важнейших государств. – Тула, 1965.
• формирование у обучаемых понятия о технологии как об алгоритме решения задачи конкретной предметной области;
• формирование общеучебных умений и приемов самостоятельной деятельности с целью самостоятельного освоения учащимися раздела “Информационные технологии” (в форме самостоятельной работы, творческих исследований и пр.).
Уточним понятие «самостоятельная работа». Несмотря на многочисленные исследования, посвященные определению сущности самостоятельной работы, в педагогической литературе до сих пор существуют самые разнообразные подходы к определению смыслового значения этого понятия. Многообразие концепций и определений связано с тем, какие признаки самостоятельной работы выделяют дидакты, методисты, учителя-практики в качестве существенных. Так например, одни считают, что самостоятельная работа – это форма организации деятельности учащихся [1, 8], для других это только деятельность учащихся, которая осуществляется в процессе обучения без непосредственного участия учителя [2, 3]. Некоторые раскрывают суть самостоятельной работы, определяя последнюю как «…средство организации и выполнения учащимися определенной деятельности в соответствии с поставленной целью» [4: 43].
На основе анализа педагогической литературы выделим основные направления в определении понятия «самостоятельная работа» (рис.1).
Несмотря на многообразие существующих концепций, все определения самостоятельной работы можно свести к двум основным направлениям. Одни склонны делать акцент на организационной стороне самостоятельной работы (Есипов Б. П., Нильсон О. А. и др.). Другие педагоги обращают внимание на деятельностный аспект, считая отличительным признаком самостоятельной работы познавательную деятельность учеников, которая осуществляется при выполнении задания.
Самостоятельная работа
Организационная составляющая (внешняя сторона)
Процессуальная составляющая (внутренняя сторона)
Самостоятельная работа как форма (средство) организации обучения
Самостоятельная работа как деятельность учащихся
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
- отсутствие непосредственного участия учителя;
- ограниченный временной промежуток выполнения работы;
- наличие задания учителя;
результат работы
- активность учащихся;
- осознание учащимися
смысла и цели выполняемой
работы;
- актуально осознаваемые и сознательно контролируемые действия учащихся
Такой бинарный подход к трактовке исследуемого понятия прежде всего связан с тем, что в структуре самостоятельной работы как особого вида учебной деятельности можно выделить две составляющие: организационную (логико-содержательную) и процессуальную (деятельностную) стороны (рис.2).
На основе анализа педагогической литературы, посвященной
исследуемому понятию, можно сделать вывод о том, что в дидактике нет однозначного понимания сущности самостоятельной работы. Постоянные исследования выявляют новые признаки, что свидетельствует о неправомерности абсолютизации одного или нескольких аспектов самостоятельной работы.
При проведении самостоятельной работы, акцент может быть сделан на организационной или на деятельностной (процессуальной) стороне самостоятельной работы обучаемых. Учитывая специфику содержания раздела «Информационные технологии» в школьном курсе информатики в качестве доминирующего компонента выделим деятельностный аспект самостоятельной работы. Это обусловлено:
• требованиями, которые современное информационное общество предъявляет к выпускникам школ: определенный уровень знаний, сформированность способов деятельности и умение переносить их в новую ситуацию, личностные качества;
Современное «… общество информационных технологий … заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни» [5: 13];
• качественно новыми ролями и функциями всех участников учебного процесса: ученик – активный участник учебного процесса, способный осуществить самостоятельную познавательную дея
тельность; учитель – организатор самостоятельной познавательной деятельности учащегося, компетентный консультант и помощник;
• семантической эквивалентностью понятий «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность» ученика. Такое отождествление сделано нами на основе полисемии понятия «деятельность». Оно имеет четыре основных значения – активность, работа, труд и поведение, образующих группу синонимий [7, с.5].
Учебную деятельность рассматривают как один из видов человеческой деятельности вообще. Следовательно, семантический граф понятия «деятельность», представленный на рис. 3, справедлив и для учебной деятельности.
• спецификой учебного предмета «Информатика и информационные технологии», которая выражается в «сдвоенной» ведущей функции предмета – знаниях и способах деятельности.
«Сдвоенность» ведущей функции предмета «Информатика и информационные технологии» обусловлена:
• направлениями курса информатики (практическое, программистское, научно-техническое, исследовательское), в рамках которых в зависимости от целей содержания каждого направления различные функции предмета «Информатика и информационные технологии» – знания или способы деятельности – оказываются доминирующими;
• целями курса:
а) овладение школьниками компьютерной грамотностью, которая включает не только навыки работы на компьютере и умения алгоритмизации, но и умение решать задачи с помощью компьютера, используя при этом информационное моделирование;
б) формирование у школьников основ информационной культуры, куда включено изучение фундаментальных основ информатики;
• содержанием школьного курса информатики, которое должно отвечать выделенным трем группам вопросов, характеризующих компьютерную грамотность:
а) понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания, программе как форме представления алгоритма для компьютера; основы программирования на одном из языков программирования; практические навыки обращения с компьютером;
б) понятие об архитектуре компьютера, основные элементы и принцип действия компьютера;
в) понятие о новых информационных технологиях, применение и роль компьютера в современном обществе.
Третий блок вопросов предполагает изучение новых информационных технологий. «Сфера применения и роль вычислительной техники в повышении эффективности деятельности человека должны быть раскрыты учащимся прежде всего в процессе практического использования компьютера для решения разного рода задач в ряде учебных предметов».
Отметим, что «… применение новых информационных технологий как средства активной исследовательской работы учащихся на уроках – вклад не только в формирование компьютерной грамотности, но и в повышение эффективности и качества обучения многим предметам. Важным компонентом компьютерной грамотности является умение воспользоваться имеющимися в программном обеспечении компьютера пакетами прикладных программ для решения конкретных задач».
Прежде чем говорить о структурных компонентах самостоятельной деятельности учащихся, необходимо ответить на вопрос:
что понимать под термином «самостоятельная деятельность»?
Приведенные ранее на рис. 1 различные трактовки понятия
«самостоятельная работа» раскрывают несколько дидактических аспектов этого понятия, тем самым доказывая многокачественность и мнгогофункциональность самостоятельной работы в учебном процессе.
Учитывая вышеизложенное, целесообразно выделить в качестве базового дидактического компонента трактовку самостоятельной работы как метода обучения (рис. 1). Иначе говоря, в самостоятельной деятельности ведущим аспектом будем считать способы взаимосвязанной деятельности учащихся и учителя. Под методом обучения будем понимать «… способы организации учебнопознавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей» [6: 170].
На наш взгляд, определение самостоятельной деятельности как метода обучения безотносительно к конкретным обстоятельствам (специфике школьной дисциплины, ее ведущему методу, целям, содержанию обучения), характеру деятельности, способам организации самостоятельных учебных действий школьника очень абстрактно. Оно дает понятие только об общей модели деятельности, но не раскрывает характера деятельности учащихся, а также характера процессов овладения знаниями и развития. В реальной учебной ситуации такая модель без дополнительной конкретизации не обеспечит эффективной реализации и регулирования развивающей деятельности обучаемых.
Обобщая опыт исследований, в качестве рабочего определения
самостоятельной деятельности будем использовать следующее: самостоятельная деятельность – это способ совместной деятельности обучаемых и педагога, направленный на достижение целей обучения, который характеризуется следующими признаками: учащиеся без непосредственного участия учителя, но под его руководством решают учебные задачи в специально предоставленное время, проявляя усилия и активность и выражая в определенной форме результаты своей самостоятельной деятельности.
Список литературы
1. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. – М.: Учпедгиз, 1961.
2. Микельсон Р. М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения. – М.: Учпедгиз, 2006.
3. Нильсон О. А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. –
Таллин, 2005 .
4. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). – М.: Педагогика, 1972.
5. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
6. Смирнов С. А., Котова И. Б., Шиянов Е. Н. и др Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. / под ред. С. А. Смирнова. – 4-е изд.,
испр. – М.: Академия, 2001. – 512 с.
7. Суходольский Г. В. Введение в математико-психологическую теории деятельности. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. – 220 с.
8. Щенев В. А. Самостоятельная работа учащихся по физической карте при изучении географии частей света и важнейших государств. – Тула, 1965.
Источник: О. Ю. Ильяшенко
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи