Педагогические условия оптимизации патриотического воспитания молодежи на боевых традициях ВМФ

Наука » Педагогика
Патриотизм, понимаемый нами как священное, возвышенное и благородное чувство человека, выражающее подлинную любовь к Родине, к родной земле, преданность её народу и ненависть к ее врагам, формируется не в результате какого-либо одностороннего или одноразового воздействия. По мнению Ш.А. Амоношвили [1], А.М. Столяренко [9] и других авторов, патриотизм формируется и развивается вместе с общим становлением личности. Это долговременный и в то же время сложный процесс, протекающий более успешно при соблюдении определенных педагогических условий.
В педагогике термин «педагогические условия» чаще всего понимают как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. Отечественные педагоги [1–5 и др.] рассматривают педагогические условия как то, что способствует успешному протеканию чего-либо, как педагогически комфортную среду, как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих достижение обучающимися профессионально-творческого уровня деятельности. Так, А. А. Андреев [2], А. М. Столяренко [9] под педагогическими условиями понимают целенаправленно созданную обстановку (среду), в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т. д.), позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу.
Следовательно, под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, способствующих успешности организации и проведения патриотического воспитания флотской молодежи (курсантов морских вузов и молодых моряков), реализация которых будет способствовать сформированности необходимых патриотических качеств.
Анализ научной литературы [1; 3; 4; 7; 8] и проведенное исследование позволили уточнить основные педагогические условия оптимизации процесса патриотического воспитания флотской молодежи на боевых
традициях ВМФ.

Рассмотрим приведенные педагогические условия.
1. Создание педагогически комфортной информационновоспитательной среды, обеспечивающей формирование соответствующих патриотических взглядов, убеждений, идеалов у молодежи.
По мнению Ш.А. Амоношвили, если мы хотим воспитать личность, патриота, то «все его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду» [1, с. 128].
А.А. Андреев [2] полагает, что информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система плюс ее обеспечение, т. е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, а также подсистема менеджмента. По мнению А.М. Столяренко, такая среда обладает
«особыми феноменами, закономерностями и механизмами, которые оказывают на человека, малые группы и общности педагогическое (воспитательное, просвещающее, обучающее, развивающее) влияние» [9, с. 165].
Следовательно, ИОС представляет собой совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, в том числе формирования и развития патриотических качеств у воспитанников. Для ИОС, содействующей патриотическому воспитанию флотской молодежи на боевых традициях, характерно:
• использование возможностей коллектива морского вуза (корабля), малых групп (учебная группа) и микрогрупп (друзья, земляки – 2–5
чел.), в деятельности которых всегда есть элемент педагогики;
• наличие в ней объектов, феноменов и факторов педагогической
природы и прямого педагогического назначения – соответствующих воспитательных структур;
• использование культурно-образовательных ресурсов: музея, клуба, библиотеки, картинной галереи, стендов, витрин и др.;
• создание объективных и педагогических условий для патриотического воспитания флотской молодежи на боевых традициях посредством целенаправленного социально-педагогического воздействия на весь курсантский состав вуза и молодых моряков корабля. Данное воздействие должно быть системным и постоянным, вызывающим определенные педагогические изменения и результаты;
• приведение в действие механизма научения, заключающегося в целенаправленном приучении флотской молодежи к равнению на
боевые традиции ВМФ, на подвиги отцов.
В такой ИОС воспитание курсантов морского вуза, молодых моряков
– это своеобразная школа патриотического воспитания, «школа боевой жизни», которая позволяет сформировать у флотской молодежи необходимые убеждения, взгляды и идеалы.
Согласно взглядам А.В. Барабанщикова [3], П.И. Пидкасистого [6], И.П. Подласого [7], формирование убеждений – процесс диалектически противоречивый. В. Г. Крысько [5] пишет, что вера в устоявшиеся убеждения подвергается колебанию, а при оказании психологического воздействия она может быть нейтрализована или основательно изменена вплоть до противоположных взглядов. Поэтому, например, А.В. Барабанщиков [2] и В.А. Сластенин [8] говорят о необходимости систематического воздействия на молодых людей и прежде всего на их сознание с целью помочь осмыслить суть патриотических идей, взглядов, норм и требований, сформировать у молодежи готовность принять их, превратить в руководство к действию, верный ориентир и путеводитель в жизни.
Таким образом, только создание педагогически комфортной ИОС обеспечит эффективное формирование соответствующих патриотических взглядов, убеждений, идеалов. Именно в педагогически пригодной ИОС убеждения, мировоззренческие, нравственные, эстетические, этические и другие идеи превращаются в личные взгляды, принципы и позиции курсантов и молодых моряков в систему мотивов их поведения.
2. Утверждение патриотизма, конституционного долга, готовности к достойному служению Отечеству в качестве основных ценностей в сознании и чувствах курсантов морского вуза и молодых моряков.
А.А. Андреев [2], А.В. Барабанщиков [2], А.М. Столяренко [9] и другие авторы утверждают, что каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Система их складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры.

В.Г. Крысько [5] считает, что для личностных ценностей характерна высокая осознанность, так как они отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций и служат важным фактором регуляции социальных взаимоотношений людей и поведения индивида.
В интересах утверждения основных ценностей в сознании и чувствах курсантов морского вуза и молодых моряков, воспитания высоких патриотических и нравственных качеств необходимо:
• с первого дня учебы в морском вузе или службы на корабле организовать и проводить патриотическое воспитание флотской молодежи
на боевых традициях ВМФ. К этому времени молодой человек уже обладает определенными патриотическими чувствами и представлениями, а в процессе учебной деятельности и воспитательной работы углубляет и обогащает их. Поэтому перед педагогами и воспитателями стоят четкие задачи по воспитанию патриотизма у флотской молодежи – курсантов и молодых моряков, формированию на базе этого их гражданственности, сознательности, ответственности и общественной активности;
• применять разнообразные формы воспитательной работы по воспитанию патриотических качеств. Для этого необходимо проводить
экскурсии по местам боевой славы региона, в музеи и комнаты боевой славы воинских частей, лектории с целью знакомства со славной историей ВМФ. Большой интерес у молодежи вызвали встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с участниками военных конфликтов, героями контртеррористических операций. В практику работы вошли просмотры и обсуждения кинофильмов, уроки мужества и беседы о том, как военные моряки выполняли свой долг перед Родиной и народом, обсуждения произведений художественной литературы, диспуты, собеседования и др.
Молодежь не только изучает героическую историю и боевые традиции ВМФ, но и помогает в организации воспитательной работы в детских садах, школах, колледжах, кадетских корпусах и лицеях.
Педагогам и воспитателям следует всегда помнить, что воспитание чувства любви и уважения к Родине должно быть тесно связано с конкретными поступками каждого курсанта и молодого моряка, призванного показывать на деле свое умение любить родную землю, оберегать ее красоту, приумножать ее богатства. Каждый молодой человек в процессе такой работы осознает, что быть патриотом на деле, а не на словах – это значит проявлять готовность сделать что-то полезное, нужное для Отечества. Быть патриотом – это значит добросовестно учиться, активно участвовать в общественной жизни, всегда и во всем отстаивать интересы нашего общества, нашего народа, нашего государства, учиться и быть готовым с оружием в руках отстоять свободу и независимость России.
Решение задачи воспитания чувства патриотизма у молодежи возможно с помощью активного использования культурно-исторических и духовно-нравственных ценностей. На их значение указывал И.А. Ильин [5], полагая, что они способствуют формированию гражданина державы с патриотическими качествами. Для этого он рекомендовал молодым родителям применять для «национального воспитания своих детей»: родной язык, песню, молитву, сказку, житие святых и героев, поэзию, историю, историю армии, сведения о территории, народном хозяйстве. Автор особо подчеркивал, что воспитывать подрастающее поколение следует таким образом, чтобы каждый ребенок с самого начала почувствовал и понял, что он сын великого русского народа с величественной трагической историей.
Культурно-исторический компонент патриотического воспитания молодежи включает:
• изучение истории нашей Родины, ознакомление с её переломными моментами, знаменательными событиями, творцом которых был народ, готовый во имя Отечества на жертвы, лишения, проявивший самоотверженность, стойкость, героизм;
• понимание идеи свободы и независимости, единства Руси, величия России, воспитание чувства любви к ней, гордости за русский народ,
его патриотизм, проявившийся в годы суровых испытаний;
• воспитание чувства восхищения, глубокой любви и благодарности к нашим предкам, к таланту русского народа и его созидательному
труду, искусству, являющемуся не только гордостью России, но и достоянием мировой цивилизации;
• изучение боевых традиций и воинских ритуалов.
Целью воспитания, по мнению С.Л. Рубинштейна [10],
А.В. Барабанщикова [2], И.П. Подласого [7], должно быть формирование у человека таких внутренних устремлений к выполнению моральных требований общества, которые как внутренняя закономерность обусловливали бы моральное поведение.
Следовательно, духовно-нравственный компонент патриотического воспитания курсантов и молодых матросов способствует возрождению и развитию истинных духовно-нравственных ценностей, которые составляют сущность русского народа, содействуют развитию лучших качеств человека: трудолюбия, бескорыстия, милосердия, коллективизма, жизнестойкости, готовности к самопожертвованию, преодолению любых трудностей и испытаний.
Велика в деле воспитания патриотов роль семьи. Патриотическое воспитание детей, подростков и юношей в семье оказывается намного действеннее, чем во всех иных воспитательных учреждениях. Именно в семье формируются чувство патриотизма и патриотические качества будущего защитника Отечества. Осуществляя социализацию личности, семья концентрирует свои усилия по физическому, моральному, патриотическому и трудовому воспитанию. Из семьи выходит член общества – активный труженик, защитник семьи и Родины, она обеспечивает преемственность традиций.
3. Разработка современной программы и методики по организации патриотического воспитания на боевых традициях, использование многообразия педагогических форм.
Для систематизации деятельности по патриотическому воспитанию современной учащейся и флотской молодежи необходимо обязательное программное обеспечение. А.В. Барабанщиков [2], И.П. Подласый [7] считают, что программа воспитания – это то, что необходимо выполнить для достижения результата. Программа фиксирует, обозначает, очерчивает, оформляет содержание. Программа, наполненная точными положениями, конкретными мероприятиями, позволяет добиться ожидаемого результата. По мнению П.И. Пидкасистого, программа воспитания – «это осмысленное, отобранное, оформленное содержание воспитательного процесса» [7, с. 515].
Cледовательно, для целенаправленного патриотического воспитания курсантов и молодых матросов необходимо иметь специальную программу, которая представляет собой модель воспитательной деятельности (рис. 2) в общем контексте концепции патриотического воспитания граждан России.
Основными формами работы при реализации настоящей программы были лекции, групповые занятия, диспуты, просмотр и обсуждение кинофильмов, экскурсии в музеи, комнаты боевой славы, встречи с ветеранами, викторины, исторические конкурсы, беседы и др.
4. Совершенствование качества подготовки педагогов и воспитателей к проведению патриотического воспитания молодежи.
Система патриотического воспитания курсантов морского вуза и молодых матросов предусматривает постоянное совершенствование профессиональной подготовки педагогов и воспитателей к проведению воспитательной работы. Верный ориентир для этого дает Ш.А. Амоношвили. Он пишет: «Гражданина страны может воспитать человек, который сам является гражданином высокой нравственности. Патриота и интернационалиста сможет воспитать человек, пронизанный
сам глубоким чувством патриотизма и интернационализма.

Модуль «Культурно-досуговая работа на патриотическую тематику»

В интересах оптимизации процесса патриотического воспитания молодежи педагоги и воспитатели должны:
• быть компетентными в вопросах теории патриотизма;
• иметь соответствующую психолого-педагогическую подготовку к
проведению воспитательной работы с курсантами и молодыми матросами, быть профессионально подготовленными к организации и проведению патриотического воспитания, умело владеть всеми педагогическими формами и методами работы;
• иметь условия, располагать всеми необходимыми электронномассовыми и техническими средствами воспитания для эффективной
организации процесса патриотического воспитания;
• постоянно вести поиск новых форм и методов патриотического
воспитания, изучать и перенимать передовой опыт.
Совершенствование качества подготовки педагогов и воспитателей к проведению патриотического воспитания молодежи подразумевает решение следующих двух задач:
• систематизацию профессионально-педагогической учебы педагогов и воспитателей. Для этого необходимо не только провести ориентирование и инструктивное занятие, но и систематизировать учебу педагогов, регулярно проводить семинары, обмены опытом работы, анализ практической деятельности и т. д.;
• организацию самообучения и систематизацию самостоятельной
подготовки педагогов и воспитателей к проведению патриотического
воспитания курсантов и молодых матросов на флотских боевых традициях.
Педагог или воспитатель должен быть всесторонне подготовлен к осуществлению патриотического воспитания молодежи. Для этого необходимо:
а) продумать собственную идеологию патриотического воспитания,
формирования у молодежи настоящего чувства любви к Родине;
б) быть искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а доказывать ее своими делами, личным поведением;
в) использовать необходимые формы и методы патриотического воспитания, позволяющие пробудить в каждом курсанте и молодом матросе дремлющий патриотизм.
5. Обеспечение в интересах патриотического воспитания тесного единства с местными и региональными государственными органами, общественными организациями и религиозными конфессиями.
Реализация данного педагогического условия осуществляется по следующим направлениям:
• координация деятельности всех субъектов процесса патриотического воспитания молодежи на основе единой государственной политики
(работа региональных межведомственных координационных советов и центров патриотического воспитания);
• активное участие органов исполнительной власти в деятельности
командования воинских частей, их работе по патриотическому воспитанию;
• совместное проведение воспитательно-патриотических мероприятий с общественными, молодежными, спортивными, ветеранскими
организациями и религиозными конфессиями;
• конкретная и адресная помощь ветеранским организациям и ветеранам;
• учет в воспитательной работе такого фактора, как многонациональный состав Российской Федерации, региона, и, соответственно,
связанное с ним многообразие национально-этнических культур.
Применение на практике вышеизложенных педагогических условий, оптимизация процесса патриотического воспитания флотской молодежи на боевых традициях ВМФ позволили за период с 2009 по 2012 г. получить ожидаемый результат, а именно: сформировать и развить у курсантов и молодых моряков такие социально значимые качества, как: гражданская и духовная зрелость, любовь и верность своему Отечеству, ответственность, исполнительность и дисциплинированность, чувство долга, знание и верность боевым традициям, стремление к сохранению и преумножению культурных ценностей Отечества, готовность к преодолению трудностей и тягот морской службы, активное участие в общественной жизни, нравственность, активная и деятельная гражданская позиция, патриотическое сознание.
По результатам тестирования 86,4 % курсантов заявили, что считают себя подлинными патриотами; 12,3 % – что еще не в полной мере считают себя патриотами, и только 1,3 % не считают себя еще патриотами. Среди матросов, завершающих воинскую службу, патриотами считают себя 98,4 %, остальные 1,6 % заявили, что еще не в полной мере соответствуют этому высокому званию, но стремятся к этому.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что патриотическое воспитание курсантов и молодых моряков на боевых традициях ВМФ актуально и востребовано. Сущность оптимизации этой деятельности заключается в продуктивной реализации воспитательного потенциала боевых традиций, позволяющих сформировать у молодого поколения необходимые патриотические качества.

Список литературы
1. Амоношвили Ш. А. Единство цели: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
2. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002.
3. Барабанщиков А. В. Вопросы педагогики и психологии высшей военной школы. – М.: Воениздат, 1971.
4. Ильин И. А. Путь духовного обновления / собр. соч.: в 10 т. – Т. 1. – М.: Рус. кн., 1993.
5. Крысько В. Г. Социальная психология: слов.-справ. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.
6. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. о-во России, 2004.
7. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2кн. – М.: ВЛАДОС, 2005. – Кн. 2. Процесс воспитания.
8. Сластенин В. А. Педагогика творчества. – М., 1991.
9. Столяренко А. М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
10. Рубинштейн С.Л. Психологическая наука и дело воспитания // Проблемы общей психологии. – 2-е изд. – М., 1976.

Источник: С.Н. Томилина
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.