Применение психотерапии в коррекции коммуникативных нарушений при дисфониях

Наука » Педагогика
Главной особенностью человеческой коммуникации является использование языка. Язык как средство человеческого общения выступает как орудие познания и инструмент мышления. Благодаря этому коммуникация становится важнейшим механизмом формирования личности и ее взаимодействия с обществом.
Барьеры коммуникации – это помехи, препятствующие контакту между коммуникатором и реципиентом, адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе коммуникации.
По характеру помех барьеры коммуникаций можно разделить на: технические; психофизические, психологические, семантические
социальные, культурные.
Все эти барьеры так или иначе приводят к нарушению полноценного процесса коммуникации, каждый из них может затруднять общение или усугублять восприятие и понимание информации, приводить к стойким коммуникативным нарушениям.
Нарушение полноценного процесса коммуникации у больных с дисфониями приводит к различным личностным нарушениям, в этой связи коррекционно-педагогическая работа предполагает не только
формирование и закрепление правильного механизма голосообразования но и коррекцию личности.
Отправной точкой патогенеза изменений личности у больных с дисфониями является реакция на психотравмирующие обстоятельства, в частности, невозможность полноценного общения.

Для устранения выявленных нарушений необходимо комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие, которое реализовалось по следующим направлениям: психотерапевтическое воздействие, развитие физиологического и фонационного дыхания, развитие артикуляционно-резонаторной системы, постановка голоса и расширение его диапазона, развитие речевого слуха и фонетическая ритмика, координация общей моторики.
Психотерапию в качестве основного метода лечения нарушений голоса и речи можно определить как процесс направленного психологического воздействия врача и логопеда на больного с целью восстановления нарушенных психических функций, их укрепления и развития. В этом смысле она выступает как единый процесс лечебных и педагогических мероприятий, не допускающий замены одних другими.
Современная психотерапия – это комплексное лечебное воздействие психику больного, а через нее и на весь организм с целью устранения болезненных симптомов и изменение отношения к самому себе, своему состоянию и окружающей среде. Ведущее значение в психотерапии придается побуждению к активному сознательному участию в борьбе против патологических факторов, когда психотерапия выступает как целостная система взаимосвязанных и взаимодополняющих методов лечебного воздействия на личность, а через него и на болезнь, активную деятельность больного, преодоление неадекватных болезненных реакций.
Основная задача психотерапии – перестройка личности больного на основе действенного осознания причин и процессов развития болезни, перестройки отношения больного к патогенным факторам заболевания.
Применение психотерапии для лечения требует глубокого знания типа личности, ВНД больного, его индивидуальных особенностей характера, темперамента.
Психотерапия предполагала индивидуальный подход к пациенту с учетом его возраста, особенностей личности, характера и длительности расстройства голоса. Психотерапевтическая работа проводилась дифференцированно в зависимости от степени фиксации на своем дефекте и сенсорной модальности. Перед нами стояла задача добиться активного и сознательного участия пациента в процессе восстановления голоса, создать положительную эмоциональную установку на выздоровление.
Исключительное значение в процессе реабилитации больных с дисфониями играет рациональная психотерапия искусство убеждать, говорить ясным и понятным пациенту языком, уверенность в своих силах при критическом осмыслении опыта, гибкая тактика психотерапевтического взаимодействия, сочетающаяся со способностью логопеда или врача разряжать или стабилизировать эмоциональные реакции пациентов.
Особое место в коррекции коммуникативных нарушений у детей с дисфониями занимает сказкотерапия.
Сказкотерапия – один из самых древних методов обучения, воспитания и одно и самых молодых направлений современной практической психологии. Благодаря сказке ребенок получает знания о мире, способах взаимодействия людей, возможностях самореализации. Информация, переданная через сказочный сюжет, запоминается надолго, ребенок начинает ее активно использовать, изменяя свое отношение к себе и миру. Сказкотерапия позволяет осознать пациенту свои собственные потенциалы, добиться понимания причинно-следственных связей событий и поступков, осмыслить взаимоотношение с окружающим миром, сформировать гармоничные мироощущения.
Сказкотерапию использовали как диагностическую, воздействующую и профилактическую методики. Для этих целей специально подбирали индивидуально дифференцированные художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические или
медитативные сказки. Для повышения эффективности коррекционного воздействия предлагали зарисовать сказочные сюжеты, театрализировать сюжет, сочинить собственную сказку или изменить сюжет известной.
Применение сказкотерапии требует глубокого знания типа личности ребенка, его индивидуальных особенностей характера, темперамента.
Изучая личностные особенности у 200 детей и подростков с нарушениями голоса (уровень невротизма, экстраверсии, интраварсии, уровень притязания, поведенческие реакции в условиях «успеха» и «неуспеха», самооценку здоровья и голоса, уровень личностной и реактивной тревожности, характерологические особенности, степень фиксированности на голосовом дефекте), мы установили, что наиболее значимым является последний критерий. Нами выделены три группы по типу реагирования на свой дефект: нулевая – 6,5 %, умеренная – 39 %, болезненная – 54,5 %. Сопоставляя этот критерий со степенью нарушения голоса, установили, что степень фиксации не всегда зависит от тяжести нарушения голоса.
Изучение болезненной фиксации показало, что она детерминирована всей системой взаимоотношений личности: семейнобытовыми, жизненными установками и целями, отношением к прошлому и будущему.
Полученные результаты доказывают необходимость проведения психотерапевтического воздействия. Руководствуясь этими основными положениями, на всех этапах коррекционной работы проводили психотерапевтическое воздействие.

Нами использовалась индивидуальная, групповая, семейная психотерапия.
С целью повышения эффективности психотерапии нами было проведено изучение ведущей модальности восприятия, через которые идет отбор, кодирование и переработка информации. Известно, что одни пациенты лучше воспринимают информацию через слуховой канал – «аудисты» (57 чел. – 28,5 %), другие – через зрительный – «визуалисты» (95 чел. – 47,5 %), третьи – через кинестетический (48–24 %).
Нами установлено, что при болезненной и нулевой фиксации преобладают «визуалисты» и «кинестетики», при умеренной – наиболее развит слуховой и визуальный канал восприятия. Все это определило технологию проведения психотерапевтического воздействия: формулировки при проведении убеждения, внушения, АТ, моделировались таким образом, чтобы у пациента сразу включался доминирующий сенсорный канал (например, для «визуалистов» фразу начинали со слов – посмотрите, для «аудистов» – послушайте).
Такой дифференцированный подход в проведении психотерапевтического воздействия значительно повышал эффективность
реабилитационной терапии, способствовал снижению рецидивов дисфоний и коррекции личности.

Источник: О. С. Орлова, П. А. Эстерова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.