Образование в современном обществе стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Заметно повысилась его социальная роль, от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
Формирование новых ценностей, потребностей, целей личности студента как субъекта учебной деятельности в условиях современной образовательной ситуации неразрывно связано с новой политической и социально-экономической обстановкой в нашей стране и за рубежом. Преимущественно два типа мотивов определяют учебную деятельность – это мотивы достижения и познания. Последний является основой учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя природе его мыслительной деятельности. Познавательная мотивация возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношениях студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации, так как во время обучения в вузе формируется прочный фундамент трудовой, профессиональной деятельности.
В основе профессионального самоопределения в юношеском возрасте лежат познавательные интересы, возникающие из потребности личности ориентироваться в действительности и являющиеся побудительной силой и источником действенных устремлений студента как субъекта учебной деятельности. Познавательный интерес вызывается деятельностью и реализуется в ней [4]. Интерес к познанию является одним из элементов, растормаживающих механизм восприятия и создающих условия для активизации познавательной деятельности. Познавательный интерес представляет собой интерес действия, целеустремленный поиск лучших путей и решений познавательных задач, связанный с усилиями в преодолении препятствий и являющийся важным стимулом в развитии таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость и трудолюбие, столь необходимых для изучения иностранного языка.
Специальные исследования по формированию познавательного интереса показывают, что он характеризуется во всех видах и на всех этапах развития следующими обязательными компонентами:
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;
2) наличием познавательной стороны этой эмоции;
3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности [4].
Познавательный интерес устраняет противоречия, вызванные трудностями адаптации студентов к условиям вуза, то есть противоречия между старыми представлениями учащихся о целях обучения, сформировавшимися до поступления в вуз, и новыми требованиями, которые способствуют усовершенствованию учебнопознавательной деятельности обучаемых. Познавательный интерес обеспечивает выбор для решения трудных заданий, имеющих существенную познавательную ценность. Ситуация повышенного интереса к учебному предмету значительно уменьшает количество ошибок при выполнении заданий и предотвращает возникновение возможных нежелательных конфликтов.
Профессиональный интерес, являющийся избирательным, активно-положительным отношением к определенному виду профессиональной деятельности, связанным с желанием ею заниматься, возникает из познавательного интереса, который основывается на мотиве, связанном прежде всего с необходимостью выбора деятельности. На развитие профессионального интереса студентов в процессе обучения в высшей школе традиционно обращается особое внимание, так как данный интерес предполагает удовлетворение потребности к познанию определенной профессии.
Формирование профессионального интереса невозможно без наличия фундаментального познавательного интереса, на базе которого развивается система знаний и представлений о будущей профессии. Профессиональный интерес, наряду со способностями, сознанием, мировоззрением и профессиональным идеалом, определяет направленность личности, являясь в период обучения ведущим компонентом. Профессиональный интерес создает определенные условия и предпосылки для развития познавательного интереса к отдельным предметам в вузе, в том числе и к иностранному языку. Так, если при изучении основ наук главное – интерес к теоретическим положениям науки, ее сущности, методам, роли в жизни общества, а интерес к истории научных идей направлен и на личность тех людей, которые отстаивали свои убеждения, то изучаемый иноязычный материал должен быть связан с этими фактами.
Для того, чтобы вызвать у обучаемых интерес к учебной деятельности и сформировать познавательный интерес, Г. И. Щукина предлагает:
– обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни;
– возбуждать и постоянно поддерживать у учащихся состояние активной заинтересованности окружающими предметами, явлениями, моральными, научными ценностями;
– всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, соответствующее ее творческой активности, ее целостному развитию.
Необходимо, чтобы педагогический процесс сознательно направлял формирование познавательных интересов. Управлять обучением и всей учебно-познавательной деятельностью учащихся целесообразно также с позиции их интересов. Содержание обучения и воспитания определяется в основном вне зависимости от личностных интересов и потребностей. Психолого-педагогическая задача заключается в том, чтобы обучаемые приняли это содержание, заинтересовавшись им и учебно-познавательной деятельностью. Познавательные интересы развиваются в зависимости от целей обучения, содержания учебных предметов и организации познавательной деятельности студентов. В развитии познавательного интереса главенствует содержание; он является истинным, если неразрывно связан с самостоятельностью и активной деятельностью обучаемых [4].
Для целенаправленного формирования и развития познавательного интереса особенно важно, чтобы преподаватель передал студентам понимание цели, значения, ценности учебных предметов как для личной, так и для общественной жизни. При этом цель играет определяющую роль в успешном формировании познавательного интереса и познавательной учебной деятельности студентов, направляя их при получении и использовании знания. Выделяют два типа условий, которые способствуют формированию и развитию познавательного интереса: внешние – это качество, поведение и манеры преподавателя; к внутренним условиям относят умение преподавателя вызвать у учащихся живой интерес к учебному предмету, разрабатывать четкий план учебного занятия и такой метод преподавания, при котором обучаемым было бы легко усваивать предлагаемый материал.
Познавательный интерес успешно формируется в том случае,
когда новый материал легко и ясно воспринимается умом, когда
имеющиеся в сознании обучаемых представления совпадают и ассоциируются с большим или меньшим числом элементов нового материала. Важным для развития познавательного интереса является наглядный характер предметов изучения. Знания, воспринимаемые посредством органов чувств, легче и прочнее удерживаются в памяти. В вузе наглядность обучения служит основным источником самых отчетливых и прочных представлений. Также формированию и развитию познавательного интереса способствует заинтересованность обучаемых в конечном результате.
Развитие познавательного интереса проходит три основные стадии:
1) ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях новизны, неопределенности;
2) устойчивый, стабильный интерес к определенному предметному содержанию деятельности;
Заключение познавательных интересов в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов.
Обычно в начале учебной деятельности познавательные интересы обучаемых еще неустойчивы и эпизодичны, но по мере продвижения учебного процесса они становятся более устойчивыми и дифференцируются по отдельным областям знаний, где интерес перестает быть эпизодическим, а возрастает по мере его удовлетворения. Познавательные интересы в отличие от эпизодических характеризуются своей ненасыщаемостью: чем больше они могут быть удовлетворены, тем более устойчивыми и направленными становятся, чем больше учащиеся узнают об интересующем их предмете, тем сильнее становится у них потребность в получении новой информации.
Чтобы проверить наличие познавательного интереса у студентов, надо прежде всего выделить показатели, свидетельствующие о его присутствии:
1) вопросы студентов, которые они задают преподавателю;
2) интонационная выразительность речи, эмоции и выразительность движений;
3) активность (количество заданных вопросов, высказываний);
4) теоретический подход к изучению материала (углубленность в процесс познания).
Познавательный интерес студентов к определенному учебному предмету может проявляться в выполнении творческих заданий, связанных с использованием дополнительной литературы. Также интерес выражается в умении самостоятельно и творчески выполнять работу. С дополнительной литературой такие студенты работают по собственной инициативе. Эта особенность является качественной стороной интереса. Устойчивость интереса характеризуется направленностью на изучение материала, умением привлечь знание одной дисциплины при изучении других. Стремление студентов к поиску также свидетельствует о сформированности интереса. Глубокому познавательному интересу свойственна работа студентов над собой.
О проявлении познавательного интереса можно судить по активности обучаемых, которая наблюдается в процессе познавательной деятельности и характеризуется устойчивостью и интенсивностью, в том числе:
1) выведением причинных связей, зависимостей, закономерностей самими студентами;
2) вопросами студентов;
3) стремлением обучаемых обменяться с преподавателями интересными фактами, научными данными, почерпнутыми ими за пределами фактических занятий по предмету;
4) самостоятельностью сделанных студентами выводов и обобщений;
5) участием студентов по собственной инициативе в анализе,
исправлениях и дополнениях ответов сокурсников;
6) реакцией на звонок.
Познавательный интерес является основной предпосылкой и источником постоянного совершенствования процесса обучения в любом учебном предмете высшей школы, в том числе и иностранном языке. Интерес к иностранному языку формирует устойчивую направленность мыслей, чувств и воли обучаемого на овладение глубинными знаниями и прочными практическими навыками, на достижение в языке высокой степени мастерства. Проблема формирования и развития познавательного интереса у студентов, изучающих иностранный язык в вузе, в том числе и неязыковом, крайне важна в силу высоких требований, предъявляемых к уровню владения иностранным языком выпускников высшей школы в наши дни.
Сейчас трудно переоценить роль иностранного языка (особенно английского) в современном обществе. Значимость практического изучения данного учебного предмета возрастает одновременно с потребностью в языке как средстве общения. Поэтому нам представляется важным выявлять заинтересованность обучаемых в том или ином языке, а также находить выход в реальную коммуникацию и возможные языковые контакты в своей стране и за рубежом. На практике иноязычное общение может быть успешно осуществлено в случае оформленности у учащихся знаний, умений и навыков, владение которыми позволит им приобщиться к социокультурным ценностям страны изучаемого языка в условиях межкультурной коммуникации и будет способствовать формированию надлежащей коммуникативной компетентности [2, с. 17–18].
Необходимо добиваться максимальной эффективности обучения иностранному языку. Для этого преподавателю недостаточно просто излагать учебную информацию; нужно вызвать у учащихся интерес к данной области знаний и учения вообще, так как управлять обучением и всей учебно-познавательной деятельностью обучаемых целесообразно с позиций их интересов. Познавательный интерес в качестве носителя внешних и внутренних ресурсов объективных и субъективных сторон совместной учебной деятельности является (по Г. И. Щукиной) важнейшим фактором совершенствования обучения [4, с. 27]. Формирование и развитие познавательных интересов в юношеском возрасте связано с тем, что юность считается завершающим этапом первоначальной социализации. Большинство юношей и девушек в данный период ещё являются учащимися, но деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых качеств, присущих взрослым. Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Общее образование дополняется специальным, профессиональным. Выбор профессии и типа учебного заведения предопределяет жизненные пути юношей и девушек. Наряду с дифференциацией по умственным способностям и интересам, без которой затруднителен выбор профессии, это требует развития механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции.
Мотивы учения в юношеском возрасте связаны с перспективами будущей профессии учащихся. Для студентов характерны также выраженные мотивы самообразования (интерес к способам работы
со словарями, со справочниками, к способам конспектирования и реферирования литературы и др.). Познавательные интересы юношей и девушек старшего подросткового периода лежат в основе их профессионального самоопределения. Современному человеку необходимо знание иностранного языка (особенно английского, являющегося в наши дни универсальным средством международного общения), поэтому нам представляется очень важным развитие у учащихся познавательного интереса именно к данному учебному предмету.
Учитывая специфику преподавания иностранного языка, мы считаем наиболее целесообразным использование лингвострановедческого аспекта для развития познавательных интересов учащихся. Применение лингвострановедческого аспекта при обучении иностранному языку подразумевает (по Е. М. Верещагину и В. Г. Костомарову) соединение в учебном процессе собственно языкового материала и сведений из сферы национальной культуры [1, с. 34–35]. Такое сочетание элементов страноведения с языковыми явлениями, выступающими не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления с новой действительностью, является необходимым для практического овладения иностранным языком, которое неразрывно связано с наличием реального выхода на иную культуру и её представителей. Выделяют следующие формы культуры: этническая, соционормативная, художественная и мировоззренческая. Это выделение форм культуры может быть положено в основу классификации сфер культуры для её преподавания студентам при обучении английскому языку, который в свою очередь является одним из основных компонентов культуры и служит для сё объяснения или выражения. Понимание мыслей, чувств, доведения и привычек людей, чей язык изучают студенты, создаёт важный контекст для того, чтобы правильно говорить на изучаемом языке, и для более эффективного взаимодействия с носителями данного языка, тем самым способствуя развитию познавательного интереса обучаемых к иностранному языку.
Успех обучения иностранным языкам во многом определяется умственной работоспособностью обучаемого, которая находится под влиянием таких факторов, как мотивация, наличие цели и интерес. Эти факторы делают процесс познания увлекательным, интересным и личностно значимым для учащихся, повышают темпы и объем усвоения материала, снимают или уменьшают учебные нагрузки. Поэтому важно использовать средства, которые будут способствовать развитию познавательных интересов учащихся при обучении иностранным языкам. Одним из таких средств, по нашему мнению, является лингвострановедческий аспект изучения языка.
Студенты первых курсов неязыковых вузов, изучающие иностранный язык, имеют лингвострановедческие знания разного уровня.
1. Нулевой уровень – знания о стране изучаемого языка отсутствуют или представлены в виде результатов неточного воображения.
2. Первый уровень – знания представлены в виде информации о названии страны, учащиеся осознают, что её жители используют для общения другой язык и их образ жизни отличается от того, к чему привыкли обучаемые.
З. Второй уровень – имеется информация об образе жизни зарубежных сверстников и особенностях их страны, учащиеся умеют самостоятельно выделить отличия в жизни двух стран и двух культур.
4. На третьем уровне продолжается процесс накопления знаний о культуре своей и другой стран; учащиеся умеют использовать эти знания в продуктивной речи.
5. Четвертый уровень – учащиеся могут выделять не только отличительные, но и объединяющие признаки культур (процесс накопления знаний продолжается как на этом, так и на всех последующих уровнях).
6. Пятый уровень характеризуется умением сравнивать две изучаемые культуры на уровне продуктивной речи.
В результате проведённых исследований нами было установлено, что применение лингвострановедческого аспекта при изучении иностранного языка способствует развитию познавательных интересов студентов. В процессе обучения иностранным языкам большое значение имеет моделирование у учащихся базовых фоновых знаний о стране изучаемого языка. Отбор страноведческого материала производится с учётом целей и задач обучения, определяемых коммуникативно-познавательными потребностями студентов. Лингвострановедческий аспект при изучении иностранного языка следует учитывать как в коллективных, групповых, так и в индивидуальных формах работы по развитию познавательного интереса к данному учебному предмету.
Для развития познавательного интереса к иностранному языку у студентов неязыкового вуза нами применялся комплекс средств педагогического руководства по двум направлениям: эмоциональнопознавательному и творческому [3, с. 11–12]. Для первого направления – эмоционально-познавательного – были использованы: лекции по страноведческой тематике, практические занятия, встречи и беседы со специалистами, владеющими иностранным языком в рамках профессионально-ориентированной деятельности, беседы в учебных группах о роли иностранного языка в обучении и развитии личности. Практические занятия оставались основной формой обучения, благодаря которой студенты приобретали знания, умения и навыки во всех видах иноязычной речевой коммуникативной деятельности и совершенствовали самостоятельную работу.
Второе, творческое направление включало подготовку, написание и защиту рефератов по страноведению, выступления с сообщениями и докладами по профессиональной тематике в учебных группах и на конференциях студенческого научного общества, тематические викторины и лингвистические олимпиады, участие в лекторской группе, конкурсы на лучший перевод.
Формы работы по активизации интереса к иностранному языку носили различный характер (коллективный, групповой, индивидуальный) в зависимости от конкретных учебных целей и задач на разных этапах обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Разная степень сформированности интереса к иностранному языку у студентов создавала необходимость дифференцированного подхода к проводимой работе. Обучение иностранному языку студентов с наличием интереса к данному учебному предмету опиралась на более углублённую и самостоятельную работу по изучению иностранного языка и на расширение практической деятельности по его использованию. Со студентами, у которых интерес к иностранному языку отсутствовал, работа начиналась с ликвидации пробелов в знаниях, включающей работу с учебником, словарём, методическими разработками для самостоятельной работы, а также дополнительную работу на консультациях. В проведении этой работы нам оказывали помощь студенты с наличием познавательного интереса к иностранному языку, которых мы привлекали к осуществлению взаимоконтроля и оказания взаимопомощи своим сокурсникам в группе. Особенность работы по формированию и развитию познавательного интереса к иностранному языку у студентов неязыкового вуза состояла в том, что обязательно учитывалась интеграция данной учебной дисциплины с предметами профессионального цикла.
Обычно учащиеся относятся к иностранному языку как и к любому другому учебному предмету, и это отношение может быть положительным, отрицательным или нейтральным. Введение лингвострановедческого компонента в процессе обучения иностранному языку студентов привело к следующим результатам: изменились мотивы изучения иностранного языка, повысился интерес к изучению иностранных языков, что выразилось в повышении успеваемости и качества знаний по данной дисциплине, а также в более активном участии обучаемых во внеклассной и внеаудиторной работе по данному учебному предмету, Значительно повысилось желание учащихся изучать иностранный язык; также в процессе исследования было отмечено повышение уровня лингвистических знаний учащихся. Положительное влияние лингвострановедческого аспекта на процесс изучения иностранных языков выразилось в повышении познавательного интереса и к другим учебным предметам, что привело к общему повышению успеваемости и качества знаний.
Развитие познавательного интереса к иностранному языку с опорой на лингвострановедческий аспект изучения данного предмета не ослабевает за годы обучения в высшей школе (по данным опроса студентов неязыковых вузов), что выражается в стремлении выпускников изучать другие языки и является необходимой предпосылкой для полноценного участия в межкультурной коммуникации.
Список литературы
1. Верещагин Е. М. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. – М.: Русский язык, 1990.
2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам.
– М.: АРКТИ, 2000.
3. Иванова Е. А. Комплекс средств педагогического руководства по формированию и развитию у студентов познавательного интереса к иностранному языку: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 1997.
4. Щукина Г. И. Педагогические поэмы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.
Формирование новых ценностей, потребностей, целей личности студента как субъекта учебной деятельности в условиях современной образовательной ситуации неразрывно связано с новой политической и социально-экономической обстановкой в нашей стране и за рубежом. Преимущественно два типа мотивов определяют учебную деятельность – это мотивы достижения и познания. Последний является основой учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя природе его мыслительной деятельности. Познавательная мотивация возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношениях студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации, так как во время обучения в вузе формируется прочный фундамент трудовой, профессиональной деятельности.
В основе профессионального самоопределения в юношеском возрасте лежат познавательные интересы, возникающие из потребности личности ориентироваться в действительности и являющиеся побудительной силой и источником действенных устремлений студента как субъекта учебной деятельности. Познавательный интерес вызывается деятельностью и реализуется в ней [4]. Интерес к познанию является одним из элементов, растормаживающих механизм восприятия и создающих условия для активизации познавательной деятельности. Познавательный интерес представляет собой интерес действия, целеустремленный поиск лучших путей и решений познавательных задач, связанный с усилиями в преодолении препятствий и являющийся важным стимулом в развитии таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость и трудолюбие, столь необходимых для изучения иностранного языка.
Специальные исследования по формированию познавательного интереса показывают, что он характеризуется во всех видах и на всех этапах развития следующими обязательными компонентами:
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;
2) наличием познавательной стороны этой эмоции;
3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности [4].
Познавательный интерес устраняет противоречия, вызванные трудностями адаптации студентов к условиям вуза, то есть противоречия между старыми представлениями учащихся о целях обучения, сформировавшимися до поступления в вуз, и новыми требованиями, которые способствуют усовершенствованию учебнопознавательной деятельности обучаемых. Познавательный интерес обеспечивает выбор для решения трудных заданий, имеющих существенную познавательную ценность. Ситуация повышенного интереса к учебному предмету значительно уменьшает количество ошибок при выполнении заданий и предотвращает возникновение возможных нежелательных конфликтов.
Профессиональный интерес, являющийся избирательным, активно-положительным отношением к определенному виду профессиональной деятельности, связанным с желанием ею заниматься, возникает из познавательного интереса, который основывается на мотиве, связанном прежде всего с необходимостью выбора деятельности. На развитие профессионального интереса студентов в процессе обучения в высшей школе традиционно обращается особое внимание, так как данный интерес предполагает удовлетворение потребности к познанию определенной профессии.
Формирование профессионального интереса невозможно без наличия фундаментального познавательного интереса, на базе которого развивается система знаний и представлений о будущей профессии. Профессиональный интерес, наряду со способностями, сознанием, мировоззрением и профессиональным идеалом, определяет направленность личности, являясь в период обучения ведущим компонентом. Профессиональный интерес создает определенные условия и предпосылки для развития познавательного интереса к отдельным предметам в вузе, в том числе и к иностранному языку. Так, если при изучении основ наук главное – интерес к теоретическим положениям науки, ее сущности, методам, роли в жизни общества, а интерес к истории научных идей направлен и на личность тех людей, которые отстаивали свои убеждения, то изучаемый иноязычный материал должен быть связан с этими фактами.
Для того, чтобы вызвать у обучаемых интерес к учебной деятельности и сформировать познавательный интерес, Г. И. Щукина предлагает:
– обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни;
– возбуждать и постоянно поддерживать у учащихся состояние активной заинтересованности окружающими предметами, явлениями, моральными, научными ценностями;
– всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, соответствующее ее творческой активности, ее целостному развитию.
Необходимо, чтобы педагогический процесс сознательно направлял формирование познавательных интересов. Управлять обучением и всей учебно-познавательной деятельностью учащихся целесообразно также с позиции их интересов. Содержание обучения и воспитания определяется в основном вне зависимости от личностных интересов и потребностей. Психолого-педагогическая задача заключается в том, чтобы обучаемые приняли это содержание, заинтересовавшись им и учебно-познавательной деятельностью. Познавательные интересы развиваются в зависимости от целей обучения, содержания учебных предметов и организации познавательной деятельности студентов. В развитии познавательного интереса главенствует содержание; он является истинным, если неразрывно связан с самостоятельностью и активной деятельностью обучаемых [4].
Для целенаправленного формирования и развития познавательного интереса особенно важно, чтобы преподаватель передал студентам понимание цели, значения, ценности учебных предметов как для личной, так и для общественной жизни. При этом цель играет определяющую роль в успешном формировании познавательного интереса и познавательной учебной деятельности студентов, направляя их при получении и использовании знания. Выделяют два типа условий, которые способствуют формированию и развитию познавательного интереса: внешние – это качество, поведение и манеры преподавателя; к внутренним условиям относят умение преподавателя вызвать у учащихся живой интерес к учебному предмету, разрабатывать четкий план учебного занятия и такой метод преподавания, при котором обучаемым было бы легко усваивать предлагаемый материал.
Познавательный интерес успешно формируется в том случае,
когда новый материал легко и ясно воспринимается умом, когда
имеющиеся в сознании обучаемых представления совпадают и ассоциируются с большим или меньшим числом элементов нового материала. Важным для развития познавательного интереса является наглядный характер предметов изучения. Знания, воспринимаемые посредством органов чувств, легче и прочнее удерживаются в памяти. В вузе наглядность обучения служит основным источником самых отчетливых и прочных представлений. Также формированию и развитию познавательного интереса способствует заинтересованность обучаемых в конечном результате.
Развитие познавательного интереса проходит три основные стадии:
1) ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях новизны, неопределенности;
2) устойчивый, стабильный интерес к определенному предметному содержанию деятельности;
Заключение познавательных интересов в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов.
Обычно в начале учебной деятельности познавательные интересы обучаемых еще неустойчивы и эпизодичны, но по мере продвижения учебного процесса они становятся более устойчивыми и дифференцируются по отдельным областям знаний, где интерес перестает быть эпизодическим, а возрастает по мере его удовлетворения. Познавательные интересы в отличие от эпизодических характеризуются своей ненасыщаемостью: чем больше они могут быть удовлетворены, тем более устойчивыми и направленными становятся, чем больше учащиеся узнают об интересующем их предмете, тем сильнее становится у них потребность в получении новой информации.
Чтобы проверить наличие познавательного интереса у студентов, надо прежде всего выделить показатели, свидетельствующие о его присутствии:
1) вопросы студентов, которые они задают преподавателю;
2) интонационная выразительность речи, эмоции и выразительность движений;
3) активность (количество заданных вопросов, высказываний);
4) теоретический подход к изучению материала (углубленность в процесс познания).
Познавательный интерес студентов к определенному учебному предмету может проявляться в выполнении творческих заданий, связанных с использованием дополнительной литературы. Также интерес выражается в умении самостоятельно и творчески выполнять работу. С дополнительной литературой такие студенты работают по собственной инициативе. Эта особенность является качественной стороной интереса. Устойчивость интереса характеризуется направленностью на изучение материала, умением привлечь знание одной дисциплины при изучении других. Стремление студентов к поиску также свидетельствует о сформированности интереса. Глубокому познавательному интересу свойственна работа студентов над собой.
О проявлении познавательного интереса можно судить по активности обучаемых, которая наблюдается в процессе познавательной деятельности и характеризуется устойчивостью и интенсивностью, в том числе:
1) выведением причинных связей, зависимостей, закономерностей самими студентами;
2) вопросами студентов;
3) стремлением обучаемых обменяться с преподавателями интересными фактами, научными данными, почерпнутыми ими за пределами фактических занятий по предмету;
4) самостоятельностью сделанных студентами выводов и обобщений;
5) участием студентов по собственной инициативе в анализе,
исправлениях и дополнениях ответов сокурсников;
6) реакцией на звонок.
Познавательный интерес является основной предпосылкой и источником постоянного совершенствования процесса обучения в любом учебном предмете высшей школы, в том числе и иностранном языке. Интерес к иностранному языку формирует устойчивую направленность мыслей, чувств и воли обучаемого на овладение глубинными знаниями и прочными практическими навыками, на достижение в языке высокой степени мастерства. Проблема формирования и развития познавательного интереса у студентов, изучающих иностранный язык в вузе, в том числе и неязыковом, крайне важна в силу высоких требований, предъявляемых к уровню владения иностранным языком выпускников высшей школы в наши дни.
Сейчас трудно переоценить роль иностранного языка (особенно английского) в современном обществе. Значимость практического изучения данного учебного предмета возрастает одновременно с потребностью в языке как средстве общения. Поэтому нам представляется важным выявлять заинтересованность обучаемых в том или ином языке, а также находить выход в реальную коммуникацию и возможные языковые контакты в своей стране и за рубежом. На практике иноязычное общение может быть успешно осуществлено в случае оформленности у учащихся знаний, умений и навыков, владение которыми позволит им приобщиться к социокультурным ценностям страны изучаемого языка в условиях межкультурной коммуникации и будет способствовать формированию надлежащей коммуникативной компетентности [2, с. 17–18].
Необходимо добиваться максимальной эффективности обучения иностранному языку. Для этого преподавателю недостаточно просто излагать учебную информацию; нужно вызвать у учащихся интерес к данной области знаний и учения вообще, так как управлять обучением и всей учебно-познавательной деятельностью обучаемых целесообразно с позиций их интересов. Познавательный интерес в качестве носителя внешних и внутренних ресурсов объективных и субъективных сторон совместной учебной деятельности является (по Г. И. Щукиной) важнейшим фактором совершенствования обучения [4, с. 27]. Формирование и развитие познавательных интересов в юношеском возрасте связано с тем, что юность считается завершающим этапом первоначальной социализации. Большинство юношей и девушек в данный период ещё являются учащимися, но деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых качеств, присущих взрослым. Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Общее образование дополняется специальным, профессиональным. Выбор профессии и типа учебного заведения предопределяет жизненные пути юношей и девушек. Наряду с дифференциацией по умственным способностям и интересам, без которой затруднителен выбор профессии, это требует развития механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции.
Мотивы учения в юношеском возрасте связаны с перспективами будущей профессии учащихся. Для студентов характерны также выраженные мотивы самообразования (интерес к способам работы
со словарями, со справочниками, к способам конспектирования и реферирования литературы и др.). Познавательные интересы юношей и девушек старшего подросткового периода лежат в основе их профессионального самоопределения. Современному человеку необходимо знание иностранного языка (особенно английского, являющегося в наши дни универсальным средством международного общения), поэтому нам представляется очень важным развитие у учащихся познавательного интереса именно к данному учебному предмету.
Учитывая специфику преподавания иностранного языка, мы считаем наиболее целесообразным использование лингвострановедческого аспекта для развития познавательных интересов учащихся. Применение лингвострановедческого аспекта при обучении иностранному языку подразумевает (по Е. М. Верещагину и В. Г. Костомарову) соединение в учебном процессе собственно языкового материала и сведений из сферы национальной культуры [1, с. 34–35]. Такое сочетание элементов страноведения с языковыми явлениями, выступающими не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления с новой действительностью, является необходимым для практического овладения иностранным языком, которое неразрывно связано с наличием реального выхода на иную культуру и её представителей. Выделяют следующие формы культуры: этническая, соционормативная, художественная и мировоззренческая. Это выделение форм культуры может быть положено в основу классификации сфер культуры для её преподавания студентам при обучении английскому языку, который в свою очередь является одним из основных компонентов культуры и служит для сё объяснения или выражения. Понимание мыслей, чувств, доведения и привычек людей, чей язык изучают студенты, создаёт важный контекст для того, чтобы правильно говорить на изучаемом языке, и для более эффективного взаимодействия с носителями данного языка, тем самым способствуя развитию познавательного интереса обучаемых к иностранному языку.
Успех обучения иностранным языкам во многом определяется умственной работоспособностью обучаемого, которая находится под влиянием таких факторов, как мотивация, наличие цели и интерес. Эти факторы делают процесс познания увлекательным, интересным и личностно значимым для учащихся, повышают темпы и объем усвоения материала, снимают или уменьшают учебные нагрузки. Поэтому важно использовать средства, которые будут способствовать развитию познавательных интересов учащихся при обучении иностранным языкам. Одним из таких средств, по нашему мнению, является лингвострановедческий аспект изучения языка.
Студенты первых курсов неязыковых вузов, изучающие иностранный язык, имеют лингвострановедческие знания разного уровня.
1. Нулевой уровень – знания о стране изучаемого языка отсутствуют или представлены в виде результатов неточного воображения.
2. Первый уровень – знания представлены в виде информации о названии страны, учащиеся осознают, что её жители используют для общения другой язык и их образ жизни отличается от того, к чему привыкли обучаемые.
З. Второй уровень – имеется информация об образе жизни зарубежных сверстников и особенностях их страны, учащиеся умеют самостоятельно выделить отличия в жизни двух стран и двух культур.
4. На третьем уровне продолжается процесс накопления знаний о культуре своей и другой стран; учащиеся умеют использовать эти знания в продуктивной речи.
5. Четвертый уровень – учащиеся могут выделять не только отличительные, но и объединяющие признаки культур (процесс накопления знаний продолжается как на этом, так и на всех последующих уровнях).
6. Пятый уровень характеризуется умением сравнивать две изучаемые культуры на уровне продуктивной речи.
В результате проведённых исследований нами было установлено, что применение лингвострановедческого аспекта при изучении иностранного языка способствует развитию познавательных интересов студентов. В процессе обучения иностранным языкам большое значение имеет моделирование у учащихся базовых фоновых знаний о стране изучаемого языка. Отбор страноведческого материала производится с учётом целей и задач обучения, определяемых коммуникативно-познавательными потребностями студентов. Лингвострановедческий аспект при изучении иностранного языка следует учитывать как в коллективных, групповых, так и в индивидуальных формах работы по развитию познавательного интереса к данному учебному предмету.
Для развития познавательного интереса к иностранному языку у студентов неязыкового вуза нами применялся комплекс средств педагогического руководства по двум направлениям: эмоциональнопознавательному и творческому [3, с. 11–12]. Для первого направления – эмоционально-познавательного – были использованы: лекции по страноведческой тематике, практические занятия, встречи и беседы со специалистами, владеющими иностранным языком в рамках профессионально-ориентированной деятельности, беседы в учебных группах о роли иностранного языка в обучении и развитии личности. Практические занятия оставались основной формой обучения, благодаря которой студенты приобретали знания, умения и навыки во всех видах иноязычной речевой коммуникативной деятельности и совершенствовали самостоятельную работу.
Второе, творческое направление включало подготовку, написание и защиту рефератов по страноведению, выступления с сообщениями и докладами по профессиональной тематике в учебных группах и на конференциях студенческого научного общества, тематические викторины и лингвистические олимпиады, участие в лекторской группе, конкурсы на лучший перевод.
Формы работы по активизации интереса к иностранному языку носили различный характер (коллективный, групповой, индивидуальный) в зависимости от конкретных учебных целей и задач на разных этапах обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Разная степень сформированности интереса к иностранному языку у студентов создавала необходимость дифференцированного подхода к проводимой работе. Обучение иностранному языку студентов с наличием интереса к данному учебному предмету опиралась на более углублённую и самостоятельную работу по изучению иностранного языка и на расширение практической деятельности по его использованию. Со студентами, у которых интерес к иностранному языку отсутствовал, работа начиналась с ликвидации пробелов в знаниях, включающей работу с учебником, словарём, методическими разработками для самостоятельной работы, а также дополнительную работу на консультациях. В проведении этой работы нам оказывали помощь студенты с наличием познавательного интереса к иностранному языку, которых мы привлекали к осуществлению взаимоконтроля и оказания взаимопомощи своим сокурсникам в группе. Особенность работы по формированию и развитию познавательного интереса к иностранному языку у студентов неязыкового вуза состояла в том, что обязательно учитывалась интеграция данной учебной дисциплины с предметами профессионального цикла.
Обычно учащиеся относятся к иностранному языку как и к любому другому учебному предмету, и это отношение может быть положительным, отрицательным или нейтральным. Введение лингвострановедческого компонента в процессе обучения иностранному языку студентов привело к следующим результатам: изменились мотивы изучения иностранного языка, повысился интерес к изучению иностранных языков, что выразилось в повышении успеваемости и качества знаний по данной дисциплине, а также в более активном участии обучаемых во внеклассной и внеаудиторной работе по данному учебному предмету, Значительно повысилось желание учащихся изучать иностранный язык; также в процессе исследования было отмечено повышение уровня лингвистических знаний учащихся. Положительное влияние лингвострановедческого аспекта на процесс изучения иностранных языков выразилось в повышении познавательного интереса и к другим учебным предметам, что привело к общему повышению успеваемости и качества знаний.
Развитие познавательного интереса к иностранному языку с опорой на лингвострановедческий аспект изучения данного предмета не ослабевает за годы обучения в высшей школе (по данным опроса студентов неязыковых вузов), что выражается в стремлении выпускников изучать другие языки и является необходимой предпосылкой для полноценного участия в межкультурной коммуникации.
Список литературы
1. Верещагин Е. М. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. – М.: Русский язык, 1990.
2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам.
– М.: АРКТИ, 2000.
3. Иванова Е. А. Комплекс средств педагогического руководства по формированию и развитию у студентов познавательного интереса к иностранному языку: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 1997.
4. Щукина Г. И. Педагогические поэмы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.
Источник: С. Л. Волкова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи