Модель непрерывного профессионально-личностного самосовершенствования преподавателя высшей школы

Наука » Педагогика
Модель непрерывного профессионального самосовершенствования основывается на интеграции понимания преподавательского труда как ценности и особого вида духовно-нравственной культуры, передаваемой молодому поколению. Достаточно интересным нам представляется взгляд на профессиональный рост как на единство государственносоциального заказа, самоопределения личности и проектирования непрерывного самодвижения в профессиональной сфере.
Модернизация образования с точки зрения эволюционных подходов актуализирует проблемы непрерывного профессионального саморазвития профессорско-преподавательского состава. Нацеленность на результативность образовательной деятельности, педагогическую и научно-методическую успешность, качественные изменения содержания образования диктуют необходимость реализации модели непрерывного гуманитарного саморазвития преподавателей.

Модель непрерывного профессионально-личностного самосовершенствования преподавателя высшей школы


По мнению В.Н. Скворцова, «…в современной концепции непрерывного образования воплощена идея, уходящая своими корнями в традиции гуманизма и ставящая в центр всех образовательных начинаний человека его духовный мир, нравственно-этические ценности и т.д., которым следует создать оптимальные условия для наиболее полного развития [1, с. 7].
Не менее актуальным и социально значимым, на наш взгляд, является возрождение русского национального поведенческого стереотипа в сложных условиях сегодняшней России. Это сложный и драматичный процесс, в котором должна быть доля духовного труда каждого, работающего со студенческой аудиторией. Необходимо отметить, что профессиональное мышление в данном контексте выступает как ведущее качество труда, в частности, умение видеть в социальных явлениях педагогическую составляющую и педагогический потенциал, что напрямую влияет на эффективность и результативность преподавательской работы со студенческой аудиторией (М.М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Б.С. Сухобская и др.).
Известно, что профессиональная самодостаточность и успешность преподавателей вуза напрямую связана с уровнем требований, предъявляемых социумом, образовательным пространством, педагогическим сообществом, когда осознаются и коррелируются собственные возможности и проблемные области, программируется непрерывное повышение собственной квалификации. В непрерывном профессиональном совершенствовании преподавателя высшей школы гуманитарное саморазвитие это наиболее активный вид самодвижения, в процессе которого формируются и развиваются необходимые общекультурные и профессиональные компетенции.
Возникает вопрос, почему всеми признаваемые человеческие ценности бытия так трудно реализуются в практике межличностных отношений, так остро стоит проблема оторванности духовного начала от материального, что, как показывает современная действительность, уже сегодня может привести общество к деградации. Но, если люди осознают необходимость преодоления разобщающих факторов, вытекающих из различия идеологических, национальных, региональных интересов во имя созидания человеческого сообщества, основанного на идеях морали, этики и гуманизма, человечество может превратиться в единую и качественно новую систему, обладающую свойствами, необходимыми для преодоления кризиса и решения назревших социальных и экологических проблем.
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов, естественно, разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену, поэтому мир человека — это мир ценностей. В своем поведении, в принятии решений, в суждениях человек исходит из тех или иных общечеловеческих и собственных ценностей, ориентируется на них. Важнейшие для индивида ценности определяют его систему ценностных ориентаций, а ценностные ориентации, как показывают данные современной философской антропологии и психологии, представляют собой одну из важнейших потребностей человека.
В этическом смысле идеал предполагает некоторый универсальный, т.е. не изменяющийся в зависимости от обстоятельств, лиц, индивидуальных вкусов стандарт. Идеал это, во-первых, наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление о благом и должном, во-вторых, образ совершенства в отношениях между людьми или в форме общественного идеала такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство, в-третьих, безусловный высший образец нравственной личности.
Основываясь на собственном многолетнем профессиональном опыте, изучении научно-педагогической литературы, анализируя современное состояние допрофессиональной и профессиональной подготовки, занимаясь повышением квалификации и профессиональной переподготовкой педагогов, автор пришла к убеждению, что нравственноэтический компонент должен быть базовым в процессе обучения и основополагающим в формировании профессиональной компетентности преподавателей высшей школы.
Отраженное в модели структурирование жизненных этапов, ступеней профессионального становления и уровней профессионального мастерства, связанное с реальными условиями современного социума, имеет, тем не менее, определенную принципиальную перспективу развития с учетом нравственно-этической направленности. Условность и иллюстративность предложенной модели не заслоняет концептуальносущностного ее содержания, поскольку абстрактность изображения процесса непрерывного самосовершенствования не противоречит пониманию постепенности и последовательности приобретения профессионально-личностного опыта.
Личностный смысл и цель жизни человека зависят от шкалы его ценностей, которые вырабатываются постепенно и принимаются в зависимости от интеллектуального и духовного развития человека. Нравственная свобода актуализируется в человеческой деятельности, важным аспектом исследования которой является проблема моральной оценки. Можно выделить два момента этой проблемы: моральную оценку отдельного поступка и моральную оценку деятельности в целом, однако поскольку они в действительности тесно взаимосвязаны, целесообразно остановиться на общих, наиболее важных нравственных параметрах оценки. Прежде всего, моральная оценка должна быть максимально комплексной. Независимо от того, оцениваем ли мы свое собственное поведение или действия других людей, нужно разобраться не только в намерениях и мотивах, но и в результатах их практического воплощения. Моральная оценка должна быть конкретной, т.е. основанной на анализе условий, в рамках которых совершен оцениваемый нами поступок.
Так, например, эмоциональная реакция нравственно развитой личности чаще всего оказывается адекватной формой оценки, даже если не сопровождается анализом ситуации. Вопрос о значимости нравственных чувств и нравственной интуиции в моральном бытии личности один из наименее разработанных в современной этической литературе. Часто в своей нравственно-оценивающей деятельности субъект опирается на собственный опыт как на единственно достоверную для него реальность. При всей значимости индивидуального опыта, он не является панацеей от заблуждений, особенно если довольно ограничен в содержательном и количественном отношении. Умение правильно оценить иное,

чуждое, т.е. не имеющее аналогов в собственном опыте или не соответствующее собственным ценностным ориентациям, показатель духовной зрелости личности. Требование конкретности нравственной оценки деятельности не устраняет, конечно, важности теоретических принципов, на которые должно быть ориентировано моральное сознание субъекта. Главным из них является принцип самоценности личности, исключающий использование ее в качестве средства.
Проблема взаимосвязи цели и средств деятельности имеет непосредственное отношение к проблемам моральной свободы и моральной оценки, она исключительно значима как в системе этического знания, так и в практическом функционировании нравственности. Нравственные требования, определяющие соотношение цели и средств деятельности, прежде всего, касаются их содержательной гармонизации: положительная нравственная цель предполагает соответствующие ей по характеру средства достижения. При нарушении этого императива, когда выбираются небезупречные средства, может трансформироваться сущность цели или же она окажется практически недостижимым идеалом. Ориентация на неправедные средства, как бы она ни мотивировалась субъектом, всегда чревата негативными для его морального бытия последствиями.
Сложная диалектика целей и средств предполагает наличие правильной целевой иерархии, в которой ближайшие, ситуативные цели выступали бы в качестве адекватных средств для осуществления целей более существенных, стратегических. В противном случае нравственная деятельность дестабилизируется, приобретает хаотический характер, при котором возможны самые неожиданные для субъекта результаты его активности. С непредвиденными результатами можно столкнуться также и при нарушении соответствия цели и средств деятельности. Стремление, например, незначительными усилиями осуществить какуюлибо великую цель или, напротив, излишняя трата жизненной энергии по пустякам. В тех ситуациях, когда обстоятельства нашей жизни не дают возможности для выбора чистых средств, нравственным регулятивом могут быть так называемые правила наибольшего добра и наименьшего зла, отражающие накопленную человечеством житейскую мудрость и имеющие этическое обоснование.
Сегодня в обществе происходит огромный мировоззренческий сдвиг, в этом свете по-новому представляется миссия педагогической работы. Видение ее как масштабного, широкого социально-культурного

движения, связанного с интеллектуальным и нравственным воспитанием народа, социальной и духовной помощью ему нам представляется наиболее современным. Сейчас все более актуальным становится гуманистический смысл этой работы. Ее гуманистическое и альтруистическое назначение проявляется в том, что она призвана решать чрезмерно сложные проблемы государственной социальной политики, поддерживать формирование благоприятного человеческого окружения, заботиться своими особыми, специфическими средствами о человеке, его духовно-нравственном здоровье, его самосознании и формировании его ценностных ориентаций [2, с.6].
Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей. Из этого основного гуманистического тезиса вытекают два следствия, важных в мировоззренческом и практическом плане.
Во-первых, принцип социальной справедливости является одним из оснований гуманизма, гармонизирующим регулятором взаимоотношений в обществе. Его сущность заключается не в призыве к всеобщему уравнению, а в обязательствах государства и общества обеспечить каждому индивиду максимально равные возможности для успешного социального старта. Впоследствии социальный статус и престиж индивида, его жизненные успехи и финансовая состоятельность будут зависеть, в первую очередь, от него самого, его настойчивости, целеустремленности, трудолюбия и других похвальных качеств. Однако начальное равенство обеспечить всем было бы гуманным и справедливым.
Конечно, такая упрощенная модель не отражает всей сложности современных общественных отношений, но она иллюстрирует распространенность идеи социальной справедливости в современном обществе. Поддержание социальной справедливости повышает устойчивость, жизнеспособность и гибкость социальной системы, а отклонение от нее делает социальную систему уязвимой, нестабильной.
Во-вторых, гуманистические принципы требуют осуществления всех прав индивида, ибо ущемление его в каком-то одном праве, пусть даже при достаточном развитии остальных, неизбежно ограничивает и все другие, всю сферу человеческой свободы в целом. Конечно, в обществе, в группе, в семье и т.д. имеют место ограничения и самоотказ индивида от абсолютной свободы в пользу общества, другого человека и

других людей, которые в свою очередь также самоограничиваются в своих правах. Однако насильственное ограничение индивидов в их законных правах и интересах в пользу даже самых благородных абстрактных принципов, с гуманистической точки зрения, недопустимо и практически влечет за собой рано или поздно посягательство на основные права личности и отказ от гуманистических идеалов.
Уровень гуманизма в межличностных и межгрупповых отношениях в целом исторически повышается, что является объективной закономерностью социального развития. Помимо социальных предпосылок гуманизма можно говорить об определенных социобиологических, личностных основах, на которых строится приятие или неприятие гуманистического мировоззрения.
Нравственно-этические качества личности и личностная направленность, выраженная понятиями эгоизма и альтруизма, вполне формируемы и представляют собой результат длительного развития общества и каждого индивида, однако можно предположить, что некоторые биологические механизмы, на которых они формировались, являются инстинктивными, а контроль — могучий фактор регуляции человеческого поведения. Они не имеют зафиксированных в законе норм, но заветы нравственности могут быть более непреложными, чем юридические положения. Конечно, на страже этих норм не стоит система разветвленных государственных институтов, надзирающих за их исполнением и наказывающих за нарушение, но нечувствительные, на первый взгляд, механизмы долга, совести, общественного мнения удерживают поведение индивидов в нужных рамках более надежно, чем страх наказания.
К сожалению, индивидуальные представления о добре и зле всегда неизбежно ограничены, глубина нашей моральной оценки и обоснованность морального суждения лимитируются множеством факторов, среди которых и недостаточность индивидуальных знаний, и непривычка к этической рефлексии, и групповые, и национальные, и прочие предрассудки. Под влиянием обесценивания добросовестного труда, честного отношения к общественной собственности, возрастающего фарисейства, протекционизма, массового пьянства и воровства, коррупции, беззастенчивого присвоения незаслуженных привилегий, падения общественной дисциплины, престижа гражданственности, осквернения идеалов
— даже чисто внешнее следование моральным принципам стало одиозным и непопулярным.
Происходит не столько нравственное падение общества, объединенного носителями духовности, сколько разрушение внешних моральных связей между людьми, державшихся на ложных основаниях. Индивиды, не обладая подлинной внутренней нравственностью, контролируемой и направляемой совестью, не имея внутренней духовной опоры, освобождаясь от внешнего принудительного давления норм морального кодекса, вдруг ощутили духовно-нравственную пустоту, которая заполнялась только личным эгоистическим, корыстным интересом. Это способствовало резкому возрастанию преступности в стране, массовому мелкому воровству, взяточничеству, спекуляции. Классовая пролетарская мораль утратила свое стимулирующее, контролирующее и сдерживающее значение. Образовавшийся вакуум официальные идеологи заполняют якобы общечеловеческой, а по существу, религиозной моралью. В современной ситуации она удобна тем, кто игнорирует все более обостряющийся классовый аспект общественной жизни, поощряет разбогатевших и призывает их к милосердию, а обедневших утешает и зовет к смирению. Эта мораль, как и классово-пролетарская, является все той же внешней уздой, нормами духовного принуждения, только опирающегося не столько на страх наказания человеческого, сколько Божьего. Одни внешние нормы морали заменяются другими без учета того, что любая узда моральности, отчужденная от человека, опирающаяся на духовное насилие, обречена на провал. Духовному оздоровлению и возрождению народа может помочь не формальный переход от одной классовой или абстрактной морали к другой, а постепенное восхождение от внешнего неморального бытия к внутренней духовности, от соблюдения моральных норм к нравственности, как внутренней интеллектуально-духовной свободе, ответственности перед собственной совестью.
Предложенная модель непрерывного профессиональноличностного самосовершенствования преподавателя высшей школы на основе нравственно-этического компонента апробирована и внедрена в практику учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Норильского региона. Развитие этико-гуманистических идей в образовательном процессе высшей школы имеет в основе общенаучный подход к профессиональной подготовке специалистов, их профессиональному и личностному становлению, совершенствованию, движению к профессиональному мастерству.
Важнейшим системообразующим принципом непрерывного профессионально-личностного самосовершенствования преподавателя высшей школы, на наш взгляд, является нравственно-этический императив, который позволяет сконцентрировать духовные и физические силы, способности и возможности на достижении вершин педагогического мастерства и раскрытии своей человеческой сущности. Специфика представлений субъектов профессионального взаимодействия, как подтвердили проведенные автором исследования, также заключается в приоритетности духовно-нравственных и этических качеств личности преподавателя в педагогической деятельности.
Профессиональные требования к педагогической работе преподавателей высшей школы определяются сложившимся в обществе идеальным образом-представлением, причем привлекательность условного образа, адекватного требованиям времени и реалиям общественной жизни, может служить стимулом перехода внешней мотивации во внутреннюю мотивацию в дальнейшей педагогической деятельности.
Критерием оценки уровня сформированности нравственноэтической компетентности, который условно нами определяется как высокий, средний и низкий, может служить осознание преподавателем высшей школы ответственности за результаты педагогической деятельности с деонтологических позиций. Формирование осознаннонравственного отношения к педагогической деятельности происходит эффективнее через развитие альтруистической направленности личности, совершенствование способности к рефлексии, построение собственной философской концепции жизнедеятельности, реализацию социальной активности.
Многолетний опыт автора в организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров подтвердил действенность предлагаемой технологии формирования нравственноэтической компетентности как базовой для непрерывного профессионально-личностного самосовершенствования преподавателей. Ниже на рисунке модель непрерывного профессионально-личностного самосовершенствования преподавателя высшей школы.


Список литературы
1. Скворцов В.Н. Гуманизм как ценностное основание модели непрерывного образования // Высшее образование XXI века: междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст./ под общ. ред. Проф. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011.
2. Филатова Л.Б. Формирование активной гражданской позиции – неотъемлемая часть образовательной политики / Гражданское самосознание как результат формирования активной социальной позиции россиянина: сб. ст. – Норильск, 2008.

Источник: Л.Б. Филатова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.