Особенности проведения функциональных тренировок с заикающимися подростками и взрослыми в современных условиях

Наука » Педагогика
В работах Н.М. Асатиани (1979), А.С. Слуцкого (1979), В.М. Шкловского (1994) и др. описаны функциональные тренировки, являющиеся составной частью поведенческой психотерапии [2, 5], основная цель которой практическая адаптация больного к ситуации, вызывающей опасения.
В работе с заикающимися подростками и взрослыми функциональные тренировки мы проводим на завершающих этапах курса комплексного лечения и устранения заикания, который длится около четырех месяцев. Эти приемы лечебно-коррекционной работы проводятся как в кабинете, так и в реальных жизненных условиях.
Применяя методику функциональных тренировок, мы придерживаемся принципа постепенного усиления эмоциональной значимости ситуации речевого общения или «ступенчатого приближения к объекту страха» [1].
Методика проведения функциональных тренировок подробно описана нами в монографиях «Лечение заикания», «Патоморфоз заикания» [3. 4]. В настоящем сообщении мы коснемся тех видов указанной выше коррекции речи и эмоционального состояния заикающихся, которые претерпели определенные изменения в результате сложившихся в последние годы условий жизни.
Приведем конкретные примеры.
Тренировка речи на улице, в магазинах, в транспорте. В 80-е годы прошлого столетия пациентам при проведении этой формы работы рекомендовалось задавать на улице прохожим различные простые вопросы, в основном связанные «с необходимостью узнать» как пройти или проехать к тому или иному известному ленинградцам музею, театру и пр. Первые занятия проводились под наблюдением сотрудника центра, затем рекомендовалось пациентам проводить эту работу самостоятельно. В указанные годы занятия такого рода проходили без эксцессов.
В настоящее время, учитывая сложную криминогенную обстановку в городе, мы рекомендуем обращаться на улице, в транспорте только к людям, вызывающим доверие, преимущественно немолодого возраста. Пациенткам советуем обращаться только к женщинам, т.к. в настоящее время при обращении девушек к мужчинам наблюдались неприятные случаи, травмировавшие психику больных. Для функциональных тренировок речи в магазинах мы предлагаем выбирать некрупные торговые предприятия, в которых можно обратиться к продавцу, либо консультанту, якобы с целью получения информации о том или ином товаре (магазины бытовой техники, канцелярских товаров, книжные магазины и киоски и пр.).
Пациентам младшего подросткового возраста такого рода тренировки рекомендуется проводить под наблюдением родителей.
Функциональные тренировки речи по телефону. Этот вид работы в настоящее время также имеет свою специфику. Благодаря повсеместному использованию мобильных телефонов, с помощью которых осуществляется связь с близкими людьми (если говорить о подростках),
указанная возрастная группа заикающихся речь по телефону не отмечает как психотравмирующую ситуацию. Возникновение страха речи и, соответственно усиление заикания, в указанных случаях не возникает при вызове по телефону близкого человека, а также при ответе на звонок. Использование в жизни мобильных телефонов в определенной степени несколько снижает боязнь телефонных разговоров и с малознакомыми людьми по мобильной связи и при использовании стационарных телефонов. Взрослым людям, пользующимся как мобильными телефонами, так и стационарными при официальных разговорах, вызывающих эмоциональное напряжение, мы даем рекомендации, подробно описанные нами в книге «Лечение заикания» (1988). Они сводятся к постепенному усилению эмоциональной значимости телефонного разговора (от более простой ситуации к более сложной) и предварительным тренировкам, в которых отсутствует собеседник (служба времени).
Следующим по сложности этапом в системе функциональных тренировок является моделирование различных ситуаций речевого общения. Этот прием по своей сути напоминает психодрамму, которая впервые была предложена в 30-х годах прошлого столетия австрийским психологом и психотерапевтом J. Moreno, как диагностический и корригирующий метод групповой психотерапии. При моделировании тех или иных ситуаций наши пациенты также полнее себя раскрывают в личностном плане и получают от специалистов рекомендации, направленные на преодоление нежелательных характерологических и речевых особенностей и автоматизацию нужных для больного навыков речи и поведения.
Специфика проведения указанной коррекционной работы в наши дни заключается в том, что содержание разыгрываемых сцен, а также используемую при этом лексику мы стараемся приблизить к настоящим условиям (конфликтные ситуации в судебных заседаниях, различного рода беседы с начальством, чиновниками, вызывающими эмоциональное напряжение, бракоразводные процессы, взыскание алиментов в суде и пр.) В качестве иллюстрации после нашего сообщения мы покажем небольшой фильм в котором продемонстрирована аналогичная работа со взрослыми заикающимися.
Методика «перекидного мостика». Учащимся и студентам необходимо перешагнуть психологический барьер и начать пользоваться хорошей речью в наиболее сложных для многих условиях во время уроков и групповых занятий, т.е. из больного, страдающего заиканием, в том же самом учебном коллективе «превратиться» в человека с хорошей речью. Сразу начать говорить без заикания, отвечая преподавателю на оценку пройденный материал, трудно. Практически это редко кому удается.
Поэтому мы рекомендуем учащимся заранее попросить преподавателя, объяснив ему суть просьбы, дать возможность выступить в классе или аудитории с маленьким, хорошо подготовленным дома, почти выученным наизусть материалом. Преподаватель должен стать союзником нашего пациента и позаботиться о том, чтобы его выступление естественно вошло бы в канву занятия, не вызывая ни у кого из присутствующих каких либо подозрений. В такой ситуации нередко нашим больным удается говорить так, как они говорят на логопедических занятиях, т.е. значительно лучше, чем до начала курса лечения. Таким образом, осуществляется введение в жизнь улучшенной или хорошей речи из спокойной ситуации логопедического занятия в наиболее сложную для некоторых обстановку учебного процесса, поэтому
мы можем как бы говорить о приеме «перекидного мостика», с помощью которого может осуществиться автоматизация достигнутых результатов в ситуациях, ранее вызывавших эмоциональное напряжение.
Специфика применения указанного приема в настоящее время заключается в том что, откликнуться на просьбу учащегося или его родителей соглашаются далеко не все педагоги, отказ обычно мотивируется тем, что они не логопеды, понять, что от них требуется, им трудно. Вникают в суть просьбы наиболее квалифицированные педагоги и, если говорить о средней школе, то обычно это школы для детей из богатых семей. Как известно, в этих школах количество учащихся в классе очень небольшое и педагог может каждому, в том числе и нашему пациенту уделить больше времени и внимания.
Лица, продолжающие после завершения лечебного курса, выполнять наши рекомендации, в том числе, проводить регулярно функциональные тренировки речи, во многих случаях добиваются стойких положительных результатов и предупреждают рецидивы заикания.


Список литературы
1. Асатиани Н.М. Психотерапия невроза навязчивых состояний// Руководство по психотерапии: 2-е изд. – Ташкент, 1979.
2. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М; 1985.
3. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. – Л; 1988.
4. Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. – СПб; 2002.
5. Свядощ А.М. Неврозы: 3-е изд.М; 1982.
6. Слуцкий А.С. Поведенческая психотерапия // Руководство по психотерапии. – Ташкент, 1979.
7. Шкловский В.М. Заикание. – М; 1994.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.