Проблема формирования этнонациональной толерантности у подростков

Наука » Педагогика
Предстоящая зимняя олимпиада в Сочи представляет собой масштабное мероприятие, на которое соберутся представители различных этносов. Спортсмены, болельщики, зрители окажутся в тесном взаимодействии, которое требует толерантных отношений в межэтническом общении.
Однако в последнее время при проведении спортивных соревнований, как свидетельствует практика, болельщики (в основном подросткового возраста) проявляют нетерпимость и даже агрессию по отношению к сторонникам соперников в соревнованиях. Часто это связано не только с результатами соревнований, но и с межэтническими взаимоотношениями в целом.
Город Сочи является многонациональным, в настоящее время в нем проживают представители более 60 различных этносов, что неизбежно порождает межэтнические конфликты. В связи с этим становится актуальным изучение особенностей межэтнических отношений подростков, проживающих в г. Сочи в канун предстоящей олимпиады.
Проблема межэтнических отношений относится к числу вечных проблем человечества. С тех пор, как на земле появились группы людей, говорящих на разных языках и придерживающихся разных традиций, между ними стали возникать противоречия, соперничества, конфликты и войны вследствие несовпадения свойственных им представлений о различных сторонах жизни, т.е., как говорят, на этнической почве.
Во всем мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на законодательном уровне. В нее
включены такие нормы, как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе, делают их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека. В развитии понимания личностью окружающей действительности объектом глубокого понимания становится человек, его внутренний мир. Это вызывает интерес к себе и собственной жизни, качествам своей личности, потребности сравнивать себя с другими.
Полиэтническая среда представляет собой единство сущности и
существования человека и наций, материальных и духовных факторов жизнедеятельности представителей различных народов в определенном социальном пространстве и времени, в определенных конкретноисторических и географических условиях, которые формируют человека как субъекта этнического самосознания и культуры, через которую происходит присвоение общечеловеческой культуры.
Проблема межэтнической толерантности достаточно молода как в России, так и в зарубежных исследованиях. Первые работы по этой теме появляются лишь в середине 90-х годов. Важным фактором мирового признания необходимости изучения данной проблемы стала Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61
Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Она провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности. Также данная декларация дает международное определение понятию толерантности и противоположному ему
– интолерантности. Из нее следует, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности».
К настоящему времени в научной литературе накоплен значительный материал о взаимоотношениях лиц, относящихся к различным этническим группам, об этнических конфликтах в разных странах, а также между странами. Практически ежедневно поступают новые данные об этой стороне жизни человечества, оглашаются новые материалы, проводятся эмпирические, полевые исследования. Однако проблема
межэтнических взаимоотношений в силу обширности характеризующих ее аспектов остается все еще недоступной исчерпывающему пониманию. При попытке организовать оптимальный процесс межэтнического взаимодействия на различных его уровнях пока что неизбежно возникают трудности, свидетельствующие о недостаточности его изученности.
Являясь ключевым понятием в системе научных феноменов, проблема формирования межэтнической толерантности находится на стыке интересов философов, социологов, этнологов, психологов и педагогов. Методологические основы ее изучения были заложены в концепции Л.С. Выготского, в трудах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, а в настоящее время разрабатываются в русле историко-эволюционного подхода к изучению личности в исследованиях А.Г. Асмолова, Б.С. Гершунского, Н.М. Лебедевой и др.
Проблемы формирования этнонациональной толерантности и культуры межнационального общения рассматриваются в различных аспектах и зарубежными авторами: социологический анализ взаимоотношений учащихся с учетом их национальной принадлежности (Р. Ф.
Бенедикт, Э. Богардус, А. Кардинер и др.); этнопсихология общения и межличностные отношения обучаемых (Р. Е. Кемпбелл, Ч. Маккихен, М. Мид и др.); влияние культурного фактора на нацию, ее иерархию ценностей, формы общения ее представителей (М. Анбер, К. Беледикт, Ж. Буассон, К и др.); проблемы и возможности преодоления расовых и национальных предубеждений и дискриминации в системе образования в условиях многонационального состава обучаемых (С. Дж. Белл, С. Брок, С. Грент, Дж. Линч и др.).
Сегодня сама жизнь выдвигает необходимость исследования этих проблем. Тревожным фактором является тенденция к социальным формам протеста среди подростков, что проявляется в создании неформальных объединений, военизированных формирований, молодежно-подростковых политических организаций экстремистского толка, нацеленных на разжигание этнонациональной розни. В последние годы участились акты подростковой преступности, имеющие явно выраженный антиэтнический характер.
В связи с этим многие правовые акты и законодательные положения, появившиеся в последнее время (например, «Защита этнических групп в Европе»; принятая ООН «Декларация прав лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам» и др.), направлены на поиск способов гармонизации межэтнических отношений.
На современном этапе толерантность рассматривается как многоаспектная и многомерная категория: как теоретический конструкт (В.А.Лекторский) или практический принцип (И. Йовел), психологическая устойчивость (А.П. Цуканова), система позитивных

вок (Н.М. Лебедева), комплекс индивидуальных качеств, свойство личности (И.Б.Гришпун), система личностных и групповых ценностей (Р.Р.Валитова, А.П. Садохин). Ряд авторов трактуют толерантность как свойство личности, проявляющееся в критическом, обоснованном понимании различных социальных явлений, в системе позитивных установок к другому (инаковому), которые основаны на эмпатии, личностном принятии, уважении, социальном интересе.
Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим.
Последние два десятилетия бурный рост национального самосознания народов России порой выражался не только в стремлении людей к преодолению отчуждения от родной культуры, но и в культивировании чувства национальной исключительности. Однако в условиях социально-экономической нестабильности и снижения нравственной культуры в обществе это вызвало такие негативные последствия, как обострение этнонациональной напряженности, рост межнациональных конфликтов, распространение ксенофобии в полиэтнической среде.
Особенно велико влияние сложившейся ситуации на процесс социализации подростков. Именно подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом формирования рефлексивного отношения к «своему» и «чужим» этносам. Кроме того, этот период характеризуется пиком расстройств личностных качеств и свойств, деформацией общепринятых норм поведения, что приводит к действию
силы, опустошающей духовный мир подростка и разрушающей его психику. Таким образом, формирование межэтнической толерантности в подростковой среде рассматривается как основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования народов.
Толерантность как явление не может формироваться в общественном сознании само по себе. Необходимо создать оптимальные психолого-педагогические условия для развития каждой личности в этом направлении еще на стадии общего образования. И тогда терпимость, понимание, а затем и уважение к инокультурным ценностям станут этапами в развитии сознания подростка, подготовленными его психическим развитием, процессом социализации в полиэтнической среде, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с разными этнофорами.

Формирование этнонациональной толерантности – сложный эволюционный процесс, имеющий свои закономерности и специфику. Этот процесс связан с объективным бытием личности подростка. В том, как личность представляет свое Я, отражается мера ее осознания себя и уровень ее социализации в поликультурном пространстве. Другим фактором формирования межэтнической толерантной личности считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции.
Межэтническая толерантность выполняет следующие функции: предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями. Одним из факторов формирования межэтнической толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Человек с высоким уровнем межэтнической толерантности обладает характерным
комплексом поведения, характеризующим пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Одновременно человек приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус.
Основными чертами толерантной личности можно считать: расположенность к другим людям; снисходительность; терпение; чувство юмора; чуткость; доверие; альтруизм; терпимость к различиям; умение владеть собой; доброжелательность; умение не осуждать других; гуманизм; умение слушать собеседника; любознательность; способность к сопереживанию.
Таким образом, понятие толерантности хотя и отождествляется
большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность – это уважение свободы других, их вероисповеданий, мировоззрений и политических взглядов, умение относиться без вражды к чужому мнению, характеру. В процессе реализации межличностных отношений и взаимодействий человек решает комплекс личных проблем и выстраивает систему субъектного опыта, определяющего характер его будущих взаимоотношений с окружающим миром в целом, и с субъектами общения, в частности. При этом по сути дела реализуется категоризация субъектов общения на «своих» и «чужих», «предпочитаемых» и «отвергаемых». Одной из разновидностей подобной категоризации выступает этническая категоризация, влияющая на качество взаимодействия представителей различных этносов.

Сейчас в постсоветской России, как и во всем мире, остро стоят проблемы межнациональных отношений, национальной обособленности, сепаратизма. Российская ситуация усугубляется глубоким экономическим и нравственным кризисом, социальной аномией, поразившей страну. Все это представляет собой питательную среду для обострения этнических фобий, развития межэтнической напряженности, конфликтов.
Особенно беззащитны перед сложившейся ситуацией подростки, чьи личности еще только формируются. Причем этот процесс идет в резко расслоившемся на богатых, бедных и просто нищих людей обществе с его глубоко укоренившимися имперскими, авторитарными и люмпенскими стереотипами. Известно, что установки, закрепившиеся в юности, с большим трудом меняются в зрелом возрасте, сформировавшиеся в ходе социализации подростка этнические стереотипы, предпочтения, ориентации будут влиять на его сознание, поведение на протяжении всей его жизни и на то, как он, в свою очередь, будет воспитывать своих детей. Иными словами, этнические ориентации нынешних подростков – это ориентации взрослых людей начала ХХI в. и последующих поколений.
Для формирования гражданского общества необходимо воспитание гражданина – человека, обладающего соответствующими этому обществу ценностными ориентациями. Этническая толерантность или, напротив, этническая интолерантность во многом определяет характер межнациональных отношений. Следует отметить, что целесообразно пристальное внимание обратить на начальные этапы развития толерантных отношений человека к представителям другого этноса. Это связано с общепризнанной позицией, согласно которой легче правильно сформировать какой-либо феномен, чем в дальнейшем его исправить в нужном русле. В связи с этим нам было интересно узнать, какие
межэтнические отношения формируются у подростков г. Сочи. Эмпирическая работа по изучению влияния этнических особенностей подростков на их толерантность проводилась в школах г. Сочи, где учатся представители разных этносов. Было проведено пилотажное исследование, в результате которого были отобраны классы, в которых обучались представители русского, армянского, абхазского этносов. Всего в эксперименте прияло участие 100 старшеклассников.
Русские в Сочи являются этническим большинством, и от уровня их толерантности по отношению к подросткам иных национальностей зависит, какая картина межнациональных отношений здесь складывается. Поэтому из трех групп респондентов нас в первую очередь интересовала этническая толерантность русских школьников.
Среди русских подростков только чуть более трети
лись нейтрально. У подростков трех других национальностей доля

тех, кто ко всем народам относится одинаково, заметно выше. У армян этот показатель нейтральности составляет 1/2, а у абхазцев 2/3. Среди русских подростков 39,5 % признаются, что есть народы, к которым они относятся хуже. Но только для 13,6 % есть народы, к которым они относятся лучше, чем к другим. Таким образом, у русских в целом по выборке соотношение этнической антипатии и симпатии составляет
2,9 в пользу антипатии. У абхазцев та же тенденция – указанное соотношение составляет 2,6. Прямо противоположная картина обнаруживается у армян: у них этническая симпатия преобладает над антипатией с соотношением 1,4. Удельный вес нейтральной группы среди русских подростков от восьмого к одиннадцатому классу остается практически неизменным. По двум другим группам прослеживается явно выраженная возрастная динамика. Зона этнической симпатии (доля тех, кто к некоторым народам относится лучше) сокращается почти вдвое. Зона же этнической антипатии, напротив, расширяется в полтора раза. Для русских школьников объектом этнической симпатии прежде всего является собственный этнос – русские: 11,5% относятся к ним (то есть к самим себе) лучше, чем к другим народам; у армян – 21%, у абхазцев – 22,6%. Всем им собственный народ наиболее симпатичен по сравнению с иными. В отношении русских подростков к некоторым народам обращает на себя внимание амбивалентность (хотя и не симметричная).
Проблема национальных отношений глубоко небезразлична для опрошенных. С одноклассниками на эти темы часто или, по крайней мере, иногда говорит значительное большинство русских, армянских, абхазских подростков – от 67,6 % до 74,3 %. Еще больше школьников этих национальностей ведут такие беседы в семье – от 71,3 % до
83,8 %.
Особая важность этнического фактора для армян подтверждается и ответами на вопрос: «То, как ты относишься к тому или иному человеку, зависит от его национальности или не зависит?». Ответ «совершенно не зависит» среди них выбрали меньше половины (44,8 %), тогда как во всех других этнических группах – большинство (от 57,3 % у русских до 80,9 % у абхазцев).
Первичное осознание своей национальной принадлежности происходит у подростков по большей части в возрасте 4–10 лет. Однако можно заметить, что среди армян доля тех, у кого это произошло в совсем молодом возрасте (до 3 лет), значительно больше, чем среди других. Личностные эмоциональные реакции, связанные с рефлексией своей этничности, фиксировались вопросом: «В жизни тебе приходилось чаще гордиться своей национальностью или стесняться ее?» Доля тех, кто «чаще гордился», во всех трех группах наибольшая. У армян этот показатель максимальный – три четверти. У подростков трех

групп зафиксированы почти одинаковые поведенческие реакции, являющиеся следствием рефлексии своей этничности. «Скрывать свою национальность» не приходилось ни разу в жизни абсолютному большинству русских (96,1%), армян (94,3%), абхазцев (91,5%).
Для некоторых подростков предпочтительно пребывание в этнически однородной среде сверстников. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос: «В каком классе лучше учиться – в котором ученики разных национальностей или в котором все ученики только твоей национальности?». Мононациональный коллектив предпочитают половина армян, две пятых абхазцев, четверть русских.
Если в предпочтениях ситуации обучения не выявилось общей тенденции, то в установках на этничность самого близкого круга общения все три группы проявили единодушие. Подавляющее большинство считает, что, выбирая друзей, «национальности не нужно придавать значения». Но и тут заметны особенности, отмеченные выше: у армян
– самая низкая (66,7%), и почти треть последних считают все же, что выбирать друзей «лучше среди людей своей национальности».
В период, миновавший с начала перестройки, в России выросло новое поколение. С одной стороны, ему довелось социализироваться в условиях реальной свободы совести, бурного возрождения религиозной жизни всех традиционных для России вероисповеданий. Но, с другой стороны, агентами воспитания этого поколения в семье, школе по-прежнему очень часто выступали взрослые люди, для которых идея Бога оставалась (в силу их коммунистического советского прошлого) чуждой или, по крайней мере, непривычной. Для преобладающей части русских, армянских респондентов «наиболее привлекательной религией» является их национальная религия – христианство.
Из положительных качеств, которые в первую очередь приписывают собственному народу русские подростки, – смелость (частота
упоминания – 61,8 %), доброта, гостеприимство, ум, гордость (в порядке убывания от 47,1 % до 39,8 %). Из отрицательных – лень (43,8 %), завистливость, хитрость, наглость, жадность (от 13,0 % до 8,4 %).
У армянских подростков выглядит так: с одной стороны – смелость
(72,4 %), гордость, ум, гостеприимство, трудолюбие (от 60,0 % до
50,5 %); с другой – хитрость (33,3 %), высокомерие, агрессивность, лживость, завистливость (от 15,2 % до 5,7 %).
Абхазские подростки главными позитивными качествами своего народа называют смелость (61,0 %), гостеприимство, доброту, вежливость, честность (от 57,6% до 28,0 %). Главные негативные качества: лень (11,0 %), агрессивность, наглость, хитрость, высокомерие (от
8,5 % до 6,8 %).
По подавляющему большинству положительных качеств все другие народы во много раз уступают собственному; по большинству отрицательных качеств все другие народы выглядят заметно хуже, чем собственный.
Полученные результаты свидетельствуют об определенной напряженности в межнациональных отношениях сочинских подростков , их этнической избирательности в межличностном общении. Среди русских этнически толерантные составляют только четверть, и это лишь немного больше, чем удельный ски интолерантых, составляющий одну пятую. И у русских подростков, и у подростков других обследованных национальностей стереотипы в отношении целого ряда этносов (живущих в России) наделены преимущественно негативными чертами. Образ собственного народа всегда выглядит несопоставимо более привлекательным, чем образ любого другого народа. Заметная часть подростков склонна рассматривать другие народы через призму этнического фаворитизма либо, напротив, этнической дискриминации.
Таким образом, данные исследования показали, что перед педагогическими коллективами сочинских школ стоит сложная и очень важная воспитательная задача – формирование толерантного отношения к представителям других этносов. Однако к формированию национального самосознания и этнических установок молодого поколения должны быть причастны не только представители многочисленного педагогического корпуса, но и политические, общественные, религиозные лидеры, деятели искусства, культуры, средств массовой информации. От их позиции в огромной степени зависит, станет ли этническая толерантность общепринятой нормой в российском обществе в целом и г. Сочи (месте проведения Олимпийских игр 2014) в частности.


Список литературы
1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.; – Воронеж, 1996.
2. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. –
М.; Воронеж, 2000.
3. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М.: Экопрос, 1993. – С. 285.
4. Крысько В.Г. Этнопсихология и междисциплинарные отношения: курс лекций. – М., 2002.
5. Лебедева Н.М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления // Этническая психология и общество. – М., 1998.
6. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных авторов // Советская этнография. – М., 2003.
7. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. – СПб.: Алетея, 2000.

Источник: Л.Ф. Сербина
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.