Анализ речи детей с задержкой психического развития (ЗПР) позволяет выявить определенные особенности речемыслительных процессов, соотношение мышления и речи, в частности «синтаксиса мысли» и «синтаксиса речи» у этой категории детей.
Речь воспринимается ребенком не сама по себе, а в процессе осмысления той или иной ситуации, которую она обозначает. Как отмечает Н.И. Жинкин, то или иное значение знака соотносится с определенной ситуацией, понятие о знаке формируется в процессе употребления знака и оперирования им в деятельности [1].
Развитие интеллекта ребенка оказывает влияние на формирование речи в различных аспектах:
1) На организацию смысловых операций при восприятии и продуцировании речевых высказываний. Известно, что с помощью речи ребенок выражает свои представления об окружающей действительности, характер смысловых связей между предметами и явлениями.
2) На уровень языковой семантики. Естественно, что ребенок не
способен использовать ту или иную языковую форму, если не понимает ее значения. Поэтому ребенок сначала усваивает языковые формы, простые с точки зрения семантики, доступные сознанию, соответствующие уровню его интеллектуального развития
3) Интеллектуальная недостаточность оказывает влияние и на возможности усвоения формально-языковых средств. Чем сложнее языковое оформление того или иного значения, тем труднее оно усваивается ребенком с интеллектуальным недоразвитием.
Последовательность овладения языком определяется не только семантической, но и формально-языковой сложностью, сложностью
языкового оформления того или иного значения.
В процессе онтогенеза ребенок не просто имитирует речь окружающих, а усваивает закономерности языка, на основе которых и строит свою речь. Овладение закономерностями языка требует достаточно высокого уровня сформированности процессов анализа, синтеза, обобщения, дифференциации.
4) Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности отражается и на качестве, точности и объеме обработки речевой информации. Человеческая речь воспринимается и воспроизводится в сжатые временные сроки. Усвоение речи ребенком происходит с учетом возможностей обработки речевой информации. Чем объемнее речевая информация, тем труднее она усваивается и воспроизводится в речи.
Ребенок с интеллектуальным недоразвитием не обладает стратегией быстрого декодирования и дешифровки речевого сообщения, что нарушает развитие импрессивной речи ребенка и отрицательно влияет на формирование его экспрессивной речи.
На наш взгляд, влияние интеллектульного недоразвития у детей с ЗПР проявляется при восприятия и продуцировании синтаксической структуры предложения. В этих процессах проявляются особенности смыслового, семантического и формально-языкового плана и их соотношения.
С целью изучения особенностей восприятия и продуцирования синтаксической структуры предложения было проведено экспериментальное исследование повторения предложений старшими дошкольниками с задержкой психического развития и с нормальным психическим развитием. При этом, мы исходили из того, что ребенок может повторить только те предложения, синтаксическая структура которых им усвоена.
Методика исследования включала повторение простых предложений с прямым порядком слов, пассивных, безличных предложений, инвертированных конструкций, предложений со сравнительными оборотами, с однородными членами, сложных предложений.
Анализ полученных данных показал, что между группами детей с ЗПР и нормально развивающимися детьми имеются существенные различия.
Дети КГ во всех заданиях показали высокий уровень выполнения заданий.
По сравнению с нормально развивающимися детьми дошкольники с ЗПР показали более низкий уровень сформированности синтаксического структурирования предложений, что проявлялось в большом количестве ошибок. Особую трудность вызвало повторение пассивных, сравнительных конструкций, безличных предложений, предложений с однородными членами и сложно-подчиненных предложений.
Анализ восприятия и продуцирования высказываний при повторении предложений детьми с ЗПР позволил выявить нарушения различных трансформационных синтаксических операций:
1) Нарушение сукцессивно-симультанного анализа и синтеза при восприятии предложения, что проявлялось
в нарушении синтеза лексической последовательности слов в семантическую структуру высказывания,
в нарушении перевода сукцессивной семантической структуры в единый целостный смысл (смысловой образ денотативной ситуации).
2) Нарушение симультанно-сукцессивного анализа и синтеза в процессе продуцирования высказывания, что проявлялось
в трудностях трансформации субьективного смыслового уровня на семантический языковой уровень ,
в нарушении трансформации семантического уровня синтаксирования на формально-языковой уровень.
На смысловом уровне в процессе восприятия и продуцирования предложений проявляется аморфность, неточность образов денотативной ситуации, влияние ситуативных ассоциаций при повторении предложений.
При повторении предложений у дошкольников с ЗПР отмечались различные отклонения от смысла, заложенного в исходном высказывании, что проявлялось:
в изменении смысла,
в добавлении ассоциаций,
-в обеднении образа денотативной ситуации.
Изменение смысла проявлялось часто в воспроизведении предложений, неправильных в смысловом плане, бессмысленных предложений или словосочетаний.
Например: Водой наливают чаек. (Чайки летают над водой) Лиса убежала в воду. (Лиса убежала в нору). Делали коньки и снежную бабу. Комки и ребята делали снежную бабу. (Дети катали из снега комки и делали снежную бабу). Белая береза на ветках. (Белая береза склонилась от ветра) Смысловые ошибки были многочисленными при повторении различных моделей предложений.
Добавление ассоциаций отмечалось у небольшого количества детей с ЗПР. При этом характер ассоциаций во многих случаях также отражал аморфность и искаженность денотативного образа ситуации. Например: Малыш хочет пить, но мама ему не дает. Мама сделала
свою работу, быстрее побежала пить (Малыш хочет пить). Он неправильно сделал, медведь. Он должен спать в берлоге (Крепко спит медведь под снегом). Лиса должна в нору залезть, где грачи живут (Лиса убежала в нору).
Нарушения на семантическом уровне проявлялись в пропуске семантических компонентов исходного предложения, чаще всего атрибута Вместо Новый дом охраняется сторожем. воспроизводится Дом охраняется сторожем. Вместо Ранней весной затопило весь наш луг. воспроизводится Весной затопило наш луг.
Частыми ошибками были перестановки слов в предложении, воспроизведение ненормативных предложений. При повторении пассивных конструкций выявлены ошибки, проявляющиеся в трансформации субъекта действия в объект действия. Так, вместо Дом нарисован девочкой. воспроизводится Нарисована девочка.
В процессе трансформации глубинно-семантической структуры на формально-языковой уровень проявлялись следующие ошибки:
замены слов, воспроизведение ненормативных предложений,
изменение поверхностной структуры исходного предложения,
морфологические и морфосинтаксические аграмматизмы.
Таким образом, исследование показало, что у дошкольников с ЗПР не сформированы многие модели синтаксической структуры предложения, имеет место аморфность и неточность денотативного образа ситуации, нечеткое представление о предложении как единице речи, что проявляется в наличии фрагментарных, ненормативных предложений. Особую трудность при повторении для дошкольников с ЗПР составили предложения, многословные, сложные по семантике. Можно предположить, что нарушение сукцессивного и симультанного анализа и синтеза, особенности слухоречевой памяти, трудности обработки речевой информации оказывают непосредственное влияние
на функционирование синтаксических операций в процессе повторения предложений.
Список литературы
1. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М., 1982.
2. Зорина С.В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития. – СПб., 1998.
3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1994.
4. Усанова О.Н. Дети с проблемами в развитии. – М., 1995.
Речь воспринимается ребенком не сама по себе, а в процессе осмысления той или иной ситуации, которую она обозначает. Как отмечает Н.И. Жинкин, то или иное значение знака соотносится с определенной ситуацией, понятие о знаке формируется в процессе употребления знака и оперирования им в деятельности [1].
Развитие интеллекта ребенка оказывает влияние на формирование речи в различных аспектах:
1) На организацию смысловых операций при восприятии и продуцировании речевых высказываний. Известно, что с помощью речи ребенок выражает свои представления об окружающей действительности, характер смысловых связей между предметами и явлениями.
2) На уровень языковой семантики. Естественно, что ребенок не
способен использовать ту или иную языковую форму, если не понимает ее значения. Поэтому ребенок сначала усваивает языковые формы, простые с точки зрения семантики, доступные сознанию, соответствующие уровню его интеллектуального развития
3) Интеллектуальная недостаточность оказывает влияние и на возможности усвоения формально-языковых средств. Чем сложнее языковое оформление того или иного значения, тем труднее оно усваивается ребенком с интеллектуальным недоразвитием.
Последовательность овладения языком определяется не только семантической, но и формально-языковой сложностью, сложностью
языкового оформления того или иного значения.
В процессе онтогенеза ребенок не просто имитирует речь окружающих, а усваивает закономерности языка, на основе которых и строит свою речь. Овладение закономерностями языка требует достаточно высокого уровня сформированности процессов анализа, синтеза, обобщения, дифференциации.
4) Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности отражается и на качестве, точности и объеме обработки речевой информации. Человеческая речь воспринимается и воспроизводится в сжатые временные сроки. Усвоение речи ребенком происходит с учетом возможностей обработки речевой информации. Чем объемнее речевая информация, тем труднее она усваивается и воспроизводится в речи.
Ребенок с интеллектуальным недоразвитием не обладает стратегией быстрого декодирования и дешифровки речевого сообщения, что нарушает развитие импрессивной речи ребенка и отрицательно влияет на формирование его экспрессивной речи.
На наш взгляд, влияние интеллектульного недоразвития у детей с ЗПР проявляется при восприятия и продуцировании синтаксической структуры предложения. В этих процессах проявляются особенности смыслового, семантического и формально-языкового плана и их соотношения.
С целью изучения особенностей восприятия и продуцирования синтаксической структуры предложения было проведено экспериментальное исследование повторения предложений старшими дошкольниками с задержкой психического развития и с нормальным психическим развитием. При этом, мы исходили из того, что ребенок может повторить только те предложения, синтаксическая структура которых им усвоена.
Методика исследования включала повторение простых предложений с прямым порядком слов, пассивных, безличных предложений, инвертированных конструкций, предложений со сравнительными оборотами, с однородными членами, сложных предложений.
Анализ полученных данных показал, что между группами детей с ЗПР и нормально развивающимися детьми имеются существенные различия.
Дети КГ во всех заданиях показали высокий уровень выполнения заданий.
По сравнению с нормально развивающимися детьми дошкольники с ЗПР показали более низкий уровень сформированности синтаксического структурирования предложений, что проявлялось в большом количестве ошибок. Особую трудность вызвало повторение пассивных, сравнительных конструкций, безличных предложений, предложений с однородными членами и сложно-подчиненных предложений.
Анализ восприятия и продуцирования высказываний при повторении предложений детьми с ЗПР позволил выявить нарушения различных трансформационных синтаксических операций:
1) Нарушение сукцессивно-симультанного анализа и синтеза при восприятии предложения, что проявлялось
в нарушении синтеза лексической последовательности слов в семантическую структуру высказывания,
в нарушении перевода сукцессивной семантической структуры в единый целостный смысл (смысловой образ денотативной ситуации).
2) Нарушение симультанно-сукцессивного анализа и синтеза в процессе продуцирования высказывания, что проявлялось
в трудностях трансформации субьективного смыслового уровня на семантический языковой уровень ,
в нарушении трансформации семантического уровня синтаксирования на формально-языковой уровень.
На смысловом уровне в процессе восприятия и продуцирования предложений проявляется аморфность, неточность образов денотативной ситуации, влияние ситуативных ассоциаций при повторении предложений.
При повторении предложений у дошкольников с ЗПР отмечались различные отклонения от смысла, заложенного в исходном высказывании, что проявлялось:
в изменении смысла,
в добавлении ассоциаций,
-в обеднении образа денотативной ситуации.
Изменение смысла проявлялось часто в воспроизведении предложений, неправильных в смысловом плане, бессмысленных предложений или словосочетаний.
Например: Водой наливают чаек. (Чайки летают над водой) Лиса убежала в воду. (Лиса убежала в нору). Делали коньки и снежную бабу. Комки и ребята делали снежную бабу. (Дети катали из снега комки и делали снежную бабу). Белая береза на ветках. (Белая береза склонилась от ветра) Смысловые ошибки были многочисленными при повторении различных моделей предложений.
Добавление ассоциаций отмечалось у небольшого количества детей с ЗПР. При этом характер ассоциаций во многих случаях также отражал аморфность и искаженность денотативного образа ситуации. Например: Малыш хочет пить, но мама ему не дает. Мама сделала
свою работу, быстрее побежала пить (Малыш хочет пить). Он неправильно сделал, медведь. Он должен спать в берлоге (Крепко спит медведь под снегом). Лиса должна в нору залезть, где грачи живут (Лиса убежала в нору).
Нарушения на семантическом уровне проявлялись в пропуске семантических компонентов исходного предложения, чаще всего атрибута Вместо Новый дом охраняется сторожем. воспроизводится Дом охраняется сторожем. Вместо Ранней весной затопило весь наш луг. воспроизводится Весной затопило наш луг.
Частыми ошибками были перестановки слов в предложении, воспроизведение ненормативных предложений. При повторении пассивных конструкций выявлены ошибки, проявляющиеся в трансформации субъекта действия в объект действия. Так, вместо Дом нарисован девочкой. воспроизводится Нарисована девочка.
В процессе трансформации глубинно-семантической структуры на формально-языковой уровень проявлялись следующие ошибки:
замены слов, воспроизведение ненормативных предложений,
изменение поверхностной структуры исходного предложения,
морфологические и морфосинтаксические аграмматизмы.
Таким образом, исследование показало, что у дошкольников с ЗПР не сформированы многие модели синтаксической структуры предложения, имеет место аморфность и неточность денотативного образа ситуации, нечеткое представление о предложении как единице речи, что проявляется в наличии фрагментарных, ненормативных предложений. Особую трудность при повторении для дошкольников с ЗПР составили предложения, многословные, сложные по семантике. Можно предположить, что нарушение сукцессивного и симультанного анализа и синтеза, особенности слухоречевой памяти, трудности обработки речевой информации оказывают непосредственное влияние
на функционирование синтаксических операций в процессе повторения предложений.
Список литературы
1. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М., 1982.
2. Зорина С.В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития. – СПб., 1998.
3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1994.
4. Усанова О.Н. Дети с проблемами в развитии. – М., 1995.
Источник: Р.И. Лалаева
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи