В современном мире проблема мотивации человека является одной из центральных, несмотря на то, что она достаточно широко представлена в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Б.Г. Ананьев, К. Альдерфер, Д. Макклелланд, Ф. Герцберг, В. Врум, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен, П.М.Якобсон, А. Маслоу, Р. Хекман, Г. Олдхем и др.). Например, В.П. Беспалько определяет мотивацию как источник активности человека [2]. Выготский Л.С. [5] подчеркивает, что мысль рождается не из другой мысли, а из мотивационной сферы нашего сознания, а мотив-побудитель мышления – его регулятор. Г. Олпорт, К. Альдерфер, Ф. Герцберг, А. Маслоу и другие рассматривают мотивацию через призму особенностей личности в целом, указывая на иерархию индивидуальных потребностей, а Р. Хекман и Г. Олдхем рассматривают ее как проявление критических психологических состояний: переживание значимости работы, переживание ответственности за работу и осведомленности о ее результатах [11]. Ломов Б.Ф. относит мотивы к системообразующим факторам личности [13]. Леонтьев А.Н. подчеркивает, что деятельности без мотива не бывает [12]. Таким образом, авторы трактуют мотивацию по-разному: от активности организма до различных видов целенаправленной деятельности субъекта. Мотивация – это иерархическая система мотивов, выступающих осознанными побуждениями деятельности, свойствами личности [10].
В системе непрерывного профессионального образования мотивация имеет важнейшее значение и выступает как основа успешного обучения и профессионального развития. Она оказывает серьезное влияние на мыслительный процесс: отражается в понимании, оценке и принятии задачи, в определении конечных и промежуточных целей работы, в направленности деятельности и в использовании прошлого опыта. Мотивы ведут к расширению системы интересов личности, и это обуславливает непрерывный процесс ее развития. Говоря языком физики, мотивация поддерживает низкую энтропию за счет усиления беспорядка во внешней среде [3], нарушая равновесие и поддерживая напряжение в направлении потенциальных возможностей личности.
Томилова Г.А., исследуя мотивационную сферу личности со стороны ее уровневого строения, выделяет [1]:
– биогенный уровень, где мотив является продуктом и условием соотнесения внешней и внутренней среды, потребности и предмета ее удовлетворения, и во многом зависит от системы воспитания, в которую личность включена;
– социогенный уровень, где мотив рассматривается как результат и предпосылка интериоризации заданных извне социальных ценностей;
– личностный уровень, где мотив выступает как следствие и условие порождения (экстериоризации) общественно значимых продуктов деятельности.
Такой подход позволяет рассматривать мотивационный потенциал личности через познавательный интерес к изучаемому предмету, который определяет характер умственной деятельности,
творческую активность и эмоциональный фон деятельности; рефлексию, как осознание своих действий и эмоций, а также осведомленность о результатах деятельности, что определяет поведенческие функции саморазвития во всех сферах будущей деятельности личности, т.к. рефлексия блокирует деятельность по старым образцам и открывает путь для мышления и освоения новых действий, поворачивает сознание на самого себя, вынуждая его перестраиваться [8, с.47]; автономность, которая означает наличие опыта и способности свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью и поведением; адаптивность, проявляющуюся в переживании значимости выполняемой работы, ответственности за ее выполнение и ожидание поощрения с учетом его справедливости, успешности в изучении учебного материала, подкрепляемой связью с будущей профессиональной деятельностью:
МПЛ =И+Р+А+А,
где МПЛ – мотивационный потенциал личности (интерес + рефлексия + автономность +адаптивность).
Поэтому результативность профессионального обучения и последующей профессиональной деятельности может быть рассмотрена как функция, зависящая от четырех факторов:
а) желания достичь результатов, которое проявляется в готовности прилагать усилия для достижения поставленных целей, то есть мотивации, которая обусловлена наличием мотивационного потенциала личности позволяющего быть настойчивым в заданном направлении деятельности, на должном уровне интенсивности и в течение определенного времени;
б) потенциальных (субъективных) возможностей личности, которые определяют ее компетентность, то есть степень владения необходимыми способностями, знаниями и опытом;
в) объективных возможностей личности, которые определяются факторами социальной среды, то есть условиями существования и самореализации в деятельности, постепенностью в наращивании трудностей в ее выполнении и во взаимоотношениях с другими людьми;
г) мотивационного потенциала деятельности (для студентов вуза – учебно-профессиональной, для специалиста – профессиональной), структура которого определяется целостностью решаемых задач, разнообразием требуемых знаний и умений, задаваемых разнообразием предлагаемых способов деятельности, ценностью деятельности для каждого студента или специалиста, подтверждением связи усилия и вознаграждения, ожиданием того, что затраченные усилия дадут желаемый результат, который повлечет за собой желаемое вознаграждение:
МПД=Ц+Р+Ц ,
где МПД мотивационный потенциал деятельности (целостность +
разнообразие + ценность).
Кроме того, на основе вероятностных оценок характеристик можно определить мотивационный потенциал профессионального становления личности как процесса ее самореализации и представить его в виде формулы:
МП=(МПЛ * МПД) / 7
где МП – мотивационный потенциал профессионального становления личности.
Самореализация личности в деятельности невозможна без формирования такого свойства, как самостоятельность, определяемого, скорее всего, внутренними факторами психологической природы человека, чем внешними факторами его окружения [15]. Самостоятельность – это общественное проявление личности, характеризующее общий тип отношений к труду, людям и обществу [16, с. 636]. Как свойство личности самостоятельность выступает интегратором интеллекта, способностей, воли и характера (Рубинштейн С.Л., Давыдов В.В., Гальперин П.Я. и др.), формируется в онтогенезе. Как динамическое образование самостоятельность доступна коррекции, ее можно рассматривать как основу развития компетентности профессионала. С одной стороны, развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов – это необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий. С другой – складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям [14].
Структура самостоятельности характеризуется взаимоотношением функциональных (способы организации деятельности и взаимодействия с людьми), операционально-деятельностных (умения, обеспечивающие достижения целей без помощи других людей) и мотивационно-потребностных (стремление к независимости от других людей) компонентов личности (Дайри Е.Г., Матюшин А.М., Ярошенко Н.Г.). Индикатором развития самостоятельности является готовность человека к осуществлению выбора, понимаемого как способность личности ставить разные цели, выбирать те или иные средства, а также преобразовывать условия своей деятельности, соотносить полученный результат с поставленной целью.
В вопросе профессионального становления личности самостоятельность рассматривается нами как качественная характеристика действия, но наличие полноценных знаний и умений, выступая обязательным условием самостоятельности деятельности, не может быть достаточным. Необходимо учитывать и мотивационный потенциал личности, который определяет жизненные планы. Самостоятельность смягчает процессы перестройки и формирования новой иерархии мотивов личности, разрушительность кризисных явлений (уменьшает уязвимость, внутреннюю растерянность и деформацию личности), поддерживает темп развития личности. Она обеспечивает эластичность всей системы (сглаживает последствия внутренних и внешних возмущающих воздействий). Другими словами, самостоятельность следует рассматривать «мерой инертности» в профессиональном становлении личности: существенные изменения личностных качеств индивида происходят лишь спустя некоторое время после приобретения нового профессионального опыта, при быстрых внешних изменениях профессиональной среды самостоятельность выступает тем ресурсом, который обеспечивает адаптивное поведение.
Как отмечает Л.П. Качалова [9] можно выделить ряд психологических качеств, способствующих формированию самостоятельности личности. К характеристикам самостоятельных людей можно отнести ее активность, умение регулировать свое поведение и эмоциональные реакции, умение лучше воспринимать реальность и более комфортабельно чувствовать себя в ней, умение и склонность брать на себя ответственность за важнейшие события своей жизни, при этом ощущать глубокое родство с другими людьми, адекватно оценивать свои способности, иметь сильные этические, моральные стандарты, различать цели и средства их достижения, проявлять готовность к самообразованию и профессиональному развитию, повышению конгруэнтности. Самостоятельная личность более адаптивна и готова к социальной автономии, которая проявляется в умении самоопределиться в коллективе, содействовать созданию комфортного психологического климата. Самостоятельная личность не только сопротивляется давлению извне, но и способна критически пересматривать свои собственные, ранее выработанные воззрения и планы.
Как и другие характерологические черты, самостоятельность неразрывно связана с условиями среды и содержанием деятельности человека. Особенно это проявляется в трудовой деятельности. Человек, чей труд свободен от внешнего контроля, лучше осознает его внутренний смысл и ценность. Чем меньше у личности самостоятельности в профессиональной деятельности, тем больше она склонна и в других сферах жизни ориентироваться на внешние авторитеты. Существует и обратная связь: интеллектуальная активность, гибкость и самостоятельность личности повышают уровень ее требований к содержанию и условиям своего труда. Оказавшись в условиях, требующих ответственных решений, человек резко повышает свою самостоятельность.
Таким образом, самостоятельность проявляется в умении строить свои жизненные планы, в том числе и профессиональные, и нести ответственность за свой жизненный путь, а ее развитие может рассматриваться как основа, средство и условие профессионального становления личности.
Список литературы
1. Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие /
Н.А. Бакшатова, А.А. Вербицкий. – М.: Логос, 2006.
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько.
– М.; Воронеж: ВГУ,1989.
3. Бранский В.П. Социальная синергетика и акмеология / В.П. Бранский,
С.Д. Пожарский. – СПб.: Политехника, 2002.
4. Васильев И.А. Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности: автореф. дис. …д-ра. психол. наук. – М.,1998.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М: Педагогика, 1991.
6. Гальперин П.Я. Психологические исследования мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. – М.:Наука,1966. – С. 236–277.
7. Жарова Л.В. Учить самостоятельности / Л.В. Жарова. – М.: Просвещение,1993.
8. Иванова Н.Н. Мотивационная технология обучения / Н.Н. Иванова,
З.Д. Жуковская. – М., Воронеж: ИЦППС, 2007.
9. Качалова Л.П. Технология формирования творческой самостоятельности у студентов педвуза / Л.П. Качалова, Д.В. Качалов, А.В. Качалов // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6. – С. 52–53.
10. Кольцова Т.А. Формирование положительных мотивов учебнопознавательной деятельности у студентов младших курсов высшей технической школы: дис. …канд. психол. наук. – Новосибирск, 1986. – С. 10–11.
11. Крюков С.В. Организационное поведение: теория и практика /
С.В. Крюков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. – М.:
Политиздат, 1977.
13. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии// Вопр. психологии.
1975. – №2. – С. 31-45.
14. Психологический словарь / под общей ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов-наДону: Феникс, 2003.
15. Ребер А. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер. – М.:
Вече, АСТ,Т. 2. 2000.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / C.Л. Рубинштейн. – СПб.:
Питер,2002.
В системе непрерывного профессионального образования мотивация имеет важнейшее значение и выступает как основа успешного обучения и профессионального развития. Она оказывает серьезное влияние на мыслительный процесс: отражается в понимании, оценке и принятии задачи, в определении конечных и промежуточных целей работы, в направленности деятельности и в использовании прошлого опыта. Мотивы ведут к расширению системы интересов личности, и это обуславливает непрерывный процесс ее развития. Говоря языком физики, мотивация поддерживает низкую энтропию за счет усиления беспорядка во внешней среде [3], нарушая равновесие и поддерживая напряжение в направлении потенциальных возможностей личности.
Томилова Г.А., исследуя мотивационную сферу личности со стороны ее уровневого строения, выделяет [1]:
– биогенный уровень, где мотив является продуктом и условием соотнесения внешней и внутренней среды, потребности и предмета ее удовлетворения, и во многом зависит от системы воспитания, в которую личность включена;
– социогенный уровень, где мотив рассматривается как результат и предпосылка интериоризации заданных извне социальных ценностей;
– личностный уровень, где мотив выступает как следствие и условие порождения (экстериоризации) общественно значимых продуктов деятельности.
Такой подход позволяет рассматривать мотивационный потенциал личности через познавательный интерес к изучаемому предмету, который определяет характер умственной деятельности,
творческую активность и эмоциональный фон деятельности; рефлексию, как осознание своих действий и эмоций, а также осведомленность о результатах деятельности, что определяет поведенческие функции саморазвития во всех сферах будущей деятельности личности, т.к. рефлексия блокирует деятельность по старым образцам и открывает путь для мышления и освоения новых действий, поворачивает сознание на самого себя, вынуждая его перестраиваться [8, с.47]; автономность, которая означает наличие опыта и способности свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью и поведением; адаптивность, проявляющуюся в переживании значимости выполняемой работы, ответственности за ее выполнение и ожидание поощрения с учетом его справедливости, успешности в изучении учебного материала, подкрепляемой связью с будущей профессиональной деятельностью:
МПЛ =И+Р+А+А,
где МПЛ – мотивационный потенциал личности (интерес + рефлексия + автономность +адаптивность).
Поэтому результативность профессионального обучения и последующей профессиональной деятельности может быть рассмотрена как функция, зависящая от четырех факторов:
а) желания достичь результатов, которое проявляется в готовности прилагать усилия для достижения поставленных целей, то есть мотивации, которая обусловлена наличием мотивационного потенциала личности позволяющего быть настойчивым в заданном направлении деятельности, на должном уровне интенсивности и в течение определенного времени;
б) потенциальных (субъективных) возможностей личности, которые определяют ее компетентность, то есть степень владения необходимыми способностями, знаниями и опытом;
в) объективных возможностей личности, которые определяются факторами социальной среды, то есть условиями существования и самореализации в деятельности, постепенностью в наращивании трудностей в ее выполнении и во взаимоотношениях с другими людьми;
г) мотивационного потенциала деятельности (для студентов вуза – учебно-профессиональной, для специалиста – профессиональной), структура которого определяется целостностью решаемых задач, разнообразием требуемых знаний и умений, задаваемых разнообразием предлагаемых способов деятельности, ценностью деятельности для каждого студента или специалиста, подтверждением связи усилия и вознаграждения, ожиданием того, что затраченные усилия дадут желаемый результат, который повлечет за собой желаемое вознаграждение:
МПД=Ц+Р+Ц ,
где МПД мотивационный потенциал деятельности (целостность +
разнообразие + ценность).
Кроме того, на основе вероятностных оценок характеристик можно определить мотивационный потенциал профессионального становления личности как процесса ее самореализации и представить его в виде формулы:
МП=(МПЛ * МПД) / 7
где МП – мотивационный потенциал профессионального становления личности.
Самореализация личности в деятельности невозможна без формирования такого свойства, как самостоятельность, определяемого, скорее всего, внутренними факторами психологической природы человека, чем внешними факторами его окружения [15]. Самостоятельность – это общественное проявление личности, характеризующее общий тип отношений к труду, людям и обществу [16, с. 636]. Как свойство личности самостоятельность выступает интегратором интеллекта, способностей, воли и характера (Рубинштейн С.Л., Давыдов В.В., Гальперин П.Я. и др.), формируется в онтогенезе. Как динамическое образование самостоятельность доступна коррекции, ее можно рассматривать как основу развития компетентности профессионала. С одной стороны, развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов – это необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий. С другой – складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям [14].
Структура самостоятельности характеризуется взаимоотношением функциональных (способы организации деятельности и взаимодействия с людьми), операционально-деятельностных (умения, обеспечивающие достижения целей без помощи других людей) и мотивационно-потребностных (стремление к независимости от других людей) компонентов личности (Дайри Е.Г., Матюшин А.М., Ярошенко Н.Г.). Индикатором развития самостоятельности является готовность человека к осуществлению выбора, понимаемого как способность личности ставить разные цели, выбирать те или иные средства, а также преобразовывать условия своей деятельности, соотносить полученный результат с поставленной целью.
В вопросе профессионального становления личности самостоятельность рассматривается нами как качественная характеристика действия, но наличие полноценных знаний и умений, выступая обязательным условием самостоятельности деятельности, не может быть достаточным. Необходимо учитывать и мотивационный потенциал личности, который определяет жизненные планы. Самостоятельность смягчает процессы перестройки и формирования новой иерархии мотивов личности, разрушительность кризисных явлений (уменьшает уязвимость, внутреннюю растерянность и деформацию личности), поддерживает темп развития личности. Она обеспечивает эластичность всей системы (сглаживает последствия внутренних и внешних возмущающих воздействий). Другими словами, самостоятельность следует рассматривать «мерой инертности» в профессиональном становлении личности: существенные изменения личностных качеств индивида происходят лишь спустя некоторое время после приобретения нового профессионального опыта, при быстрых внешних изменениях профессиональной среды самостоятельность выступает тем ресурсом, который обеспечивает адаптивное поведение.
Как отмечает Л.П. Качалова [9] можно выделить ряд психологических качеств, способствующих формированию самостоятельности личности. К характеристикам самостоятельных людей можно отнести ее активность, умение регулировать свое поведение и эмоциональные реакции, умение лучше воспринимать реальность и более комфортабельно чувствовать себя в ней, умение и склонность брать на себя ответственность за важнейшие события своей жизни, при этом ощущать глубокое родство с другими людьми, адекватно оценивать свои способности, иметь сильные этические, моральные стандарты, различать цели и средства их достижения, проявлять готовность к самообразованию и профессиональному развитию, повышению конгруэнтности. Самостоятельная личность более адаптивна и готова к социальной автономии, которая проявляется в умении самоопределиться в коллективе, содействовать созданию комфортного психологического климата. Самостоятельная личность не только сопротивляется давлению извне, но и способна критически пересматривать свои собственные, ранее выработанные воззрения и планы.
Как и другие характерологические черты, самостоятельность неразрывно связана с условиями среды и содержанием деятельности человека. Особенно это проявляется в трудовой деятельности. Человек, чей труд свободен от внешнего контроля, лучше осознает его внутренний смысл и ценность. Чем меньше у личности самостоятельности в профессиональной деятельности, тем больше она склонна и в других сферах жизни ориентироваться на внешние авторитеты. Существует и обратная связь: интеллектуальная активность, гибкость и самостоятельность личности повышают уровень ее требований к содержанию и условиям своего труда. Оказавшись в условиях, требующих ответственных решений, человек резко повышает свою самостоятельность.
Таким образом, самостоятельность проявляется в умении строить свои жизненные планы, в том числе и профессиональные, и нести ответственность за свой жизненный путь, а ее развитие может рассматриваться как основа, средство и условие профессионального становления личности.
Список литературы
1. Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие /
Н.А. Бакшатова, А.А. Вербицкий. – М.: Логос, 2006.
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько.
– М.; Воронеж: ВГУ,1989.
3. Бранский В.П. Социальная синергетика и акмеология / В.П. Бранский,
С.Д. Пожарский. – СПб.: Политехника, 2002.
4. Васильев И.А. Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности: автореф. дис. …д-ра. психол. наук. – М.,1998.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М: Педагогика, 1991.
6. Гальперин П.Я. Психологические исследования мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. – М.:Наука,1966. – С. 236–277.
7. Жарова Л.В. Учить самостоятельности / Л.В. Жарова. – М.: Просвещение,1993.
8. Иванова Н.Н. Мотивационная технология обучения / Н.Н. Иванова,
З.Д. Жуковская. – М., Воронеж: ИЦППС, 2007.
9. Качалова Л.П. Технология формирования творческой самостоятельности у студентов педвуза / Л.П. Качалова, Д.В. Качалов, А.В. Качалов // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6. – С. 52–53.
10. Кольцова Т.А. Формирование положительных мотивов учебнопознавательной деятельности у студентов младших курсов высшей технической школы: дис. …канд. психол. наук. – Новосибирск, 1986. – С. 10–11.
11. Крюков С.В. Организационное поведение: теория и практика /
С.В. Крюков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. – М.:
Политиздат, 1977.
13. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии// Вопр. психологии.
1975. – №2. – С. 31-45.
14. Психологический словарь / под общей ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов-наДону: Феникс, 2003.
15. Ребер А. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер. – М.:
Вече, АСТ,Т. 2. 2000.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / C.Л. Рубинштейн. – СПб.:
Питер,2002.
Источник: Н. Н. Иванова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи