Систему образования принято считать ключевым звеном общественного развития. Главным ориентиром проектирования системы образования является социальный заказ общества, формирование которого основывается на перспективах его развития. Современная стратегия государства и общества ориентирована на модернизацию экономики. Но модернизация экономики невозможна без инновационного развития всех сфер общества. Инновационное развитие экономики, инновационное поведение человека, обновленное общественное сознание и формирование нравственных общественных отношений есть сущностное ядро и одновременно стержень процесса модернизации не только экономического, но и в целом развития общества и государства.
Необходимым условием реализации этой стратегии является выполнение целого ряда взаимосвязанных результатов созидательной деятельности: инновационные ресурсы – инновационная инфраструктура – инновационные институты – инновационное образование – инновационный интеллект – инновационное поведение – инновационное общество. Очевидно, что совокупность этих результатов образует вполне определенную логическую последовательность, в которой каждый предшествующий член последовательности является необходимым условием существования и развития следующего. Образование в этой последовательности является ключевым звеном, выполняющим генетические функции по отношению ко всем другим звеньям.
Это означает, что потребности развития всех членов (участников) последовательности по отношению к образованию являются источником формирования социального заказа, определяющего качественно новую, ориентированную на модернизацию экономики и общественного развития инновационную модель образования в целом и профессиональной подготовки – в частности. Поэтому первым шагом на пути построения инновационной системы безотрывной профессиональной подготовки должно явиться определение а) потребностей в профессиональных кадрах с учетом структуры потребностей профессиональной сферы и б) наличия и качества потенциального контингента профессиональной подготовки в) уровня профессиональной готовности осуществления профессиональной деятельности, в основе которой лежит профессиональная пригодность и профессиональная компетентность кадров.
С этой целью применительно к каждому члену обозначенной выше последовательности с учетом структуры кадровых потребностей и потенциального контингента обучающихся должны быть построены прогностические профессионально ориентированные три вида моделей: модели профессиональной среды, модели профессиональной деятельности, модели человека-профессионала (в производственной сфере)(См.[4], [5].). Совокупность этих моделей в идеальной форме выражает конечный результат подготовки, на который должен быть сориентирован весь образовательный процесс. Оценка этого конечного результата должна осуществляться на основе эффективности внедрения соответствующих показателей в практику конкретных производств.
Однако такая работа не может быть проведена только силами системы образования. Она должна проводиться совместно с заказчиками. А это означает, что в структуре системы образования должна быть создана специальная комплексная группа высококвалифицированных разнопрофильных экспертов-исследователей, непосредственно взаимодействующая с потребителем-заказчиком, которая занимается не только формированием заказа на образование, но и осуществляет его реализацию и обратную связь. В этой связи возникает необходимость в специальном исследовании сущности, содержания и функций этого звена системы непрерывного образования.
На основе полученного таким способом социального заказа может быть построена инновационная модель образования. Но, поскольку система образования является подсистемой общественной жизни, то в ней должны найти отражение все компоненты стратегии общественного развития, применительно к безотрывной подготовке – сфере профессиональной жизни и деятельности.
А это означает, что, исходя из структуры потребностей инновационного экономического и общественного развития, должны быть спроектированы частные инновационные модели: необходимых для системы подготовки ресурсов, инфраструктуры, образовательных институтов, образовательного пространства (профильного содержания, профильных технологий, средств, форм и др.), интеллектуального потенциала образовательного пространства, поведения обучающегося в условиях профессиональной среды и в общественной жизни.
Поскольку речь идет о подготовке взрослого человека, то это означает, что этот человек уже обладает индивидуальным жизненным и профессиональным опытом, который в процессе образования должен быть использован как фундамент к формированию способностей будущего профессионала к инновационному поведению, способностью качественно менять свое поведение и образ жизни. Поэтому инновационная модель безотрывной профессиональной подготовки должна характеризоваться новым качеством во всех ее аспектах: организационном, содержательном, процессуальном и др. Исходным пунктом построения такой модели должен служить качество профессиональной деятельности, основанной на профпригодности, профессиональной компетентности и психологической готовности, индивидуальный и общественный опыт, учитывающий особенности и специфику профиля подготовки.
С учетом этой специфики должны исследоваться все компоненты безотрывной подготовки. В этой связи при построении модели профессиональной подготовки должны быть учтены:
- современные экономические – рыночные условия, требующие
«горизонтальной» мобильности профессионала как способности ориентироваться а адаптироваться в смежных профессиях, что требует широкого профессионального кругозора, фундаментальных знаний и особой мировоззренческой подготовки;
- социальные условия – особенности поликультурной среды и социально-экономических отношений профессиональной сферы, что требует выделения наряду с базовым компонентом содержания образования выделения варьируемого компонента, учитывающего специфику национального, регионального, поликультурного или других аспектов будущей сферы профессиональной деятельности или общественной жизни в зависимости от социального заказа и контингента обучающихся.
На этой основе с учетом общих принципов профессиональной подготовки должны быть выявлены закономерности и сформулированы специфические принципы непрерывного профессионального образования.
К числу известных общих принципов профессионального образования, актуальных для подготовки кадров для современной экономики являются принципы: мотивации обеспечения, проблемности, межпредметных связей, политехнизма, профнаправленности. С учетом современных условий и выше изложенного очевидна необходимость обоснования и разработки принципов: фундаментальности, целостности, инновационности, нравственности, учета национальных интересов, поликультурности, конкурентоспособности.
Посредством реализации этих принципов в каждой компоненте единой модели безотрывной подготовки образования должны быть учтены специфические особенности единого поликультурного пространства, региона, территории, ресурсов, народонаселения, производственного и человеческого капитала, профессиональной деятельности, особенности культуры. Иными словами, во всех моделях профессиональной подготовки должен быть реализован дифференцированно-интегрированный подход, говоря философским языком, общее, особенное и единичное на каждом уровне пространства общественной жизни: государства, профессиональной сферы, конкретного производства.
В наиболее широком понимании образование – это формирование качественно нового образа жизни человека и качественно нового человека. И именно человек, его образ, развитие этого образа являются системообразующим и стержневым факторами системы образования и сферы профессиональной жизни. Поэтому к построению качественно новой – инновационной модели человека-профессионала необходим целостный системный подход к воспроизводству, становлению и развитию генетически и исторически обусловленных профессионально значимых
качеств его внутреннего мира. Ключевым звеном в этой модели должен служить антропогенез, который явится системообразующим компонентом и интегрирующим стержнем инновационно развивающейся модели образования взрослых. На необходимость использования идей антропологии в исследовании образовательных систем обращали внимание Б.Г. Ананьев, Б.М. Бим-Бад и др. [1, 2, 3]. Б.М. Бим-Бад писал: «Дезинтеграция педагогического мышления вызвана отменой его целостного объекта – человека как предмета воспитания, разрушен фундамент всего здания наук о человеке – педагогическая антропология, изъят внутренний стержень, скрепляющий начала педагогического мышления – законы
развития человека в единстве и целостности внешнего и внутреннего,
объективного и субъективного общего и особенного» [3].
На этой концептуальной основе с учетом конкретного профиля подготовки строится энергоинформационное пространство безотрывной профессиональной подготовки включающее: учебно-исследовательскую
и учебно-производственную материальную базу, профильно ориентированное содержание образования, учитывающее нравственный аспект формирования производственных и общественных отношений (воспитания), профильно ориентированный контингент педагогов (тьюторов, консультантов, экспертов и др.), систему проверки эффективности подготовки по конечному результату.
С использованием принципов и базовых компонентов инновационной системы общеобразовательной и профессиональной подготовки строится дидактическая модель организации образовательного процесса,
стержнем которой должна служить опирающаяся на индивидуальный и общественный (корпоративный) опыт единая методологическая, теоретическая и практическая система формирования инновационного поведения человека в условиях профессиональной среды.
С целью разработки профильных, ориентированных на нравственное воспитание, эффективных технологий и конкретных методов, приемов, средств и форм профессиональной подготовки, должна быть
выявлена логика развития профессиональных и нравственных качеств будущего профессионала и профессионального интеллекта как сущности, регулирующей поведение человека в процессе профессиональной
деятельности.
В процессе профессионального и общего развития человек переходит с одного уровня развития на другой уровень. При этом качественно меняется сущность человека и его образ жизни. В этой связи систему непрерывного образования необходимо рассматривать и строить как последовательность качественно меняющихся образовательных пространств, являющихся дидактической моделью будущих пространств профессиональной или социальной сферы жизни.
Поскольку речь идет об инновационном развитии образования, то должна быть выявлена его сущность, способная переводить результаты образования – человека, поведение и образ жизни человека с одного качественного уровня на другой в рамках последовательности качественно меняющихся образовательных пространств. Такой сущностью является интеллектуальный потенциал образовательного пространства.
«…исходя из концептуальной системы Б.Г. Ананьева, правомерно трактовать интеллект как ядро субъекта сознания. В интеллекте максимально воплощена функция психического отражения. Связь интеллекта с личностными характеристиками определяет его зависимость от социального бытия человека в обществе. С другой стороны, связь с индивидом означает зависимость психологического отражения от природных законов бытия человеческого организма» [6, с. 205].
Из приведенного положения видно, что интеллект можно рассматривать как сущность связи пространства внутреннего мира человека и внешней среды и регулятор деятельности и поведения в любом жизненном пространстве, включая профессиональную сферу.
В свою очередь, профессиональный интеллект формируется в процессе интеллектуальной профессиональной деятельности. В этой связи в
рамках каждого качественно определенного образовательного пространства должна быть разработана система способов и соответствующих процессов профессионально опосредованной интеллектуальной деятельности, ориентированная на формирование качественно нового сознания, интеллекта и поведения человека-профессионала. Исходя из этого, образовательный процесс моделируется как опредмеченный совокупный общеобразовательный и профессиональный интеллект образовательного пространства в форме содержания, зафиксированного в программах, учебниках и учебных пособиях, технологиях, методах, средствах и формах учебно-познавательной, интеллектуальной, творческой и профессиональной деятельности.
Стержнем такого образовательного процесса должна явиться технология обучения, построенная на основе методологии нравственного, интеллектуального и профессионального развития индивидуального и общественного опыта.
Интегральной формой организации образовательного процесса должна явиться индивидуальная и коллективная прогностическая проектная деятельность. Прогнозный проект, проект, будучи наиболее эффективным средством проявления созидающего интеллекта человека, является системообразующим компонентом всех составляющих подготовки специалиста к профессиональной деятельности и к жизни. Поэтому он является эффективным средством диагностики качества подготовки специалиста по конечному результату. Он должен быть сориентирован с одной стороны на проявление профессиональных и личностных качеств обучающегося, а с другой – на реализацию социального заказа. Поэтому проектные задания и прогнозирование деятельности над проектом должны строиться исходя из названных выше прогностических профессионально ориентированных моделей конкретной профессиональной среды, конкретной производственной деятельности, конкретного человека-профессионала. И оцениваться этот проект должен по экономическим или другим результатам его внедрения на конкретном производстве, конкретном рабочем месте, где будущий специалист работает или будет работать.
В этой связи весь процесс профессиональной подготовки должен быть сориентирован на инновационное поведение человекапрофессионала и на конечный результат. Тогда разработанная образовательная модель безотрывной профессиональной подготовки не только не будет оторвана от реальной практики, но будет служить генетическим ядром ее инновационного развития, реализуя в рамках конкретного производства стратегию модернизации экономики.
После того, как дано концептуальное описание исходных методологических оснований системы непрерывной безотрывной профессиональной подготовки, возникает вопрос о возможности построения единой
теоретической модели образования, поскольку в педагогической теории
существует множество, на первый взгляд, самостоятельных, так называемых, парадигм.
Совокупность трех компонентов: (общий и профессиональный) интеллект, интеллектуальная деятельность и интеллектуальный потенциал образуют единую сущность образовательного пространства, которую на
уровне формы имеет смысл рассматривать как метасистему, обеспечивающую инновационное развитие системы профессиональной подготовки посредством перехода от сущности одного порядка к сущности другого порядка.
Поскольку речь идет одновременно об учебной, познавательной и профессиональной деятельности в едином пространстве жизнедеятельности обучающихся, то имеет смысл использовать интегральный термин
«учебно-познавательно-профессиональная деятельность».
В качестве метасистемы в таком жизненном пространстве может служить энергоинформационное пространство, представляющее единство сущностей внутреннего мира человека, информационной образовательной среды и учебно-познавательно-профессиональной деятельности обучающегося.
Опираясь на такую идеологию построения системы образования, в частности, на понятие сущности образовательного пространства и понимание образования как единого пространства гармонизированных процессов внутреннего мира человека, внешней информационной среды и
учебно-познавательно-профессиональной деятельности предоставляется реальная возможность интеграции различных педагогических теорий в сфере безотрывной профессиональной подготовки в условиях реального
сектора экономики.
С позиций образовательного пространства как объекта исследования все парадигмы подразделяются на четыре самостоятельные, но в то же время связанные друг с другом посредством общего объекта исследования, группы представляющие собой разные аспекты и, соответственно, предметы исследования одного и того же объекта: первая – внутренний (личностный) аспект, вторая внешний (социальный) аспект,
третья, связывающий внутреннее и внешнее (процессуальнодеятельностный) аспект, четвертый аспект можно характеризовать как уровневый, охватывающий на разных уровнях глубины и обобщенности целостный объект исследования. Синтезируя их в единую целостность на
основе обозначенной выше метасистемы, можно построить единую логически стройную теоретическую модель непрерывной безотрывной профессиональной подготовки на протяжении жизни.
Такое теоретико-методологическое исследование приведет к построению методологической и на ее основе теоретической модели системы непрерывной безотрывной профессиональной подготовки образования, где корнем и исходным пунктом будут служить жизненный ресурс Человека, Общества и Природы, а вершиной – нравственный
интеллектуальный потенциал общего и профессионального развития человека.
В силу опережающего развития интеллекта, отвечающего требованиям инновационного поведения человека и требованиям модернизации экономики, можно утверждать, что построенная методологическая модель раскроет сущность, а теоретическая модель – содержание непрерывного процесса развития реальных образовательных пространств. Такие образовательные пространства обеспечат непрерывную профессиональную подготовку специалиста, формирование его инновационного поведения, способного в условиях конкретных пространств профессиональной и общественной жизни к осуществлению инновационной стратегии развития всех видов ресурсов, способных обеспечить модернизацию экономики, производственных и общественных отношений в России.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания – М.: Наука, 1977.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1980.
3. Бим-Бад Б.М. О перспективах возрождения педагогической антропологии // Советская педагогика. – № 11. – 1988. – С. 38–43.
4. Дворцова Е.В., Дружилов С.А.Профессиональная «Я-концепция» и концептуальная модель деятельности // Ананьевские чтения 2001: Образование и психология: тез. науч.-практ. конф. / под ред. А.А. Крылова, В.А. Якунина. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. – С. 264–266.
5. Дружилов С.А. Психология профессионализма: инженерно-психологические аспекты: учеб. пособие. – Новокузнецк: Изд-во СибГИУ, 2000.
6. Логинова Н.А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2005.
Необходимым условием реализации этой стратегии является выполнение целого ряда взаимосвязанных результатов созидательной деятельности: инновационные ресурсы – инновационная инфраструктура – инновационные институты – инновационное образование – инновационный интеллект – инновационное поведение – инновационное общество. Очевидно, что совокупность этих результатов образует вполне определенную логическую последовательность, в которой каждый предшествующий член последовательности является необходимым условием существования и развития следующего. Образование в этой последовательности является ключевым звеном, выполняющим генетические функции по отношению ко всем другим звеньям.
Это означает, что потребности развития всех членов (участников) последовательности по отношению к образованию являются источником формирования социального заказа, определяющего качественно новую, ориентированную на модернизацию экономики и общественного развития инновационную модель образования в целом и профессиональной подготовки – в частности. Поэтому первым шагом на пути построения инновационной системы безотрывной профессиональной подготовки должно явиться определение а) потребностей в профессиональных кадрах с учетом структуры потребностей профессиональной сферы и б) наличия и качества потенциального контингента профессиональной подготовки в) уровня профессиональной готовности осуществления профессиональной деятельности, в основе которой лежит профессиональная пригодность и профессиональная компетентность кадров.
С этой целью применительно к каждому члену обозначенной выше последовательности с учетом структуры кадровых потребностей и потенциального контингента обучающихся должны быть построены прогностические профессионально ориентированные три вида моделей: модели профессиональной среды, модели профессиональной деятельности, модели человека-профессионала (в производственной сфере)(См.[4], [5].). Совокупность этих моделей в идеальной форме выражает конечный результат подготовки, на который должен быть сориентирован весь образовательный процесс. Оценка этого конечного результата должна осуществляться на основе эффективности внедрения соответствующих показателей в практику конкретных производств.
Однако такая работа не может быть проведена только силами системы образования. Она должна проводиться совместно с заказчиками. А это означает, что в структуре системы образования должна быть создана специальная комплексная группа высококвалифицированных разнопрофильных экспертов-исследователей, непосредственно взаимодействующая с потребителем-заказчиком, которая занимается не только формированием заказа на образование, но и осуществляет его реализацию и обратную связь. В этой связи возникает необходимость в специальном исследовании сущности, содержания и функций этого звена системы непрерывного образования.
На основе полученного таким способом социального заказа может быть построена инновационная модель образования. Но, поскольку система образования является подсистемой общественной жизни, то в ней должны найти отражение все компоненты стратегии общественного развития, применительно к безотрывной подготовке – сфере профессиональной жизни и деятельности.
А это означает, что, исходя из структуры потребностей инновационного экономического и общественного развития, должны быть спроектированы частные инновационные модели: необходимых для системы подготовки ресурсов, инфраструктуры, образовательных институтов, образовательного пространства (профильного содержания, профильных технологий, средств, форм и др.), интеллектуального потенциала образовательного пространства, поведения обучающегося в условиях профессиональной среды и в общественной жизни.
Поскольку речь идет о подготовке взрослого человека, то это означает, что этот человек уже обладает индивидуальным жизненным и профессиональным опытом, который в процессе образования должен быть использован как фундамент к формированию способностей будущего профессионала к инновационному поведению, способностью качественно менять свое поведение и образ жизни. Поэтому инновационная модель безотрывной профессиональной подготовки должна характеризоваться новым качеством во всех ее аспектах: организационном, содержательном, процессуальном и др. Исходным пунктом построения такой модели должен служить качество профессиональной деятельности, основанной на профпригодности, профессиональной компетентности и психологической готовности, индивидуальный и общественный опыт, учитывающий особенности и специфику профиля подготовки.
С учетом этой специфики должны исследоваться все компоненты безотрывной подготовки. В этой связи при построении модели профессиональной подготовки должны быть учтены:
- современные экономические – рыночные условия, требующие
«горизонтальной» мобильности профессионала как способности ориентироваться а адаптироваться в смежных профессиях, что требует широкого профессионального кругозора, фундаментальных знаний и особой мировоззренческой подготовки;
- социальные условия – особенности поликультурной среды и социально-экономических отношений профессиональной сферы, что требует выделения наряду с базовым компонентом содержания образования выделения варьируемого компонента, учитывающего специфику национального, регионального, поликультурного или других аспектов будущей сферы профессиональной деятельности или общественной жизни в зависимости от социального заказа и контингента обучающихся.
На этой основе с учетом общих принципов профессиональной подготовки должны быть выявлены закономерности и сформулированы специфические принципы непрерывного профессионального образования.
К числу известных общих принципов профессионального образования, актуальных для подготовки кадров для современной экономики являются принципы: мотивации обеспечения, проблемности, межпредметных связей, политехнизма, профнаправленности. С учетом современных условий и выше изложенного очевидна необходимость обоснования и разработки принципов: фундаментальности, целостности, инновационности, нравственности, учета национальных интересов, поликультурности, конкурентоспособности.
Посредством реализации этих принципов в каждой компоненте единой модели безотрывной подготовки образования должны быть учтены специфические особенности единого поликультурного пространства, региона, территории, ресурсов, народонаселения, производственного и человеческого капитала, профессиональной деятельности, особенности культуры. Иными словами, во всех моделях профессиональной подготовки должен быть реализован дифференцированно-интегрированный подход, говоря философским языком, общее, особенное и единичное на каждом уровне пространства общественной жизни: государства, профессиональной сферы, конкретного производства.
В наиболее широком понимании образование – это формирование качественно нового образа жизни человека и качественно нового человека. И именно человек, его образ, развитие этого образа являются системообразующим и стержневым факторами системы образования и сферы профессиональной жизни. Поэтому к построению качественно новой – инновационной модели человека-профессионала необходим целостный системный подход к воспроизводству, становлению и развитию генетически и исторически обусловленных профессионально значимых
качеств его внутреннего мира. Ключевым звеном в этой модели должен служить антропогенез, который явится системообразующим компонентом и интегрирующим стержнем инновационно развивающейся модели образования взрослых. На необходимость использования идей антропологии в исследовании образовательных систем обращали внимание Б.Г. Ананьев, Б.М. Бим-Бад и др. [1, 2, 3]. Б.М. Бим-Бад писал: «Дезинтеграция педагогического мышления вызвана отменой его целостного объекта – человека как предмета воспитания, разрушен фундамент всего здания наук о человеке – педагогическая антропология, изъят внутренний стержень, скрепляющий начала педагогического мышления – законы
развития человека в единстве и целостности внешнего и внутреннего,
объективного и субъективного общего и особенного» [3].
На этой концептуальной основе с учетом конкретного профиля подготовки строится энергоинформационное пространство безотрывной профессиональной подготовки включающее: учебно-исследовательскую
и учебно-производственную материальную базу, профильно ориентированное содержание образования, учитывающее нравственный аспект формирования производственных и общественных отношений (воспитания), профильно ориентированный контингент педагогов (тьюторов, консультантов, экспертов и др.), систему проверки эффективности подготовки по конечному результату.
С использованием принципов и базовых компонентов инновационной системы общеобразовательной и профессиональной подготовки строится дидактическая модель организации образовательного процесса,
стержнем которой должна служить опирающаяся на индивидуальный и общественный (корпоративный) опыт единая методологическая, теоретическая и практическая система формирования инновационного поведения человека в условиях профессиональной среды.
С целью разработки профильных, ориентированных на нравственное воспитание, эффективных технологий и конкретных методов, приемов, средств и форм профессиональной подготовки, должна быть
выявлена логика развития профессиональных и нравственных качеств будущего профессионала и профессионального интеллекта как сущности, регулирующей поведение человека в процессе профессиональной
деятельности.
В процессе профессионального и общего развития человек переходит с одного уровня развития на другой уровень. При этом качественно меняется сущность человека и его образ жизни. В этой связи систему непрерывного образования необходимо рассматривать и строить как последовательность качественно меняющихся образовательных пространств, являющихся дидактической моделью будущих пространств профессиональной или социальной сферы жизни.
Поскольку речь идет об инновационном развитии образования, то должна быть выявлена его сущность, способная переводить результаты образования – человека, поведение и образ жизни человека с одного качественного уровня на другой в рамках последовательности качественно меняющихся образовательных пространств. Такой сущностью является интеллектуальный потенциал образовательного пространства.
«…исходя из концептуальной системы Б.Г. Ананьева, правомерно трактовать интеллект как ядро субъекта сознания. В интеллекте максимально воплощена функция психического отражения. Связь интеллекта с личностными характеристиками определяет его зависимость от социального бытия человека в обществе. С другой стороны, связь с индивидом означает зависимость психологического отражения от природных законов бытия человеческого организма» [6, с. 205].
Из приведенного положения видно, что интеллект можно рассматривать как сущность связи пространства внутреннего мира человека и внешней среды и регулятор деятельности и поведения в любом жизненном пространстве, включая профессиональную сферу.
В свою очередь, профессиональный интеллект формируется в процессе интеллектуальной профессиональной деятельности. В этой связи в
рамках каждого качественно определенного образовательного пространства должна быть разработана система способов и соответствующих процессов профессионально опосредованной интеллектуальной деятельности, ориентированная на формирование качественно нового сознания, интеллекта и поведения человека-профессионала. Исходя из этого, образовательный процесс моделируется как опредмеченный совокупный общеобразовательный и профессиональный интеллект образовательного пространства в форме содержания, зафиксированного в программах, учебниках и учебных пособиях, технологиях, методах, средствах и формах учебно-познавательной, интеллектуальной, творческой и профессиональной деятельности.
Стержнем такого образовательного процесса должна явиться технология обучения, построенная на основе методологии нравственного, интеллектуального и профессионального развития индивидуального и общественного опыта.
Интегральной формой организации образовательного процесса должна явиться индивидуальная и коллективная прогностическая проектная деятельность. Прогнозный проект, проект, будучи наиболее эффективным средством проявления созидающего интеллекта человека, является системообразующим компонентом всех составляющих подготовки специалиста к профессиональной деятельности и к жизни. Поэтому он является эффективным средством диагностики качества подготовки специалиста по конечному результату. Он должен быть сориентирован с одной стороны на проявление профессиональных и личностных качеств обучающегося, а с другой – на реализацию социального заказа. Поэтому проектные задания и прогнозирование деятельности над проектом должны строиться исходя из названных выше прогностических профессионально ориентированных моделей конкретной профессиональной среды, конкретной производственной деятельности, конкретного человека-профессионала. И оцениваться этот проект должен по экономическим или другим результатам его внедрения на конкретном производстве, конкретном рабочем месте, где будущий специалист работает или будет работать.
В этой связи весь процесс профессиональной подготовки должен быть сориентирован на инновационное поведение человекапрофессионала и на конечный результат. Тогда разработанная образовательная модель безотрывной профессиональной подготовки не только не будет оторвана от реальной практики, но будет служить генетическим ядром ее инновационного развития, реализуя в рамках конкретного производства стратегию модернизации экономики.
После того, как дано концептуальное описание исходных методологических оснований системы непрерывной безотрывной профессиональной подготовки, возникает вопрос о возможности построения единой
теоретической модели образования, поскольку в педагогической теории
существует множество, на первый взгляд, самостоятельных, так называемых, парадигм.
Совокупность трех компонентов: (общий и профессиональный) интеллект, интеллектуальная деятельность и интеллектуальный потенциал образуют единую сущность образовательного пространства, которую на
уровне формы имеет смысл рассматривать как метасистему, обеспечивающую инновационное развитие системы профессиональной подготовки посредством перехода от сущности одного порядка к сущности другого порядка.
Поскольку речь идет одновременно об учебной, познавательной и профессиональной деятельности в едином пространстве жизнедеятельности обучающихся, то имеет смысл использовать интегральный термин
«учебно-познавательно-профессиональная деятельность».
В качестве метасистемы в таком жизненном пространстве может служить энергоинформационное пространство, представляющее единство сущностей внутреннего мира человека, информационной образовательной среды и учебно-познавательно-профессиональной деятельности обучающегося.
Опираясь на такую идеологию построения системы образования, в частности, на понятие сущности образовательного пространства и понимание образования как единого пространства гармонизированных процессов внутреннего мира человека, внешней информационной среды и
учебно-познавательно-профессиональной деятельности предоставляется реальная возможность интеграции различных педагогических теорий в сфере безотрывной профессиональной подготовки в условиях реального
сектора экономики.
С позиций образовательного пространства как объекта исследования все парадигмы подразделяются на четыре самостоятельные, но в то же время связанные друг с другом посредством общего объекта исследования, группы представляющие собой разные аспекты и, соответственно, предметы исследования одного и того же объекта: первая – внутренний (личностный) аспект, вторая внешний (социальный) аспект,
третья, связывающий внутреннее и внешнее (процессуальнодеятельностный) аспект, четвертый аспект можно характеризовать как уровневый, охватывающий на разных уровнях глубины и обобщенности целостный объект исследования. Синтезируя их в единую целостность на
основе обозначенной выше метасистемы, можно построить единую логически стройную теоретическую модель непрерывной безотрывной профессиональной подготовки на протяжении жизни.
Такое теоретико-методологическое исследование приведет к построению методологической и на ее основе теоретической модели системы непрерывной безотрывной профессиональной подготовки образования, где корнем и исходным пунктом будут служить жизненный ресурс Человека, Общества и Природы, а вершиной – нравственный
интеллектуальный потенциал общего и профессионального развития человека.
В силу опережающего развития интеллекта, отвечающего требованиям инновационного поведения человека и требованиям модернизации экономики, можно утверждать, что построенная методологическая модель раскроет сущность, а теоретическая модель – содержание непрерывного процесса развития реальных образовательных пространств. Такие образовательные пространства обеспечат непрерывную профессиональную подготовку специалиста, формирование его инновационного поведения, способного в условиях конкретных пространств профессиональной и общественной жизни к осуществлению инновационной стратегии развития всех видов ресурсов, способных обеспечить модернизацию экономики, производственных и общественных отношений в России.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания – М.: Наука, 1977.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1980.
3. Бим-Бад Б.М. О перспективах возрождения педагогической антропологии // Советская педагогика. – № 11. – 1988. – С. 38–43.
4. Дворцова Е.В., Дружилов С.А.Профессиональная «Я-концепция» и концептуальная модель деятельности // Ананьевские чтения 2001: Образование и психология: тез. науч.-практ. конф. / под ред. А.А. Крылова, В.А. Якунина. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. – С. 264–266.
5. Дружилов С.А. Психология профессионализма: инженерно-психологические аспекты: учеб. пособие. – Новокузнецк: Изд-во СибГИУ, 2000.
6. Логинова Н.А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2005.
Источник: М. П. Барболин, Г. П. Семенова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи