Федеральный государственный стандарт основного общего образования (2010) включает предмет «География» в общественнонаучную предметную область и устанавливает личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы [5]. Метапредметные образовательные результаты учеников должны быть обеспечены, проверены и оценены.
Метапредметное содержание образования обеспечивается, с одной стороны, посредством содержания учебных предметов, их фундаментальной составляющей, а с другой стороны, должно быть ориентировано на человекосообразность [6]. Метапредметность выступает как принцип интеграции содержания образования, формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, обеспечивающих конструирование целостной картины мира, и как развивающая способность обучающегося по использованию знаний в учебной, познавательной и социальной практике.
При обосновании метапредметного содержания учебной дисциплины определяются фундаментальные образовательные объекты, которые представляют собой взаимосвязанную систему понятий, категорий, явлений, проблем, имеющих реальное (природное) и идеализированное воплощение. Они выступают общими для всех учащихся объектами и могут обеспечить каждому из них личный результат познания. Выстраиваемая система образовательных объектов должна ориентироваться на современные научные достижения и формировать целостную картину изучаемой предметной области. Отрывочные или субъективные знания могут исказить объективную познаваемую действительность. Совокупность фундаментальных образовательных объектов составляет инвариантное (базовое) метапредметное содержание. Вокруг фундаментальных объектов конструируется содержание учебных предметов, метапредметов, метапредметных тем.
Большой образовательный потенциал, позволяющий реализовать метапредметный подход в школьном образовании, содержит такой раздел географии, как физическая география. При этом начальная география раскрывает деятельностные единицы содержания, выступающие опорным каркасом для научного объяснения и осмысления физико-географических особенностей изучаемых территорий. Изучаются объекты и явления природы, а также их признаки, способствующие формированию у учащихся общих понятий, с помощью которых наука фиксирует познание связей, закономерностей между объектами и явлениями. География основной школы раскрывает в своем содержании разнообразную окружающую географическую картину мира, позволяет проследить тесную связь с повседневной жизнью и универсальным понятием «жизнь». Геологические знания и понятия, представленные в темах школьной физической географии и выступающие структурными основами познания Земли, часто содержат информативную метапредметную составляющую образования.
Геологические знания в системе естественно-научного образования играют фундаментальную роль. Они представляют сведения о происхождении и строении Земли, истории ее развития, о процессах, происходящих в ее внутренних оболочках и определяющих формирование земной поверхности; о горных породах и минералах; полезных ископаемых, закономерностях их образования и размещения в пространстве. Познание истории геологического развития планеты позволяет изучать современные процессы и на этой основе предсказать их дальнейшее развитие и эволюцию в будущем
Методы геологических исследований опираются на достижения математики, механики, астрономии, физики, химии, биологии и других естественных наук. В свою очередь, геологические науки поставляют факты, наблюдения, способствующие формированию гипотез и их проверке в биологии, химии, физике, философии, астрономии, экономике.
Школьные геологические (физико-географические) знания позволяют понимать сущность основополагающих естественнонаучных процессов: происхождение, развитие (эволюция), категории: пространство, время, мир, движение, энергия, симметрия и пр. Понимая значение геологических знаний в образовательном процессе различных уровней и в жизни современного общества, в 1999 г. в нашей стране была разработана государственная концепция геологического образования, включающая его профессиональную и общеобразовательную составляющие [2]. Специальный раздел был посвящён состоянию и задачам преподавания геологии в школьных физико-географических курсах.
Фундаментальную образовательную функцию с инвариантным содержанием может представлять конкретный природный геологический (географический объект), в частности геологическое обнажение. Любое геологическое обнажение образовано горными породами, которые, в свою очередь, сложены минералами, т. е. природными химическими соединениями, возникшими в результате определённых физикохимических процессов, происходящих в земной коре или на её поверхности. Минералы состоят из атомов и молекул химических элементов. Слои горных пород являются материнскими для последующего развития почвы, растительности, животных и т.д. Логические рассуждения можно продолжать вплоть до объяснения появления в данной местности человека. Общие закономерности, связанные с формированием в данном месте последовательности залегания горных пород, будут проявляться и в остальных местах Земли, создавая тем самым земную кору.
Уровень школьных знаний не может полностью описать всю информацию, представленную в геологическом объекте. Учащемуся можно предложить самостоятельно выделить зону незнаемого в уже осмысленном материале, где должен осуществиться следующий этап поиска [1]. В данном случае это могут быть вопросы, связанные с определением химического и минералогического состава и возраста пород, их происхождения, последовательности преобразования, влияние на формы рельефа и пр.
Выработанные практические и теоретические навыки при изучении конкретного обнажения позволяют школьнику представить, как происходило формирование другой части территории, где можно различить сходные геологические объекты, а также создают предпосылку для дальнейшего выявления и исследования геологических обнажений. Акцент на то, что вся история эволюции Вселенной в той или иной форме «записана» в недрах Земли, и расшифровать эту информацию без исследователя, получившего специальное геологическое образование, невозможно, повысит целеполагающую (человекосообразную) значимость объективной познаваемой действительности.
Для обеспечения познания общих основополагающих понятий, «первооснов» объективного мира, в качестве новой образовательной формы в преподавании географии предлагаются особые учебные дисциплины (метапредметы) – «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача» [4]; также разработаны «Числа», «Культура», «Мироведение», «Естествознание» [6, 7]. Более обоснованным можно считать введение метапредметов в образовательный процесс в старших классах, когда становится возможным развитие предметной формы на рефлексивных основаниях. Содержание метапредмета качественно отличается от содержания обычного учебного курса тем, что смысловое поле объектов познания в нём выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается как бы на метауровне. Результат познания этих объектов не сообщается ученику в качестве готового материала для усвоения, а добывается каждым учащимся по-своему в ходе организованной эвристической деятельности. Темы метапредметов опираются на фундаментальные внепредметные основания и комплексное познание учениками ключевых знаний предметной области. Все метапредметы ориентированы на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационая способность, речевая.
В рамках метапредмета «Знание», раскрывающего отношение знания к действительности и возможности познания мира человеком, можно рекомендовать темы «Знание и мнение» или «Знание мнимое и истинное», «Смотреть и видеть» на примере изучения и описания природного материального тела – геологического обнажения [3]. На реальном объекте более достоверно раскрывается истинность конкретного знания, отличие знания от мнения, предположения и пр. Один человек, стоя возле обнажения, видит лишь «камни, обрыв, скалу», а другой – различные горные породы, образованные в море 100 млн лет назад или на суше через 10 тыс. лет; выделит специфические признаки для обоснования предлагаемой модели развития данного участка земной поверхности.
Метапредмет «Знак» призван формировать у школьников способность схематизации. С помощью схем они пытаются отразить то, что осмыслили и как поняли. Схема строения геологического обнажения или изображённая форма кристаллического тела минерала позволяет мыслительно увидеть идеальное содержание, которое в них выражено. Или, наоборот, по представленной схеме обнажения вообразить геологические процессы, которые способствовали образованию указанных пород, найти (различить) это обнажение в естественных природных условиях.
Геологические данные, представленные в учебниках по географии, используются при раскрытии мировоззренческих проблем – рождение и развитие нашей планеты, происхождение жизни и условия выживания биоты, временная длительность существования Земли и человека (отдельной человеческой жизни), а также при решении экономических, энергетических, экологических и социальных вопросов. Их метапредметность соответствует дисциплинам «Мироведение», «Естествознание». Человеческая активность привела к серьезным изменениям лика Земли, некоторые из них носят катастрофический характер, угрожающий существованию человечества. Решение глобальных экологических проблем, это, прежде всего, вопрос мировоззрения, но их решение невозможно без использования научно обоснованных глобальных геологических моделей. Другой аспект этой проблемы связан не только с сохранением и разумным использованием природной среды, но и ее облагораживанием, стремлением сохранить целостность.
Таким образом, детализация и раскрытие фундаментальных геологических знаний в курсе школьной физической географии позволяют обеспечить интегративную образовательную деятельность, формирующую теоретическое мышление и универсальные способы деятельности, направленные на создание целостной естественнонаучной картины мира. Познание одного и того же фундаментального объекта разными учениками вполне естественно может привести к различным результатам, которые в дальнейшем обеспечивают индивидуальные образовательные траектории и профессиональную ориентацию.
Список литературы
1. Громыко Н.В. Метапредметный подход как ядро российского образования. [Электронный ресурс].
2. Концепция геологического образования в России: материалы совместного заседания коллегий Минобразования России и МПРРоссии. – М.: НИАПрирода, 2000. – 135 с.
3. Пугачёва Е.Е. Школьные геологические экскурсии в окрестностях города Томска // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. – 2012. – Вып. 2 (117). – С. 162–165.
4. Сабельникова-Бегашвили Н.Н. Метапредметный подход в преподавании географии. [Электронный ресурс].
5. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]
6. Хуторской А.В. Критика новых стандартов – ФГОС и изложение концепции метапредметности. [Электронный ресурс].
7. Центр дистанционного образования «Эйдос». Всё о метапредметности. [Электронный ресурс].
Метапредметное содержание образования обеспечивается, с одной стороны, посредством содержания учебных предметов, их фундаментальной составляющей, а с другой стороны, должно быть ориентировано на человекосообразность [6]. Метапредметность выступает как принцип интеграции содержания образования, формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, обеспечивающих конструирование целостной картины мира, и как развивающая способность обучающегося по использованию знаний в учебной, познавательной и социальной практике.
При обосновании метапредметного содержания учебной дисциплины определяются фундаментальные образовательные объекты, которые представляют собой взаимосвязанную систему понятий, категорий, явлений, проблем, имеющих реальное (природное) и идеализированное воплощение. Они выступают общими для всех учащихся объектами и могут обеспечить каждому из них личный результат познания. Выстраиваемая система образовательных объектов должна ориентироваться на современные научные достижения и формировать целостную картину изучаемой предметной области. Отрывочные или субъективные знания могут исказить объективную познаваемую действительность. Совокупность фундаментальных образовательных объектов составляет инвариантное (базовое) метапредметное содержание. Вокруг фундаментальных объектов конструируется содержание учебных предметов, метапредметов, метапредметных тем.
Большой образовательный потенциал, позволяющий реализовать метапредметный подход в школьном образовании, содержит такой раздел географии, как физическая география. При этом начальная география раскрывает деятельностные единицы содержания, выступающие опорным каркасом для научного объяснения и осмысления физико-географических особенностей изучаемых территорий. Изучаются объекты и явления природы, а также их признаки, способствующие формированию у учащихся общих понятий, с помощью которых наука фиксирует познание связей, закономерностей между объектами и явлениями. География основной школы раскрывает в своем содержании разнообразную окружающую географическую картину мира, позволяет проследить тесную связь с повседневной жизнью и универсальным понятием «жизнь». Геологические знания и понятия, представленные в темах школьной физической географии и выступающие структурными основами познания Земли, часто содержат информативную метапредметную составляющую образования.
Геологические знания в системе естественно-научного образования играют фундаментальную роль. Они представляют сведения о происхождении и строении Земли, истории ее развития, о процессах, происходящих в ее внутренних оболочках и определяющих формирование земной поверхности; о горных породах и минералах; полезных ископаемых, закономерностях их образования и размещения в пространстве. Познание истории геологического развития планеты позволяет изучать современные процессы и на этой основе предсказать их дальнейшее развитие и эволюцию в будущем
Методы геологических исследований опираются на достижения математики, механики, астрономии, физики, химии, биологии и других естественных наук. В свою очередь, геологические науки поставляют факты, наблюдения, способствующие формированию гипотез и их проверке в биологии, химии, физике, философии, астрономии, экономике.
Школьные геологические (физико-географические) знания позволяют понимать сущность основополагающих естественнонаучных процессов: происхождение, развитие (эволюция), категории: пространство, время, мир, движение, энергия, симметрия и пр. Понимая значение геологических знаний в образовательном процессе различных уровней и в жизни современного общества, в 1999 г. в нашей стране была разработана государственная концепция геологического образования, включающая его профессиональную и общеобразовательную составляющие [2]. Специальный раздел был посвящён состоянию и задачам преподавания геологии в школьных физико-географических курсах.
Фундаментальную образовательную функцию с инвариантным содержанием может представлять конкретный природный геологический (географический объект), в частности геологическое обнажение. Любое геологическое обнажение образовано горными породами, которые, в свою очередь, сложены минералами, т. е. природными химическими соединениями, возникшими в результате определённых физикохимических процессов, происходящих в земной коре или на её поверхности. Минералы состоят из атомов и молекул химических элементов. Слои горных пород являются материнскими для последующего развития почвы, растительности, животных и т.д. Логические рассуждения можно продолжать вплоть до объяснения появления в данной местности человека. Общие закономерности, связанные с формированием в данном месте последовательности залегания горных пород, будут проявляться и в остальных местах Земли, создавая тем самым земную кору.
Уровень школьных знаний не может полностью описать всю информацию, представленную в геологическом объекте. Учащемуся можно предложить самостоятельно выделить зону незнаемого в уже осмысленном материале, где должен осуществиться следующий этап поиска [1]. В данном случае это могут быть вопросы, связанные с определением химического и минералогического состава и возраста пород, их происхождения, последовательности преобразования, влияние на формы рельефа и пр.
Выработанные практические и теоретические навыки при изучении конкретного обнажения позволяют школьнику представить, как происходило формирование другой части территории, где можно различить сходные геологические объекты, а также создают предпосылку для дальнейшего выявления и исследования геологических обнажений. Акцент на то, что вся история эволюции Вселенной в той или иной форме «записана» в недрах Земли, и расшифровать эту информацию без исследователя, получившего специальное геологическое образование, невозможно, повысит целеполагающую (человекосообразную) значимость объективной познаваемой действительности.
Для обеспечения познания общих основополагающих понятий, «первооснов» объективного мира, в качестве новой образовательной формы в преподавании географии предлагаются особые учебные дисциплины (метапредметы) – «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача» [4]; также разработаны «Числа», «Культура», «Мироведение», «Естествознание» [6, 7]. Более обоснованным можно считать введение метапредметов в образовательный процесс в старших классах, когда становится возможным развитие предметной формы на рефлексивных основаниях. Содержание метапредмета качественно отличается от содержания обычного учебного курса тем, что смысловое поле объектов познания в нём выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается как бы на метауровне. Результат познания этих объектов не сообщается ученику в качестве готового материала для усвоения, а добывается каждым учащимся по-своему в ходе организованной эвристической деятельности. Темы метапредметов опираются на фундаментальные внепредметные основания и комплексное познание учениками ключевых знаний предметной области. Все метапредметы ориентированы на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационая способность, речевая.
В рамках метапредмета «Знание», раскрывающего отношение знания к действительности и возможности познания мира человеком, можно рекомендовать темы «Знание и мнение» или «Знание мнимое и истинное», «Смотреть и видеть» на примере изучения и описания природного материального тела – геологического обнажения [3]. На реальном объекте более достоверно раскрывается истинность конкретного знания, отличие знания от мнения, предположения и пр. Один человек, стоя возле обнажения, видит лишь «камни, обрыв, скалу», а другой – различные горные породы, образованные в море 100 млн лет назад или на суше через 10 тыс. лет; выделит специфические признаки для обоснования предлагаемой модели развития данного участка земной поверхности.
Метапредмет «Знак» призван формировать у школьников способность схематизации. С помощью схем они пытаются отразить то, что осмыслили и как поняли. Схема строения геологического обнажения или изображённая форма кристаллического тела минерала позволяет мыслительно увидеть идеальное содержание, которое в них выражено. Или, наоборот, по представленной схеме обнажения вообразить геологические процессы, которые способствовали образованию указанных пород, найти (различить) это обнажение в естественных природных условиях.
Геологические данные, представленные в учебниках по географии, используются при раскрытии мировоззренческих проблем – рождение и развитие нашей планеты, происхождение жизни и условия выживания биоты, временная длительность существования Земли и человека (отдельной человеческой жизни), а также при решении экономических, энергетических, экологических и социальных вопросов. Их метапредметность соответствует дисциплинам «Мироведение», «Естествознание». Человеческая активность привела к серьезным изменениям лика Земли, некоторые из них носят катастрофический характер, угрожающий существованию человечества. Решение глобальных экологических проблем, это, прежде всего, вопрос мировоззрения, но их решение невозможно без использования научно обоснованных глобальных геологических моделей. Другой аспект этой проблемы связан не только с сохранением и разумным использованием природной среды, но и ее облагораживанием, стремлением сохранить целостность.
Таким образом, детализация и раскрытие фундаментальных геологических знаний в курсе школьной физической географии позволяют обеспечить интегративную образовательную деятельность, формирующую теоретическое мышление и универсальные способы деятельности, направленные на создание целостной естественнонаучной картины мира. Познание одного и того же фундаментального объекта разными учениками вполне естественно может привести к различным результатам, которые в дальнейшем обеспечивают индивидуальные образовательные траектории и профессиональную ориентацию.
Список литературы
1. Громыко Н.В. Метапредметный подход как ядро российского образования. [Электронный ресурс].
2. Концепция геологического образования в России: материалы совместного заседания коллегий Минобразования России и МПРРоссии. – М.: НИАПрирода, 2000. – 135 с.
3. Пугачёва Е.Е. Школьные геологические экскурсии в окрестностях города Томска // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. – 2012. – Вып. 2 (117). – С. 162–165.
4. Сабельникова-Бегашвили Н.Н. Метапредметный подход в преподавании географии. [Электронный ресурс].
5. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]
6. Хуторской А.В. Критика новых стандартов – ФГОС и изложение концепции метапредметности. [Электронный ресурс].
7. Центр дистанционного образования «Эйдос». Всё о метапредметности. [Электронный ресурс].
Источник: Е.Е. Пугачёва
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи