Современные виды грамотности

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Сегодня говорят о компьютерной, экологической, правовой, политической, экономической, географической грамотности, имея в виду освоение комплекса соответствующих знаковых систем и умений оперировать их элементами. Всякая деятельность – это процесс разрешения проблем того или иного уровня сложности и чем выше этот уровень, тем значимее интеллектуально-познавательный компонент деятельности и тем обязательнее предварительное обучение. Поэтому в современных условиях путь к более полной реализации всех жизненно важных интересов человека пролегает через непрерывное образование.

От степени доступности и содержания тех или иных форм и уровней образования, включая, разумеется, наличие соответствующей мотивации самого субъекта, непосредственно зависят: мера материального благополучия, характер социального самочувствия, степень свободы принятия решений и выбор линии поведения.

Как уже отмечалось, принято отличать две основные формы грамотности – общую и функциональную. Общая грамотность складывается из совокупности систематизированных знаний и базируется на адекватном понимании человеком окружающей действительности.

Под функциональной грамотностью понимается способность к компетентному и эффективному действию. Она является социальным феноменом поскольку от нее зависит мера реализации жизненных интересов человека и характер его взаимоотношений с обществом.

Многочисленные несовпадения общей и функциональной грамотности заставляют задуматься о том, насколько адекватно фиксируется реальный процесс взаимодействия интеллектуальных возможностей человека и его деятельных потенций. По всей вероятности, основная причина неэффективной деятельности заключается не столько в отсутствии у субъекта знаний, умений и навыков, сколько в недостаточности самих этих компонентов грамотности для выполнения практической задачи высокого уровня сложности.

Непрерывное образование предполагает, в частности, обучение человека тому как самостоятельно осваивать новые знания. В принципе, этот тип образовательной деятельности может быть назван методологической грамотностью, хотя, разумеется, ни одно учебное заведение его не формирует. На наш взгляд, суть методологической грамотности состоит в активном овладении способами познания, операциями мышления, аналитическими умениями и приемами практического действия, общими для всех видов деятельности. Ею должен овладеть каждый независимо от рода профессиональных занятий, поскольку она придает процессам целеполагания и целеосуществления рациональный характер. О каком бы виде деятельности речь ни шла, будь то профессиональные занятия, участие в политическом движении, воспитании детей или спортивной игре, везде требуется предварительное изучение определенных правил и процедур, вытекающих из объективной логики ее предмета.

Надо полагать, каждому виду деятельности соответствует своя грамотность. К числу наиболее существенных можно отнести следующие виды грамотности:
а) технологическая – способность компетентно и эффективно разрешать проблемы в сфере профессиональных занятий;

б) экономическая – знания теоретических основ хозяйственной деятельности; понимание сути экономических связей и отношений; умение анализировать конкретные финансово-экономические ситуации;

в) гражданско-правовая – знание и понимание своих прав и обязанностей в широком контексте общественной жизни;
г) политическая – понимание социальной природы власти и государства, умения и навыки ведения общих дел и защиты общих интересов;
д) социально-коммуникативная – способность понимать других, овладение "языком" вербального и невербального общения, навыки взаимопонимания и совместной деятельности;

е) общекультурная – знания из области естественных, общественных и гуманитарных наук, а также по истории и современности художественной культуры;

ж) поведенческая – знание и понимание т.н. простых норм нравственности, правил служебного и прочего этикета, умение действовать сообразно ситуации;

з) методологическая – умение приращивать знания и углублять понимание жизни на основе интеграции теоретического знания и социального опыта. Последний вид грамотности служит необходимой предпосылкой всех остальных.

Предлагаемая классификация характеризует грамотность в ее горизонтальном измерении. Она показывает многообразие ее видов и тем дает представление об основных компонентах, на которых может складываться современный стандарт грамотности. Внутри каждого из видов существует определенная градация, характеризующая грамотность в ее вертикальном измерении и позволяющая уточнить качественные параметры стандарта грамотности.

Вопрос об уровнях грамотности чрезвычайно актуален сегодня. Он должен внести ясность в содержание задач, стоящих перед различными ступенями единой образовательной лестницы. Предложенная ниже классификация базируется на концепции непрерывного и поступательного развития личности и фиксирует основные стадии этого процесса. В основании классификации – мера овладения знаковой системой естественных и искусственных языков.

- Квазиграмотность или предграмотность. В основе всякой грамотности стоит слово, составляющее первоэлемент присущей человеку знаковой системы. Абсолютной неграмотности не бывает: неумеющие читать и писать умеют говорить с пониманием смысла употребляемых слов и их комбинаций. Это умение составляет необходимую предпосылку дальнейшего организованного обучения. В свою очередь, при отсутствии последнего, овладение устной речью как бы консервируется на однажды достигнутом уровне. Взрослые неграмотные, как показали исследования, уступают своим сверстникам по целому ряду показателей интеллектуального развития – способности оперировать абстрактными категориями, критичности мышления, восприятию нового[24]. Говорить о противоположном термине нет смысла: люди, не овладевшие устной речью, допустим, в силу ограничений, наложенных природой, - большое исключение.

- Элементарная или исходная (базовая) грамотность – заключается в умении читать и писать в пределах ограниченного словарного запаса, отражающего реалии повседневного, преимущественного бытового окружения. Противоположный термин – неграмотность в традиционном понимании.

С точки зрения заявленного основания данной классификации, элементарная грамотность – это способность составлять слова из знаков родноязычного алфавита, умение правильно произносить их и строить из них простейшие (состоящие в основном из нераспространенных предложений) связные тексты и излагать их в письменной форме. Это также умение считать предметы ближайшего окружения, фиксировать в цифрах их количественное соотношение (куриц – 10, уток – 6), а также изменения в нем с привлечением действий сложения и вычитания.

В связи с этим, представляют интерес наблюдения, сделанные во время исследований по проблеме взаимосвязи грамотности базовой и функциональной в ряде европейских стран. Оказалось, что отсутствие образования, а также элементарных навыков письма, чтения и счета, в некоторых случаях не является препятствием в выполняемой работе. Люди с данным уровнем грамотности могут быть востребованы на рынке труда при условии адаптированности к необходимому перечню профессиональных действий. Кстати, в сохранении низкого уровня грамотности работника, часто бывает заинтересован работодатель, поскольку это позволяет применять наиболее низкие ставки оплаты труда.

-Функциональная лингвистическая грамотность – активное овладение нормативным языком и запасом слов, отражающих реалии в сфере труда и других сферах общественной жизни, понимание грамматического строя языка и умение использовать при письме его выразительные средства. В этот же уровень входит отчетная грамотность в рамках умения производить необходимые в поседневной жизни обсчеты, в т.ч. с привлечением технических средств. Противоположный термин – безграмотность, т.е. плохое понимание основ деятельности, влекущее частные ошибки.

- Базовая общекультурная грамотность - овладение основными понятиями фундаментальных наук о человеке, природе и обществе, а также основами художественной культуры и элементами ее языка. Противоположный термин – необразованность, т.е. низкий уровень осведомленности в вопросах науки и культуры.

- Универсальная функциональная грамотность или компетентность[25] – способность к нормативному исполнению социальных ролей, основанная на успешном освоении теоретических знаний и имеющегося практического опыта в различных сферах общественной жизни (технология, экономика, политика, культура). Противоположный термин – дилентатизм, то есть ограниченная компетентность, не соответствующая уровню сложности решаемых проблем и выполняемых задач.

- Надфункциональная грамотность – объем знаний, развитие интеллектуальных потенций и духовного мира в целом, превышающие уровень функционально необходимых требований. Ее также можно назвать освобождающей или самоцельной грамотностью, имея в виду широту кругозора, а также способность человека преодолевать детерминирующее воздействие обстоятельств ближайшего социального окружения, расширение диапазона его свободного волеизъявления. Противоположный термин – духовно-культурная ограниченность, порождающая социальный конформизм.

- Творческая грамотность – способность к компетентной новаторской деятельности, умение создавать новое, преемственно обогащать имеющийся социальный опыт собственным вкладом. Противоположный термин – стандартность и некритичность мышления, удерживающие индивида в рамках репродуктивной деятельности. Творческая грамотность, как и все предшествующие ей уровни, имеет ряд восходящих ступеней. Главные из них: а) способность к новаторству в сфере общественной практики; б) способность вырабатывать качественно новое знание. В данном случае речь идет о первой ступени.

- Метаграмотность или послеграмотность – уровень развития творческого потенциала, превышающий результаты обучения, учения, самообразования и других форм присвоения готовых знаний. Имеется в виду способность эффективно осуществлять поисковый процесс в сфере духовного производства, зависящая во многом от опыта обращения с метафизическими объектами, врожденной одаренности, интуиции, эмоционального отношения к объекту познания. Эта способность, скорее всего, результат самонаучения строить мыслительный поисковый процесс с привлечением теоретических абстракций.

В качестве противоположных терминов могут быть названы –бессистемная эрудиция, вульгарный рационализм, узкопрагматически ориентированное новаторство в сфере технологии, экономики, политики.

Закономерен вопрос о сходстве и различии между творческой грамотностью и метаграмотностью. В первом случае подразумевается способность к новаторскому действию, основанная на активном освоении имеющихся знаковых систем; во втором – способность к их обогащению новыми элементами или новым пониманием уже имеющихся.

Первый из перечисленных уровней грамотности складывается вне системы образования, последний базируется на достигнутых в ее стенах результатах. Их выделение дает представление о том, как лучше подготовить фундамент образовательной деятельности и на какие конечные цели ее направить.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.