Уже в комплексе оживления проявл особый интерес реб на обращенную к нему речь взрослого. В первом полугодии формир речевой слух, а сам реб при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во 2ом полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные с действиями реб-ка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 г ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или неск слов сходных по звучанию со словами взрослой речи. До года речь реб-ка –пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов. Автономная речь формир ок года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она явл общением. По содержанию -эмоц-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией. Особенности автономной речи:-не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически , а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций); -общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации; -связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте. Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса 1 г. Активная речь. Возникает к 1,6 – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 г ок 30. Первые слова - слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации. По форме первые слова в большинстве случаев явл существительными, но по сути они глаголы. Во время обуч речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.
Комплекс оживления, служит границей крит периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развит. Термин комплекс оживл введен Щеловановым, впервые описан Фигуриным и Денисовой. Комплекс оживления -особая эмоц-двиг реакция, обращенная к взрослому. Начавшись с замирания, сосредоточения на лице взрослого и улыбки, в последующие недели эта реакция приобретает развернутый комплексный характер. В 8 недель компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким коротким вздохом; в 10-12 он включает в себя серию глубоких вздохов, вскидывание рук, перебирание ног, разнообразные вокализации (гуление, вскрики). Своевременность появл и степень выраженности КО- основной критерий нормативности псих развит реб в 1ом полугодии жизни. КО начинает дифференцироваться после3 мес. Спец для младенческого возраста соц ситуация развит -ситуация неразрывного эмоц единства реб и взрослого (ситуация «мы»). 1 мес - хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак; 2 мес - сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды. 3 - удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек, тянет его в рот. 4 - ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы. 5 - противопоставляет большой палец др, при схватывании предметов доминируют части пальцев. 6-7 -реб размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и тд, движение пальцев дифференцируются. 8-9 мес - берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают. 10-11 - манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (реб катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).
Жизнь начинается на неск мес раньше физ рождения, с момента оплодотворения. С этого момента до появл на свет в материнском организме находится био компонент будущего ч-ка, уже в орг-ме матери будущий ч-к живет своей жизнью, реагирует на материнский голос, настроение, стимулы извне. 1 мес - в первые часы развит зародыша число составляющих его клеток увеличивается, через 30 ч после оплодот зародыш становится 2ух кл-ным. Далее быстрее. Первые кл-и (бластомеры) крупнее обычных соматич кл, тесно соприкасаются др с др. Зародыш похож на тутовую ягоду -эта стадия развит -морула. Первые дни зародыш развивается в яйцеводе, благодаря сокращениям его мышечной стенки продвигается к матке. Когда морула поступает в матку, между ее клетками накапливается жидкость, зародыш становится похожим на пузырек - бластоцистой. С 1-го мес сущ-ния начинает формир каркас будущего скелета - хрящевая модель. Череп образован отдельными плоскими костями, между ними есть неск пространств -родничков. 2 мес - зародыш становится эмбрионом. Из 3 зародышевых листков формир ткани и начинают образовываться органы. Из наружного - Ц и ПНС, чувствительная и покровная ткань (эпителий), волосы, ногти. Средний - соединит ткань, мышцы. Внутренний - внутренние оболочки органов. Появл внешние признаки ч-ка -лицо уши, глаза, нос. 3-4 мес - на пальцах появл ногти, голова выпрямляется, обозначается шея, во 2ой половине 3го мес формир наружные пол органы. С 3го мес наступает плодный период, который продолжается до появл на свет. На 5-м мес сущ-ния длина- 23 см, масса -500 г. Движения энергичны, легко замечаются. Появл волосяной покров. У плода регистрируются дыхательные движения. 6-7 мес на лице обозначаются брови и ресницы, разрывается спайка между веками, могут открываться глаза. 8-9 мес за 8-й месяц масса плода приближается к 2 кг, длина до 42 см. Кол-во жира увеличивается, краснота кожи исчезает, на голове появл волосы. В ср продолжительность внутриутробной жизни - 280 дн (40 недель). В последние годы акселерация коснулась всех стадий развит. Масса новорожденных в ср увеличилась на 1,5 кг, плаценты на 100г, внутриутробная жизнь увеличилась на 4 дн. Акт рождения сопровождается сильным стрессом для матери и реб-ка. Проходя через родовые пути, реб испытывает сильную гипоксию и сдавливание головки. Его организм отвечает на это мощным выбросом в кровь гормонов стресса: очень активных и сильных биохим веществ- адреналина и норадреналина. Считают, что большая доза этих гормонов способствует установлению привязанности между матерью и реб-ком и обеспеч активность новорожденного. Акт рождения –психологич травма для реб. Шопенгауэр считал рождение пессимистическим актом, полагая, что страдание преобладает в самом начале существования. Кант истолковывал крик новорожденного как протест чел духа против заключения в «оковы чувственности».
Пиаже рассматривает интеллект ч-ка как одну из форм приспособления к среде обитания. Любой живой организм имеет внутреннюю потребность в поддержании гармоничных взаимоотношений с окр средой, т.е потребность в адаптации к среде. Принцип равновесия позволяет понимать псих развит как процесс самодвижения, саморазвит. Он складывается из 2ух разнонаправленных процессов: Ассимиляция: решение проблемной ситуации происходит с помощью имеющихся схем действия или когнитивных схем. Аккомодация – изменения схем применительно к новой ситуации, задаче; она обеспечивает вариабельность, развит, выработку новых схем. Уравновешивание тенденций ассимиляции и аккомодации обеспечивает наиболее эффективную адаптацию ч-ка к окр среде. Интеллект строится на основе действия, т.е опыта взаимодействия с вещами. Весь опыт откладывается в виде схем действия. Схемы в процессе развит превращаются в операции или операторные струк-ры. Операции -интериоризированные (внутренние) предметные действия, ставшие обратимыми и сгруппированными в системы. Стадии развития: Сенсомоторный (0 - 1,5) – до 1,5 лет ребенок активно чувствует и двигается и это приводит к тому, что до 7 – 9 мес все это делает ориентируясь на своем теле, а после 9 мес происходит смещение фокуса внимания в пространство. Критерии появления интеллекта- использование ребенком опред действий для достижения целей. Появление у реб-ка представлений о независимом и постоянном сущ-нии др предметов. Конкретно-операционный интеллект (1,5-2 -11) –происходит интериоризация действий. Развит языка, символич мышления. Конкретно-операционный интеллект складывается из периодов: дооперациональные, подготовительный (2- 5); первый ур – становление конкретных операций (5 –7); второй ур – функционирование конкретных операций (8 –11). Формально-операциональный (11-12- 15) проявл в способности реб-ка рассуждать гипотетически, без опоры на предметную область. Формальные мыслительные процессы явл основой логики ч-ка, на них базируется элементарное научное мышление. У подростка появл способность понимать и строить теории. Переход от юности к взрослому возрасту – дальнейшее развит интеллекта выражается в его специализации.
Эльконин основывался на том, что возрастное развитие: -общее изменение личности, формир-ние нового плана отражения, изменение в деят и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окр-ми, формир новых мотивов поведения и ценностных установок; -на диалектическом представлении о процессе развития (детерминированном внутренними противоречиями, целенаправленном, неравномерном с критическими и литическими периодами); - на конкретно-истор понимании природы детства (каждая истор эпоха имеет свою периодизацию детства); -в основе периодизации должны лежать закономерности развития деятельности и растущего человека. Эльконин основывался на соц-истор условиях развит реб-ка. Каждый период истории, каждая культура формир свои законы развит психики в зависимости от требований, предъявляемых обществом. Выделил 3 «эпохи» псих развития: раннее детство, детство и подростковый возраст. Каждая эпоха сост из закономерно связанных между собой 2ух периодов: первый отл преимущественным усвоением мотивов и задач деят-ти, формир общественно-мотивац сфера, на втором идет развит предметно-операц стороны действия. Переход от одной эпохи к др происходит при возникновении несоответствия между операц-технич возможностями реб-ка и задачами и мотивами деят-ти, на основе которых они сформир-лись.1Раннее детство. Младенчество (до 1 г) - ведущая деят - непосредственно-эмоц общение. Раннее детство - предметно-манипулятивная деят.2 Детство. Дошкольный возраст - ролевая игра. Младший шк - уч деять.3 Подростничество. Подросток - интимно-личностное общение. Старший шк возраст - учебно- проф деят. Каждый возраст хар-тся своей соц ситуацией развит; ведущей деят-ю, в которой преимущественно развивается мотивац-потребностная или интеллект сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развит. Границами возрастов служат кризисы -переломные моменты в развит реб-ка.
Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма, считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного ур-ня. Названия стадий личностного развит (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте. 1)Оральная от 0 до 18 мес. Гл источник удов-вия соединяется с удовл-нием основной органической потребности и включает действия, связанные с кормлением грудью. На оральной стадии складываются установки в отношении других людей - установки зависимости, опоры или независимости, доверия. 2) Анальная - связанна с возникновением Эго, от 1 -1,5 до 3. Стадия связана, с приятными ощущениями от работы кишечника, от выделительных функций. На этой стадии родители начинают приучать реб-ка пользоваться туалетом, впервые предъявляя ему требование отказаться от инстинктивного удовольствия. Способ приучения к туалету, практикуемый родителями, опред будущие формы самоконтроля и саморегуляции ребенка.3)Фаллическая (3-6) -связана с участием собственно генитальной зоны. На фаллической стадии ребенок часто рассматривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отнош-ми. Именно в этот возрастной период в индивидуальном развитии каждого чел-ка возрождается истор конфликт- комплекс Эдипа. У мальчика обнаруживается желание «обладать» матерью и устранить отца. У девочек Фрейд подразумевает аналогичный доминирующий комплекс -комплекс Электры. Разрешение комплекса происходит путем идентификации себя с родителем своего пола -матерью и подавления тяготения к отцу. 4)Латентная - сексуальное затишье, от 6-7 до 12, до начала подросткового возраста. Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия - учебу, спорт, познание, дружбу, в основном своего пола. Фрейд особо подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном становлении ч-ка как условия для развития высшей чел культуры. 5)Генитальная (12- 18) -стадия, обусловленная био созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развит. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом ур-не. Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит интерес к др объекту. В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор брачного партнера, создание семьи. Одна из значительных задач - освобождение от авторитета родителей, от привязанности к ним, что обеспечивает нужную для культурного процесса противоположность старого и нового поколений.
Возраст -одна из фундаментальных категорий псих развит. Абсолютный (календарный, хронологический) - выражается кол-вом временных единиц. Условный (возраст развития) опред путем установления местоположения объекта в опред эволюц-ген ряду, на основании кач-колич признаков. Установление усл возраста -элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения. Содержание периодов, их временные границы опред представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития. Л.С. Выготский различал 3 гр периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам развития. 1) построение периодизации на основе внешнего, не связанного с самим процессом развит критерия. Периодизации по биогену принципу. Согласно этой позиции онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развит реб-ка выстраивается в соответствии с основными периодами био эволюции и истор развит чел-ва. 2)периодизации используют внутренний критерий - одна сторона развит, например развитие костных тканей в периодизации Блонского и развитие детской сексуальности у Фрейда. Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного критерия в общем развитии на разных его этапах, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту. 3) периодизации выделяются на основе нескольких особенностей э развития - периодизации Выготского и Эльконина. Периодизация развит относится к числу наиболее сложных и до сих пор не имеющих однозначного решения проблем и психологии, и физиологии. Об этом свидетельствуют различ подходы к периодизации развит, сущ в науках. Трудности в значительной степени связаны с отсутствием общепризнанного критерия, который был бы равно принят представителями разных наук. Требования к критерию периодизации были сформулированы Выготским: признак, на основании которого можно отличить одну эпоху детства от другой, должен быть: показательным для суждения об общем развит реб-ка; легкодоступным для наблюдения и объективным.
Возрастные кризисы - наименование переходных этапов возрастного развит, рассматриваются в концепциях, признающих стадиальность развития (Эриксон - как разрешение основной задачи возраста; Фрейд -смена основных стадий психосексуального развит). ВК - целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому- обусловлены возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной соц ситуации развит и возникновению др адекватной новому псих облику реб-ка. Структура: границы четко не определены; 3 фазы: предкритич, кульминационно-критич, посткритич; Прежние методы воспит воздействия в период кризиса оказываются неэффективными; негативный х-р развит: утрата прежних интересов; новообразования в период кризиса приобретают гипертрофированный х-р. По мнению Эриксона, ч-к на протяжении жизни переживает 8 психосоц кризисов, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет направленность дальнейшего развит личности. 1) 1 год - связан с удовл основных физиологич потребности. Доверие \недоверие. 2) связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Автономия \стыд или сомнений, связанные со страхом потерять контроль над собственным организмом. 3) Возраст игры: инициативность /вина. Происходит самоутверждение ребенка. 4) Школьный возраст: трудолюбие /неполноценность. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. 5) Юность: эго - идентичность / ролевое смешение. Процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выбора, который он должен сделать. 6) Молодость: достижение близости /изоляция. Связан с поиском близости с любимым ч-ком. 7) Зрелость: продуктивность /инертность. Характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося гл образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». 8) Старость: целостность эго/отчаяние. Знаменует завершение жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Выготский выделил: кризис новорожденности – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста; кризис 1 г – отделяет младенчество от раннего детства; кризис 3 -переход к дошкольному возрасту; кризис 7 – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом; кризис 13-совпадает с переходом к подростковому возрасту.
Способность НС изменяться под влиянием внешних воздействий носит преходящий характер. Она совпадает со временем наиболее интенсивного морфофункционального созревания, что объясняется феноменом возрастной чувствительности к воздействиям среды, с которым связано понятие о сензитивном и критическом периодах. В основе этих периодов лежит временное повышение чувств-ти к некоторым внешним влияниям, каждый из них имеет свои характерные особенности: сущность происходящих изменений; факторы, к которым повышается чувств-ть; степень избирательности к восприятию; временной режим; последствия неадекватной реализации; обратимость результата. Сензитивный период - отрезок времени, в который некий набор стимулов оказывает большее влияние на развит функции, нежели до и после. Фактически СП - период повышенной пластичности, во время которого структура и функция демонстрируют свою способность к модификационной изменчивости в соответствии со спецификой внешних условий. СП- период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. СП развития речи от 0 до 6 лет. СП развития движений и действий от 1 года до 4 лет. Период развития соц навыков от 2 до 6 лет. Период восприятия порядка с 0 до 3 лет. СП сенсорного развития от 0 до 5 лет. СП восприятия маленьких предметов от 1,5 до 2,5 лет.
Одной из сост-щих предмета псих развит явл движущие силы, условия и законы псих и поведенческого развит чел-ка. Под движущими силами псих развит понимаются те факторы, которые опред поступательное развит ребенка, явл его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развит, направляют его в нужное русло. Условия определяют внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движ сил развит, влияют на него, направляя ход развития, формир его динамику и опред результаты. Законы псих развит опред общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать псих развитие чел-ка и опираясь на которые можно этим развитием управлять. Сущ факторы опред развитие:1)Био фактор, вкл наследственность (темперамент, задатки), особенности протекания внутриутробного периода жизни.2) среда. Природная среда влияет на псих развит через традиционные в данной природной зоне виды труд деят и культуру, определяющие систему воспит детей. Непосредственно влияет на развитие социальная среда –общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, ур развит науки и искусства, основные религиозные течения. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспит и обуч детей, начиная с гос и частных учебных заведений и кончая спецификой семейного воспит+ это ближайшее соц окр, непосредственно влияющее на развит психики ребенка: родители и др члены семьи, с возрастом соц окр расширяется. Вне соц среды ребенок развиваться не может -не может стать полноценной личностью.
Одна из фундаментальных идей Выготского - в развит повед-я надо различать 2 линии: естественное «созревание» и культурное совершенствование, овладение культурными способами повед-я и мышления. Культурное развит заключается в овладении вспомогательными средствами поведения, которые чел-во создало в процессе своего истор развит: язык, письмо, система счисления. Выготскому принадлежат 2 понятия, опред каждый этап возрастного развит - понятие соц ситуации развит и новообразования. Соц ситуация - складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, спец для данного возраста отнош между ч-ком и окр соц действительностью. ССР - исходный момент для всех изменений, возможных в данный период. Новообразование – кач-но новый тип личности и взаимодействия ч-ка с действительностью, отсутствующий на предыдущих этапах. В своей периодизации развития он предлагает чередовать стабильные и критические возрасты. В стабильных периодах (младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, мл шк возраст, подростковый возраст) происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших кол-ных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденности, кризис 1 года жизни, кризис 3 лет, кризис 7 лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. На каждой ступени развития всегда есть центральное новообразование - ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности реб-ка в целом на новой основе. Вокруг основного новообразования располагаются и группируются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности реб-ка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов. Выготский построил концепцию связи обуч и развит, одно из фундаментальных понятий которой -зона ближайшего развития. Возрастная периодизация: кризис новорожденности -младенческий возраст (2 мес -1 г) - кризис 1 г -раннее детство (1-3 г) -кризис 3 лет -дошкольный возраст (3-7)- кризис 7 лет- шк возраст (7-13)- кризис 13 лет- пубертатный возраст (13-17) -кризис 17 лет.
Концепции, объясняющие изменения в психике с помощью интеллектуальных, когнитивных структур, принято называть когнитивистскими или когнитивно-генетическими. Брунер связывает исслед детской психологии с задачами совершенствования шк обуч. Изуч вопросы о соотношении обуч и формир личности. Обуч не зависит от развития. Стремился выяснить роль шк обуч в формир интеллекта. Развитие каждого реб-ка обусловливает изменением его места в системе соц отношений - поступлением в школу, где ему предъявляют опред требования к познават деят-ти. Вне школы, интеллект развит прекращается после 10 лет. По Брунеру, развит -последовательное овладение реб-ком 3мя сферами представлений и способами познания одновременно-действием, образом, символом. Эти виды представлений сохраняются и у взрослого, богатство интеллекта которого опред наличием развитых представлений. Колберг критиковал Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в результате которого все остальные стороны развития (эмоц-волевая сфера, личность) остаются в стороне. Он поставил вопрос – какие познават схемы, структуры, правила описывают такие явления, как ложь, страх (явл возрастным явлением), воровство (присуще каждому в детском возрасте). Обнаружил ряд фактов в детском развитии, которые позволили построить теорию морального развития. Этапы, в зависимости от ориентаций, образующих иерархию: 1) ориентацию на авторитеты; 2) на обычаи; 3) на принципы. Выделяет 6 стадий развит морального сознания – от стадии доморального ур, когда реб слушается, чтобы избежать наказания, до стадии –ориентации на универсальный этич принцип, когда формир устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью. Развитие рассматривается Пиаже как эволюция, управляемая потребностью в равновесии. Равновесие он опред как стабильное сост открытой системы. Как любое развит, интеллект развит стремится к стабильному равновесию, к установлению логических структур. В реальном мире обратимость отсутствует. Лишь интеллект операции делают мир обратимым. Поэтому обратимость мысли не может возникнуть у реб-ка из наблюдения за явлениями природы. Она возникает из осознания самих мыслительных операций, которые совершают логич опыты не над вещами, а над самим собой, чтобы установить, какая система определений дает наибольшее логич удовл. По Пиаже, для формир у реб научного мышления, а не простой совокупности эмпирич знаний, необходим логико-математический опыт, направленный на действия и операции, совершаемые реб-ком с реальными предметами. Согласно гипотезе Пиаже, интеллект развитие можно описать в виде группировок, последовательно вытекающих одна из др, он начал изучать, как формир у реб-ка логич операции классификации, сериации и тд.