Языковое развитие: этапы и условия раннего языкового и когнитивного развития.

Наука » Психология » Возрастная психология
Уже в комплексе оживления проявл особый интерес реб на обращенную к нему речь взрослого. В первом полугодии формир речевой слух, а сам реб при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во 2ом полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные с действиями реб-ка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 г ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или неск слов сходных по звучанию со словами взрослой речи. До года речь реб-ка –пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов. Автономная речь формир ок года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она явл общением. По содержанию -эмоц-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией. Особенности автономной речи:-не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически , а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций); -общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации; -связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте. Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса 1 г. Активная речь. Возникает к 1,6 – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 г ок 30. Первые слова - слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации. По форме первые слова в большинстве случаев явл существительными, но по сути они глаголы. Во время обуч речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.

Критерии окончания кризиса новорожденности. Физическое и моторное развитие младенца.

Наука » Психология » Возрастная психология
Комплекс оживления, служит границей крит пе­риода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развит. Термин комплекс оживл вве­ден Щеловановым, впервые описан Фигуриным и Денисовой. Комплекс оживления -особая эмоц-двиг ре­акция, обращенная к взрослому. Начавшись с замирания, сосредо­точения на лице взрослого и улыбки, в последующие недели эта ре­акция приобретает развернутый комплексный характер. В 8 недель компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким коротким вздохом; в 10-12 он включает в себя серию глубоких вздохов, вскидывание рук, перебирание ног, разнообразные вокали­зации (гуление, вскрики). Своевременность появл и степень вы­раженности КО- основной критерий норма­тивности псих развит реб в 1ом полугодии жизни. КО начинает дифференцироваться после3 мес. Спе­ц для младенческого возраста соц ситуация раз­вит -ситуация неразрывного эмоц единства реб и взрослого (ситуация «мы»). 1 мес - хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак; 2 мес - сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды. 3 - удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек, тянет его в рот. 4 - ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы. 5 - противопоставляет большой палец др, при схватывании предметов доминируют части пальцев. 6-7 -реб размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и тд, движение пальцев дифференцируются. 8-9 мес - берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают. 10-11 - манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (реб катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).

Пренатальное развитие: оплодотворение, периоды, тенденции развития. Влияние среда на пренатальное развитие.

Наука » Психология » Возрастная психология
Жизнь начинается на неск мес раньше физ рож­дения, с момента оплодотворения. С этого момента до появл на свет в материнском организме находится био ком­понент будущего ч-ка, уже в орг-ме матери будущий ч-к живет своей жизнью, реагирует на материнский голос, настроение, стимулы извне. 1 мес - в первые часы развит зародыша число составляющих его клеток увеличивается, через 30 ч после оплодот зародыш становится 2ух­ кл-ным. Далее быстрее. Первые кл-и (бластомеры) крупнее обычных соматич кл, тесно сопри­касаются др с др. Зародыш похож на тутовую ягоду -эта стадия развит -морула. Первые дни зародыш развивается в яйцеводе, благодаря сокращениям его мышечной стенки продвигается к матке. Когда морула поступает в матку, между ее клетками накап­ливается жидкость, зародыш становится похожим на пузырек - бластоцистой. С 1-го мес сущ-ния начинает формир каркас буду­щего скелета - хрящевая модель. Череп образован отдельными плоскими костями, между ними есть неск пространств -родничков. 2 мес - зародыш становится эмбрионом. Из 3 зародышевых листков формир тка­ни и начинают образовываться органы. Из наружного - Ц и ПНС, чувствительная и покровная ткань (эпителий), волосы, ногти. Средний - соединит ткань, мышцы. Внутренний - внутренние оболочки органов. Появл внешние признаки ч-ка -лицо уши, глаза, нос. 3-4 мес - на пальцах появл ногти, голова вы­прямляется, обозначается шея, во 2ой половине 3го мес формир наружные пол органы. С 3го мес наступает плодный период, который продолжается до появл на свет. На 5-м мес сущ-ния длина- 23 см, масса -500 г. Движения энергичны, легко замечаются. Появл волосяной покров. У плода регистрируются дыхательные движения. 6-7 мес на лице обозначаются брови и ресницы, разрывается спайка между веками, могут открываться глаза. 8-9 мес за 8-й месяц масса плода приближа­ется к 2 кг, длина до 42 см. Кол-во жира увеличивается, краснота кожи исчезает, на голове появл волосы. В ср продолжительность внутриутробной жизни - 280 дн (40 недель). В последние годы акселерация коснулась всех стадий раз­вит. Масса новорожденных в ср увеличилась на 1,5 кг, плаценты на 100г, внутриутробная жизнь увеличилась на 4 дн. Акт рождения сопровождается сильным стрессом для матери и реб-ка. Проходя через родовые пути, реб испытывает сильную гипоксию и сдавливание головки. Его организм отвечает на это мощным выбросом в кровь гормонов стресса: очень активных и сильных биохим веществ- адреналина и норадреналина. Считают, что большая доза этих гормонов способствует уста­новлению привязанности между матерью и реб-ком и обеспеч активность новорожденного. Акт рождения –психологич травма для реб. Шопенгауэр считал рождение пессимистическим актом, пола­гая, что страдание преобладает в самом начале существования. Кант истолковывал крик новорожденного как протест чел духа против заключения в «оковы чувственности».

Периодизация когнитивного развития Ж. Пиаже.

Наука » Психология » Возрастная психология
Пиаже рассматривает интеллект ч-ка как одну из форм приспособления к среде обитания. Любой живой организм имеет внутреннюю потребность в поддержании гармоничных взаимоотношений с окр средой, т.е потребность в адаптации к среде. Принцип равновесия позволяет понимать псих развит как процесс самодвижения, саморазвит. Он складывается из 2ух разнонаправленных процессов: Ассимиляция: решение проблемной ситуации происходит с помощью имеющихся схем действия или когнитивных схем. Аккомодация – изменения схем применительно к новой ситуации, задаче; она обеспечивает вариабельность, развит, выработку новых схем. Уравновешивание тенденций ассимиляции и аккомодации обеспечивает наиболее эффективную адаптацию ч-ка к окр среде. Интеллект строится на основе действия, т.е опыта взаимодействия с вещами. Весь опыт откладывается в виде схем действия. Схемы в процессе развит превращаются в операции или операторные струк-ры. Операции -интериоризированные (внутренние) предметные действия, ставшие обратимыми и сгруппированными в системы. Стадии развития: Сенсомоторный (0 - 1,5) – до 1,5 лет ребенок активно чувствует и двигается и это приводит к тому, что до 7 – 9 мес все это делает ориентируясь на своем теле, а после 9 мес происходит смещение фокуса внимания в пространство. Критерии появления интеллекта- использование ребенком опред действий для достижения целей. Появление у реб-ка представлений о независимом и постоянном сущ-нии др предметов. Конкретно-операционный интеллект (1,5-2 -11) –происходит интериоризация действий. Развит языка, символич мышления. Конкретно-операционный интеллект складывается из периодов: дооперациональные, подготовительный (2- 5); первый ур – становление конкретных операций (5 –7); второй ур – функционирование конкретных операций (8 –11). Формально-операциональный (11-12- 15) проявл в способности реб-ка рассуждать гипотетически, без опоры на предметную область. Формальные мыслительные процессы явл основой логики ч-ка, на них базируется элементарное научное мышление. У подростка появл способность понимать и строить теории. Переход от юности к взрослому возрасту – дальнейшее развит интеллекта выражается в его специализации.

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.

Наука » Психология » Возрастная психология
Эльконин основывался на том, что возрастное развитие: -общее изменение личности, формир-ние нового плана отражения, изменение в деят и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окр-ми, формир новых мотивов поведения и ценностных установок; -на диалектическом представлении о процессе развития (детерминированном внутренними противоречиями, целенаправленном, неравномерном с критическими и литическими периодами); - на конкретно-истор понимании природы детства (каждая истор эпоха имеет свою периодизацию детства); -в основе периодизации должны лежать закономерности развития деятельности и растущего человека. Эльконин основывался на соц-истор условиях развит реб-ка. Каждый период истории, каждая культура формир свои законы развит психики в зависимости от требований, предъявляемых обществом. Выделил 3 «эпохи» псих развития: раннее детство, детство и подростковый возраст. Каждая эпоха сост из закономерно связанных между собой 2ух периодов: первый отл преимущественным усвоением мотивов и задач деят-ти, формир общественно-мотивац сфера, на втором идет развит предметно-операц стороны действия. Переход от одной эпохи к др происходит при возникновении несоответствия между операц-технич возможностями реб-ка и задачами и мотивами деят-ти, на основе которых они сформир-лись.1Раннее детство. Младенчество (до 1 г) - ведущая деят - непосредственно-эмоц общение. Раннее детство - предметно-манипулятивная деят.2 Детство. Дошкольный возраст - ролевая игра. Младший шк - уч деять.3 Подростничество. Подросток - интимно-личностное общение. Старший шк возраст - учебно- проф деят. Каждый возраст хар-тся своей соц ситуацией развит; ведущей деят-ю, в которой преимущественно развивается мотивац-потребностная или интеллект сфера личности; возрас­тными новообразованиями, формирующимися в конце пе­риода, среди них выделяется центральное, наиболее значи­мое для последующего развит. Границами возрастов слу­жат кризисы -переломные моменты в развит реб-ка.

Периодизация психического развития 3. Фрейда.

Наука » Психология » Возрастная психология
Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма, считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного ур-ня. Названия стадий личностного развит (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте. 1)Оральная от 0 до 18 мес. Гл источник удов-вия соединяется с удовл-нием основной органической потребности и включает действия, связанные с кормлением грудью. На оральной стадии складываются установки в отношении других людей - установки зависимости, опоры или независимости, доверия. 2) Анальная - связанна с возникновением Эго, от 1 -1,5 до 3. Стадия связана, с приятными ощущениями от работы кишечника, от выделительных функций. На этой стадии родители начинают приучать реб-ка пользоваться туалетом, впервые предъявляя ему требование отказаться от инстинктивного удовольствия. Способ приучения к туалету, практикуемый родителями, опред будущие формы самоконтроля и саморегуляции ребенка.3)Фаллическая (3-6) -связана с участием собственно генитальной зоны. На фаллической стадии ребенок часто рассматривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отнош-ми. Именно в этот возрастной период в индивидуальном развитии каждого чел-ка возрождается истор конфликт- комплекс Эдипа. У мальчика обнаруживается желание «обладать» матерью и устранить отца. У девочек Фрейд подразумевает аналогичный доминирующий комплекс -комплекс Электры. Разрешение комплекса происходит путем идентификации себя с родителем своего пола -матерью и подавления тяготения к отцу. 4)Латентная - сексуальное затишье, от 6-7 до 12, до начала подросткового возраста. Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия - учебу, спорт, познание, дружбу, в основном своего пола. Фрейд особо подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном становлении ч-ка как условия для развития высшей чел культуры. 5)Генитальная (12- 18) -стадия, обусловленная био созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развит. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом ур-не. Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит интерес к др объекту. В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор брачного партнера, создание семьи. Одна из значительных задач - освобождение от авторитета родителей, от привязанности к ним, что обеспечивает нужную для культурного процесса противоположность старого и нового поколений.

Возрастная периодизация жизненного цикла человека - общая характеристика.

Наука » Психология » Возрастная психология
Возраст -одна из фундаментальных категорий пси­х развит. Абсолютный (календарный, хронологический) - вы­ражается кол-вом временных единиц. Условный (возраст развития) опред путем ус­тановления местоположения объекта в опред эволюц-ген ряду, на основании кач-колич признаков. Установление ус­л возраста -элемент периодизации, которая предполагает вы­бор не только хронологических единиц измерения, но и самой сис­темы отсчета и принципов ее расчленения. Содержание периодов, их временные границы опред представ­лениями автора периодизации о наиболее важных, суще­ственных сторонах развития. Л.С. Выготский различал 3 гр периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам развития. 1) построение периодиза­ции на основе внешнего, не связанного с самим процессом развит критерия. Периодизации по биогену принципу. Согласно этой позиции онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развит реб-ка выстраивается в соответствии с основными пери­одами био эволюции и истор развит чел-ва. 2)периодизации используют внутренний критерий - одна сторона развит, например развитие ко­стных тканей в периодизации Блонского и развитие детской сексуальности у Фрейда. Периодизации, основанные на одном признаке, субъек­тивны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается измене­ние роли выбранного критерия в общем развитии на раз­ных его этапах, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту. 3) периодизации выделяются на основе нескольких осо­бенностей э развития - периодизации Выготского и Эльконина. Периодизация развит относится к числу наиболее сложных и до сих пор не имеющих однозначного решения проблем и психологии, и физиологии. Об этом свидетельствуют различ подходы к перио­дизации развит, сущ в науках. Трудности в значи­тельной степени связаны с отсутствием общепризнанного критерия, который был бы равно принят представителями разных наук. Требования к критерию периодизации были сформулированы Выготским: признак, на основа­нии которого можно отличить одну эпоху детства от другой, дол­жен быть: показательным для суждения об общем развит реб-ка; легкодоступным для наблюдения и объективным.

Кризисы возрастного развития.

Наука » Психология » Возрастная психология
Возрастные кризисы - наименование переходных этапов возрастного развит, рассматриваются в концепциях, признающих стадиальность развития (Эриксон - как разрешение основной задачи возраста; Фрейд -смена основных стадий психосексуального развит). ВК - целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому- обусловлены возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной соц ситуации развит и возникновению др адекватной новому псих облику реб-ка. Структура: границы четко не определены; 3 фазы: предкритич, кульминационно-критич, посткритич; Прежние методы воспит воздействия в период кризиса оказываются неэффективными; негативный х-р развит: утрата прежних интересов; новообразования в период кризиса приобретают гипертрофированный х-р. По мнению Эриксона, ч-к на протяжении жизни пере­живает 8 психосоц кризисов, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет направленность дальнейшего развит лич­ности. 1) 1 год - связан с удовл основных физиологич потребности. Дове­рие \недоверие. 2) связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Автономия \стыд или сомнений, связанные со страхом потерять контроль над собственным организмом. 3) Возраст игры: инициативность /вина. Происходит самоутверждение ребенка. 4) Школьный возраст: трудолюбие /неполноценность. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. 5) Юность: эго - идентичность / ролевое смешение. Процесс предполагает объедине­ние прошлого опыта подростка, его потенциальных возможнос­тей и выбора, который он должен сделать. 6) Молодость: достижение близости /изоляция. Связан с поиском близости с любимым ч-ком. 7) Зрелость: продуктивность /инертность. Характери­зуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося гл образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». 8) Старость: целостность эго/отчаяние. Знаме­нует завершение жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Выготский выделил: кризис новорожденности – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста; кризис 1 г – отделяет младенчество от раннего детства; кризис 3 -переход к дошкольному возрасту; кризис 7 – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом; кризис 13-совпадает с переходом к подростковому возрасту.

Понятие о сензитивных периодах в развитии психики ребенка.

Наука » Психология » Возрастная психология
Способность НС изменяться под влиянием внешних воздействий носит преходящий характер. Она совпадает со временем наиболее интенсивного морфофункционального созревания, что объясняется феноменом возрастной чувстви­тельности к воздействиям среды, с которым связано понятие о сензитивном и критическом периодах. В основе этих периодов лежит временное повы­шение чувств-ти к некоторым внешним влияниям, каждый из них имеет свои характерные особенности: сущность происходя­щих изменений; факторы, к которым повышается чувств-ть; степень избирательности к восприятию; временной режим; послед­ствия неадекватной реализации; обратимость результата. Сензитивный период - от­резок времени, в который некий набор стимулов оказывает боль­шее влияние на развит функции, нежели до и после. Фактически СП - период повышенной плас­тичности, во время которого структура и функция демонстрируют свою способность к модификационной изменчивости в соответствии со спецификой внешних условий. СП- период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. СП развития речи от 0 до 6 лет. СП развития движений и действий от 1 года до 4 лет. Период развития соц навыков от 2 до 6 лет. Период восприятия порядка с 0 до 3 лет. СП сенсорного развития от 0 до 5 лет. СП восприятия маленьких предметов от 1,5 до 2,5 лет.

Условия, факторы и движущие силы психического развития.

Наука » Психология » Возрастная психология
Одной из сост-щих предмета псих развит явл движущие си­лы, условия и законы псих и поведенческого развит чел-ка. Под движущими силами псих развит понимаются те факторы, которые опред поступательное развит ребен­ка, явл его причинами, содержат в себе энергетические, побу­дительные источники развит, направляют его в нужное русло. Ус­ловия определяют внутренние и внешние постоянно дейст­вующие факторы, которые, не выступая в качестве движ сил развит, влияют на него, направляя ход развития, фор­мир его динамику и опред результаты. Законы псих развит опред общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать псих развитие чел-ка и опираясь на которые можно этим развитием управлять. Сущ факторы опред развитие:1)Био фактор, вкл наследственность (темперамент, задатки), особенности протекания внутриутробного пери­ода жизни.2) среда. Природная среда влияет на пси­х развит через традиционные в данной природной зоне виды труд деят и куль­туру, определяющие систему воспит детей. Непосредственно влияет на разви­тие социальная среда –общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преоб­ладающая идеология, ур развит науки и искусства, основные религиозные течения. От особенностей социаль­ного и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспит и обуч детей, начиная с гос и частных учебных заведений и кончая спецификой се­мейного воспит+ это ближайшее соц окр, непосредственно влияющее на развит психики ребенка: родители и др члены семьи, с возрастом соц окр расширяется. Вне соц среды ребенок развиваться не может -не может стать полноценной личностью.

Культурно - историческая концепция Л. С. Выготского. Периодизация развития.

Наука » Психология » Возрастная психология
Одна из фундаментальных идей Выготского - в развит повед-я надо различать 2 линии: естественное «созревание» и культурное совершенство­вание, овладение культурными способами повед-я и мышления. Культурное развит заключается в овладении вспомога­тельными средствами поведения, которые чел-во создало в процессе своего истор развит: язык, письмо, система счисления. Выготскому принадлежат 2 понятия, опред каждый этап возрастного развит - понятие соц ситуа­ции развит и новообразования. Соц ситуация - складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, спе­ц для данного возраста отнош между ч-ком и окр соц дей­ствительностью. ССР - исходный момент для всех изменений, возможных в данный период. Новообразование – кач-но но­вый тип личности и взаимодействия ч-ка с действительностью, отсутствующий на предыдущих этапах. В своей периодизации развития он предлагает чередовать ста­бильные и критические возрасты. В стабильных периодах (младенче­ство, раннее детство, дошкольный возраст, мл шк воз­раст, подростковый возраст) происходит медленное и неук­лонное накопление мельчайших кол-ных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденности, кризис 1 года жизни, кризис 3 лет, кризис 7 лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет) эти изменения обнаруживаются в виде скачко­образно возникших необратимых новообразований. На каждой ступени развития всегда есть центральное новообразо­вание - ведущее для всего процесса развития и характеризую­щее перестройку всей личности реб-ка в целом на новой основе. Вокруг основного новообразования располагаются и группируются все остальные частичные новооб­разования, относящиеся к отдельным сторонам личности реб-ка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествую­щих возрастов. Выготский построил концепцию связи обуч и развит, одно из фундамен­тальных понятий которой -зона ближайшего развития. Возрастная периодизация: кризис новорожденности -младенческий возраст (2 мес -1 г) - кризис 1 г -раннее детство (1-3 г) -кризис 3 лет -дошкольный возраст (3-7)- кризис 7 лет- шк возраст (7-13)- кризис 13 лет- пубертатный возраст (13-17) -кри­зис 17 лет.

Когнитивные теории (Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Л. Кольберг).

Наука » Психология » Возрастная психология
Концепции, объясняющие изменения в психике с помощью интеллектуальных, когнитивных структур, принято называть когнитивистскими или когнитивно-генетическими. Брунер связывает исслед детской психологии с задачами совершенствования шк обуч. Изуч вопросы о соотношении обуч и формир личности. Обуч не зависит от развития. Стремился выяснить роль шк обуч в формир интеллекта. Развитие каждого реб-ка обусловливает изменением его места в системе соц отношений - поступлением в школу, где ему предъявляют опред требования к познават деят-ти. Вне школы, интеллект развит прекращается после 10 лет. По Брунеру, развит -последовательное овладение реб-ком 3мя сферами представлений и способами познания одновременно-действием, образом, символом. Эти виды представлений сохраняются и у взрослого, богатство интеллекта которого опред наличием развитых представлений. Колберг критиковал Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в результате которого все остальные стороны развития (эмоц-волевая сфера, личность) остаются в стороне. Он поставил вопрос – какие познават схемы, структуры, правила описывают такие явления, как ложь, страх (явл возрастным явлением), воровство (присуще каждому в детском возрасте). Обнаружил ряд фактов в детском развитии, которые позволили построить теорию морального развития. Этапы, в зависимости от ориентаций, образующих иерархию: 1) ориентацию на авторитеты; 2) на обычаи; 3) на принципы. Выделяет 6 стадий развит морального сознания – от стадии доморального ур, когда реб слушается, чтобы избежать наказания, до стадии –ориентации на универсальный этич принцип, когда формир устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью. Развитие рассматривается Пиаже как эволюция, управляемая потребностью в равновесии. Равновесие он опред как стабиль­ное сост открытой системы. Как любое развит, интеллект раз­вит стремится к стабильному равновесию, к установлению ло­гических структур. В реальном мире обратимость отсутствует. Лишь интеллект операции делают мир обратимым. Поэтому обратимость мысли не может возникнуть у реб-ка из наблюдения за явлениями природы. Она возникает из осоз­нания самих мыслительных операций, которые совершают логич опыты не над вещами, а над самим собой, чтобы установить, какая система определений дает наибольшее логич удовл. По Пиаже, для формир у реб научного мышления, а не простой совокупности эмпирич знаний, необ­ходим логико-математический опыт, направленный на действия и операции, совершаемые реб-ком с реальными пред­метами. Согласно гипотезе Пиаже, интеллект развитие можно описать в виде группировок, последовательно вытекающих одна из др, он начал изучать, как формир у реб-ка логич операции классификации, сериации и тд.