ВИРУСЫ

Наука » Биология
ВИРУСЫ

ОСПА. Древние индийские и китайские рукописи доносят до нас описа­ния страшных эпидемий чёрной, или натуральной, оспы. У заболев­шего начинался жар, возникали головная боль, общая слабость. Через 3—4 дня всё тело покрывалось наполненными жидкостью пузырьками (оспи­нами). Болезнь тянулась около двух недель, причём до 40% больных погибало. Тяжелее всего болели дети. У переболевших на месте оспин образовывались рубцы (рябины). Иногда оспины высыпали на глазах, что вело к слепоте.

Порой оспа лишала зрения или обезображивала внешний облик насе­ления целых стран. Когда оспа уродовала целые страны, особенно цени­лась красота женщин, избежавших заболевания оспой. Согласно древним армянским верованиям, Лусин (Луна) раньше ходила по небу днём, со своим братом Солнцем. Но Лусин заболела оспой и, стыдясь покрывших её безобразных рябин, показывается только ночью, под покровом темноты.

В некоторых странах существовала даже вера в особые божества, пре­дохранявшие от оспы. В Корее, если где-нибудь начиналась эпидемия оспы, считалось, что эту местность посетил дух, которого звали «уважаемый гость оспа». Ему ставили алтарь, куда приносили лучшие кушанья и вино.

БАКТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Наука » Биология
БАКТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Мы уже упомянули о болезнетворных бакте­риях. Их вредное воздействие человек ощу­тил на себе, вероятно, гораздо раньше, чем смог оценить пользу, приносимую их полезными «соро­дичами».

ЧУМА. «Чёрной смертью» в древности и в Средние века называли эту болезнь, внушавшую людям панический ужас. В VI в. эпидемия чумы погубила 100 млн. человек. Некоторые государ­ства, например Византийская империя, почти полностью обезлюдели.

С 1346 по 1351 г. от чумы («великого мора», как тогда говорили) погибло 24 млн. человек — четверть населения тогдашней Европы. Часто лишь последняя горстка уцелевших — 5—10 че­ловек — покидала опустевший город с многоты­сячным прежде населением.

Рассказом об эпидемии чумы в 1348 г. начи­нает свою книгу «Декамерон» итальянский пи­сатель эпохи Возрождения Джованни Боккаччо: «В начале болезни у мужчин и женщин показы­вались под мышками какие-то опухоли, разра­ставшиеся до величины обыкновенного яблока или яйца; народ называл их бубонами. В короткое время эта смертоносная опухоль распростра­нялась на другие части тела, а затем признак указанного недуга изменялся в чёрные и багро­вые пятна, появлявшиеся на всех частях тела. Казалось, против этой болезни не помогали и не приносили пользы ни совет врача, ни сила ле­карства... не помогали против неё ни мудрость, ни предусмотрительность человека. Почти все умирали на третий день после появления ука­занных признаков.

БАКТЕРИИ

Наука » Биология
БАКТЕРИИ

Трудно найти место на земном шаре, где не было бы мельчайших живых существ — бак­терий. Их находили в струях гейзеров с темпе­ратурой около 105° С, в сверхсолёных озёрах, например в знаменитом Мёртвом море. Живые бактерии были обнаружены в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2—3 млн. лет. В океа­не, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмо­сфере; в недрах земной коры на глубине в не­сколько километров — везде находили бактерии.

Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жиз­неспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом кос­мосе, помещённые туда на 18 ч, под смертонос­ным воздействием солнечной радиации.

Способы питания бактерий столь же разнооб­разны, как и условия их жизни. Пожалуй, нет такого органического вещества, которое не подошло бы в пищу тем или иным бактериям. Неко­торые бактерии, как и зелёные растения, сами производят органические вещества с помощью солнечных лучей. Только кислород в отличие от растений они при этом процессе (фотосинтезе) не выделяют.

НИКОЛАЙ ВАВИЛОВ

Наука » Биология
НИКОЛАЙ ВАВИЛОВ

НИКОЛАЙ ВАВИЛОВ


Порой приходится слышать мнение, что го­нения, тюрьмы, казни для людей науки ка­нули в Лету вместе с инквизицией, охотой на ведьм и прочими мрачными атрибутами средне­вековья. Но биологу Николаю Вавилову приш­лось «взойти на костёр» за свои научные убежде­ния в XX в., веке торжества науки.

Николай Вавилов родился 26 ноября 1887 г. в Москве. Его дед был крепостным крестья­нином, а отец, Иван Ильич, — одним из дирек­торов «Трёхгорной мануфактуры». Иван Ильич мечтал передать Николаю своё дело и поэтому отдал его в коммерческое училище.

Сквозь пальцы смотрел Иван Ильич на увле­чение своих сыновей, Николая и Сергея, собира­нием гербариев и коллекций насекомых. Он ни­как не мог предполагать, что эта «забава» прев­ратится в дело всей жизни.

Но 18-летний Николай заявил отцу о своём намерении стать биологом, а не «деловым чело­веком». Он поступил в Петровскую сельскохо­зяйственную академию (позднее названную Ти­мирязевской).

АЛЕКСАНДР ФЛЕМИНГ

Наука » Биология
АЛЕКСАНДР ФЛЕМИНГ

АЛЕКСАНДР ФЛЕМИНГ


Открытие лекарств-антибиотиков, к которым мы уже так привыкли в наше время, силь­нейшим образом изменило человеческое общество. Отступили заболевания, ещё недавно считав­шиеся безнадёжными. Ещё удивительнее история самого открытия.

Мы расскажем о человеке, который это сде­лал, — об Александре Флеминге.

Выдающийся биолог Александр Флеминг ро­дился 6 августа 1881 г. в Шотландии, в графстве Эршир. Мальчик рос на ферме своих родителей, со всех сторон окружённой вересковыми пусто­шами. Природа давала юному Алеку гораздо больше, чем школа. Будущий учёный часто от­правлялся со своими братьями на охоту среди поросших вереском пустошей. Ребята придума­ли необычный способ охоты на кроликов: увидев затаившегося зверька, они делали вид, что не замечают его, и продолжали разгуливать вокруг, высоко задрав головы и постепенно к нему при­ближаясь. Кролик не убегал, пока не встречался взглядом с человеком. Подойдя к зверьку, маль­чики неожиданно падали на него. В такую игру мог играть только ребёнок: человек нормально­го роста не успел бы накрыть кролика своим телом. Ни разу добыче не удалось спастись от «охотников».

ВЛАДИМИР ВЕРНАДСКИЙ

Наука » Биология
ВЛАДИМИР ВЕРНАДСКИЙ

Владимир Вернадский стал одним из немногих учёных XX в., оставивших свой след в самых разных областях науки — в том числе геологии, биологии, химии, философии. Он стал создателем учения о живом веществе и биосфере — учения, которое находится на стыке всех этих наук.

Родился Владимир Вернадский 12 марта 1863 г. в Петербурге в семье профессора-экономиста. Вла­димир рос любознательным ребёнком. Во время учёбы в гимназии он часто совершал походы за город, на природу, где собирал коллекции жуков и бабочек. Увлекался он и химическими опы­тами, которые из-за неопытности эксперимента­тора часто заканчивались взрывами.

Закончив гимназию, Владимир решил изучать естествознание и поступил в Петербургский университет. Среди его учителей были создатель периодической системы элементов Дмитрий Мен­делеев, основоположник почвоведения Василий Докучаев. Как раз во время обучения Вернадско­го в университете Докучаев выпустил свою зна­менитую книгу «Русский чернозём». В ней он развил идеи, высказанные ещё Михаилом Ломо­носовым, о том, что почвы не существуют вечно, как горные породы, а образовались из «мёрт­вых» горных пород под воздействием растений и животных. На глазах Вернадского рождалась новая наука. Как он говорил позднее, это было захватывающе интересно.

ИВАН ПАВЛОВ

Наука » Биология
ИВАН ПАВЛОВ

Скульптор Сергей Конёнков рассказыва­ет в своих воспоминаниях об одном за­бавном случае, произошедшем, когда он в конце 20-х гг. лепил бюст академика Павло­ва. Академик приезжал к нему в студию на автомобиле, но как-то попросил привезти его в конном экипаже, сказав, что автотранспорт ему надоел. Но достать кон­ный экипаж оказалось непросто. В конце концов академику Павлову был подан, как обычно, автомобиль, но с опозданием на два часа.

Возмущённый потерей времени учёный пригрозил, что перестанет позировать. Оказалось, виною всему был нелепый слу­чай. Поиски конного экипажа привели в зоо­парк, где согласились дать напрокат лошадку, вот уже 10 лет катавшую детей по кругу. Но когда животное запрягли в экипаж городского типа, оказалось, что оно неспособно покинуть территорию зоо­парка и привычно сворачивает на круговой маршрут. Промучившись целый час с ло­шадью, академику решили всё же подать ав­томобиль.

Конёнков пишет, что он с тревогой ожидал, какой взрыв ярости вызовет у Ива­на Петровича это нелепое происшествие. Но неожиданно учёный пришёл в хорошее расположение духа и воскликнул:

— Отлично! Это только подтвержда­ет мою теорию условных рефлексов!

РОБЕРТ КОХ

Наука » Биология
РОБЕРТ КОХ

Немецкий учёный Роберт Кох (1843—1910) стал одним из основоположников современ­ной микробиологии.

Свои успехи учёный скромно объяснял тем, что в его научной работе ему посчастливилось найти такие области, где «золото лежит у самой дороги», в чём нет особой его заслуги.

Какой же путь привёл Роберта Коха к сделан­ным им замечательным открытиям?

До определённого момента биография Коха была достаточно заурядной. В возрасте 23 лет он получил диплом врача в Гёттингенском универ­ситете.

В душе молодой медик был искателем при­ключений. Он мечтал поступить на военную службу хирургом или судовым врачом и объез­дить весь мир. Но реальная жизнь оказалась го­раздо прозаичнее. Ему досталась должность млад­шего врача в Гамбургском доме умалишённых.

Затем он сменил это место на работу сельского врача. Обыденность и однообразие сельской ме­дицинской практики скрашивались для Роберта Коха лишь частыми переездами с места на место, из деревни в деревню, вместе с женой Эммой.

ЛУИ ПАСТЕР

Наука » Биология
ЛУИ ПАСТЕР

Однажды на улицу, где жил французский мик­робиолог Луи Пастер, пришло письмо, где вместо имени адресата стояло: «Тому, кто совер­шает чудеса». На почте не колебались и достави­ли письмо по адресу — Пастеру.

Разгадка тайны брожения, профилактические прививки против многих заразных болезней, в том числе бешенства, доказательство невозмож­ности самозарождения жизни — все эти и многие другие замечательные открытия связаны с име­нем Пастера.

27 декабря 1822 г. в семье кожевника Жана-Жозефа Пастера родился мальчик, которого на­звали Луи. Ребёнок почти ничем не выделялся среди своих сверстников, разве что умением хо­рошо рисовать и наблюдательностью.

В 25 лет Луи Пастер закончил курс физики и химии в парижском учебном заведении «Эколь Нормаль» и получил диплом учителя. Позднее кое-кто из научных противников упрекал Пастера в том, что он всю жизнь занимался биоло­гией и лечил людей, не получив ни медицинско­го, ни биологического образования.

Но первые работы Пастера были посвящены именно химии. Он изучал симметрию молекул органических веществ. Позднее на основе этих исследований Пастера родилась целая наука — стереохимия.

ГРЕГОР ИОГАНН МЕНДЕЛЬ

Наука » Биология
ГРЕГОР ИОГАНН МЕНДЕЛЬ

Грегор Иоганн Мендель стал основоположни­ком учения о наследственности, создателем новой науки — генетики. Но он настолько опе­редил своё время, что в течение жизни Менделя, хотя его работы были опубликованы, никто не понял значения его открытий. Лишь через 16 лет после его смерти учёные заново прочли и осмыс­лили написанное Менделем.

Родился Иоганн Мендель 22 июля 1822 г. в семье крестьянина в небольшой деревушке Хинчицы на территории современной Чехии, а тогда — Авст­рийской империи.

Мальчик отличался незаурядными способно­стями, и оценки в школе ему выставлялись лишь превосходные, как «первому из отличившихся в классе». Родители Иоганна мечтали вывести сво­его сына «в люди», дать ему хорошее образо­вание. Помехой этому служила крайняя нужда, из которой не могла выбиться семья Менделя.

И всё-таки Иоганну удалось закончить сперва гимназию, а затем двухгодичные философские курсы. Он пишет в краткой автобиографии, что «почувствовал, что не сможет далее выдержать подобное напряжение, и увидел, что по завер­шении курса философского обучения ему придёт­ся изыскивать для себя положение, которое осво­бодило бы его от мучительных забот о хлебе насущном...»

ЧАРЛЗ ДАРВИН

Наука » Биология
ЧАРЛЗ ДАРВИН

ЧАРЛЗ ДАРВИН


Английский учёный Чарлз Дарвин сумел создать теорию развития живого мира, ставшую основой биологической науки XX столетия.

Родился Чарлз Дарвин 12 февраля 1809 г. в английском городе Шрусбери в семье врача. В своей «Автобиографии» Дарвин вспоминал: «Уже ко времени посещения школы мой вкус к естест­венной истории и в особенности к собиранию коллекций ясно выразился. Я старался разобрать­ся в названиях растений и собирал всякую вся­чину: раковины, печати, монеты и минералы».

Но о карьере натуралиста он долгое время не помышлял. Обучаясь в университетах Эдинбурга и Кембриджа, сначала он готовился стать меди­ком, а затем, изменив свои намерения, — свя­щенником. «Когда подумаешь, как свирепо на­падали на меня позднее сторонники церкви, прос­то смешно вспомнить, что я сам когда-то имел намерение сделаться пастором», — писал Дар­вин.

ЖОРЖ КЮВЬЕ

Наука » Биология
ЖОРЖ КЮВЬЕ

Про французского зоолога Жоржа Кювье го­ворили, что по одной-двум косточкам ископа­емого животного он может точно воссоздать весь его облик. Кювье стал основателем науки об ископаемых животных и растениях — палеонто­логии.

Жорж Кювье родился 23 августа 1769 г. в не­большом французском городе Монбельяре в небо­гатой семье отставного офицера. Жорж рос болез­ненным, но удивительно смышлёным ребёнком. В 4 года он уже читал. Одной из любимых книг его отрочества стала «Естественная история» фран­цузского натуралиста Жоржа Бюффона, иллюст­рации из которой он часто перерисовывал.

Воспитание привило Кювье любовь к чёткому распорядку дня, которую он сохранил на всю жизнь. Соблюдение этого распорядка позволило ему сохранять огромную работоспособность, по­ражавшую его друзей.

Блестяще закончив школу, в 15 лет Жорж поступил в Штутгартский университет, где изу­чал право и сельское хозяйство. Но предметом его увлечения оставалась биология.