ИНВАЛИД ВОЙНЫ – военнослужащий, утративший полностью или частично трудоспособность вследствие ранений, контузий или увечий, связанных с участием в боях или с исполнением других обязанностей военной службы, а также заболеваний, связанных с пребыванием на фронте. Если инвалидность (см.) наступила при указанных условиях в период Великой Отечественной войны, то инвалиды именуются «инвалидами Отечественной войны». Если же военнослужащий стал инвалидом вследствие указанных причин во время вооруженных столкновений на Дальнем Востоке в 1938 – 1938 гг., при освобождении братских народов Западной Украины и Западной Белоруссии в 1939 г. и в период боев с белофиннами в 1939 – 1940 гг., то инвалиды именуются «инвалидами войны».
Инвалиды войны всегда выделялись в смысле обеспечения в особую группу и по сравнению с трудовой или возрастной инвалидностью обеспечивались значительно лучше. Еще в древней Греции содержание Инвалида войны, а в случае смерти – и их семей, принималось на счет государства. В древнем Риме инвалид войны наделялись земельными участками и получали некоторую часть военной добычи, а позднее – денежное содержание. В средние века во Франции и Англии обеспечение инвалида войны было возложено на монастыри.
В России указом 1682 г. царь Федор Алексеевич повелел Аптекарской палате построить «две шпитальни» – одну в Знаменском монастыре, другую – на Гранатном дворе за Никитскими воротами. Здесь на доходы с вотчин бывших архангельских архиереев должны были «пропитываться по смерть бедные, увечные и старые люди, которые никакой работы работать не могут, а наипаче же служилого чина, которые тяжкими ранами на государевых службах изувечены, а приюту себе не имеют». Здесь мы видим прообраз богаделен и домов инвалидов.
При Петре I забота об инвалидах войны получила законодательное оформление. Он поручил Военной коллегии помещать инвалидов войны в богадельни и монастыри и выдавать им пожизненное содержание «по гарнизонным окладам». Екатерина II освободила монастыри от содержания Инвалидов войны, установив перечень городов для расселения инвалидов войны и назначила им пенсии. В XVIII в. с целью использования остаточной трудоспособности инвалид войны и уменьшения расходов казны на их содержание были организованы инвалидные команды. инвалид войны раз-делялись на разряды в зависимости от степени инвалидности. 1-й разряд – «подвижные» – назначались на службу в госпитали, в провиантское и прочие ведомства, в крепости. Из инвалидов 2-го и 3-го разряда («служащие» и «неслужащие») были организованы команды в уездных городах. Ст. 36 Устава о воинской повинности 1874 г. устанавливает право на государственное обеспечение и, в частности, на пенсию в 3 и 6 руб. в месяц нижним чинам, «сделавшимся неспособными во время состояния на действительной военной службе к продолжению оной, а также нижним чинам, получившим увечье во время учебных сборов, те же из них, которые будут признаны требующими постороннего ухода, размещаются по богадельням и благотворительным учреждениям, и в случае неимения в них свободных мест, поручаются попечению благонадежных лиц с платою от казны стоимости содержания призреваемого». Таким образом, здесь декларируется право солдата на государственное обеспечение, независимо от обстоятельств, которые спо-собствовали наступлению инвалидности. В отношении сделавшихся неспособными к личному труду вследствие ран, увечий или болезней во время прохождения действительной военной службы это право сохраняется и по увольнении в запас. Офицерский состав обеспечивается значительно лучше. В 1814 г. в день первой годовщины Кульмского боя был учрежден «Комитет 18 августа 1814 г.», впоследствии преобразованный в «Александровский комитет о раненых». Первоначально этот комитет имел задачей оказывать помощь исключительно неимущим изувеченным офицерам, но в дальнейшем он оказывал некоторую помощь и нижним чинам. По степени тяжести ин-валидности офицеры разделялись на три класса: к 1-му классу относились инвалиды в состоянии беспомощности (нуждающиеся в постороннем уходе); ко 2-му классу – нуждающиеся в постороннем уходе в исключительных случаях; к 3-му классу – имеющие «недостатки и повреждения, затрудняющие отправления и действие некоторых органов и частей тела». Конкретные пока-зания для отнесения инвалидов к тому или иному классу перечислены в специальном расписании болезней.
Первая мировая война дала огромное число раненых и инвалидов. Так, по сведениям Управления верховного начальника санитарной» и эвакуационной части уволено: в 1915 г. – 361 073 чел., в 1916 г. – 205 941 чел., в 1917 г. (за 3 мес.) – -23 960 чел. Необходимо было перестроить систему государственного обеспечения и установить более справедливый принцип обеспечения в этом отношении не только тяжелых, но и более легких Инвалидов войны.
Приказом по военному ведомству № 236 1913 г. в предвидении войны было введено в действие «поразрядное расписание болезней и телесных недостатков, имеющих последствием утрату или ограничение трудо-способности и дающих право нижним воинским чинам на пенсию». В п. 1 инструкции по применению этого поразрядного расписания указано, что это право приобретается в том случае, если заболевания и недостатки, дающие право на пенсию, находятся в причинной зависимости от прохождения воен-ной службы. Все расписание разделено на пять разрядов, в зависимости от степени утраты трудоспособности; утрата последней исчисляется в процентах: I разряд – 100% при нуждаемости в постороннем уходе, II – 100% при ненуж-даемости в постороннем уходе, III – от 70 до 100%, IV – от 40 до 70%, V разряд – от 10 до 40%.
В наставлении указано, что «при определении степени утраты трудоспособности должно иметь в виду способность к труду вообще, а не к известному только роду работы». Положение об обеспечении офицеров осталось прежним.
В СССР, где право всех граждан на материальное обеспечение в старости, а также по болезни и потере трудоспособности, обеспечено Сталинской Конституцией, забота об инвалид войны всегда стояла в центре внимания пра-вительства. Уже изданный в 1918 г. декрет включает ряд основных положений по обеспечению И. в.; в дальнейшем эти мероприятия углублялись. Рядовой и младший начальствующий состав обеспечивался органами НКСО. Советское законодательство связывало формы государственного обеспечения инвалид войны : а) со степенью инвалидности и б) с зависимостью инвалидности от условий прохождения военной службы. Определение степени инвалидности производилось комиссиями НКСО на общих основаниях; вопрос же о зависимости инвалидности от условий прохождения военной службы решался военно-врачебными комиссиями. 19.III.1926 г. ЦИК СССР и СНК СССР утвердили «Положение о государственном обеспечении лиц среднего, старшего и выс-шего начальствующего состава, лиц младшего начальствующего и рядового состава сверхсрочной службы и курсантов военно- воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а также членов их семей». 1.1.1931 г. это Положение с рядом изменений было переиздано.
Во время Великой Отечественной войны партия и правительство проявляли исключительную заботу об инвалид войны Система помощи инвалид войны принципиально разнится от существовавшей в царской России и зарубежных странах. В СССР мероприятия по помощи инвалид войны направлены прежде всего к облегчению им возможности возвратиться к трудовой деятельности по своей прежней профессии или другой (см. также Восстановительная хирургия, Протезирование). Чтобы представить размеры помощи, оказываемой государством И. в., достаточно указать, например, что в 1943 г. расходы на социальное обеспечение составили
3 млрд. 154 млн. руб. Виды и формы помощи: а) пенсии и другие виды материальной помощи; б) трудоустройство (см.), обучение и переобучение; в) помещение в интернаты», г) бесплатное протезирование.
Пенсии. Еще 16.VII.1940 г. издано постановление СНК СССР «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава и их семьям», а 5.VI.1941 г. – постановление СНК СССР «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава и их семьям». В большем размере обеспечиваются те военнослужащие, инвалидность которых наступила вследствие ранений, контузий или увечий» связанных с участием в боях при защите СССР, или вследствие заболеваний, связанных с пребыванием на фронте. Пенсию имеющим право на нее по закону от 16.VI. 1940 г. назначают органы НКСО, а по закону от 5.VI.1941 г. – областной военный комиссариат. Определение связи инвалидности с участием в боях или с пребыванием на фронте возложено на военно-врачебные комиссии. Если инвалид войны работает и получает заработную плату, то пенсия сохраняется за ним независимо от размера заработной платы. Кроме выплаты пенсий, проводятся широкие мероприятия по материально-бытовому обеспечению инвалидов Великой Отечественной войны (обеспечение питанием, товарами широкого потребления, ремонт жилищ ит. п.). Наконец, инвалиды Отечественной войны имеют ряд льгот по налогам, сборам, жилищных и т. п.
Постановлением Совета министров СССР 9.VII.1946 г. права пенсионеров Отечественной войны, распространяются на бывших военнослужащих и партизан также в случаях, ксгда инвалидность (или смерть) наступила в течение 5 лет после увольнения с военной службы при соблюдении тех же условий, как при назначении пенсий военнослужащим. Определение «связи» в этих случаях дают ВТЭК.
Интернаты для инвалидов Отечественной войны (дома инвалидов) установлены следующих типов: а) трудовые интернаты общего типа; б) интернаты больничного типа для И. в., нуждающихся в постороннем уходе, инвалидов-психохроников и И. в., больных туберкулезом Интернаты общего типа до освобождения временно оккупированных районов были местом временного пребывания И. в., место жительства которых находилось во временной оккупации. С изгнанием оккупантов из пределов Советского государства эти интернаты реорганизовались в санатории и дома отдыха для инвалид войны При интернатах были организованы учебно-производственные мастерские и подсобные хозяйства. Основная задача интернатов – полное государственное обеспечение инвалидов Отечественной войны, а также подготовка их к трудовой деятельности путем обучения различным профессиям. В отношении прав на государственное обеспечение и получение различных льгот инвалид войны имеют одинаковые права с инвалидами Отечественной войны.
Инвалиды войны всегда выделялись в смысле обеспечения в особую группу и по сравнению с трудовой или возрастной инвалидностью обеспечивались значительно лучше. Еще в древней Греции содержание Инвалида войны, а в случае смерти – и их семей, принималось на счет государства. В древнем Риме инвалид войны наделялись земельными участками и получали некоторую часть военной добычи, а позднее – денежное содержание. В средние века во Франции и Англии обеспечение инвалида войны было возложено на монастыри.
В России указом 1682 г. царь Федор Алексеевич повелел Аптекарской палате построить «две шпитальни» – одну в Знаменском монастыре, другую – на Гранатном дворе за Никитскими воротами. Здесь на доходы с вотчин бывших архангельских архиереев должны были «пропитываться по смерть бедные, увечные и старые люди, которые никакой работы работать не могут, а наипаче же служилого чина, которые тяжкими ранами на государевых службах изувечены, а приюту себе не имеют». Здесь мы видим прообраз богаделен и домов инвалидов.
При Петре I забота об инвалидах войны получила законодательное оформление. Он поручил Военной коллегии помещать инвалидов войны в богадельни и монастыри и выдавать им пожизненное содержание «по гарнизонным окладам». Екатерина II освободила монастыри от содержания Инвалидов войны, установив перечень городов для расселения инвалидов войны и назначила им пенсии. В XVIII в. с целью использования остаточной трудоспособности инвалид войны и уменьшения расходов казны на их содержание были организованы инвалидные команды. инвалид войны раз-делялись на разряды в зависимости от степени инвалидности. 1-й разряд – «подвижные» – назначались на службу в госпитали, в провиантское и прочие ведомства, в крепости. Из инвалидов 2-го и 3-го разряда («служащие» и «неслужащие») были организованы команды в уездных городах. Ст. 36 Устава о воинской повинности 1874 г. устанавливает право на государственное обеспечение и, в частности, на пенсию в 3 и 6 руб. в месяц нижним чинам, «сделавшимся неспособными во время состояния на действительной военной службе к продолжению оной, а также нижним чинам, получившим увечье во время учебных сборов, те же из них, которые будут признаны требующими постороннего ухода, размещаются по богадельням и благотворительным учреждениям, и в случае неимения в них свободных мест, поручаются попечению благонадежных лиц с платою от казны стоимости содержания призреваемого». Таким образом, здесь декларируется право солдата на государственное обеспечение, независимо от обстоятельств, которые спо-собствовали наступлению инвалидности. В отношении сделавшихся неспособными к личному труду вследствие ран, увечий или болезней во время прохождения действительной военной службы это право сохраняется и по увольнении в запас. Офицерский состав обеспечивается значительно лучше. В 1814 г. в день первой годовщины Кульмского боя был учрежден «Комитет 18 августа 1814 г.», впоследствии преобразованный в «Александровский комитет о раненых». Первоначально этот комитет имел задачей оказывать помощь исключительно неимущим изувеченным офицерам, но в дальнейшем он оказывал некоторую помощь и нижним чинам. По степени тяжести ин-валидности офицеры разделялись на три класса: к 1-му классу относились инвалиды в состоянии беспомощности (нуждающиеся в постороннем уходе); ко 2-му классу – нуждающиеся в постороннем уходе в исключительных случаях; к 3-му классу – имеющие «недостатки и повреждения, затрудняющие отправления и действие некоторых органов и частей тела». Конкретные пока-зания для отнесения инвалидов к тому или иному классу перечислены в специальном расписании болезней.
Первая мировая война дала огромное число раненых и инвалидов. Так, по сведениям Управления верховного начальника санитарной» и эвакуационной части уволено: в 1915 г. – 361 073 чел., в 1916 г. – 205 941 чел., в 1917 г. (за 3 мес.) – -23 960 чел. Необходимо было перестроить систему государственного обеспечения и установить более справедливый принцип обеспечения в этом отношении не только тяжелых, но и более легких Инвалидов войны.
Приказом по военному ведомству № 236 1913 г. в предвидении войны было введено в действие «поразрядное расписание болезней и телесных недостатков, имеющих последствием утрату или ограничение трудо-способности и дающих право нижним воинским чинам на пенсию». В п. 1 инструкции по применению этого поразрядного расписания указано, что это право приобретается в том случае, если заболевания и недостатки, дающие право на пенсию, находятся в причинной зависимости от прохождения воен-ной службы. Все расписание разделено на пять разрядов, в зависимости от степени утраты трудоспособности; утрата последней исчисляется в процентах: I разряд – 100% при нуждаемости в постороннем уходе, II – 100% при ненуж-даемости в постороннем уходе, III – от 70 до 100%, IV – от 40 до 70%, V разряд – от 10 до 40%.
В наставлении указано, что «при определении степени утраты трудоспособности должно иметь в виду способность к труду вообще, а не к известному только роду работы». Положение об обеспечении офицеров осталось прежним.
В СССР, где право всех граждан на материальное обеспечение в старости, а также по болезни и потере трудоспособности, обеспечено Сталинской Конституцией, забота об инвалид войны всегда стояла в центре внимания пра-вительства. Уже изданный в 1918 г. декрет включает ряд основных положений по обеспечению И. в.; в дальнейшем эти мероприятия углублялись. Рядовой и младший начальствующий состав обеспечивался органами НКСО. Советское законодательство связывало формы государственного обеспечения инвалид войны : а) со степенью инвалидности и б) с зависимостью инвалидности от условий прохождения военной службы. Определение степени инвалидности производилось комиссиями НКСО на общих основаниях; вопрос же о зависимости инвалидности от условий прохождения военной службы решался военно-врачебными комиссиями. 19.III.1926 г. ЦИК СССР и СНК СССР утвердили «Положение о государственном обеспечении лиц среднего, старшего и выс-шего начальствующего состава, лиц младшего начальствующего и рядового состава сверхсрочной службы и курсантов военно- воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а также членов их семей». 1.1.1931 г. это Положение с рядом изменений было переиздано.
Во время Великой Отечественной войны партия и правительство проявляли исключительную заботу об инвалид войны Система помощи инвалид войны принципиально разнится от существовавшей в царской России и зарубежных странах. В СССР мероприятия по помощи инвалид войны направлены прежде всего к облегчению им возможности возвратиться к трудовой деятельности по своей прежней профессии или другой (см. также Восстановительная хирургия, Протезирование). Чтобы представить размеры помощи, оказываемой государством И. в., достаточно указать, например, что в 1943 г. расходы на социальное обеспечение составили
3 млрд. 154 млн. руб. Виды и формы помощи: а) пенсии и другие виды материальной помощи; б) трудоустройство (см.), обучение и переобучение; в) помещение в интернаты», г) бесплатное протезирование.
Пенсии. Еще 16.VII.1940 г. издано постановление СНК СССР «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава и их семьям», а 5.VI.1941 г. – постановление СНК СССР «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава и их семьям». В большем размере обеспечиваются те военнослужащие, инвалидность которых наступила вследствие ранений, контузий или увечий» связанных с участием в боях при защите СССР, или вследствие заболеваний, связанных с пребыванием на фронте. Пенсию имеющим право на нее по закону от 16.VI. 1940 г. назначают органы НКСО, а по закону от 5.VI.1941 г. – областной военный комиссариат. Определение связи инвалидности с участием в боях или с пребыванием на фронте возложено на военно-врачебные комиссии. Если инвалид войны работает и получает заработную плату, то пенсия сохраняется за ним независимо от размера заработной платы. Кроме выплаты пенсий, проводятся широкие мероприятия по материально-бытовому обеспечению инвалидов Великой Отечественной войны (обеспечение питанием, товарами широкого потребления, ремонт жилищ ит. п.). Наконец, инвалиды Отечественной войны имеют ряд льгот по налогам, сборам, жилищных и т. п.
Постановлением Совета министров СССР 9.VII.1946 г. права пенсионеров Отечественной войны, распространяются на бывших военнослужащих и партизан также в случаях, ксгда инвалидность (или смерть) наступила в течение 5 лет после увольнения с военной службы при соблюдении тех же условий, как при назначении пенсий военнослужащим. Определение «связи» в этих случаях дают ВТЭК.
Интернаты для инвалидов Отечественной войны (дома инвалидов) установлены следующих типов: а) трудовые интернаты общего типа; б) интернаты больничного типа для И. в., нуждающихся в постороннем уходе, инвалидов-психохроников и И. в., больных туберкулезом Интернаты общего типа до освобождения временно оккупированных районов были местом временного пребывания И. в., место жительства которых находилось во временной оккупации. С изгнанием оккупантов из пределов Советского государства эти интернаты реорганизовались в санатории и дома отдыха для инвалид войны При интернатах были организованы учебно-производственные мастерские и подсобные хозяйства. Основная задача интернатов – полное государственное обеспечение инвалидов Отечественной войны, а также подготовка их к трудовой деятельности путем обучения различным профессиям. В отношении прав на государственное обеспечение и получение различных льгот инвалид войны имеют одинаковые права с инвалидами Отечественной войны.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи