Тахитоскоп

Наука » Маркетинг » Маркетинговые исследования
Может показать на экране картинку в интервале от нескольких секунд до долей секунды. Испытуемые описывают то, что они успели заметить. Таким образом можно узнать, как быстро стимул достигает восприятия. Это – не механический наблюдатель, а средство представления стимулов.

Гальванометр

Наука » Маркетинг » Маркетинговые исследования
Этот прибор используется для регистрации непроизвольных реакций человека на различные раздражители. Выделение пота на ладони при эмоциональном возбуждении снижает сопротивление слабому току, пропускаемому через кожу, что и регистрируется гальванометром. Такое измерение не позволяет оценить знак эмоции (положительная или отрицательная), а оценивает только ее силу.

Организация наблюдения

Наука » Маркетинг » Маркетинговые исследования
По способу организации наблюдения разделяются на специально подготовленные и натурные.

Специальная подготовка к наблюдениям убыстряет процесс, удешевляет его, повышает объективность. Например, для проверки новых игрушек организуются «опытные ясли». В комнате играют с игрушками дети, за которыми ведется наблюдение. Это гораздо эффективнее, чем раздавать образцы игрушек по домам и опрашивать родителей.

При наблюдениях в лабораторных условиях устраняются побочные факторы (например, задержки в процессе покупок на разговор со знакомыми). Это повышает внутреннюю валидность. Однако остается проблема внешней валидности.

Другим плюсом подготовленных наблюдений является то, что не надо ждать определенного события. Организаторы и участники сами создают требуемую ситуацию.

Таким образом, при наблюдениях в лабораторных условиях можно быстро получить достоверные данные.

Прямые – непрямые наблюдения

Наука » Маркетинг » Маркетинговые исследования
Пусть требуется определить количество покупаемого в магазине за день товара. Подсчет купленных упаковок наблюдателем у кассы является прямым наблюдением. Можно определить это же количество и непрямым наблюдением, если узнать остаток товара в магазине на конец дня, остаток на конец предыдущего дня, количество товара, поступившее за день, и произведя несложные расчеты.

Аудит кладовых и холодильников в домах респондентов – незамаскированное непрямое наблюдение по группе товаров.

Подсчет отпечатков пальцев на рекламном журнале с целью определить наиболее читаемую страницу – замаскированное (так как респондент не видит этого процесса) непрямое (так как требуется не количество отпечатков и не их принадлежность) наблюдение.

Замаскированные – незамаскированные наблюдения

Наука » Маркетинг » Маркетинговые исследования
Присутствие наблюдателя, который «дышит в затылок», нервирует покупателей и изменяет их поведение. Поэтому за покупателями часто наблюдают незаметно, издали; иногда наблюдатели сами маскируются под покупателей. Они регистрируют, сколько времени покупатели проводят в зале, у выставки, сразу ли нашли нужный продукт, ясна ли им информация на упаковке.

Иногда для получения данных по улучшению расположения прилавков, распределения потоков покупателей используются телекамеры.

При замаскированных наблюдениях трудно замаскироваться полностью, трудно получить данные общего характера о покупателях. Кроме того, возникают этические проблемы

Структурированные – неструктурированные наблюдения

Наука » Маркетинг » Маркетинговые исследования

Структурированное наблюдение применяется в том случае, когда проблема ясна априорно. Неструктурированное – когда формулировка проблемы нечеткая, когда допускается гибкость в выборе объекта и метода наблюдения.

Пример: наблюдение за обдумыванием покупки.

Исследователь записывает: Покупатель №15 остановился около марки ААА. Взял коробку, посмотрел на цену. Поставил на место. Посмотрел этикетку и цену марки ВВВ. Небольшая пауза. Взял меньшую коробку ААА, положил в корзину, пошел дальше.

Это – малоструктурированное наблюдение, пригодное для поисковых исследований.

Использование компьютеров при опросах

Наука » Маркетинг » Маркетинговые исследования
С 70-х годов XX века для опросов стали использоваться компьютеры. При телефонных опросах они выводили на экран задаваемый вопрос, который и читаелся интервьюером. Ответ вводился с клавиатуры. Даже такая простая автоматизация имела большие последствия, так как ускоряла опрос и обработку собранных данных, а также снижала число ошибок.

Сегодня при компьютеризированных телефонных опросах можно поддерживать базу данных о выборке: кому еще не звонили, кому следует перезвонить и т. д. Номера телефонов генерируются с равномерным распределением вероятности, чтобы не перегружать одного абонента (к сожалению, не всегда). Автоматически поддерживается учет квот. Автоматически набирается номер. Компьютер формирует отчет о работе интервьюеров, фиксируя, в частности, число попыток, завершенных разговоров, время простоев и среднюю длительность разговора. Автоматически производится заданная статистическая обработка. Эту обработку можно производить после каждого нового звонка, чтобы прекратить опрос при получении нужной точности данных.

В настоящее время опросы владельцев компьютеров осуществлются через Интернет или по электронной почте.

Дискету с вопросами можно переслать и по почте (чаще при опросах предприятий). При этом процент возврата дискет очень высок.

Переносной компьютер можно носить с собой при опросах и даже сажать за него респондента в полевых условиях. Опрашиваемые сами отвечают компьютеру на вопросы.

Особенности различных способов опроса

Наука » Маркетинг » Маркетинговые исследования
Помимо упомянутых параметров, каждый из способов опроса обладает своими особенностями.

1. Интервьюеру можно указать последовательность задаваемых вопросов: если ответ на вопрос 4 положительный, то перейти к вопросу 10. Последовательность может быть достаточно сложной, что обеспечивает гибкость проведения интервью. При самостоятельном заполнении анкеты такие ветвления не могут быть слишком сложными.

2. Если анкета рассылается по почте, то она видна при заполнении вся и ответы влияют друг на друга. С другой стороны, почтовая анкета заполняется в индивидуальном темпе, то есть ответы даются продуманно. Но при этом нельзя уточнить неясные моменты. Если видно, что анкета анонимная, ответы становятся более откровенными.

3. При телефонных опросах легче устранить ошибку, вносимую интервьюером, так как на опрос влияет меньше параметров. Интервьюер знает, что его может прослушать начальство, поэтому работает более добросовестно. Практика показывает, что при телефонных опросах респонденты часто интересуются целями и организаторами этих опросов.

Параметры различных способов опроса

Наука » Маркетинг » Маркетинговые исследования
При выборе вида проведения опроса следует учитывать следующие параметры.

Количество отказов. Важнейшим параметром исследования, определяющим его достоверность, является процент неответов. Как отмечалось выше, потери в ходе исследования могут внести ошибку в его результаты.

Наименьший процент отказов в личном интервью. При телефонных опросах с первого раза удается связаться лишь с малым числом респондентов. Имеется и еще одна проблема – с кем разговаривать, если к телефону подошел кто-то из членов семьи?

При почтовых опросах процент ответов наименьший и нельзя гарантировать, что анкета будет заполнена именно тем человеком, на имя которого пришло письмо. Обычно такие анкеты заполняются коллективно всей семьей.

Получаемая информация. В персональном интервью можно спросить практически о чем угодно. Почти так же обстоит дело и при телефонном опросе, однако в этом случае нельзя предъявить картинки и образцы. Хуже всего в этом отношении почтовые опросы. Они не могут быть слишком длинными, иначе их никто не заполнит до конца. Если уж не удалось избежать длинных опросов, то их лучше всего проводить путем персонального интервью, хуже всего – по телефону.

Способы проведения опроса

Наука » Маркетинг » Маркетинговые исследования
Основными способами проведения опроса являются:

- персональные интервью (на улице, в магазине или на дому);

- телефонный опрос;

- анкетирование по почте.

Хорошие результаты могут дать новые инициативы в проведении опросов. Например, к продукту прилагается конверт, затем покупателю звонят с просьбой заполнить его и отослать по почте, за что предлагается поучаствовать в лотерее. Процесс должен быть творческим, «заинтриговывающим» респондентов.

Способ проведения опросов выбирается в зависимости от целей исследования, имеющихся ресурсов и ограничений. Ниже приводится сравнение способов проведения опроса.

Структурированный, замаскированный опрос

Наука » Маркетинг » Маркетинговые исследования
Этот метод используется реже всего. Он призван объединить непредвзятость с легкостью табуляции. Исходные предположения заключается в следующем. Знания, восприятие и память формируются отношением. Глубокое знание какой-либо проблемы может раскрыть направленность отношения. Например, те, кто поддерживают демократов, хорошо знают их платформу, слушают выступления кандидатов.

Восприятие происходит селективно, запоминаются те события, аргументы, явления, которые соответствуют идеям, верованиям. То, что не соответствует им, не воспринимается или забывается.

При исследованиях отношения к окружающей среде можно задать вопрос типа:

Что сейчас происходит с законом о штрафах за загрязнение рек?

и дать варианты ответов:

разрабатывается , слушался , дорабатывается , принят .

Неструктурированный, замаскированный опрос

Наука » Маркетинг » Маркетинговые исследования
Этот метод является центральным для мотивационных исследований. На некоторые вопросы испытуемый не будет отвечать, так как они наносят ущерб его эго. На другие вопросы он не сможет ответить, так как у него не хватит слов. Наконец, если задать вопрос прямо, то ответы могут оказаться бесполезными или неправильными.

При опросах данного типа предлагаются ясные вопросы или стимулы (чаще всего – рисунки), на которые ожидается произвольный ответ или произвольная реакция. Модификацией метода является проективный метод, когда предлагаются неясные стимулы, которые следует описать, структурировать, доделать.

1. Ассоциации слов

Пример опроса с ассоциациями слов для определения отношения к загрязнению окружающей среды: требуется быстро назвать слово, в ответ на слова:

вода – ___, воздух – ___, озеро – ___, дым – ___, город – ___.

Обработка ответов заключается в подсчете частоты слов, времени, затраченного на ответ, количества вопросов без ответа. Далее ответы группируются по интересам, мотивации, стереотипам. Чаще всего ответы подразделяются на характеризующие отношение (положительное и отрицательное), эмоции (приятные и неприятные), взгляды (прогрессивные и старомодные) и пр.