Поскольку телефонный опрос в настоящее время проводится достаточно часто и наилучшим образом поддается контролю, а подход к оценке деятельности интервьюеров един для различных форм опроса, будет рассмотрен контроль телефонных опросов.
Конечно, работа интервьюера должна оцениваться прежде всего количеством проведенных опросов и процентом сделанных ошибок. Однако это не так-то легко. Для получения таких оценок требуется повторное исследование. Оно, во-первых, стоит достаточно дорого, а во-вторых, может дать другие результаты, так как, например, отношение респондентов к товару могло за это время измениться. Кроме того, если респондентов опрашивать повторно, у них возникнут сомнения в анонимности опросов. Они могут также отказаться отвечать повторно на те же вопросы.
Таким образом, для оценки работы интервьюеров чаще используются другие показатели.
Рассмотрим процесс опроса по телефону, так как он легче всего поддается контролю. Еще в 1980 году было составлено дерево вариантов одного телефонного контакта при опросах по домашним телефонам [39] (рис. 15).
Видно, что благополучное завершение интервью – только один из множества исходов.
Для обеспечения единообразия определения результатов опроса введены следующие коэффициенты:
Рис. 15. Возможные исходы телефонного контакта при опросах
Если последний коэффициент низок, то это не обязательно результат плохой работы исследователя. Может быть, это обусловлено особенностями района опроса. Поэтому для оценки работы интервьюеров недостатончо просто провести расчеты коэффициентов. В каждом конкретном случае следует разобраться в причинах того или иного их значения.
Для других видов опросов можно использовать аналогичные показатели или вводить новые, более удобные. Так или иначе, работу интервьюеров следует обязательно контролировать.
Похожие статьи