Основным конкурентом железнодорожного транспорта в грузовых перевозках является автотранспорт. Для того чтобы выдержать конкуренцию, необходимо сохраняя высокое качество услуг, формировать цены таким образом, чтобы они были конкурентоспособны с ценами автотранспорта.
Эффективность деятельности ГАО «Латвияс дзелзцельш» зависит от многих внешних и внутренних факторов, на которые напрямую влияют политическая ситуация и активность в формировании международных и внешних экономических отношений с отраслевыми предприятиями.
Объем грузовых перевозок по железной дороге падает – одна из основных причин переориентация грузовых потоков из России и стран СНГ по другим направлениям минуя территорию Латвии.
На основе проведенного анализа финансовой деятельности ГАО «Латвияс дзелзцельш» сделаны следующие выводы.
Несмотря на увеличение стоимости имущества предприятия на протяжении 2002-2006 лет, его финансовая устойчивость ухудшилась по ряду показателей.
Компания имеет недостаток собственных оборотных средств, что характеризует неустойчивое финансовое положение. Собственные источники средств полностью вложены в основные средства и другие долгосрочные вложения. Из-за недостаточности собственных средств, вся деятельность предприятия осуществляется за счет привлеченных средств (долгосрочных и краткосрочных кредитов). Дефицит денежных средств приводит к тому, что предприятие с трудом покрывает свои краткосрочные обязательства.
Все показатели рентабельности вложений предприятия находятся на очень низком уровне.
Если судить по общепринятым рекомендуемым значениям финансовых показателей, ГАО «Латвияс дзелзцельш» является неплатежеспособным предприятием, имеющим неудовлетворительную структуру баланса. Но нужно принимать во внимание, что вид деятельности данного предприятия – железнодорожные перевозки, и ГАО «Латвияс дзелзцельш» являясь в Латвии монополистом, характеризует финансовое положение всей отрасли железнодорожного транспорта. Эта отрасль необходима для народного хозяйства Латвии и для своего развития требует больших капиталовложений.
На основании проведенного в работе анализа работы ГАО «Латвияс дзелзцельш» можно сформулировать основные предложения по улучшению экономического и финансового состояния предприятия.
Анализ деловой активности позволяет выявить, эффективность использования предприятием своих средств. Главными количественными и качественными показателями деловой активности являются: объем реализации продукции, работ, услуг, прибыль, величина активов предприятия, репутация предприятия, устойчивость экономического роста.
Анализ финансовой устойчивости характеризует финансовое состояние предприятия с позиции долгосрочной перспективы. Позволяет установить рациональность управления собственными и заемными средствами и степень зависимости от кредиторов и инвесторов. Важно, чтобы состояние источников собственных и заемных средств отвечало стратегическим целям предприятия.
Если заемные средства преобладают над собственным капиталом, это характеризуется как недостаточно устойчивое финансовое состояние, может привести к неплатежеспособности и даже к банкротству.
Для определения финансовой устойчивости используются данные баланса. На основании, которого рассматриваются абсолютные и относительные показатели.
Обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, который определяется в виде разницы величины источников средств и величины запасов и затрат.
Ликвидность активов характеризуется их способностью в короткое время и без существенных потерь превращаться в денежную форму для погашения обязательств. Чем короче этот период, тем выше ликвидность активов.
Основными признаками ликвидности служат формальное превышение оборотных активов над краткосрочными пассивами. Если величина оборотных активов меньше краткосрочных пассивов, текущее состояние предприятия оценивается как неустойчивое, может возникнуть ситуация, когда у предприятия не будет достаточно денежных средств, для расчета по своим обязательствам. Уровень ликвидности предприятия оценивается с помощью специальных коэффициентов и их сопоставлением с краткосрочными пассивами. Предприятие может иметь формально ликвидную структуру баланса и в то же время быть финансово – неустойчивым, если в оборотных активах значительный удельный вес составляют неликвидная и просроченная дебиторская задолженность
Для правильности расчета показателей необходимо из актива баланса исключить неходовые и порченые запасы, сомнительную дебиторскую задолженность и часть расходов, которые относятся к будущим периодам.
Факторами ускорения оборачиваемости оборотных средств являются оптимизация производственных запасов, эффективное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов, сокращение длительности производственного цикла, сокращение сроков пребывания оборотных средств в остатках готовой продукции и в расчетах.
Финансовые показатели непосредственно зависят от оборачиваемости средств, вложенных в активы. Чем интенсивнее оборачиваемость, тем быстрее средства, вложенные в активы, превращаются в денежные средства, которыми предприятие расплачивается по своим обязательствам. Цикл оборота оборотных средств начинается с превращения денежного оборотного капитала в производственные запасы, а завершается возмещением, возобновлением суммы оборотного капитала за счет выручки от реализации.
Основными коэффициентами оборачиваемости капитала являются:
- коэффициент общей оборачиваемости капитала;
- коэффициент оборачиваемости оборотного капитала;
- коэффициент оборачиваемости запасов;
- коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;
- коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности.
Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
Экономический эффект предприятий железнодорожного транспорта выражается такими показателями, как валовый доход от реализации перевозок, работ, услуг и прибыль.
Экономическая эффективность характеризуется показателями рентабельности и себестоимости.
Существуют два подхода к оценке экономической эффективности –ресурсный и затратный. Показатель экономической эффективности определяется как отношение экономического эффекта (прибыли) к ресурсам или затратам.
В оценке рентабельности нет строго установленных критериев, высокий процентный уровень рентабельности характеризует деятельность предприятия как эффективную.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
- общая рентабельность,
- рентабельность брутто – прибыли (продаж),
- рентабельность чистой прибыли,
- рентабельность собственного капитала,
- коэффициент капитала отдачи.
Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служит: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении долгосрочных активов предприятия, отчет о движении капитала, о движении денежных средств и другие формы бухгалтерской отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.
Бухгалтерский баланс источник информации, в котором отражаются показатели финансового состояния предприятия на начало и конец отчетного периода. Баланс представлен в виде двухсторонней таблицы, которая состоит из пяти разделов два– в активе, три в пассиве. Активы баланса отражают то, чем располагает предприятие и что ему должны дебиторы – это средства предприятия. Пассивы характеризуют величину собственного капитала, заемных и привлеченных средств. Общие итоги по активу и пассиву баланса совпадают и называются валютой баланса.
Выделяют два вида финансового анализа: внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится работниками предприятия. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности анализа.
Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия. Внешний анализ менее детализирован и более формализован.
Основные направления анализа:
• анализ структуры баланса и чистого оборотного капитала,
• анализ ликвидности и финансовой устойчивости,
• анализ прибыльности и структуры затрат,
• анализ оборачиваемости,
• анализ рентабельности.
Объективный характер имеют такие факторы как изменения рыночных цен на сырьё, материалы, оборудование, происходящие в соответствии с определёнными экономическими законами.
Факторы, которые носят субъективный характер, зависят от решений и действий человека, связаны с его конкретной деятельностью (неправильно определенные позиция предприятия на рынке, перспективы развития рыночной ситуации и перспективы развития предприятия приведут к отрицательным финансовым и другим результатам).
Успех финансово-хозяйственной деятельности предприятия зависит от умелого планирования, от точного бухгалтерского, производственного и статистического учета, анализа и качества принимаемых решений.
Железнодорожная техническая инспекция в рамках своей компетентности контролирует соблюдение международных спецификаций организаторским, техническим требованиям безопасности в отношении к железнодорожному персоналу, подвижному составу и виду деятельности.
Особое внимание уделяется опасным грузам, которые составляют значительную часть от всех грузовых перевозок ГАО «Латвияс дзелзцельш». Для ликвидации аварийных ситуаций, возникающих при перевозке опасных грузов, предусмотрены восстановительные и пожарные поезда, аварийные группы станций, а также разработана соответствующая нормативная документация.
Для освоения и отработки навыков, необходимых для работы в опасных аварийных условиях, регулярно организовываются практические занятия.
Охрана окружающей среды – один из приоритетов деятельности ГАО «Латвияс дзелзцельш». Начиная с 1998 года, когда была утверждена Политика по охране окружающей среды, ежегодно, планируются и реализуются мероприятия по улучшению работы железной дороги в отношении охраны среды. Особое внимание уделяется мероприятиям с двойным эффектом, обеспечивающим как экономию материалов, так и ресурсов, а также уменьшают утечку загрязняющих веществ и количество его источников. Кроме того, особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности перевозок и обучению персонала в вопросах охраны окружающей среды.
После вступления в Европейский Союз в развитие железной дороги вкладывается все больше средств из Европейского фонда: PHARE, ISPA, Kohēzijas.
Финансируются проекты по модернизации рельсосварочного цеха, модернизации транзитного коридора Восток-Запад; а также проекты в области охраны окружающей среды и транспортной инфраструктуры.
Цель ГАО «Латвияс дзелзцельш» в сфере развития организации это создание и непрерывное развитие современной и высокоэффективной организации. Для этого в 2007 году была проведена реструктуризация предприятия. В основе будущего бизнеса выделены основные сферы: управление инфраструктурой, управление грузовыми и пассажирскими перевозками и управление по ремонту вагонов и подвижного состава, как отдельные коммерческие общества.
В ближайшем будущем ГАО «Латвияс дзелзцельш» должно превратиться в мощное предприятие с современным подвижным составом, организацией безопасного движения поездов, развитыми железнодорожными путями и квалифицированным персоналом. Оно должно обеспечивать положительные результаты труда и удовлетворять требования клиентов в условиях развитой рыночной экономики, способствуя прогрессу народного хозяйства всего государства.
Передвижение пассажиров обеспечивают– железнодорожный транспорт, автотранспорт, авиационный транспорт.
Для того чтобы сравнить пассажирские перевозки по видам транспорта, можно использовать две характеризующие объемы величины:
• число перевезенных пассажиров,
• часть рынка, которую обслуживает каждый вид транспорта.
Перевезено пассажиров (млн. чел.)
Таблица 1.3.
Наилучших результатов достигли припортовые станции Риги, через которые было транспортировано 17276 тыс. тонн грузов (48,5%) от всех перевозок через портовые станции. Станции Зиемельблазма, Рига – Краста увеличили грузовые перевозки на 682 тыс. тонн.
Через станцию Вентспилс перевезено 16078 тыс. тонн (45,1% всех грузов перевезенных по железной дороге через припортовые станции). Ранее лидирующая по объему грузовых перевозок станция Вентспилс, сократила объем перевозок на 6,1 млн. тонн (27,4%).
Объем грузов обработанный станцией Лиепая составил 2270 тыс. тонн (6,4%).
Диаграмма 1.3. показывает, что основной объем всех перевезенных грузов осуществляют припортовые станции (73%). Объем работы портов во многом зависит от успешной работы железнодорожного транспорта.