ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Наука » Экономика
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ, свойство спроса и предложения изменяться в зависимости от определяющих их факторов, напр. розничных цен товаров, доходов населения и т.д.; плавные, мягкие изменения соотношения объёмов спроса и предложения и цены на товар; реакция покупателя или продавца на изменение цены товара.

Эластичность спроса. Согласно закону спроса, при снижении цены покупается большее количество продукта. Но реакция потребителей на изменение цены может значительно меняться от продукта к продукту. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то спрос на такие продукты принято называть эластичным. Если существенное изменение в цене ведёт лишь к небольшому изменению в количестве покупок, то в таких случаях спрос неэластичный.

Спрос является эластичным, если данное процентное изменение цены ведёт к большему процентному изменению закупок продукции. Например, если снижение цены на 2% вызывает рост спроса на 4%, то спрос является эластичным и коэффициент эластичности будет больше единицы. Если данное процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением закупок продукции, то спрос является неэластичным. Если снижение цены на 3% даёт в результате рост закупок продукции всего на 1%, то спрос неэластичен и коэффициент эластичности в этом случае меньше единицы и составит 1/3. Между эластичным и неэластичным спросом возникает пограничная ситуация, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение закупок продукции оказываются равными по величине. Если снижение цены на 1% вызывает рост продаж на 1%, то этот случай называют единичной эластичностью, т.к. коэффициент эластичности равен единице.

Неэластичный спрос не подразумевает абсолютную нечувствительность потребителей к изменению цен. Совершенно неэластичный спрос означает крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению закупок продукции, напр. спрос больных острой формой диабета на инсулин или же спрос наркоманов на наркотики. При любом росте цен всё равно будут покупать наркотики, инсулин и т. д.

Простейший способ проверить эластичным или неэластичным является спрос - определить, что происходит с общей выручкой в случае изменения цены продукции.

Если спрос эластичен, уменьшение цены приведёт к увеличению общей выручки, потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведёт к уменьшению общей выручки. Небольшое расширение продаж, которое произойдёт в этом случае, окажется недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, так что в конечном счёте общая выручка уменьшится.

В случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без изменений. Потеря выручки, вызванная снижением цены единицы продукции, будет в точности компенсирована сопутствующим расширением продаж. И наоборот, прирост выручки, полученный благодаря росту цены единицы продукции, будет в точности компенсирован потерей выручки, вызванной сопутствующим сокращением закупок продукции.

На практике выделяется 5 различных вариантов ценовой эластичности спроса.

1. Спрос эластичный, когда при незначительных изменениях цены объём продаж существенно возрастает.

2. Спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение объёма продаж.

3. Спрос неэластичен, если при значительных изменениях цены объём продаж меняется незначительно.

4. Спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой покупатели берут товар (напр., определённое лекарство).

5. Спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товара независимо от его цены.

Обычно спрос на предметы первой необходимости является неэластичным, а спрос на предметы роскоши - эластичным.

Факторы ценовой эластичности спроса:

1. Наличие заменителей. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Например, спрос на машинное масло фирмы "Тексако" является более эластичным, чем спрос на машинное масло вообще.

2. Удельный вес цены продукта в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в доходе потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. Так, 10%-ный рост цен на автомобили или жилые дома, составляющие существенную долю годового дохода многих семей, неизбежно приведёт к тому, что количество покупаемой продукции значительно уменьшится.

3. Фактор времени. Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Исследования показывают, что краткосрочный спрос на бензин менее эластичен, чем долгосрочный, потому что в долгосрочном плане большие, потребляющие много бензина автомобили изнашиваются и из-за подорожания бензина заменяются меньшими по размеру, более экономичными машинами.

Эластичность предложения. Концепция ценовой эластичности спроса применима также и к предложению, т.е. если производители чувствительны к изменениям цен, то предложение эластично, и наоборот.

Формула эластичности спроса подходит и для определения степени эластичности предложения при замене формулировки "процентное изменение величины продукции, на которую предъявляется спрос", на "процентное изменение количества предлагаемой продукции".

Важнейший фактор, влияющий на эластичность предложения,- количество времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объём производства и тем больше, соответственно, эластичность предложения, поскольку реакция производителей на рост цены продукта зависит от их способности перераспределять ресурсы в пользу производства данного продукта за счёт сокращения производства других продуктов. Перераспределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее время, тем сильнее "подвижность" ресурсов. Следовательно, чем больше изменится объём производства, тем выше будет эластичность предложения.

Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, можно выделить несколько периодов.

В кратчайший период производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Например, мелкий фермер привёз на рынок на одном грузовике весь свой урожай данного сезона. Кривая предложения будет совершенно неэластична, т. к. фермер может предложить лишь столько, сколько привёз, как бы высока ни была цена.

В краткосрочный период производственные мощности можно использовать более или менее интенсивно. Результатом будет рост производства как реакция на предлагаемое увеличение спроса. Такая реакция со стороны производства будет означать более высокую эластичность предложения продуктов, а цена будет ниже, чем в примере с кратчайшим периодом.

В долговременный период фирмы успевают принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся рыночной ситуации. Отдельные фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли, а старые - покинуть её. В долговременном периоде изменения означают ещё более эластичную кривую предложения. Кривая предложения долгосрочного равновесия даёт новую цену, несколько более высокую, чем первоначальная цена, потому что отрасль с растущими издержками производства ведёт к росту цен на потребляемые в ней ресурсы.

Согласно закону предложения, зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой, а кривая предложения представляет собой восходящую кривую. Поэтому независимо от степени эластичности или неэластичности цена и суммарный доход всегда изменяются в одном и том же направлении.

Измерения спроса и предложения выступают важным инструментом экокомического анализа и имеют практическое значение, т.к. оказывают непосредственное влияние на выручку от продаж товаров. Интенсивность влияния может быть неодинаковой, несоизмеримы и интервалы изменения каждой переменной, т.е. цен и объёмов продаж.

Наиболее удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения.

М. Ф. Гуськова.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.