ЭКОЛОГИЯ (от греч. oikos - жилище, местопребывание и 16gos - учение, слово), комплекс наук, изучающих взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой. Термин "экология" был предложен немецким учёным Э. Геккелем в 1866 г. и подразумевал только биологическую науку. Зачастую встречается неправильное употребление понятия "экология", под которым в разговорной речи подразумевают состояние окружающей среды. Предтечами современной экологии, основным объектом которой стали взаимоотношения внешней среды и человека, были Т. Р. Мальтус и Ж. Б. Ламарк, которые в начале 19 в. дали первые прогнозы разрушения природы под влиянием человека. Во 2-й половине 20 в. отношения человека и природы стали одной из глобальных проблем человечества: появилась реальная угроза экологического кризиса в результате нерегулируемого роста народонаселения, прогрессирующего загрязнения окружающей среды, истощения минеральных ресурсов и ресурсов энергоносителей, снижения биологического разнообразия, деградации почв и развития глобальных биосферных процессов (усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя).
В состав современной экологии входит множество взаимодействующих наук и научных направлений, из которых наиболее значимыми для нас являются социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, и её раздел экономическая экология, разрабатывающая методы регулирования взаимоотношений человека и природы на основе экономических механизмов, способствующих уменьшению загрязнения среды, энерго- и ресурсосбережению, охране биологического разнообразия и т. п.
В развитых странах неотъемлемым компонентом экологических механизмов рационального природопользования становится природоохранное государственное регулирование. Его формирование началось в конце 1960-х гг. с создания нормативно-правовой базы, использования административных мер регулирования и контроля над экологическими последствиями производственной деятельности предприятий, а также органов по координации НИОКР в этой области. На рубеже 1970-80-х гг. инструменты административного контроля (отказ в лицензировании экологически неблагоприятных производств, требования экологического обоснования проектов, экомаркировки и экосертификации продукции и др.) были дополнены получающими всё более широкое распространение формами прямого и косвенного экономического регулирования. Экономические стимулы включают субсидии и др. формы финансовой поддержки производителей экологически чистой продукции. Им отдаётся, при прочих равных условиях, предпочтение при реализации программ государственных закупок, размещении контрактов и проведении торгов. Применяются дифференцированные налоговые ставки в зависимости от степени "чистоты" продукции. Для решения сложных экологических проблем государство заключает добровольные отраслевые соглашения с представителями отдельных секторов экономики.
Тем самым природоохранное государственное регулирование воздействует на рынок, где формируется спрос на "чистую" продукцию и технологии и осуществляется выбор производителями наиболее эффективных средств борьбы с загрязнением.
В разных странах природоохранные затраты имеют разную структуру. Так, в Японии на охрану водных ресурсов затрачивается 23% от всей суммы затрат, охрану атмосферного воздуха - 50%, рекультивацию земель - 7%, обеззараживание отходов - 20%; в США соответственно 41, 32,7 и 20%, а в РФ - 69, 14,13 и 4%. Столь высокая доля затрат на охрану водных ресурсов в РФ связана с несовершенством технологий на большинстве предприятий, что заставляет идти на расходы по созданию очистных сооружений. Значительная доля расходов на рекультивацию земель связана с широким распространением в стране открытого способа добычи полезных ископаемых.
Продуманная экологическая политика правительств развитых стран, активная деятельность неправительственных экологических организаций и движений предотвратили в развитых странах, прежде всего в Европе, дальнейшее ухудшение экологической обстановки и сделали разработку и использование природоохранных технологий одной из самых привлекательных сфер инвестирования капитала и знаний. Резко сократилось применение невозобновляемых ресурсов и энергоносителей.
Государства инвестируют выполнение различных экологических программ. Так, правительство ФРГ взяло на себя 50% расходов на модернизацию оборудования предприятий, расположенных в бассейне Рейна. Правительство Японии инвестирует в предприятия вторичной переработки сырья в тех случаях, когда производство на этой основе оказывается менее выгодным, чем использование вторичного сырья (напр., предприятия по выпуску батареек получают дотации за сложность переработки старых батареек). В США государство выкупило у фермеров на 20 лет каждый пятый гектар пашни и засадило эти земли лесом, предотвратив тем самым эрозию почвы.
В развитых странах доля природоохранных инвестиций составляет 1,5- 2% ВНП, планируется довести этот показатель до 10%. В РФ в разных регионах на эти земли затрачивается от 0,5 до 3% бюджета. Однако эффективность этих инвестиций низка.
В области природоохранного регулирования и реализации концепции устойчивого развития в РФ делаются только первые шаги. В Конституции РФ заложены основные общие принципы экологической политики, разработан и принят "Закон об охране окружающей среды" (1992 г.), ряд других законов природопользования. Развивается экологическая экспертиза, в первую очередь, крупных проектов. Но механизм реализации природоохранных законов не отработан полностью: не завершено создание экоаудита (контроля) и экоменеджмента на предприятиях, системы действенных экономических стимулов и санкций, не развита экологическая культура населения. Решение этих важных задач является необходимой предпосылкой успешного социально-экономического развития нашей страны. С. А. Хавина.
В состав современной экологии входит множество взаимодействующих наук и научных направлений, из которых наиболее значимыми для нас являются социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, и её раздел экономическая экология, разрабатывающая методы регулирования взаимоотношений человека и природы на основе экономических механизмов, способствующих уменьшению загрязнения среды, энерго- и ресурсосбережению, охране биологического разнообразия и т. п.
В развитых странах неотъемлемым компонентом экологических механизмов рационального природопользования становится природоохранное государственное регулирование. Его формирование началось в конце 1960-х гг. с создания нормативно-правовой базы, использования административных мер регулирования и контроля над экологическими последствиями производственной деятельности предприятий, а также органов по координации НИОКР в этой области. На рубеже 1970-80-х гг. инструменты административного контроля (отказ в лицензировании экологически неблагоприятных производств, требования экологического обоснования проектов, экомаркировки и экосертификации продукции и др.) были дополнены получающими всё более широкое распространение формами прямого и косвенного экономического регулирования. Экономические стимулы включают субсидии и др. формы финансовой поддержки производителей экологически чистой продукции. Им отдаётся, при прочих равных условиях, предпочтение при реализации программ государственных закупок, размещении контрактов и проведении торгов. Применяются дифференцированные налоговые ставки в зависимости от степени "чистоты" продукции. Для решения сложных экологических проблем государство заключает добровольные отраслевые соглашения с представителями отдельных секторов экономики.
Тем самым природоохранное государственное регулирование воздействует на рынок, где формируется спрос на "чистую" продукцию и технологии и осуществляется выбор производителями наиболее эффективных средств борьбы с загрязнением.
В разных странах природоохранные затраты имеют разную структуру. Так, в Японии на охрану водных ресурсов затрачивается 23% от всей суммы затрат, охрану атмосферного воздуха - 50%, рекультивацию земель - 7%, обеззараживание отходов - 20%; в США соответственно 41, 32,7 и 20%, а в РФ - 69, 14,13 и 4%. Столь высокая доля затрат на охрану водных ресурсов в РФ связана с несовершенством технологий на большинстве предприятий, что заставляет идти на расходы по созданию очистных сооружений. Значительная доля расходов на рекультивацию земель связана с широким распространением в стране открытого способа добычи полезных ископаемых.
Продуманная экологическая политика правительств развитых стран, активная деятельность неправительственных экологических организаций и движений предотвратили в развитых странах, прежде всего в Европе, дальнейшее ухудшение экологической обстановки и сделали разработку и использование природоохранных технологий одной из самых привлекательных сфер инвестирования капитала и знаний. Резко сократилось применение невозобновляемых ресурсов и энергоносителей.
Государства инвестируют выполнение различных экологических программ. Так, правительство ФРГ взяло на себя 50% расходов на модернизацию оборудования предприятий, расположенных в бассейне Рейна. Правительство Японии инвестирует в предприятия вторичной переработки сырья в тех случаях, когда производство на этой основе оказывается менее выгодным, чем использование вторичного сырья (напр., предприятия по выпуску батареек получают дотации за сложность переработки старых батареек). В США государство выкупило у фермеров на 20 лет каждый пятый гектар пашни и засадило эти земли лесом, предотвратив тем самым эрозию почвы.
В развитых странах доля природоохранных инвестиций составляет 1,5- 2% ВНП, планируется довести этот показатель до 10%. В РФ в разных регионах на эти земли затрачивается от 0,5 до 3% бюджета. Однако эффективность этих инвестиций низка.
В области природоохранного регулирования и реализации концепции устойчивого развития в РФ делаются только первые шаги. В Конституции РФ заложены основные общие принципы экологической политики, разработан и принят "Закон об охране окружающей среды" (1992 г.), ряд других законов природопользования. Развивается экологическая экспертиза, в первую очередь, крупных проектов. Но механизм реализации природоохранных законов не отработан полностью: не завершено создание экоаудита (контроля) и экоменеджмента на предприятиях, системы действенных экономических стимулов и санкций, не развита экологическая культура населения. Решение этих важных задач является необходимой предпосылкой успешного социально-экономического развития нашей страны. С. А. Хавина.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи