СИСТЕМ ОБЩАЯ ТЕОРИЯ, наука, изучающая закономерности функционирования сложных систем, методологическая основа теории управления и организации. Идея "общей теории систем" была выдвинута профессором Людвигом фон Берталанфи в 1937 г.
Одна из главных особенностей современного научного познания заключается в подходе к объектам исследования как к системам. Системой можно назвать человеческий организм, жилище, университет, правительственные организации, коммерческие предприятия и др. Все эти системы, в свою очередь, взаимосвязаны с другими системами.
Обычно под системой (от греч. systоma - целое, составленное из частей, соединение) понимается совокупность взаимодействующих элементов, находящихся во взаимоотношениях и взаимосвязях друг с другом и составляющих целостное образование. Система обладает определённым набором свойств.
Целостность, т. е. несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов, невыводимость из свойств элементов свойств целого. Примером целостности системы может служить простая кооперация в процессе трудовой деятельности.
Структурность - возможность описания системы через установление её структуры.
Иерархичность - наличие нескольких уровней и способов достижения целей организации и её отдельных подразделений; каждая часть системы выступает как своего рода подсистема, обладающая своими качествами.
Неоднородность и большое число элементов, составляющих систему.
Многофункциональность - способность большой системы к реализации множества функций при заданной структуре организации.
Гибкость - способность приспосабливаться к изменению условий функционирования организации и её подразделений.
Надёжность - свойство системы реализовывать заданные функции в течение определённого периода времени.
Безопасность системы - способность не оказывать вредного воздействия на технические объекты, персонал, окружающую среду.
В системе все составляющие её элементы взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. В качестве множества взаимосвязанных элементов система противостоит среде, во взаимодействии с которой система обычно и проявляет свои свойства.
Важнейшие положения общей теории систем:
1) целое не является простой суммой частей, т.е. система рассматривается как их единство;
2) управляющая система характеризуется наличием входа, процесса и выхода; вход включает:
а) материальные ресурсы, необходимые для реализации целей функционирования управленческой системы;
б) трудовые ресурсы, т. е. людей, занятых в системе управления организацией;
в) денежные средства, выделяемые для функционирования управленческой системы;
г) технические средства, необходимые для управления системой;
д) информацию, включающую также законы, указы, поступающие на вход управляющей системы; документы, регламентирующие деятельность конкретной системы управления (напр., действующее штатное расписание, схемы структуры управления и коммуникаций, формы организации производства, систему оплаты труда и экономического стимулирования);
3) системы могут быть закрытыми либо открытыми. Закрытая система имеет жёсткие, фиксированные границы, её действия не зависят от среды, окружающей деятельность предприятия. Открытая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. В условиях рыночной экономики управленческая система отличается большей открытостью по сравнению с ситуацией в централизованно-плановой экономике;
4) система должна иметь "границы", отделяющие её от внешней среды: так пружинный будильник, пока к нему не прикоснулся человек, чтобы завести, имеет закрытую и жёсткую границу;
5) закрытые системы подвержены тенденции к "иссяканию"; открытым системам, поскольку они получают вводы из своего окружения, это не угрожает;
6) для того чтобы открытая система продолжала существовать, она должна, по крайней мере, достичь такого состояния, при котором система становится способной усваивать достаточно вводов из своего окружения, чтобы возместить её выходы плюс энергию и материалы, используемые в процессе её работы (динамическое равновесие);
7) для достижения динамического равновесия система должна обладать обратной связью - информационным вводом, который и сообщает, действительно ли система достигла такого состояния и не подвергается ли она опасности разрушения;
8) за исключением Вселенной, все системы являются подсистемами. Иными словами, система имеет подсистемы и в то же время составляет часть суперсистемы;
9) открытые системы, в частности социальные, тяготеют к усложнённости и дифференциации, т. е. открытая система будет по мере своего роста стремиться к специализации ссоих элементов и усложнению структуры, нередко расширяя свои границы и создавая субструктуру с более широкими границами. Таким образом, если предприятие растёт, то наблюдаются значительная его дифференциация и усложнение его структуры: создаются новые специализированные отделы, приобретаются источники снабжения, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, организуются новые сбытовые конторы или участки.
Значение общей теории систем для исследований в области управления объясняется несколькими основными причинами.
Многие традиционные научные дисциплины (психология, социология, логика) в последнее время существенно трансформировали предметы своего рассмотрения. В качестве таких предметов теперь обычно выступают множества взаимосвязанных элементов, представляющих собой целостные образования (структуры, системы). А, как известно, управленческая деятельность тесно связана с указанными дисциплинами.
Технический прогресс, внедрение автоматизации и компьютеризации привели к тому, что главными объектами современного технического проектирования и конструирования оказались системы управления, которые по своей структуре и процессу создания выступают в виде типичных образцов системных объектов.
Широкое внедрение в науку и технику системного анализа и связанные с этим методологические трудности привели к появлению ряда обобщающих концепций, стремящихся построить "общую теорию систем", "системную науку", создать методологию системного анализа и т. п. Э. Я. Шейнин.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ, см Управления система.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД, общенаучный подход к решению сложных проблем, которые возникают в процессе деятельности предприятия, организации, других хозяйствующих субъектов. Сущность системного подхода позволяет понять, что система - это сумма взаимосвязанных составляющих её элементов. С позиций системного подхода социально-экономическая система рассматривается как взаимодействие трёх основных подсистем: технологической, определяющей последовательность работ, использование технических средств (оборудования, машин, приборов и др.); управленческой, включающей организационную структуру, методы принятия решений, другие элементы управленческой деятельности; человеческой, включающей культуру, ценности, мотивы поведения работников организации.
При рассмотрении любого объекта в качестве системы учитываются и изучаются связи между элементами, их взаимовлияние, взаимодействие системы с внешней средой, т. е. с экономическими, демографическими, социальными, политическими, техническими, культурными условиями деятельности предприятий и организаций. Иными словами, системный подход позволяет держать в центре внимания всю систему в целом (напр., деятельность школы как цельного организма) при одновременном анализе составных элементов системы (учительского коллектива, библиотеки, столовой и т. п.).
Характерным для системного подхода является поиск оптимального решения проблемы с определения и упорядочения целей системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между целями, путями решения проблемы и наличием необходимых для этого ресурсов.
Цель системного подхода (системного анализа) - выработка практических рекомендаций при выборе наилучшего варианта решений. При этом должно рассматриваться значительное количество альтернативных вариантов решений, возможность анализа условий, ограничивающих выполнение разработанных решений, последствий принимаемых решений для организации, её отдельных подразделений, каждого работника. Естественно, что этому должна предшествовать полная и всесторонняя проверка различных вариантов действий, включая сопоставление затраченных ресурсов с получаемыми результатами.
Важнейшие принципы системного подхода:
1. Процесс принятия решений должен начинаться с точного, всестороннего, взвешенного выявления и чёткого формулирования конкретных целей.
2. Необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения.
3. Необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения целей.
4. Цели отдельных подсистем (напр., производственного отдела ткацкой фабрики) не должны вступать в конфликт с целями всей системы (всей ткацкой фабрики). Руководитель должен добиваться максимально возможного взаимодействия подсистем (управлений, отделов и др.) в реализации их целей. Если взаимодействие между ними недостаточно чётко обусловлено общими целями, их связи друг с другом ослабевают и организация может распасться.
Управление на основе системного подхода включает следующие последовательные этапы:
1) определение сферы, уточнение области и масштабов деятельности, информационных потребностей;
2) проведение необходимых исследований (системный анализ);
3) разработка альтернативных вариантов решения определённых проблем и выбор оптимального варианта (для чего применяются экспертные оценки).
При этом объект изучается как путём его разложения на отдельные элементы (напр., при анализе работы школы изучается работа библиотеки, коллектива учителей начальных классов и др.), так и путём рассмотрения составных элементов с точки зрения соответствия их деятельности достижению общей цели организации (школы). При системном подходе общая проблема раскладывается на более мелкие задачи, которые легче поддаются решению. Это помогает найти оптимальное решение проблемы в целом.
На основе системного подхода может быть построена организационная структура предприятия. Для этого определяются цель предприятия и задачи каждого его подразделения, их функции (содержание деятельности), уровни управления, способы взаимодействия подразделений друг с другом, каналы информации от вышестоящих звеньев управления к низшим и обратно.
Таким образом, системный подход помогает выработать правильное представление о процессе управления, внутренних и внешних факторах, оказывающих влияние на деятельность предприятия, даёт возможность определить функции подсистем и сложных больших систем, в пределах которых приходится работать руководителю, помогает ему уяснить сущность сложных проблем и принимать решения на основе чёткого представления об обстановке на предприятии и вне его.
Управление на основе системного подхода призвано обеспечивать и совершенствовать структурное и функциональное единство системы, вскрывать и устранять препятствия на пути к цели. В этом прежде всего проявляется принцип системного подхода в управлении. В деловой практике он означает всестороннюю проработку принимаемых решений, анализ всех возможных вариантов их реализации, координацию усилий на различных направлениях. В социальных системах этот принцип предполагает тесную увязку решений экономических, социально-политических и культурных проблем в процессе решения управленческих задач.
Э. Я. Шейнин.
Одна из главных особенностей современного научного познания заключается в подходе к объектам исследования как к системам. Системой можно назвать человеческий организм, жилище, университет, правительственные организации, коммерческие предприятия и др. Все эти системы, в свою очередь, взаимосвязаны с другими системами.
Обычно под системой (от греч. systоma - целое, составленное из частей, соединение) понимается совокупность взаимодействующих элементов, находящихся во взаимоотношениях и взаимосвязях друг с другом и составляющих целостное образование. Система обладает определённым набором свойств.
Целостность, т. е. несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов, невыводимость из свойств элементов свойств целого. Примером целостности системы может служить простая кооперация в процессе трудовой деятельности.
Структурность - возможность описания системы через установление её структуры.
Иерархичность - наличие нескольких уровней и способов достижения целей организации и её отдельных подразделений; каждая часть системы выступает как своего рода подсистема, обладающая своими качествами.
Неоднородность и большое число элементов, составляющих систему.
Многофункциональность - способность большой системы к реализации множества функций при заданной структуре организации.
Гибкость - способность приспосабливаться к изменению условий функционирования организации и её подразделений.
Надёжность - свойство системы реализовывать заданные функции в течение определённого периода времени.
Безопасность системы - способность не оказывать вредного воздействия на технические объекты, персонал, окружающую среду.
В системе все составляющие её элементы взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. В качестве множества взаимосвязанных элементов система противостоит среде, во взаимодействии с которой система обычно и проявляет свои свойства.
Важнейшие положения общей теории систем:
1) целое не является простой суммой частей, т.е. система рассматривается как их единство;
2) управляющая система характеризуется наличием входа, процесса и выхода; вход включает:
а) материальные ресурсы, необходимые для реализации целей функционирования управленческой системы;
б) трудовые ресурсы, т. е. людей, занятых в системе управления организацией;
в) денежные средства, выделяемые для функционирования управленческой системы;
г) технические средства, необходимые для управления системой;
д) информацию, включающую также законы, указы, поступающие на вход управляющей системы; документы, регламентирующие деятельность конкретной системы управления (напр., действующее штатное расписание, схемы структуры управления и коммуникаций, формы организации производства, систему оплаты труда и экономического стимулирования);
3) системы могут быть закрытыми либо открытыми. Закрытая система имеет жёсткие, фиксированные границы, её действия не зависят от среды, окружающей деятельность предприятия. Открытая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. В условиях рыночной экономики управленческая система отличается большей открытостью по сравнению с ситуацией в централизованно-плановой экономике;
4) система должна иметь "границы", отделяющие её от внешней среды: так пружинный будильник, пока к нему не прикоснулся человек, чтобы завести, имеет закрытую и жёсткую границу;
5) закрытые системы подвержены тенденции к "иссяканию"; открытым системам, поскольку они получают вводы из своего окружения, это не угрожает;
6) для того чтобы открытая система продолжала существовать, она должна, по крайней мере, достичь такого состояния, при котором система становится способной усваивать достаточно вводов из своего окружения, чтобы возместить её выходы плюс энергию и материалы, используемые в процессе её работы (динамическое равновесие);
7) для достижения динамического равновесия система должна обладать обратной связью - информационным вводом, который и сообщает, действительно ли система достигла такого состояния и не подвергается ли она опасности разрушения;
8) за исключением Вселенной, все системы являются подсистемами. Иными словами, система имеет подсистемы и в то же время составляет часть суперсистемы;
9) открытые системы, в частности социальные, тяготеют к усложнённости и дифференциации, т. е. открытая система будет по мере своего роста стремиться к специализации ссоих элементов и усложнению структуры, нередко расширяя свои границы и создавая субструктуру с более широкими границами. Таким образом, если предприятие растёт, то наблюдаются значительная его дифференциация и усложнение его структуры: создаются новые специализированные отделы, приобретаются источники снабжения, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, организуются новые сбытовые конторы или участки.
Значение общей теории систем для исследований в области управления объясняется несколькими основными причинами.
Многие традиционные научные дисциплины (психология, социология, логика) в последнее время существенно трансформировали предметы своего рассмотрения. В качестве таких предметов теперь обычно выступают множества взаимосвязанных элементов, представляющих собой целостные образования (структуры, системы). А, как известно, управленческая деятельность тесно связана с указанными дисциплинами.
Технический прогресс, внедрение автоматизации и компьютеризации привели к тому, что главными объектами современного технического проектирования и конструирования оказались системы управления, которые по своей структуре и процессу создания выступают в виде типичных образцов системных объектов.
Широкое внедрение в науку и технику системного анализа и связанные с этим методологические трудности привели к появлению ряда обобщающих концепций, стремящихся построить "общую теорию систем", "системную науку", создать методологию системного анализа и т. п. Э. Я. Шейнин.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ, см Управления система.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД, общенаучный подход к решению сложных проблем, которые возникают в процессе деятельности предприятия, организации, других хозяйствующих субъектов. Сущность системного подхода позволяет понять, что система - это сумма взаимосвязанных составляющих её элементов. С позиций системного подхода социально-экономическая система рассматривается как взаимодействие трёх основных подсистем: технологической, определяющей последовательность работ, использование технических средств (оборудования, машин, приборов и др.); управленческой, включающей организационную структуру, методы принятия решений, другие элементы управленческой деятельности; человеческой, включающей культуру, ценности, мотивы поведения работников организации.
При рассмотрении любого объекта в качестве системы учитываются и изучаются связи между элементами, их взаимовлияние, взаимодействие системы с внешней средой, т. е. с экономическими, демографическими, социальными, политическими, техническими, культурными условиями деятельности предприятий и организаций. Иными словами, системный подход позволяет держать в центре внимания всю систему в целом (напр., деятельность школы как цельного организма) при одновременном анализе составных элементов системы (учительского коллектива, библиотеки, столовой и т. п.).
Характерным для системного подхода является поиск оптимального решения проблемы с определения и упорядочения целей системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между целями, путями решения проблемы и наличием необходимых для этого ресурсов.
Цель системного подхода (системного анализа) - выработка практических рекомендаций при выборе наилучшего варианта решений. При этом должно рассматриваться значительное количество альтернативных вариантов решений, возможность анализа условий, ограничивающих выполнение разработанных решений, последствий принимаемых решений для организации, её отдельных подразделений, каждого работника. Естественно, что этому должна предшествовать полная и всесторонняя проверка различных вариантов действий, включая сопоставление затраченных ресурсов с получаемыми результатами.
Важнейшие принципы системного подхода:
1. Процесс принятия решений должен начинаться с точного, всестороннего, взвешенного выявления и чёткого формулирования конкретных целей.
2. Необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения.
3. Необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения целей.
4. Цели отдельных подсистем (напр., производственного отдела ткацкой фабрики) не должны вступать в конфликт с целями всей системы (всей ткацкой фабрики). Руководитель должен добиваться максимально возможного взаимодействия подсистем (управлений, отделов и др.) в реализации их целей. Если взаимодействие между ними недостаточно чётко обусловлено общими целями, их связи друг с другом ослабевают и организация может распасться.
Управление на основе системного подхода включает следующие последовательные этапы:
1) определение сферы, уточнение области и масштабов деятельности, информационных потребностей;
2) проведение необходимых исследований (системный анализ);
3) разработка альтернативных вариантов решения определённых проблем и выбор оптимального варианта (для чего применяются экспертные оценки).
При этом объект изучается как путём его разложения на отдельные элементы (напр., при анализе работы школы изучается работа библиотеки, коллектива учителей начальных классов и др.), так и путём рассмотрения составных элементов с точки зрения соответствия их деятельности достижению общей цели организации (школы). При системном подходе общая проблема раскладывается на более мелкие задачи, которые легче поддаются решению. Это помогает найти оптимальное решение проблемы в целом.
На основе системного подхода может быть построена организационная структура предприятия. Для этого определяются цель предприятия и задачи каждого его подразделения, их функции (содержание деятельности), уровни управления, способы взаимодействия подразделений друг с другом, каналы информации от вышестоящих звеньев управления к низшим и обратно.
Таким образом, системный подход помогает выработать правильное представление о процессе управления, внутренних и внешних факторах, оказывающих влияние на деятельность предприятия, даёт возможность определить функции подсистем и сложных больших систем, в пределах которых приходится работать руководителю, помогает ему уяснить сущность сложных проблем и принимать решения на основе чёткого представления об обстановке на предприятии и вне его.
Управление на основе системного подхода призвано обеспечивать и совершенствовать структурное и функциональное единство системы, вскрывать и устранять препятствия на пути к цели. В этом прежде всего проявляется принцип системного подхода в управлении. В деловой практике он означает всестороннюю проработку принимаемых решений, анализ всех возможных вариантов их реализации, координацию усилий на различных направлениях. В социальных системах этот принцип предполагает тесную увязку решений экономических, социально-политических и культурных проблем в процессе решения управленческих задач.
Э. Я. Шейнин.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи