ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ, согласно марксистской концепции периодизации истории, общество, находящееся на определённой ступени своего развития, для которого характерно своеобразие социальных, политических, нравственных отношений. В теории К. Маркса понятию "общественно-экономическая формация" принадлежит определяющее значение. Каждая общественно-экономическая формация - особый социальный организм, целостность которого определена системой взаимосвязанных специфических законов. Основа любого социального организма, согласно этой теории,- способ производства. От того, как, каким способом, при помощи каких орудий труда вступают люди в процесс производства, зависят не только законы самого производства, но и прочие общественные институты на данной исторической ступени развития. Таким образом, производственные отношения, взятые в их совокупности, выступают как экономический базис общественно-экономической формации, которой соответствуют политические, юридические и идеологические институты. Они, согласно этой теории, служат надстройкой над экономическим базисом и вместе с ним образуют единую целостность, определяющую специфику формации. Поэтому в границах одной общественно-экономической формации главное в историческом развитии - не национальные особенности той или иной страны, а специфика самой формации. Более того, сами национальные особенности во многом определены тем, через какие исторические ступени (формации) прошла та или иная страна.
Таким образом, специфические законы развития каждой общественно-экономической формации являются общими для всех стран, в которых они функционируют.
По теории Маркса выделяются следующие основные общественно-экономические формации: первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм. Эти исторические ступени общественного развития применимы к европейским странам. Для восточных стран в качестве докапиталистической ступени развития характерен азиатский способ производства и соответствующая ему формация.
Последовательная смена общественно-экономических формаций происходит в результате нарастания внутренних социально-экономических противоречий и главного из них - противоречия между производительными силами и производственными отношениями.
При этом, согласно этой теории, вовсе не обязательно, чтобы все страны и народы последовательно проходили все ступени исторического развития, вовсе не обязательна последовательная смена формаций. Это связано с существованием локальных особенностей той или иной страны, а также переходных состояний, когда сосуществуют уклады различных общественно-экономических формаций.
Важным для теории Маркса было представление истории как процесса прогрессивного движения к будущему общественному строю, в котором будут реализованы в полной мере мечты человечества о свободе, равенстве, всестороннем развитии всех членов общества (коммунизм) на основе невиданного расцвета производства. Согласно рассматриваемой теории, все предшествующие коммунизму формации выступают как предыстория человечества, ибо антагонистические противоречия и эксплуатация человека человеком не преодолены, а только меняют свои конкретные исторические формы. Полностью, по теории Маркса, все формы отчуждения человека от самого себя (государство, собственность, деньги и др.) преодолеваются только при коммунизме.
Всю свою жизнь К. Маркс посвятил анализу капитализма - общественно-экономической формации, которая, по его мнению, готовит все объективные предпосылки (уровень, структура производительных сил, наличие развитых социально-экономических форм) для перехода к коммунизму.
Таким образом, главные черты фор-мационной теории - прогрессивный характер общественного развития, постепенный (от одной формации к другой) рост производительных сил, совершенствование всех социально-экономических форм и институтов, на этой основе - преодоление обществом и отдельным человеком зависимости от природы и друг от друга. Следует, однако, отметить, что сам Маркс понимал определённую условность выделения формаций. Об этом, в частности, свидетельствует его анализ азиатского способа производства.
Несмотря на то что теория общественно-экономической формации получила определённое распространение в мире, она критикуется многими историками и социологами. Сообществом учёных подвергается сомнению сам подход к истории с позиции несуществующего будущего - коммунизма; анализ социальных катастроф 20 в. (мировые войны, террор, фашизм) ставит под вопрос прогрессивный характер исторического развития. В 20 в. получили большое распространение другие концепции периодизации исторического процесса. Так, в основу выделения этапов развития общества могут быть положены такие понятия, как: "культура" ("культурные ценности", А. Вебер, немецкий экономист и социолог), "цивилизация" (А.Дж. Тойнби, английский историк и социолог), "технологические факторы" (теория "стадий экономического роста", У. Ростоу, американский социолог и экономист; теория "нового индустриального общества", Дж. К. Гэлбрейт, американский экономист) и т. Д. Э. Ф. Миженская.
Таким образом, специфические законы развития каждой общественно-экономической формации являются общими для всех стран, в которых они функционируют.
По теории Маркса выделяются следующие основные общественно-экономические формации: первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм. Эти исторические ступени общественного развития применимы к европейским странам. Для восточных стран в качестве докапиталистической ступени развития характерен азиатский способ производства и соответствующая ему формация.
Последовательная смена общественно-экономических формаций происходит в результате нарастания внутренних социально-экономических противоречий и главного из них - противоречия между производительными силами и производственными отношениями.
При этом, согласно этой теории, вовсе не обязательно, чтобы все страны и народы последовательно проходили все ступени исторического развития, вовсе не обязательна последовательная смена формаций. Это связано с существованием локальных особенностей той или иной страны, а также переходных состояний, когда сосуществуют уклады различных общественно-экономических формаций.
Важным для теории Маркса было представление истории как процесса прогрессивного движения к будущему общественному строю, в котором будут реализованы в полной мере мечты человечества о свободе, равенстве, всестороннем развитии всех членов общества (коммунизм) на основе невиданного расцвета производства. Согласно рассматриваемой теории, все предшествующие коммунизму формации выступают как предыстория человечества, ибо антагонистические противоречия и эксплуатация человека человеком не преодолены, а только меняют свои конкретные исторические формы. Полностью, по теории Маркса, все формы отчуждения человека от самого себя (государство, собственность, деньги и др.) преодолеваются только при коммунизме.
Всю свою жизнь К. Маркс посвятил анализу капитализма - общественно-экономической формации, которая, по его мнению, готовит все объективные предпосылки (уровень, структура производительных сил, наличие развитых социально-экономических форм) для перехода к коммунизму.
Таким образом, главные черты фор-мационной теории - прогрессивный характер общественного развития, постепенный (от одной формации к другой) рост производительных сил, совершенствование всех социально-экономических форм и институтов, на этой основе - преодоление обществом и отдельным человеком зависимости от природы и друг от друга. Следует, однако, отметить, что сам Маркс понимал определённую условность выделения формаций. Об этом, в частности, свидетельствует его анализ азиатского способа производства.
Несмотря на то что теория общественно-экономической формации получила определённое распространение в мире, она критикуется многими историками и социологами. Сообществом учёных подвергается сомнению сам подход к истории с позиции несуществующего будущего - коммунизма; анализ социальных катастроф 20 в. (мировые войны, террор, фашизм) ставит под вопрос прогрессивный характер исторического развития. В 20 в. получили большое распространение другие концепции периодизации исторического процесса. Так, в основу выделения этапов развития общества могут быть положены такие понятия, как: "культура" ("культурные ценности", А. Вебер, немецкий экономист и социолог), "цивилизация" (А.Дж. Тойнби, английский историк и социолог), "технологические факторы" (теория "стадий экономического роста", У. Ростоу, американский социолог и экономист; теория "нового индустриального общества", Дж. К. Гэлбрейт, американский экономист) и т. Д. Э. Ф. Миженская.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи