НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (НЭП)

Наука » Экономика
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (НЭП), государственная политика Советской России 1921-27 гг. Название "новая" подчёркивает её принципиальное отличие от политики "военного коммунизма", проводившейся в период Гражданской войны 1918-22 гг. Характерными чертами последней был курс на ликвидацию товарно-денежных отношений, национализацию всех предприятий, широкомасштабное использование репрессивных методов. Частично такие действия были связаны с объективными условиями Гражданской войны, разрушением денежной системы, начавшимся ещё в годы 1-й мировой войны, но сыграла свою роль и господствовавшая идеология классического марксизма с характерным для него представлением о несовместимости социализма и рынка.

Политика "военного коммунизма" породила в первые месяцы 1921 г. острейший политический и экономический кризис, наиболее наглядным проявлением которого явились крестьянские восстания, мятеж моряков в Кронштадте, забастовки во многих городах. Для разрешения кризиса по инициативе руководителя советского государства В. И. Ленина в марте 1921 г. было принято решение о смене политического курса и переходе к НЭПу. Первым шагом на этом пути была отмена продразвёрстки, которая заключалась в том, что у крестьян забирали все излишки произведённой ими сельскохозяйственной продукции сверх установленных норм на собственные нужды, а в большинстве случаев и не только излишки. Она была заменена натуральным налогом, при котором крестьяне должны были сдать государству только заранее определённую часть произведённых ими продуктов, меньшую, чем при продразвёрстке, а остальное можно бьио продавать на рынке. Одновременно был снят запрет на свободную торговлю, действовавший в период "военного коммунизма".

До конца 1921 г. был принят целый ряд решений, направленных на восстановление рыночных отношений в промышленности, оказавшейся в особенно тяжёлом положении: к моменту перехода к НЭПу промышленное производство упало в 7 раз по сравнению с 1913 г. Была прекращена дальнейшая национализация, начался процесс возврата некоторых небольших национализированных предприятий их владельцам, разрешена сдача государственных предприятий в аренду частным лицам.

Государство оставляло за собой так называемые командные высоты экономики - железнодорожный транспорт, крупные промышленные предприятия. Но в организацию работы этих предприятий были внесены глубокие изменения. Они объединялись в тресты, которые переводились на полный хозрасчёт. Тресты получили право самостоятельно устанавливать производственные связи и цены на свою продукцию, за исключением случаев, когда она поставлялась наиболее важным плановым потребителям. Позднее тресты стали объединять свою торговую деятельность, создавая синдикаты.

Таким образом, и внутри государственного сектора экономики, а не только на его стыке с частным стали формироваться рыночные отношения. Так как по-прежнему сохранялось представление о несовместимости рынка и социализма, то такой уклад характеризовался как государственный капитализм. Была одобрена идея использовать для регулирования рынка те организационные формы, которые выработали развитые капиталистические страны. Стали возникать товарные биржи, смешанные общества с участием государственных и частных предприятий, в т. ч. и иностранных. Главным направлением сотрудничества с иностранными компаниями являлись концессии. Они по своему содержанию были близки к арендной форме хозяйствования. Это - предприятия, действующие на основе договора между государством и иностранными фирмами на сдачу им в эксплуатацию территорий для разработки природных ресурсов или государственных предприятий. Предоставляя объект концессии, государство осуществляло контроль за его использованием и качеством продукции, но при этом не вмешивалось в хозяйственно-административную деятельность концессий и не вкладывало свои средства. В то же время была сохранена монополия внешней торговли, позволившая ограничить импорт и обеспечить страну необходимым запасом инвалюты.

Переход к рыночным отношениям выдвинул на первый план задачу оздоровления денежного обращения, снижение инфляции. За годы 1-й мировой войны, к ноябрю 1917 г., рубль обесценился в 10 раз, а в период Гражданской войны цены росли ещё быстрее, в результате к апрелю 1921 г. рубль обесценился в 3500 раз. С целью оздоровления финансов с лета 1921 г. стали вводиться денежные налоги, отменённые во время "военного коммунизма". Вновь начал работать Госбанк, в 1922 г. стали образовываться коммерческие банки, в т. ч. один иностранный, были разрешены фондовые операции на бирже.

В ходе проведения денежной реформы, которая основывалась на принципе параллельного сосуществования двух валют - совзнака и червонца, была достигнута финансовая стабилизация. Банковский билет в 1 червонец был приравнен к дореволюционной десятирублёвой золотой монете, т. е. к 7,74 г чистого золота, хотя размен на золото по этому паритету не проводился. Червонец использовался Госбанком для кредитования промышленности и оптовой торговли на коммерческих принципах и оставался сравнительно стабильным. Идея состояла в том, чтобы за время сосуществования валют ликвидировать бюджетный дефицит путём увеличения доходов и сокращения расходов, а после этого прекратить выпуск совзнаков и обменять их на червонцы, перейдя таким образом к одной твёрдой валюте. Червонцы были впервые выпущены в обращение в ноябре 1922 г., а в мае 1924 г. был завершён обмен совзнаков, и страна получила устойчивую валюту. Червонец начал котироваться на некоторых зарубежных фондовых биржах, в частности, в Константинополе, Риге, Риме. Успешное завершение денежной реформы явилось подтверждением плодотворности основных принципов НЭПа.

Более противоречивыми были изменения в политической области. Власти понимали, что развитие НЭПа вызывало необходимость правовых гарантий этому процессу. Уже летом 1921 г. в печати была выдвинута идея правового государства. В конце года руководство страны признало необходимость большей революционной законности и, в частности, приняло решение сузить компетенцию и функции органов госбезопасности. Вместе с тем были отклонены предложения прекратить репрессивные методы борьбы с меньшевиками и левыми эсерами - легально существовавшими партиями социалистической ориентации. Действовавшая в то время конституция страны не запрещала другие партии, но на практике органы госбезопасности под предлогом нарушения законов часто арестовывали оппонентов правящей компартии.

Подавляя деятельность других партий, компартия фактически претендовала на то, что сама может в своей политике выражать интересы различных групп населения. Переход к НЭПу был призван подтвердить это намерение. Для повышения качества управленческих решений с осени 1921 г. был взят курс на привлечение в аппарат управления на ответственные посты, прежде всего в наркомат финансов и Госбанк, беспартийных специалистов с опытом дореволюционной работы. Кроме того, немало бывших руководителей частных предприятий заняли видное место в руководстве трестами. На протяжении первого полугодия 1922 г. были также приняты законы, направленные на укрепление правопорядка, такие, как закон о трудовом землепользовании, Уголовный кодекс, декрет о частных имущественных правах, который предоставил всем гражданам право создавать торговые промышленные предприятия. Была разрешена деятельность частных издательств и стали выходить журналы беспартийной интеллигенции.

Все эти шаги были предприняты не только для внутреннего потребления. Они были рассчитаны на благожелательную реакцию иностранных кредиторов России. Дело в том, что в начале 1922 г. была достигнута договорённость о проведении весной в Генуе Международной конференции для рассмотрения проблем экономического сотрудничества в Европе, в т. ч. и вопроса о долгах царской России, которые советская власть в январе 1918 г. отказалась признать, но в октябре 1921 г. согласилась уплатить в случае получения крупных кредитов. Принятые решения по созданию правовых гарантий рыночных преобразований были призваны облегчить получение иностранных кредитов. Однако конференция, которая проходила в апреле - мае 1922 г., закончилась неудачей.

После неудачи в Генуе отпала необходимость учитывать в прежней степени реакцию за границей на действия правительства внутри страны. В конце мая было принято решение ужесточить внутренний режим. Были закрыты многие журналы, началась подготовка к высылке за границу видных общественных деятелей, открыто выступавших с критикой советской власти, более сотни из них были высланы осенью. Одна из главных причин такого ужесточения заключалась в том, что к тому времени проявились некоторые особенности НЭПа, которые вызвали недовольство части населения.

Оказалось, что от введения НЭПа выиграли в большей степени так называемые нэпманы - торговцы, посредники, владельцы ресторанов, валютчики, а также работники пищевой промышленности, выпускавшие продукцию, на которую был платёжный спрос. Хуже было положение работников тяжёлой промышленности, продукция которой в значительной мере потреблялась государственным сектором, страдавшим от недостатка бюджетного финансирования. Таким образом, в отличие от уравнительного периода "военного коммунизма", стала возникать значительная дифференциация доходов, причём она наблюдалась даже среди работников одного предприятия - заработок руководителей трестов за счёт отчислений от прибыли мог в десятки раз превышать уровень дохода рядовых работников. Власти сочли необходимым ужесточить отношение к открытым критикам советской власти, опасаясь того, что они могут получить поддержку у многих недовольных.

На базе твёрдой валюты в 1924-25 гг. ускорился рост промышленного производства. Твёрдая валюта создавала также благоприятные возможности для развития накопления, которое формировалось в первую очередь в сельском хозяйстве у частных крестьянских хозяйств. Но надо было устранить преграды этому процессу. Весной 1925 г. был провозглашён новый этап в развитии НЭПа. Он выражался в облегчении найма рабочей силы в деревне, расширении права сдачи земли в аренду, снижении сельскохозяйственного налога, отмене репрессивных мер против частной торговли. Смысл принятых решений заключался в том, чтобы обеспечить предпосылки для подъёма сельского хозяйства и на его основе провести индустриализацию страны, развивая сельскохозяйственный экспорт и импортируя промышленное оборудование.

Стратегический замысел проведения индустриализации на основе продолжения НЭПа был вполне реальным, но важно было соблюдать правильную тактику его исполнения. Однако сразу же после его принятия были сделаны серьёзные ошибки в темпе осуществления индустриализации. Уже летом 1925 г. были приняты нереальные планы хозяйственного развития, предусматривавшие, в частности, значительный объём капитального строительства. Начало реализации этих планов вызвало инфляцию и товарный голод. Это привело к срыву плана хлебозаготовок и соответственно хлебного экспорта, на основе которого должен был увеличиться импорт оборудования.

Срыв первоначального замысла форсировать индустриализацию на основе расширения НЭПа привёл к тому, что с весны 1926 г. стала набирать силу противоположная тенденция. Повысилось налогообложение зажиточных крестьян, и их стали лишать избирательных прав, усилился административный нажим на частную торговлю и промышленность. Курс на вытеснение частного капитала из торговли и промышленности был связан с применявшейся на практике теорией о необходимости замены рынка плановым распределением. Усилилось бюрократическое регулирование рынка и административное регулирование деятельности государственной промышленности и банков. Практически закрылся легальный валютный рынок, а вслед за ним и фондовый.

В то же время кредитно-денежная политика в 1926 г. характеризовалась достаточной сдержанностью, и удалось восстановить нарушенное осенью 1925 г. равновесие на товарном рынке. Однако весной 1927 г. начался отход от осторожной денежной политики, широко развернулись капитальные работы. Он совпал с обострением международного положения, слухами о грядущей войне. Под влиянием этих событий возник ажиотажный спрос на товары первой необходимости, усилились инфляционные тенденции. В дополнение ко всему осенью 1927 г. начали обостряться продовольственные трудности. Стал развиваться кризис в плановых хлебозаготовках, вызванный, в первую очередь, дефицитом промтоваров и низкими заготовительными ценами. На протяжении нескольких месяцев в стране усугублялся продовольственный кризис, а власти не принимали необходимых экономических мер для его преодоления.

В январе 1928 г. Политбюро по инициативе генерального секретаря компартии И. В. Сталина приняло решение о проведении чрезвычайных мер по изъятию хлебных излишков, к чему были привлечены органы госбезопасности и милиции. Репрессивные меры позволили увеличить хлебозаготовки, но вызвали массовое недовольство крестьян. Эти чрезвычайные меры представляли собой действия прямо противоположные самим основам НЭПа. Они были дополнены репрессиями против беспартийных специалистов, которые начались в угольной промышленности, где инженеров обвинили во вредительстве, приведшем к авариям на шахтах. Стал наглядно вырисовываться курс, принципиально отличный от НЭПа.

Такой коренной поворот вызвал протесты нескольких видных руководителей, входивших в Политбюро ещё с ленинских времён. Идеолог партии Н. И. Бухарин, председатель правительства А. И. Рыков, руководитель профсоюзов М. И. Томский выступили с критикой линии Сталина и требованием возврата к НЭПу. Однако такой обратный поворот был уже отнюдь не простым делом в связи с массовым недоверием к власти. Требовались крутые изменения, аналогичные тем, которые были проведены в начале 1921 г. Эта оппозиция, получившая название "правый уклон", потерпела поражение. В условиях обострившегося недовольства партией со стороны значительной части населения большинство руководства считало, что для сохранения за партией власти в стране нужен именно такой жёсткий лидер, как Сталин. В результате НЭП был свёрнут в конце 1920-х гг.

Возникает естественный вопрос, почему победила позиция противников НЭПа, несмотря на то, что его итоги были весьма благоприятными. За 1921-1927 гг. промышленное производство выросло почти в 6 раз, сельское хозяйство приблизилось к довоенному уровню, постепенно повышался жизненный уровень основной массы населения. Однако развитие при НЭПе сопровождалось серьёзными противоречиями. Руководство страны не смогло найти тот баланс интересов различных слоев населения, который позволял бы обеспечить развитие на базе НЭПа. Прежде всего рыночные процессы неизбежно вели к усилению дифференциации материального положения как различных групп населения, так и разных отраслей и предприятий. Нужен был такой механизм перераспределения доходов, который не подрывал бы стимулы к труду. Его созданию препятствовало представление о неизбежности борьбы государственного и частного секторов экономики и необходимости ограничения административными методами роста последнего. Далее, осуществление индустриализации было связано с перераспределением средств из сельского хозяйства в промышленность. Выбор в пользу нереальных темпов вызывал нарушение рыночного равновесия, что влекло за собой дальнейшее вмешательство в рыночный механизм. Наконец, отказ разрешить деятельность других партий, который сам по себе ещё не препятствовал становлению рыночной экономики, создавал угрозу свободе обсуждений в единственной правящей партии и, следовательно, принятию обоснованных решений.

Наряду с объективными факторами сыграла свою роль и личность И. В. Сталина, который после смерти В. И. Ленина в январе 1924 г. стал его преемником. Есть все основания утверждать, что при более квалифицированном руководстве страна могла бы успешно развиваться на базе НЭПа, внося время от времени те изменения в политику, которые требовала жизнь. Косвенным доказательством такого утверждения может служить успешный опыт рыночных реформ в Китае, которые по сути аналогичны НЭПу. Инициатор этих реформ руководитель Китая Дэн Сяопин во время НЭПа бывал в Москве, и разработчики китайских реформ внимательно изучали опыт НЭПа. Изучение опыта НЭПа даёт много полезного и для осуществления современных рыночных реформ в РФ. Ю. М. Голанд.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.