МЕНЕДЖМЕНТ (англ. management -управление), совокупность способов, методов, приёмов и средств управления производством и персоналом; органы управления, руководство фирмы; тип управления, в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики.
Менеджмент - это особый вид деятельности, управленческий труд, главный смысл и содержание которого - постановка целей, разработка приёмов и способов их достижения. Предмет управленческого труда - организация, её работники, информация. Результатом, продуктом управленческого труда является решение, которое принимает менеджер. Поэтому менеджмент - это ещё и умение добиваться поставленных целей, оказывать влияние на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом для достижения максимальных результатов.
Менеджмент можно рассматривать как науку, имеющую свой предмет изучения: природу управленческого труда, причины и следствия, факторы и условия, при которых совместный труд людей становится полезным и эффективным. Изучая менеджмент, мы получаем упорядоченные знания об управлении. Менеджмент как наука управления опирается на свои теории, законы и закономерности целенаправленной деятельности людей в процессе управления. Менеджмент как наука имеет множество научных методов, которые можно использовать в практической деятельности. Они включают количественные расчёты, коммуникационные системы (см. Коммуникации в менеджменте), разнообразные технологии решения проблем, методики анализа и некоторые другие.
Менеджмент рассматривают также как искусство управления людьми, взаимодействия с ними, создания условий для наиболее полного раскрытия способностей работников. Ведь успех деятельности организации зависит от того, как работают люди. Но каждый работник обладает своим характером, имеет свою систему ценностей, свои мотивы к труду. Всё это руководитель и должен учитывать в своей работе. Понимать подчинённых, чтобы создавать атмосферу, способствующую достижению поставленных целей, несомненно, является искусством.
Менеджмент является также аппаратом управления организацией. Главная задача людей, занятых в аппарате управления, заключается в использовании и координации всех ресурсов организации: финансовых средств, зданий, оборудования, сырья и материалов, рабочей силы, информации.
Менеджмент возник и оформился в своеобразную концепцию практического управления в условиях свободного предпринимательства и конкуренции. Усложнение производственной и хозяйственной жизни привело к тому, что собственникам стало трудно выполнять управленческие обязанности. Эти обязанности пришлось передать в руки наёмных управляющих, обладавших необходимыми знаниями и опытом. Поэтому менеджмент - это ещё и категория людей, выполняющих управленческие функции.
Менеджментом называется и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 г. Джозеф Вартон. Сегодня менеджмент - одно из направлений высшего и среднего профессионального образования, элемент подготовки любого специалиста. Понятия "менеджмент" и "управление" используются как идентичные, взаимозаменяемые.
Менеджмент для современной России означает реформирование экономики, использование экономических рычагов управления, изменение системы управления в соответствии с потребностями и условиями рыночных отношений.
Основные признаки менеджмента как типа управления:
1. Исходным моментом организации управления и его осуществления является человек, его потребности, интересы, мотивы, ценности, установки. Это находит своё выражение как в управлении внутренними процессами производства, так и деятельностью фирмы во внешней социально-экономической среде.
2. В подходах, принципах и методах управления приоритет отдаётся экономическим средствам и методам управления, в центр внимания ставятся интересы потребителей.
3. Профессионализм управления как одно из главных требований к менеджеру. Менеджменту надо учиться, осваивая область социально-экономических и социально-психологических знаний.
4. Гибкая организация управления, способная быстро перестраиваться в соответствии с изменяющимися условиями.
5. Комплекс требований к личным качествам менеджера, главными среди которых являются предприимчивость, коммуникабельность, уверенность.
Французский специалист в области менеджмента Анри Файоль впервые выделил управление как особый вид деятельности, включающий пять обязательных обидах функций: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Файоль же разработал 14 принципов управления, которые он считал универсальными, следовал им в своей практике и от которых, по его мнению, зависит успех управления: разделение труда, власть, дисциплина, единство командования, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общему интересу, вознаграждение, скалярная цепь (линия власти), централизация, порядок, равенство, устойчивость должностей личного состава, инициатива и корпоративный дух.
Основателем школы научного менеджмента считается американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор, который предложил чёткую систему знаний о законах рациональной организации труда. Составными элементами этой системы являются: математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, хронометраж работы, способ расчленения и рационализации трудовых приёмов и многое другое. В основе системы Тейлора лежат четыре принципа (правила управления): создание научного фундамента, заменяющего собой старые практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности; отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профессиональное обучение; сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения научной организации труда; равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами.
Различают несколько типов менеджмента в зависимости от выполняемых функций и особенностей объектов управления. Если действия, приёмы и процедуры направлены на реализацию организационных функций, то в этом случае выделяют организационный менеджмент. Он включает: проектирование, создание и совершенствование организационных структур; распределение задач, обязанностей, ответственности и прав подразделений организации и отдельных исполнителей; установление взаимосвязей между ними; последовательное соблюдение точно установленных правил поведения работников и технологий принятия управленческих решений.
Другой тип менеджмента - производственный, т.е. объектом управления в этом случае выступает производство. Производство включает в себя различные виды деятельности человека и множество материальных предметов, без которых эта деятельность невозможна (механизмы, инструменты, приспособления, чертежи, сырьё и др.). Управление производством, как и всякое управление, есть прежде всего управление деятельностью человека. Но управление производством является также и управлением материально-техническим снабжением, движением информации, использованием различных ресурсов, сбытом продукции, финансами, технологическими процессами.
Стратегический менеджмент включает в себя разработку стратегии развития фирмы. В стратегической программе важное место занимают определение ориентиров, перспективных целей, условий, влияющих на их достижение, этапов развития фирмы.
Функции менеджмента отвечают на вопрос: что надо делать, чтобы управлять? Отсюда менеджмент включает: установление целей (см. Целеполагание), планирование, организацию, координацию, мотивацию, контроль.
Установление целей - один из наиболее важных процессов как для менеджера, управляющего небольшой бригадой рабочих, так и для президента крупной компании, высших органов государственной власти. Именно для достижения цели организации приобретают и используют имеющиеся у них ресурсы: денежные средства, сырьё, материалы, оборудование, производственные помещения, рабочую силу.
Наиболее трудная и весьма важная функция менеджмента - планирование. Хороший план должен содержать всё, что будет включено в процесс достижения фирмой своих целей: капитал, персонал, технологии, производственные мощности для выпуска продукции. Планирование требует предвидения будущего: состояния экономики, изменений в правительстве, изменения цен на мировом рынке, динамику инфляции и т. д. Для этого менеджер должен обладать всей необходимой информацией.
Для успешного выполнения плана предприятия необходимо хорошо организовать работу всех его подразделений и работников. В случае же неудачной организации фирма несёт большие, необоснованные издержки: ей приходится платить более высокую цену за те ресурсы, которые она покупает, снижается прибыль и т. д. Поэтому организация работы предприятия также является одной из необходимых функций менеджмента, в которую входят установление на предприятии определённого порядка, необходимого для его нормальной работы, объединение деятельности работников, групп работников, подразделений фирмы в соответствии с целью и имеющимися для этого ресурсами.
Менеджмент означает и управление людьми, работающими в организации, привлечение их к выполнению порученной работы, создание команды, вообще штата работников. Задача менеджера состоит и в том, чтобы найти высококвалифицированных, творческих работников, необходимых для достижения целей предприятия, мотивировать работников к эффективной работе.
Функции контроля заключаются в обнаружении проблем, возникающих в процессе выполнения плана, устранении нежелательных отклонений от плана, корректировке деятельности фирмы, её подразделений, отдельных работников.
Таким образом, менеджмент создаёт необходимые условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получения результатов, соответствующих поставленным целям. См. также Контроль в менеджменте, Риск-менеджмент, Финансовый менеджмент. Э. Я. Шейнин.
Менеджмент - это особый вид деятельности, управленческий труд, главный смысл и содержание которого - постановка целей, разработка приёмов и способов их достижения. Предмет управленческого труда - организация, её работники, информация. Результатом, продуктом управленческого труда является решение, которое принимает менеджер. Поэтому менеджмент - это ещё и умение добиваться поставленных целей, оказывать влияние на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом для достижения максимальных результатов.
Менеджмент можно рассматривать как науку, имеющую свой предмет изучения: природу управленческого труда, причины и следствия, факторы и условия, при которых совместный труд людей становится полезным и эффективным. Изучая менеджмент, мы получаем упорядоченные знания об управлении. Менеджмент как наука управления опирается на свои теории, законы и закономерности целенаправленной деятельности людей в процессе управления. Менеджмент как наука имеет множество научных методов, которые можно использовать в практической деятельности. Они включают количественные расчёты, коммуникационные системы (см. Коммуникации в менеджменте), разнообразные технологии решения проблем, методики анализа и некоторые другие.
Менеджмент рассматривают также как искусство управления людьми, взаимодействия с ними, создания условий для наиболее полного раскрытия способностей работников. Ведь успех деятельности организации зависит от того, как работают люди. Но каждый работник обладает своим характером, имеет свою систему ценностей, свои мотивы к труду. Всё это руководитель и должен учитывать в своей работе. Понимать подчинённых, чтобы создавать атмосферу, способствующую достижению поставленных целей, несомненно, является искусством.
Менеджмент является также аппаратом управления организацией. Главная задача людей, занятых в аппарате управления, заключается в использовании и координации всех ресурсов организации: финансовых средств, зданий, оборудования, сырья и материалов, рабочей силы, информации.
Менеджмент возник и оформился в своеобразную концепцию практического управления в условиях свободного предпринимательства и конкуренции. Усложнение производственной и хозяйственной жизни привело к тому, что собственникам стало трудно выполнять управленческие обязанности. Эти обязанности пришлось передать в руки наёмных управляющих, обладавших необходимыми знаниями и опытом. Поэтому менеджмент - это ещё и категория людей, выполняющих управленческие функции.
Менеджментом называется и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 г. Джозеф Вартон. Сегодня менеджмент - одно из направлений высшего и среднего профессионального образования, элемент подготовки любого специалиста. Понятия "менеджмент" и "управление" используются как идентичные, взаимозаменяемые.
Менеджмент для современной России означает реформирование экономики, использование экономических рычагов управления, изменение системы управления в соответствии с потребностями и условиями рыночных отношений.
Основные признаки менеджмента как типа управления:
1. Исходным моментом организации управления и его осуществления является человек, его потребности, интересы, мотивы, ценности, установки. Это находит своё выражение как в управлении внутренними процессами производства, так и деятельностью фирмы во внешней социально-экономической среде.
2. В подходах, принципах и методах управления приоритет отдаётся экономическим средствам и методам управления, в центр внимания ставятся интересы потребителей.
3. Профессионализм управления как одно из главных требований к менеджеру. Менеджменту надо учиться, осваивая область социально-экономических и социально-психологических знаний.
4. Гибкая организация управления, способная быстро перестраиваться в соответствии с изменяющимися условиями.
5. Комплекс требований к личным качествам менеджера, главными среди которых являются предприимчивость, коммуникабельность, уверенность.
Французский специалист в области менеджмента Анри Файоль впервые выделил управление как особый вид деятельности, включающий пять обязательных обидах функций: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Файоль же разработал 14 принципов управления, которые он считал универсальными, следовал им в своей практике и от которых, по его мнению, зависит успех управления: разделение труда, власть, дисциплина, единство командования, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общему интересу, вознаграждение, скалярная цепь (линия власти), централизация, порядок, равенство, устойчивость должностей личного состава, инициатива и корпоративный дух.
Основателем школы научного менеджмента считается американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор, который предложил чёткую систему знаний о законах рациональной организации труда. Составными элементами этой системы являются: математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, хронометраж работы, способ расчленения и рационализации трудовых приёмов и многое другое. В основе системы Тейлора лежат четыре принципа (правила управления): создание научного фундамента, заменяющего собой старые практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности; отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профессиональное обучение; сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения научной организации труда; равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами.
Различают несколько типов менеджмента в зависимости от выполняемых функций и особенностей объектов управления. Если действия, приёмы и процедуры направлены на реализацию организационных функций, то в этом случае выделяют организационный менеджмент. Он включает: проектирование, создание и совершенствование организационных структур; распределение задач, обязанностей, ответственности и прав подразделений организации и отдельных исполнителей; установление взаимосвязей между ними; последовательное соблюдение точно установленных правил поведения работников и технологий принятия управленческих решений.
Другой тип менеджмента - производственный, т.е. объектом управления в этом случае выступает производство. Производство включает в себя различные виды деятельности человека и множество материальных предметов, без которых эта деятельность невозможна (механизмы, инструменты, приспособления, чертежи, сырьё и др.). Управление производством, как и всякое управление, есть прежде всего управление деятельностью человека. Но управление производством является также и управлением материально-техническим снабжением, движением информации, использованием различных ресурсов, сбытом продукции, финансами, технологическими процессами.
Стратегический менеджмент включает в себя разработку стратегии развития фирмы. В стратегической программе важное место занимают определение ориентиров, перспективных целей, условий, влияющих на их достижение, этапов развития фирмы.
Функции менеджмента отвечают на вопрос: что надо делать, чтобы управлять? Отсюда менеджмент включает: установление целей (см. Целеполагание), планирование, организацию, координацию, мотивацию, контроль.
Установление целей - один из наиболее важных процессов как для менеджера, управляющего небольшой бригадой рабочих, так и для президента крупной компании, высших органов государственной власти. Именно для достижения цели организации приобретают и используют имеющиеся у них ресурсы: денежные средства, сырьё, материалы, оборудование, производственные помещения, рабочую силу.
Наиболее трудная и весьма важная функция менеджмента - планирование. Хороший план должен содержать всё, что будет включено в процесс достижения фирмой своих целей: капитал, персонал, технологии, производственные мощности для выпуска продукции. Планирование требует предвидения будущего: состояния экономики, изменений в правительстве, изменения цен на мировом рынке, динамику инфляции и т. д. Для этого менеджер должен обладать всей необходимой информацией.
Для успешного выполнения плана предприятия необходимо хорошо организовать работу всех его подразделений и работников. В случае же неудачной организации фирма несёт большие, необоснованные издержки: ей приходится платить более высокую цену за те ресурсы, которые она покупает, снижается прибыль и т. д. Поэтому организация работы предприятия также является одной из необходимых функций менеджмента, в которую входят установление на предприятии определённого порядка, необходимого для его нормальной работы, объединение деятельности работников, групп работников, подразделений фирмы в соответствии с целью и имеющимися для этого ресурсами.
Менеджмент означает и управление людьми, работающими в организации, привлечение их к выполнению порученной работы, создание команды, вообще штата работников. Задача менеджера состоит и в том, чтобы найти высококвалифицированных, творческих работников, необходимых для достижения целей предприятия, мотивировать работников к эффективной работе.
Функции контроля заключаются в обнаружении проблем, возникающих в процессе выполнения плана, устранении нежелательных отклонений от плана, корректировке деятельности фирмы, её подразделений, отдельных работников.
Таким образом, менеджмент создаёт необходимые условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получения результатов, соответствующих поставленным целям. См. также Контроль в менеджменте, Риск-менеджмент, Финансовый менеджмент. Э. Я. Шейнин.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи