ИНФРАСТРУКТУРА

Наука » Экономика
ИНФРАСТРУКТУРА (от лат. infra -ниже, под и structura - строение, расположение), совокупность организационно-экономических, социальных, юридических условий, а также сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования любого типа экономики, процесса материального производства и обеспечения повседневной жизни населения. Эти условия создаются комплексом отраслей и сфер хозяйства, обслуживающих производство, системой учреждений и организаций, обеспечивающих эффективное функционирование производственных предприятий, беспрепятственное прохождение материальных и финансовых ресурсов, движение продукта от производителя к потребителю.

Термин "инфраструктура" перенесён в экономику в конце 1940-х гг. из военного лексикона, где он обозначал совокупность постоянных сооружений вспомогательного назначения, обслуживающих вооружённые силы.

Элементы инфраструктуры по своему назначению можно условно разделить на следующие основные группы. 1. Производственную инфраструктуру - связанную непосредственно с материальным производством и представленную в таких отраслях, как транспорт, связь, энергетическое хозяйство, водоснабжение и гидромелиорация, оптовая торговля, материально-техническое снабжение (наземные пути сообщения, трубопроводы, подвесные дороги, судоходные каналы и портовые сооружения, аэропорты, склады, элеваторы, линии электропередачи, системы канализации, водоснабжения, связи и др.). 2. Социальную инфраструктуру - связанную с обслуживанием населения и составляющую материально-техническую основу просвещения, здравоохранения, культуры, занятий спортом и др. видов организации досуга, общественной безопасности, а также различных видов бытового обслуживания и розничной торговли (школы, больницы, театры, стадионы и др.).

В административно-командной экономике роль инфраструктуры выполняли Госплан, Госбанк, Арбитраж, министерства и ведомства, которые с помощью принятия директивных решений, доведения их до предприятий и контроля за их выполнением обеспечивали организационно-экономические и юридические условия производства. Социальные условия для работников производственной сферы создавались благодаря деятельности системы государственных учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения. 3. Для рыночной системы хозяйства требуется особая рыночная инфраструктура, обеспечивающая функционирование рынка товаров, труда, капиталов, финансов, информатики и др.

Сеть фирм оптовой торговли, товарные биржи, торговые дома, посреднические центры, аукционы и ярмарки призваны заменить распределительные органы материально-технического снабжения и государственной реализации, выполнявшие функции инфраструктуры при административно-командной экономике. Для осуществления государственного регулирования рынка возникла необходимость в таких специальных органах, как Антимонопольный комитет, Счётная палата, инспекции по контролю за ценами и ценными бумагами, за использованием государственного имущества и т. п.

Рыночной экономике необходима широкая сеть инфраструктуры финансового рынка в виде коммерческих банков, фондовых и валютных бирж, брокерских, страховых компаний и др. формы финансово-кредитного обслуживания.

Существенную роль в развитии финансов играют различные государственные фонды на федеральном или местном уровне, собирающие денежные средства, имеющие целевое назначение. Как правило, такие фонды создаются для решения крупных проблем, требующих специального внимания со стороны органов государственной власти. Источниками средств для таких фондов являются некоторые виды налогов и сборов, займы и др. Эти фонды носят целевой характер и предназначены для финансирования различных социальных, экономических, научно-технических, кредитных и др. мероприятий.

В РФ в 1999 г. действовали следующие социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социальной поддержки населения. В федеральный бюджет включён ряд целевых бюджетных фондов: Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Межведомственный фонд развития налоговой службы, Фонд развития таможенной системы, Государственный фонд борьбы с преступностью. Бюджетные и внебюджетные фонды являются самостоятельными юридическими лицами и имеют центральные и территориальные органы управления.

Развитие рынка труда требует создания особой инфраструктуры, в т.ч.: центров занятости или бирж труда, центров изучения спроса и предложения рабочей силы, организации общественных работ, назначения пособий по безработице, регулирования миграции рабочей силы и др.

Частью рыночной инфраструктуры являются юридические службы (нотариальные конторы, ассоциации адвокатов и т.п.), аудиторские фирмы, транспортно-складская система, системы рекламного и информационного обслуживания.

В экономически развитых странах Запада и в Японии создана очень широкая и разнообразная инфраструктурная сеть, обслуживающая рынок. В этих странах ею охвачена значительная часть населения (от 1/2 до 2/3 занятых во всех сферах деятельности). На создание современной рыночной инфраструктуры в мире ежегодно затрачиваются очень большие средства. Обслуживающие фирмы, биржи, банки, аукционы оснащаются наиболее современной электронной и спутниковой связью, в них работают высококвалифицированные кадры менеджеров, бизнесменов, маклеров. Эта сеть создавалась в течение многих десятилетий, она постоянно совершенствуется и развивается. Средства, вкладываемые в рыночную инфраструктуру, дают высокую отдачу, т.к. значительно ускоряют оборот капиталов, товаров и др. ценностей, повышают занятость населения, сокращают затраты при осуществлении всех хозяйственных операций.

В Российской Федерации рыночная инфраструктура стала складываться лишь в 1990-х гг. в процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике. Многие звенья инфраструктурной сети ещё предстоит создать. Финансовый кризис в августе 1998 г. разрушил ряд уже созданных обслуживающих организаций. Наиболее тяжёлые последствия кризиса заметны в банковской системе. Многие инфраструктурные звенья работают на теневую экономику. Государственный контроль и регулирование деятельности обслуживающих организаций действуют недостаточно, требуется совершенствование законодательной базы, регламентирующей юридические нормы финансово-кредитной, торговой и др. видов деятельности. С. К. Орловская.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.