ИННОВАЦИИ (от англ. innovation), нововведения, конечный результат инновационной деятельности, связанной с вложением средств в экономику и обеспечивающей смену поколений техники и технологий. Инновационная деятельность способствует преобразованию идеи, заложенной в научных исследованиях и разработках, в новый или усовершенствованный продукт, внедрённый на рынке, новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный на практике, или новый подход к социальным услугам. Развитие изобретательства является существенным фактором инноваций.
Экономическая теория различает 5 типов инноваций: введение нового продукта, введение нового метода производства, создание нового рынка, освоение нового источника поставки сырья и полуфабрикатов, реорганизация структуры управления.
С 1957 г. для координации усилий стран по стандартизации статистики науки и инноваций в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) группой национальных экспертов было разработано и регулярно уточняется так называемое Руководство Фраскати. В последующем экспертами ОЭСР была подготовлена серия методологических руководств, образующих так называемую Семью Фраскати, в т.ч. Руководство Осло (1992 г.), ставшее по сбору данных о технологических инновациях главным международным стандартом в данной области.
Обычно выделяются 6 основных видов инновационной деятельности: а) инструментальная подготовка и организация производства; б) пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала; в) маркетинг новых продуктов; г) приобретение нереализованных технологий в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок и т.д.; д) приобретение реализованной новой технологии - машин и оборудования; е) производственное проектирование, необходимое для создания концепции производства и маркетинга новых продуктов и процессов.
Инновация ведёт к получению потребителем новой выгоды от использования товара. Новый товар становится успешной инновацией в том случае, если он отвечает следующим основным критериям.
Важность - новый продукт или услуга должны предоставить такие выгоды, которые воспринимаются потребителями как значимые. Например, разработка наручных часов, на которые даётся столетняя гарантия точности, возможно и является выдающимся техническим решением, но оценят ли потребители предложенную им выгоду как важную.
Уникальность - выгоды нового товара должны восприниматься как уникальные. Если потребители уверены, что существующие продукты обладают такими же преимуществами, что и новинка, она вряд ли получит высокую оценку.
Устойчивость - новый продукт может предоставлять уникальные или важные выгоды, но если он легко воспроизводится конкурентами, его перспективы завоевания рынка представляются весьма туманными.
Ликвидность - компания должна иметь возможность реализовать созданный товар, а для этого он должен быть надёжным и эффективным и продаваться по цене, которую могут себе позволить заплатить потребители; для доставки и поддержки продукта компания должна разработать эффективную систему распределения.
Для инноваций характерна определённая последовательность стадий их зарождения, развития, существования и отмирания. Иными словами, каждая техническая новинка имеет свой жизненный цикл. Сначала возникает техническая идея, которая проходит лабораторную и экспериментальную проверку, получая, таким образом, научное подкрепление. При положительных результатах проектируются образцы новой техники, конструируются её отдельные элементы и разрабатывается технология производства. На основе выполненных чертежей организуется опытное производство новой техники, которое затем развивается в серийный и даже массовый выпуск изделия. Через некоторое время происходит моральное старение этого изделия, ибо появляются новые идеи, новые технические изобретения, новые товары, которые вытесняют устаревшие. Жизненный цикл потерявшей свою новизну техники завершается, а новый начинается. Итак, жизненный цикл каждой технической новинки включает в себя рождение идеи - научное исследование (лабораторную и экспериментальную проверку идеи) - проектирование - техническое освоение - производство - эксплуатацию - старение - вытеснение.
Инновации - залог успешного развития фирмы. Практика бизнеса буквально заставляет каждую фирму вводить разнообразные новшества и рационализировать производство. Меняется не только внешняя среда деятельности компании, но и нарастает угроза устаревания существующих продуктов. Компания, которая не устаёт совершенствовать свою продукцию, постоянно внося в неё небольшие изменения, в конечном счёте имеет хорошие шансы сохранить свои конкурентные преимущества на рынке. В результате изменений внешней среды возникают как новые потребности, так и новые знания, способы удовлетворения этих потребностей. Кроме того, по-настоящему новаторские товары имеют решающее значение для поддержания или повышения уровня доходности компании.
Инновации различаются по степени новизны. Большинство новинок - модификация уже выпускаемых компаниями товаров: изделия совершенствуются, расширяется специализация компании, она выходит на новые рынки. Речь может идти и о новых способах применения знакомых потребителям товаров.
К инновациям относят новые рынки, т. е. новые группы потребителей товара. Какой-либо товар в течение определённого времени может производиться с расчётом на одну специфическую группу потребителей, но затем, в результате проведённых исследований, может оказаться, что он подходит и для другой, отличной от первой (напр., по возрастному и социальному признакам), группы потребителей.
К инновациям могут относиться и новые методы организации производства, новые управленческие технологии. Значительные возможности открывают, напр., применение электронной техники в управленческой деятельности, новые способы обслуживания потребителей.
Инновационная деятельность даёт фирме прежде всего снижение затрат на производство продукции. Снижая издержки производства, высвобождая рабочую силу и оборудование, компания получает возможность производить больше новых изделий, предоставлять потребителю более широкий выбор товаров. Далее, продукция, появляющаяся в результате инновационной деятельности, является более современной по сравнению с продукцией конкурентов и воплощает в себе новейшие технологии. Такие товары, естественно, реализуются по более высоким ценам. В результате фирма получает более высокие прибыли.
Выпуская новый товар на рынок, фирма приобретает существенные преимущества перед конкурентами, поскольку аналогов этого товара просто не существует. Если новый товар оказался востребованным на рынке, значит, потребители остаются приверженцами торговой марки этой фирмы. Её рыночные позиции укрепляются. Фирма может выходить с товаром-пионером и на другие рынки. Это позволяет производителю охватить значительное рыночное пространство и уменьшает зависимость фирмы от конъюнктуры в той или иной нише рынка, значительно экономит ресурсы.
Совокупность знаний научно-технического, производственно-технологического, управленческого, финансово-экономического, коммерческого характера, а также опыта их применения на практике, ещё не ставших известными, является ноу-хау.
Экономическая теория различает 5 типов инноваций: введение нового продукта, введение нового метода производства, создание нового рынка, освоение нового источника поставки сырья и полуфабрикатов, реорганизация структуры управления.
С 1957 г. для координации усилий стран по стандартизации статистики науки и инноваций в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) группой национальных экспертов было разработано и регулярно уточняется так называемое Руководство Фраскати. В последующем экспертами ОЭСР была подготовлена серия методологических руководств, образующих так называемую Семью Фраскати, в т.ч. Руководство Осло (1992 г.), ставшее по сбору данных о технологических инновациях главным международным стандартом в данной области.
Обычно выделяются 6 основных видов инновационной деятельности: а) инструментальная подготовка и организация производства; б) пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала; в) маркетинг новых продуктов; г) приобретение нереализованных технологий в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок и т.д.; д) приобретение реализованной новой технологии - машин и оборудования; е) производственное проектирование, необходимое для создания концепции производства и маркетинга новых продуктов и процессов.
Инновация ведёт к получению потребителем новой выгоды от использования товара. Новый товар становится успешной инновацией в том случае, если он отвечает следующим основным критериям.
Важность - новый продукт или услуга должны предоставить такие выгоды, которые воспринимаются потребителями как значимые. Например, разработка наручных часов, на которые даётся столетняя гарантия точности, возможно и является выдающимся техническим решением, но оценят ли потребители предложенную им выгоду как важную.
Уникальность - выгоды нового товара должны восприниматься как уникальные. Если потребители уверены, что существующие продукты обладают такими же преимуществами, что и новинка, она вряд ли получит высокую оценку.
Устойчивость - новый продукт может предоставлять уникальные или важные выгоды, но если он легко воспроизводится конкурентами, его перспективы завоевания рынка представляются весьма туманными.
Ликвидность - компания должна иметь возможность реализовать созданный товар, а для этого он должен быть надёжным и эффективным и продаваться по цене, которую могут себе позволить заплатить потребители; для доставки и поддержки продукта компания должна разработать эффективную систему распределения.
Для инноваций характерна определённая последовательность стадий их зарождения, развития, существования и отмирания. Иными словами, каждая техническая новинка имеет свой жизненный цикл. Сначала возникает техническая идея, которая проходит лабораторную и экспериментальную проверку, получая, таким образом, научное подкрепление. При положительных результатах проектируются образцы новой техники, конструируются её отдельные элементы и разрабатывается технология производства. На основе выполненных чертежей организуется опытное производство новой техники, которое затем развивается в серийный и даже массовый выпуск изделия. Через некоторое время происходит моральное старение этого изделия, ибо появляются новые идеи, новые технические изобретения, новые товары, которые вытесняют устаревшие. Жизненный цикл потерявшей свою новизну техники завершается, а новый начинается. Итак, жизненный цикл каждой технической новинки включает в себя рождение идеи - научное исследование (лабораторную и экспериментальную проверку идеи) - проектирование - техническое освоение - производство - эксплуатацию - старение - вытеснение.
Инновации - залог успешного развития фирмы. Практика бизнеса буквально заставляет каждую фирму вводить разнообразные новшества и рационализировать производство. Меняется не только внешняя среда деятельности компании, но и нарастает угроза устаревания существующих продуктов. Компания, которая не устаёт совершенствовать свою продукцию, постоянно внося в неё небольшие изменения, в конечном счёте имеет хорошие шансы сохранить свои конкурентные преимущества на рынке. В результате изменений внешней среды возникают как новые потребности, так и новые знания, способы удовлетворения этих потребностей. Кроме того, по-настоящему новаторские товары имеют решающее значение для поддержания или повышения уровня доходности компании.
Инновации различаются по степени новизны. Большинство новинок - модификация уже выпускаемых компаниями товаров: изделия совершенствуются, расширяется специализация компании, она выходит на новые рынки. Речь может идти и о новых способах применения знакомых потребителям товаров.
К инновациям относят новые рынки, т. е. новые группы потребителей товара. Какой-либо товар в течение определённого времени может производиться с расчётом на одну специфическую группу потребителей, но затем, в результате проведённых исследований, может оказаться, что он подходит и для другой, отличной от первой (напр., по возрастному и социальному признакам), группы потребителей.
К инновациям могут относиться и новые методы организации производства, новые управленческие технологии. Значительные возможности открывают, напр., применение электронной техники в управленческой деятельности, новые способы обслуживания потребителей.
Инновационная деятельность даёт фирме прежде всего снижение затрат на производство продукции. Снижая издержки производства, высвобождая рабочую силу и оборудование, компания получает возможность производить больше новых изделий, предоставлять потребителю более широкий выбор товаров. Далее, продукция, появляющаяся в результате инновационной деятельности, является более современной по сравнению с продукцией конкурентов и воплощает в себе новейшие технологии. Такие товары, естественно, реализуются по более высоким ценам. В результате фирма получает более высокие прибыли.
Выпуская новый товар на рынок, фирма приобретает существенные преимущества перед конкурентами, поскольку аналогов этого товара просто не существует. Если новый товар оказался востребованным на рынке, значит, потребители остаются приверженцами торговой марки этой фирмы. Её рыночные позиции укрепляются. Фирма может выходить с товаром-пионером и на другие рынки. Это позволяет производителю охватить значительное рыночное пространство и уменьшает зависимость фирмы от конъюнктуры в той или иной нише рынка, значительно экономит ресурсы.
Совокупность знаний научно-технического, производственно-технологического, управленческого, финансово-экономического, коммерческого характера, а также опыта их применения на практике, ещё не ставших известными, является ноу-хау.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи