БЛАГОСОСТОЯНИЕ, степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами. Благосостояние характеризует уровень жизни людей. Всё, что способно удовлетворять потребности людей, называется благами (потребительскими благами или ресурсами - в зависимости от своих функций).
Потребительские блага непосредственно удовлетворяют потребности людей; ресурсы - блага, необходимые для производства потребительских благ. По своей структуре блага классифицируются на частные и коллективные. Частные - блага, которые могут быть потреблены индивидуально. В свою очередь, коллективные блага подразделяются на "клубные" и общественные. "Клубными" благами можно пользоваться совместно до определённого предела. Например, в театре этот предел определяется количеством мест, за которым пользование театральным зрелищем невозможно. Общественное благо - это благо, достижимое для пользования всем обществом в целом. Ограничение доступа к общественному благу невозможно.
Уровень благосостояния общества или индивида определяется уровнем обеспечения общества или индивида частными и коллективными благами. При решении задач повышения общественного благосостояния современное общество (в лице государства) руководствуется следующими принципами:
Принцип Парето (по имени итальянского экономиста В. Парето, развившего теорию благосостояния) - изменение в ходе экономических процессов, которое повышает уровень благосостояния хотя бы для одного из их участников, если при этом не допускается снижения уровня благосостояния ни одного из других участников. В реальной действительности этот принцип реализуется как тенденция, т. е. указывает направление, в котором должно развиваться благосостояние. Если, как это произошло в России в 1990-х гг., у 70% населения уровень жизни понизился, при том что у 10% произошло резкое повышение, то это свидетельствует об ухудшении общественного благосостояния.
Повышение общественного благосостояния достигается за счёт перераспределения доходов и имущества. Общество, исходя из необходимости достижения благосостояния, использует принцип социальной справедливости в качестве ограничения при принятии экономических решений. Современные правительства, с целью достижения благосостояния всего общества, используют в своей экономической политике (при распределении и перераспределении) разные концепции справедливости (утилитаризм, либерализм, эгалитаризм и др.). Согласно принципу утилитаризма, благосостояние выступает как сумма индивидуальных достижений членов общества и государство должно заботиться об этой сумме. В этом случае перераспределение доходов и имущества осуществляется в узких пределах - только в пределах сравнимости индивидуальных полезностей. Поскольку определённая денежная сумма представляет для бедняка большую индивидуальную полезность, чем, напр., потеря этой суммы для миллионера, то возможно перераспределение этой суммы в пользу бедняка.
С точки зрения либерализма, исходящего из приоритета индивидульных свобод и права частной собственности, государство должно содействовать только таким изменениям, которые отвечают принципу Парето. Поэтому принудительное перераспределение, по мнению либерализма, неприемлемо.
Согласно позиции эгалитаризма, отстаивающего приоритет равенства в обществе, сплочённость и солидарность, есть более высокие ценности, чем индивидуальные достижения и независимость членов общества от государства. Поэтому государство может и должно осуществлять активную политику выравнивания доходов и нейтрализации их чрезмерной дифференциации.
В рамках эгалитаризма существует так называемый ролзианский подход (по имени философа Дж. Ролзи, предложившего этот подход), который исходит из того, что каждый индивид не знает, поднимется ли он по социальной лестнице или не удержится на ней и упадёт на социальное дно. Поскольку индивид ничего не знает о своём будущем, то он предпочтёт такую политику правительства, которая направлена на улучшение положения самых бедных членов общества.
При этом эгалитаризм не требует абсолютного равенства доходов, ибо такое равенство уничтожает экономические стимулы и в конечном счёте ухудшает положение всех членов общества. В то же время пределы перераспределения доходов - максимально возможные при данном уровне экономической эффективности.
В современных экономически развитых странах реальная политика государства направлена как на стимулирование в получении индивидуальных доходов за счёт роста экономической эффективности предприятий, так и на реализацию ответственности общества за положение своих наименее обеспеченных членов.
Благосостояние отдельных членов общества складывается из индивидуальных доходов (заработная плата, проценты на сбережения, выплаты по аренде, предпринимательский доход), имущества (в т.ч. недвижимости), пособий по социальному страхованию, пенсий, выплат по страхованию жизни и др., за вычетом прямых налогов, взносов на социальное страхование, в пенсионные фонды. Дифференциация уровней благосостояния каждой семьи может быть очень велика: так, во Франции разрыв в уровнях доходов (отношение минимального дохода к максимальному) в начале 1990-х гг. составлял 1:6 (в РФ - 1:12,5), разрыв в размерах семейных состояний - 1:66. При оценке благосостояния учитываются также бесплатное предоставление товаров и услуг населению со стороны государства, благотворительная деятельность и т. д. Благосостояние многодетных семей во многом зависит от степени развития социальной защиты населения в конкретной стране.
Благосостояние отдельных групп населения сравнивается по соотношению их доходов с прожиточным минимумом, а также по разрыву в уровнях доходов богатых и бедных. В 1997 г. 10% самых обеспеченных граждан РФ получили 32,3% всех доходов, 10% самых бедных - 2,6%. Доход ниже официально установленного прожиточного минимума имели 21 % всего населения РФ, а отношение среднедушевого дохода населения к прожиточному минимуму составляло 22:10 (для пенсионеров 11:10), что значительно ниже показателей развитых стран.
Сравнительный анализ благосостояния населения различных стран проводится по совокупности оценок уровня жизни и качества жизни (по национальному доходу или ВВП на душу населения, соотношению величины заработной платы и стоимости важнейших товаров, по показателям калорийности и модели питания населения и т. п.).
В зависимости от уровня социально-экономического развития стран существенно различаются границы бедности. В высокоразвитых странах доход, соответствующий уровню бедности, гарантирует удовлетворение не только жизненно важных потребностей в продуктах питания и жилье, но и социально-культурных потребностей на минимально приемлемом для этого общества уровне. Характерной чертой 20 в. стала целостная и стабильная политика социальной поддержки населения. В соответствии с этой политикой страны, обеспечивающие за счёт социальных программ социальные нужды населения, стали называться государствами благосостояния.
Потребительские блага непосредственно удовлетворяют потребности людей; ресурсы - блага, необходимые для производства потребительских благ. По своей структуре блага классифицируются на частные и коллективные. Частные - блага, которые могут быть потреблены индивидуально. В свою очередь, коллективные блага подразделяются на "клубные" и общественные. "Клубными" благами можно пользоваться совместно до определённого предела. Например, в театре этот предел определяется количеством мест, за которым пользование театральным зрелищем невозможно. Общественное благо - это благо, достижимое для пользования всем обществом в целом. Ограничение доступа к общественному благу невозможно.
Уровень благосостояния общества или индивида определяется уровнем обеспечения общества или индивида частными и коллективными благами. При решении задач повышения общественного благосостояния современное общество (в лице государства) руководствуется следующими принципами:
Принцип Парето (по имени итальянского экономиста В. Парето, развившего теорию благосостояния) - изменение в ходе экономических процессов, которое повышает уровень благосостояния хотя бы для одного из их участников, если при этом не допускается снижения уровня благосостояния ни одного из других участников. В реальной действительности этот принцип реализуется как тенденция, т. е. указывает направление, в котором должно развиваться благосостояние. Если, как это произошло в России в 1990-х гг., у 70% населения уровень жизни понизился, при том что у 10% произошло резкое повышение, то это свидетельствует об ухудшении общественного благосостояния.
Повышение общественного благосостояния достигается за счёт перераспределения доходов и имущества. Общество, исходя из необходимости достижения благосостояния, использует принцип социальной справедливости в качестве ограничения при принятии экономических решений. Современные правительства, с целью достижения благосостояния всего общества, используют в своей экономической политике (при распределении и перераспределении) разные концепции справедливости (утилитаризм, либерализм, эгалитаризм и др.). Согласно принципу утилитаризма, благосостояние выступает как сумма индивидуальных достижений членов общества и государство должно заботиться об этой сумме. В этом случае перераспределение доходов и имущества осуществляется в узких пределах - только в пределах сравнимости индивидуальных полезностей. Поскольку определённая денежная сумма представляет для бедняка большую индивидуальную полезность, чем, напр., потеря этой суммы для миллионера, то возможно перераспределение этой суммы в пользу бедняка.
С точки зрения либерализма, исходящего из приоритета индивидульных свобод и права частной собственности, государство должно содействовать только таким изменениям, которые отвечают принципу Парето. Поэтому принудительное перераспределение, по мнению либерализма, неприемлемо.
Согласно позиции эгалитаризма, отстаивающего приоритет равенства в обществе, сплочённость и солидарность, есть более высокие ценности, чем индивидуальные достижения и независимость членов общества от государства. Поэтому государство может и должно осуществлять активную политику выравнивания доходов и нейтрализации их чрезмерной дифференциации.
В рамках эгалитаризма существует так называемый ролзианский подход (по имени философа Дж. Ролзи, предложившего этот подход), который исходит из того, что каждый индивид не знает, поднимется ли он по социальной лестнице или не удержится на ней и упадёт на социальное дно. Поскольку индивид ничего не знает о своём будущем, то он предпочтёт такую политику правительства, которая направлена на улучшение положения самых бедных членов общества.
При этом эгалитаризм не требует абсолютного равенства доходов, ибо такое равенство уничтожает экономические стимулы и в конечном счёте ухудшает положение всех членов общества. В то же время пределы перераспределения доходов - максимально возможные при данном уровне экономической эффективности.
В современных экономически развитых странах реальная политика государства направлена как на стимулирование в получении индивидуальных доходов за счёт роста экономической эффективности предприятий, так и на реализацию ответственности общества за положение своих наименее обеспеченных членов.
Благосостояние отдельных членов общества складывается из индивидуальных доходов (заработная плата, проценты на сбережения, выплаты по аренде, предпринимательский доход), имущества (в т.ч. недвижимости), пособий по социальному страхованию, пенсий, выплат по страхованию жизни и др., за вычетом прямых налогов, взносов на социальное страхование, в пенсионные фонды. Дифференциация уровней благосостояния каждой семьи может быть очень велика: так, во Франции разрыв в уровнях доходов (отношение минимального дохода к максимальному) в начале 1990-х гг. составлял 1:6 (в РФ - 1:12,5), разрыв в размерах семейных состояний - 1:66. При оценке благосостояния учитываются также бесплатное предоставление товаров и услуг населению со стороны государства, благотворительная деятельность и т. д. Благосостояние многодетных семей во многом зависит от степени развития социальной защиты населения в конкретной стране.
Благосостояние отдельных групп населения сравнивается по соотношению их доходов с прожиточным минимумом, а также по разрыву в уровнях доходов богатых и бедных. В 1997 г. 10% самых обеспеченных граждан РФ получили 32,3% всех доходов, 10% самых бедных - 2,6%. Доход ниже официально установленного прожиточного минимума имели 21 % всего населения РФ, а отношение среднедушевого дохода населения к прожиточному минимуму составляло 22:10 (для пенсионеров 11:10), что значительно ниже показателей развитых стран.
Сравнительный анализ благосостояния населения различных стран проводится по совокупности оценок уровня жизни и качества жизни (по национальному доходу или ВВП на душу населения, соотношению величины заработной платы и стоимости важнейших товаров, по показателям калорийности и модели питания населения и т. п.).
В зависимости от уровня социально-экономического развития стран существенно различаются границы бедности. В высокоразвитых странах доход, соответствующий уровню бедности, гарантирует удовлетворение не только жизненно важных потребностей в продуктах питания и жилье, но и социально-культурных потребностей на минимально приемлемом для этого общества уровне. Характерной чертой 20 в. стала целостная и стабильная политика социальной поддержки населения. В соответствии с этой политикой страны, обеспечивающие за счёт социальных программ социальные нужды населения, стали называться государствами благосостояния.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи