Несмотря на наличие значительного количества литературы, посвященной вопросам восстановления и развития страны в послевоенный период, сюжеты повседневной жизни народа не нашли в ней должного отражения. Цель нашего исследования – попытка раскрыть особенности материально-бытового и жилищного положения учителей, условий их труда на территории Ленинградской области в первые послевоенные годы.
За годы первой послевоенной пятилетки значительно выросла сеть школ и других детских учреждений Ленинградской области. А вместе с этим выросла и армия учителей и работников народного образования. В 1945/46 гг. в области насчитывалось 2 367 учителей, в 1947/48 гг. – 4 074 учителя, в 1949/50 гг. – 4 930 учителей, в 1951 гг. – 6 638 чел. Таким образом, количество учителей после войны утроилось, а численность всех работников народного образования в Ленинградской области на 1951 г. составила 11 873 чел. В общей сложности 30% учителей Ленинградской области имели те или иные награды. Причем 1 800 учителей было награждено медалями и орденами, 31 учитель имели звание заслуженного, а 169 учителей были награждены значками отличника народного образования. Все учителя, проработавшие 25 лет в школе, обеспечивались 40 % пенсией. Ежегодно государством на эти цели выделялось 3,5 млн руб.
Большое количество учителей являлись депутатами областного и местных советов, депутатами Верховного Совета Советского Союза РСФСР, областного совета и районных советов. Всего в советы разного уровня было избрано 669 учителей, что составляло более 10 % всего состава учителей области. Леноблоно, понимая это, принимало меры к тому, чтобы создать все условия для плодотворной учебно-воспитательной работы учителей.
Организующим документом труда учителя в школе являлись «Правила внутреннего трудового распорядка школ», утвержденные Министерством просвещения РСФСР и ЦК Союза в 1950 г. В них были ясно, отчетливо сформулированы обязанности и права работников школ, порядок работы, также предусмотрены все необходимые условия для нормального труда учителя.
Правила были отпечатаны в форме настенного плаката и отправлены на места для ознакомления с ними работников школ. Изучение правил внутреннего трудового распорядка школ было организовано на производственных совещаниях. Знание правил упорядочило многие вопросы жизни. Школьные правила способствовали созданию нормальных условий труда учителей. Обычно много волнений, переживаний учителей было связано с вопросами назначения, увольнения и перемещения. Облоно принимал все меры к тому, чтобы не травмировать учителей поспешностью решения этих вопросов, необдуманных переводов и т. п. Многое в этом направлении удалось сделать созданием определенной системы изучения и расстановки кадров. Суть этой системы заключалась в следующем. Изучением кадров занимался сектор кадров совместно с коллективом школьных инспекторов и других работников облоно и районо. В этом вопросе активное участие принимали партийные, советские и комсомольские организации района и области. В основе своей расстановка кадров на новый учебный год должна была быть спланирована к февралю месяцу, чтобы четко представлять себе необходимые вакансии к моменту распределения молодых специалистов, проводимого в марте – апреле. К 1 мая Министерство просвещения РСФСР, а вслед за ним облоно уже рассылали приказы в районы о расстановке кадров, и все учителя получали перед отпуском необходимую информацию о своей дальнейшей работе в школе, о том, в каких классах они будут работать и какая у них будет нагрузка. Такая практика расстановки кадров на новый учебный год стабилизировала кадры, создавала правильные взаимоотношения между администрацией и учителями, снимала нервозность молодых учителей и давала возможность лучше разобраться отделам народного образования с теми учителями, которые по разным причинам должны были быть освобождены, перемещены и назначены. В результате работы с кадрами по этой системе значительно стабилизировался и улучшился состав учителей школ области.
В результате случаи нарушений прав учителей со стороны заведующего районо стали единичными, и в 1951 г. самовольных действий по перемещению учителей было всего два, во Всеволожском и в Ефимовском районах. В том же 1951 г. значительно уменьшилось количество жалоб и связанных с ними разбирательств по вопросам неправильного увольнения и перемещения.
Параллельно с этим активно решалась проблема нехватки преподавателей семилетней школы. В 1951 г. облоно удалось сократить дефицитность учителей русского языка, математики и иностранного языка. 180 учителей математики и русского языка было подготовлено педучилищем, а 20 учителей иностранного языка – на курсах. 114 учителей было отобрано для начальных классов. Это позволило создать удовлетворительные условия работы учителям, ликвидировать учебную перегрузку. Для школ Ленинградской области было характерно следующее распределение часов в 5–10 классах: от 18 до 20 ч в неделю имело 1817 учителей – 42 %; до 24 ч –
2330 учителей – 53,5 %; от 26 и выше – 170 учителей – 4,5 %; 30 ч и более – 50 учителей – 1–1,5 % [1].
В течение учебного года в случае подыскания квалифицированных учителей-специалистов перегрузка ликвидировалась. Для того чтобы перейти на нормальную нагрузку в 18 часов, требовалось по крайней мере еще 800 учителей.
В Вольшовской семилетней школе Лужского района математик Савинов, окончивший учительский институт, имел нагрузку 32 часа; в Павловской семилетней школе Мгинского района математик Кобякова, также получившая образование в пединституте, имела нагрузку 32 часа с вечерней школой. В Отрадненской средней школе Мгинского района у учительницы немецкого языка Островской –
34 часа; в Назиевстройской семилетней школе у учителя математики – 32 часа. В Ополицкой семилетней школе Кингисеппского р-на у учителя математики Ласского – 32, а у завуча Матвеева – 20 часов. В Кингисеппской средней школе физик Кутлинская имела нагрузку с вечерней школой – 32 часа; в Ивангородской школе, учительница немецкого языка Базылева – 34; в г. Луга в семилетней школе № 2 учитель немецкого Хомченко – 31 час [1].
Одним из важнейших моментов в создании нормальных условий учителю было трудоустройство учителей в связи с временным сокращением. Облоно нужно было сохранить учителей для дальнейшей педагогической работы и трудоустроить. Как принцип трудоустраивать нужно было в первую очередь в своей системе – это было сделано. Так, из 3564 освобожденных учителей начальных классов в связи с сокращением классов 128 учителей были переведены в другие начальные школы, 11 – в детские дома воспитателями, 15 человек – старшими пионервожатыми, 2 человека были направлены учиться, 73 пенсионера были освобождены по личному заявлению [1].
Менее предпочтительным казался второй принцип – трудоустройство вне системы, но обязательно в своем районе. Таким образом, было трудоустроено на разные работы 125 человек.
Значительно улучшились условия труда учителей в связи с ежегодным пополнением учебного оборудования и учебных пособий. Только в 1950 г. школами Ленинградской области было приобретено учебно-наглядных пособий и оборудования на 250 тыс. 525 руб., в
1951 г. по состоянию на 1 ноября было израсходовано на приобретение учебно-наглядных пособий и оборудования 1 млн 239 тыс. руб. из 1 млн 533 тыс. руб., запланированных на эти нужды [1]. Организация работы по повышению квалификации учителей, охвату заочным обучением, особенно педагогическим (из педучилищ), обмен лучшим педагогическим опытом, оказание помощи молодым учителям и другие мероприятия создавали и улучшали условия учительского труда.
Очень тяжелые жилищные проблемы, созданные войной, за первую пятилетку не были решены. Первым насущным вопросом оставался вопрос об улучшении быта учителей. На 1951 г. в области свыше 1 000 учителей жили в своих собственных домах, до тысячи учителей занимали комнаты в школьных зданиях, 1100 учителей жили в арендуемых помещениях, 3700 учителей – в коммунальных квартирах. 9 октября 1951 г. было принято развернутое решение облисполкома об улучшении жилищных условий учителей. Впоследствии была проведена проверка его исполнения в 19 районах. Так, через месяц после постановления облисполкома по заданию облоно начальником сектора детских домов Ивановой была проведена проверка Гатчинского района и выявлено, что жилищные условия учителей района значительно улучшились. Всего в районе насчитывалось 340 учителей. В 1950 г. 36 учителей жили в плохих квартирах. На 1951 г. плохие квартиры остались только у шести учителей [1]. 30 учителям были предоставлены изолированные квартиры и передан на баланс дом из 14 комнат для квартир учителей. Ремонт и приспособление здания производилось за счет самообложения. Шесть упомянутых учителей должны были получить квартиры в этом доме, но на момент проверки им еще приходилось жить на частных квартирах в проходных комнатах.
Учителя неохотно переходили в большие многоквартирные дома, так как при них не было достаточного количества сараев, коровников и т. д. Так, например, два учителя Деймищенской школы жили в небольшом доме из трех комнат. Для двух семей дом был мал, для одной даже велик. Оба учителя неоднократно обращались в районо, причем жаловались на непригодность здания. Одной семье было найдено помещение из одной комнаты и кухни, но ни один из учителей не хотел уходить из маленького особняка, так как там имелась хорошая усадьба и надворные постройки [1].
Аналогичная проверка была проведена в Сланцевском районе Ленинградской области. Проверялось материальное положение учителей и осуществление предоставленных им льгот. По данным обследования выяснилось, что 12 учителей жили в собственных домах, 19 – в школьных, 126 – имели коммунальные квартиры и только
16 учителей проживали в арендованных частных квартирах. Комиссия пришла к выводу, что квартиры большинства учителей были благоустроены, имелась приличная обстановка: хорошая мебель, радиоприемники, велосипеды, швейные машины и т. д.
Из 5 570 учителей Ленинградской области, которые проживали в селе и рабочих поселках, свыше тысячи учителей жили в собственных домах, причем за послевоенные годы 350 учителей смогли построить свои дома на полученные от государства на эти цели ссуды. Кроме денежных ссуд, учителя получали помощь в виде лесных и других строительных материалов. За 1948–1950 гг. в Ленинградской области самими учителями и администрацией, было построено и куплено 95 домов и отдельных квартир, передано 299 домов. В общей сложности в школьный фонд поступило 450 учительских квартир.
В 1951 г. планом строительства домов, установленным Исполкому, было предусмотрено предоставление 74 квартир. На 1 сентября было построено 33 квартиры, строились дома на 12 квартир. Таким образом, школы должны были получить дополнительный фонд для учителей в количестве более 100 квартир.
При подготовке к новому учебному году только в 12 городах Ленинградской области учителя получили 120 квартир. По области был проведен ремонт 460 учительских квартир. Так, в Приозерском районе было отремонтировано 37 квартир, на что было затрачено
69 тыс. руб. В Рощинском районе на восстановление было затрачено 58 тыс. руб.; в Кингисеппском – было отремонтировано 25 квартир; в Приморском – затрачено на ремонт учительских квартир
40 тыс. руб. [1]. Конечно, на район сумма в 30–50 тыс. руб. была небольшой по сравнению с его потребностями, но надо учитывать, что из учреждений народного образования на этот ремонт отпускалось не больше 70–100 тыс. руб. на район.
Энергичными усилиями директоров школ многие учителя получали дополнительные льготы. Так, например, директор Сиверской школы Соловьев и председатель месткома Сафронов обеспечили
36 учителей этой школы коммунальными квартирами. В 1951 г. были «основательно» отремонтированы шесть учительских квартир, а в других произведен небольшой текущий ремонт. Все учителя получили дрова на полный год, причем некоторые учителя – жены погибших воинов Советской армии – получили даже 1,5 нормы. Коммунальные услуги учителя получили до 1 января 1951 г., т. е. был произведен полный расчет. Ежегодно школа выделяла за счет своих специальных средств стулья, столы, кровати тем учителям, которые в данной мебели нуждались [1]. Эта школа использовала еще один достаточно любопытный способ социальной защиты своих работников. На школьном земельном участке, школьной лошадью проводилась обработка почвы, территория засаживалась картошкой и другими овощами. Учителя, потратившись на приобретение семян, получали осенью значительное количество разнообразных продуктов по сниженным ценам. Так, они платили за выращенные на школьном участке помидоры по 2 руб., в то время как в Ленинграде они стоили 5 руб. По пониженной стоимости продавалась учителям со школьного участка капуста и другие овощи. Учителя, имевшие скот, были полностью обеспечены необходимыми для его прокорма покосами. Все основные льготы, установленные правительством для учителей, выполнялись. В этом, несомненно, была заслуга руководителей школы и месткома, и это результат их повседневной заботы об улучшении материального положения учителей.
В 1951 г. в школы, города и районы Ленинградской области были направлены 624 учителя, в том числе 250 учителей, окончивших педучилище, из них 180 чел. должны были преподавать в 5–7 классах. Им была оказана существенная помощь. В педучилище были организованы факультативные занятия, на которых они готовились к работе в семилетней школе. Проводилась работа, давшая им возможность организованно включиться в заочное обучение при пединституте. Таким образом, им была предоставлена возможность овладеть той специальностью и в той квалификации, по которой им предстояло работать. Подавляющее большинство молодых учителей было обеспечено квартирами.
В Лужском районе молодым учителям было предоставлено
13 квартир, в Оредежском все были устроены. В Приморский, Выборгский, Рощинский, Выборгский, Приозерский, Киришский районы были направлены по 15–20 молодых специалистов. В Кингисеппском районе, в Пашском, Мгинском, Парголовском, Сланцевском, Приморском, Выборгском и других районах молодые учителя получали и некоторую мебель, кровати, стулья, столы.
Но имелись и существенные недостатки. Так, из 20 молодых специалистов, направленных во Всеволожский район, только 13 было обеспечено жилплощадью. Город Волхов не справился с задачей обеспечения жилплощадью молодых учителей. Учителя рабочих поселков получали бесплатно отопление и освещение. Из
1453 школ 1403 школы и учителя этих школ были обеспечены топливом.
В большинстве районов договора на аренду частных квартир, если нет коммунальных, заключались сельсоветами и руководителями школ, если они финансировались через районный бюджет. Таких учителей, которые проживали в отремонтированных квартирах, насчитывалось свыше 1000 человек. В 1950 г. имелось большое количество случаев, когда учителя платили за квартиру хозяину дороже и значительно дороже, чем выплачивали им сельсовет или школа [1].
В 1951 г. из 19 районов Ленинградской области приплату или доплату проверочные комиссии обнаружили только в 2-х районах. Благополучно обстояло дело с льготами по сельхозналогу и по поставкам молока, мяса. Учителям, имеющим скот, а их было немало, предоставляли бесплатный выпас.
О сенокосе в законе ничего не было сказано, и это вызывало определенные недоразумения. Во многих местах учителям оказывалась помощь транспортом для доставки сена. Оказывалась помощь в посадке на земельных участках.
Итак, самым острым, больным вопросом в отношении материально-бытового обслуживания учителей в Ленинградской области оставалась необеспеченность в ряде ее районов преподавателей жилплощадью. По данным 19 городов и районов Ленинградской области, а это составляло почти половину районов и городов, входящих в область, в 14 районах все учителя были обеспечены, в пяти городах и районах 37 учителей не было обеспечено (в городах 25 и в районах 12). Это большая цифра. Во Всеволожском, Мгинском районах пять учителей проживали в гостинице; в городе Волхове до
17 учителей проживали в интернатах, буфетах, пионерских комнатах; в городе Петрокрепость был затянут ремонт квартир, в результате заведующий учебной частью была вынуждена проживать в своем кабинете. Два молодых специалиста жили в школе. Учительница Подпорожского района Филиппова была помещена в проходную комнату, через которую ходил хозяин. Целая группа учителей жила в неблагоустроенных квартирах.
Например, в Павловской школе Мгинского района учительница Иванова с семьей вынуждена была жить в общежитии из-за отсутствия квартиры. В Сарсовской школе того же района учительница проживала в подвальном помещении, а учителя Шумской школы жили в доме, где текла крыша. Учительница Семенова Мурынского сельсовета проживала в доме, где не только протекала крыша, но и потолок угрожал обвалом. В Гладышевской школе замужняя учительница Хоменко и учительница – девица Клокова – с матерью были помещены в одну комнату. В школе Оредежского района учительницы жили в одной комнате с хозяевами. Аналогичным образом были организованы бытовые условия и некоторых других работников народного образования области. Недостаточно проводился ремонт учительских квартир. В Парголовском районе, городе Волхове, Киришском, Мгинском, Ефимовском, Лужском районах было отремонтировано всего 460 квартир.
Рабочие и служащие Свирьстроя имели сносные жилищные условия: коттеджи, хорошие укрепленные бараки, а вновь прибывших учителей поселили в неотремонтированный барак, в котором имелись щели, дуло, в некоторых окнах не было форточек, хотя в этом поселке имелся коммунальный отдел, ремонтная группа, которая вполне была способна провести ремонт [1].
В Пашском районе Ливенский поселок был полностью электрифицирован, а в доме учителей не было электрического света. Один дом во всей деревне не был электрифицирован – это учительский дом. Учителям керосина не привозили, и за ним надо было ехать
12 км. В Приозерском районе со стороны отдельных сельсоветов были попытки оплачивать не хозяину, а учителям по 1 руб. 5 коп. за квадратный метр. Во Всеволожском районе в Ильинской школе квартира стоила 100 руб., но поселковый совет платил квартиросдатчику 50 руб., оставшиеся 50 приходилось доплачивать учителю.
Встречались также факты отсутствия снабжения учителей продуктами питания и хлебом. Так, в Ефимовском районе и Ладогощенском сельсовете бывали перебои с хлебом, учителя были вынуждены приобретать муку и выпекать хлеб самостоятельно. В Пашском и Кингисеппском районах работники народного образования часто получали хлеб с перебоями [1].
На недостатки организации труда и быта учителей Ленинградской области было обращено внимание. В тексте постановления Президиума ЦК профсоюза работников начальной и средней школы РСФСР от 23 ноября 1951 г. отмечалось, что органы народного образования, здравоохранения и профсоюзные организации области не использовали всех возможностей для дальнейшего улучшения условий труда и быта учителей и снижения заболеваемости среди них, не осуществляли надлежащего контроля за выполнением плана строительства школ, домов и медицинским обслуживанием учителей. В содержании, оборудовании и эксплуатации ряда школ имелись недостатки, создающие значительное напряжение в работе этих учителей. Подчеркивалось, что устранение этих недостатков во многом зависит от внимательного отношения администрации школ, органов народного образования и профсоюзных организаций.
Проверка показала, что классные помещения должным образом не вентилировались, особенно в зимнее время. В школах, расположенных в приспособленных зданиях, нередко совершенно отсутствовали форточки (Сиверский, Кингисеппский районы). В ряде случаев они заклеивались на зиму (Приютинская, Старо-Сысертская начальные школы).
Отрицательно влияла на условия труда учителей и недостаточная освещенность классных комнат. В некоторых школах Ленинградской области, размещенных в приспособленных помещениях, коэффициент естественной освещенности был значительно ниже нормы и составлял 1:10, 1:15, при норме 1:4, 1:6 (Сиверская семилетняя школа) [1, 884, 1а].
Во многих школах Парголовского, Кингисеппского, Павловского районов Ленинградской области также оставался низким и коэффициент искусственной освещенности, он не превышал 1300–1400 Вт при норме – 1200 Вт (шесть светильников по 200 Вт) [1]. Не во всех школах были организованы учительские комнаты, но даже там, где они имелись, не были созданы необходимые условия для нормального отдыха учителя (недостаточно столов, стульев, умывальников, мыла, полотенец, не был организован горячий чай).
В ряде школ Ленинградской области не соблюдался температурный режим. Так, температура в зимнее время в Антропшинской школе Ленинградской области не превышала 10° С. Отрицательно влияло на условия труда учителя чрезмерная наполняемость классов. Например, в Пантонной средней школе Павловского района число учащихся в классе доходило до 45–50 чел. [1].
Чрезмерная нагрузка, неудовлетворительные условия труда и быт учителей в Ленинградской области отрицательно влияли на состояние их здоровья и на качество учебно-воспитательной работы. Анализ состояния заболеваемости показал, что заболевания были связаны с условиями труда и быта. Свыше 1/3 средств государственного социального страхования было выплачено по больничным листам в связи с простудными заболеваниями: грипп, ангина, катар верхних дыхательных путей. Значительное количество дней временной нетрудоспособности падало также на женские заболевания, источником которых в значительной мере являлись холодные надворные уборные, часто расположенные на большом расстоянии от здания школы. Количество дней временной нетрудоспособности на 100 застрахованных из года в год росло.
По Ленинградской области в I квартале 1949 г. было 154 дня, во II квартале – 140; в I квартале 1950 г. – 194,4 дня, во II квартале – 146,1; в I квартале 1951 г. – 199,5 дня, во II квартале – 160,1 [1]. Перерасход средств государственного социального страхования на оплату больничных листков в 1950 г. по Ленинградской области составил 365,7 тыс. рублей [1]. Высокая заболеваемость отражалась в первую очередь на работе учителей, отрывая их на длительное время от школы и затрудняя выполнение программы в установленный срок. Прохождение же программы в более короткий срок сказывалось на усвоении учащимися учебного материала, давая в результате снижение успеваемости.
Таким образом, материально-бытовые сложности жизни и без того ослабленных войной учителей несомненно влияли на их здоровье. Это, в свою очередь, приводило к постоянным проблемам с распределением учебной нагрузки в случае болезни или недостатка преподавателей. Возраставшая же нагрузка окончательно подкашивала и тех, кто числился «здоровыми». В целом, несмотря на определенные подвижки, бытовые условия жизни педагогов в первые послевоенные годы оставались крайне тяжелыми.
Список литературы
Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). – Ф. 7444. Оп. 17.
За годы первой послевоенной пятилетки значительно выросла сеть школ и других детских учреждений Ленинградской области. А вместе с этим выросла и армия учителей и работников народного образования. В 1945/46 гг. в области насчитывалось 2 367 учителей, в 1947/48 гг. – 4 074 учителя, в 1949/50 гг. – 4 930 учителей, в 1951 гг. – 6 638 чел. Таким образом, количество учителей после войны утроилось, а численность всех работников народного образования в Ленинградской области на 1951 г. составила 11 873 чел. В общей сложности 30% учителей Ленинградской области имели те или иные награды. Причем 1 800 учителей было награждено медалями и орденами, 31 учитель имели звание заслуженного, а 169 учителей были награждены значками отличника народного образования. Все учителя, проработавшие 25 лет в школе, обеспечивались 40 % пенсией. Ежегодно государством на эти цели выделялось 3,5 млн руб.
Большое количество учителей являлись депутатами областного и местных советов, депутатами Верховного Совета Советского Союза РСФСР, областного совета и районных советов. Всего в советы разного уровня было избрано 669 учителей, что составляло более 10 % всего состава учителей области. Леноблоно, понимая это, принимало меры к тому, чтобы создать все условия для плодотворной учебно-воспитательной работы учителей.
Организующим документом труда учителя в школе являлись «Правила внутреннего трудового распорядка школ», утвержденные Министерством просвещения РСФСР и ЦК Союза в 1950 г. В них были ясно, отчетливо сформулированы обязанности и права работников школ, порядок работы, также предусмотрены все необходимые условия для нормального труда учителя.
Правила были отпечатаны в форме настенного плаката и отправлены на места для ознакомления с ними работников школ. Изучение правил внутреннего трудового распорядка школ было организовано на производственных совещаниях. Знание правил упорядочило многие вопросы жизни. Школьные правила способствовали созданию нормальных условий труда учителей. Обычно много волнений, переживаний учителей было связано с вопросами назначения, увольнения и перемещения. Облоно принимал все меры к тому, чтобы не травмировать учителей поспешностью решения этих вопросов, необдуманных переводов и т. п. Многое в этом направлении удалось сделать созданием определенной системы изучения и расстановки кадров. Суть этой системы заключалась в следующем. Изучением кадров занимался сектор кадров совместно с коллективом школьных инспекторов и других работников облоно и районо. В этом вопросе активное участие принимали партийные, советские и комсомольские организации района и области. В основе своей расстановка кадров на новый учебный год должна была быть спланирована к февралю месяцу, чтобы четко представлять себе необходимые вакансии к моменту распределения молодых специалистов, проводимого в марте – апреле. К 1 мая Министерство просвещения РСФСР, а вслед за ним облоно уже рассылали приказы в районы о расстановке кадров, и все учителя получали перед отпуском необходимую информацию о своей дальнейшей работе в школе, о том, в каких классах они будут работать и какая у них будет нагрузка. Такая практика расстановки кадров на новый учебный год стабилизировала кадры, создавала правильные взаимоотношения между администрацией и учителями, снимала нервозность молодых учителей и давала возможность лучше разобраться отделам народного образования с теми учителями, которые по разным причинам должны были быть освобождены, перемещены и назначены. В результате работы с кадрами по этой системе значительно стабилизировался и улучшился состав учителей школ области.
В результате случаи нарушений прав учителей со стороны заведующего районо стали единичными, и в 1951 г. самовольных действий по перемещению учителей было всего два, во Всеволожском и в Ефимовском районах. В том же 1951 г. значительно уменьшилось количество жалоб и связанных с ними разбирательств по вопросам неправильного увольнения и перемещения.
Параллельно с этим активно решалась проблема нехватки преподавателей семилетней школы. В 1951 г. облоно удалось сократить дефицитность учителей русского языка, математики и иностранного языка. 180 учителей математики и русского языка было подготовлено педучилищем, а 20 учителей иностранного языка – на курсах. 114 учителей было отобрано для начальных классов. Это позволило создать удовлетворительные условия работы учителям, ликвидировать учебную перегрузку. Для школ Ленинградской области было характерно следующее распределение часов в 5–10 классах: от 18 до 20 ч в неделю имело 1817 учителей – 42 %; до 24 ч –
2330 учителей – 53,5 %; от 26 и выше – 170 учителей – 4,5 %; 30 ч и более – 50 учителей – 1–1,5 % [1].
В течение учебного года в случае подыскания квалифицированных учителей-специалистов перегрузка ликвидировалась. Для того чтобы перейти на нормальную нагрузку в 18 часов, требовалось по крайней мере еще 800 учителей.
В Вольшовской семилетней школе Лужского района математик Савинов, окончивший учительский институт, имел нагрузку 32 часа; в Павловской семилетней школе Мгинского района математик Кобякова, также получившая образование в пединституте, имела нагрузку 32 часа с вечерней школой. В Отрадненской средней школе Мгинского района у учительницы немецкого языка Островской –
34 часа; в Назиевстройской семилетней школе у учителя математики – 32 часа. В Ополицкой семилетней школе Кингисеппского р-на у учителя математики Ласского – 32, а у завуча Матвеева – 20 часов. В Кингисеппской средней школе физик Кутлинская имела нагрузку с вечерней школой – 32 часа; в Ивангородской школе, учительница немецкого языка Базылева – 34; в г. Луга в семилетней школе № 2 учитель немецкого Хомченко – 31 час [1].
Одним из важнейших моментов в создании нормальных условий учителю было трудоустройство учителей в связи с временным сокращением. Облоно нужно было сохранить учителей для дальнейшей педагогической работы и трудоустроить. Как принцип трудоустраивать нужно было в первую очередь в своей системе – это было сделано. Так, из 3564 освобожденных учителей начальных классов в связи с сокращением классов 128 учителей были переведены в другие начальные школы, 11 – в детские дома воспитателями, 15 человек – старшими пионервожатыми, 2 человека были направлены учиться, 73 пенсионера были освобождены по личному заявлению [1].
Менее предпочтительным казался второй принцип – трудоустройство вне системы, но обязательно в своем районе. Таким образом, было трудоустроено на разные работы 125 человек.
Значительно улучшились условия труда учителей в связи с ежегодным пополнением учебного оборудования и учебных пособий. Только в 1950 г. школами Ленинградской области было приобретено учебно-наглядных пособий и оборудования на 250 тыс. 525 руб., в
1951 г. по состоянию на 1 ноября было израсходовано на приобретение учебно-наглядных пособий и оборудования 1 млн 239 тыс. руб. из 1 млн 533 тыс. руб., запланированных на эти нужды [1]. Организация работы по повышению квалификации учителей, охвату заочным обучением, особенно педагогическим (из педучилищ), обмен лучшим педагогическим опытом, оказание помощи молодым учителям и другие мероприятия создавали и улучшали условия учительского труда.
Очень тяжелые жилищные проблемы, созданные войной, за первую пятилетку не были решены. Первым насущным вопросом оставался вопрос об улучшении быта учителей. На 1951 г. в области свыше 1 000 учителей жили в своих собственных домах, до тысячи учителей занимали комнаты в школьных зданиях, 1100 учителей жили в арендуемых помещениях, 3700 учителей – в коммунальных квартирах. 9 октября 1951 г. было принято развернутое решение облисполкома об улучшении жилищных условий учителей. Впоследствии была проведена проверка его исполнения в 19 районах. Так, через месяц после постановления облисполкома по заданию облоно начальником сектора детских домов Ивановой была проведена проверка Гатчинского района и выявлено, что жилищные условия учителей района значительно улучшились. Всего в районе насчитывалось 340 учителей. В 1950 г. 36 учителей жили в плохих квартирах. На 1951 г. плохие квартиры остались только у шести учителей [1]. 30 учителям были предоставлены изолированные квартиры и передан на баланс дом из 14 комнат для квартир учителей. Ремонт и приспособление здания производилось за счет самообложения. Шесть упомянутых учителей должны были получить квартиры в этом доме, но на момент проверки им еще приходилось жить на частных квартирах в проходных комнатах.
Учителя неохотно переходили в большие многоквартирные дома, так как при них не было достаточного количества сараев, коровников и т. д. Так, например, два учителя Деймищенской школы жили в небольшом доме из трех комнат. Для двух семей дом был мал, для одной даже велик. Оба учителя неоднократно обращались в районо, причем жаловались на непригодность здания. Одной семье было найдено помещение из одной комнаты и кухни, но ни один из учителей не хотел уходить из маленького особняка, так как там имелась хорошая усадьба и надворные постройки [1].
Аналогичная проверка была проведена в Сланцевском районе Ленинградской области. Проверялось материальное положение учителей и осуществление предоставленных им льгот. По данным обследования выяснилось, что 12 учителей жили в собственных домах, 19 – в школьных, 126 – имели коммунальные квартиры и только
16 учителей проживали в арендованных частных квартирах. Комиссия пришла к выводу, что квартиры большинства учителей были благоустроены, имелась приличная обстановка: хорошая мебель, радиоприемники, велосипеды, швейные машины и т. д.
Из 5 570 учителей Ленинградской области, которые проживали в селе и рабочих поселках, свыше тысячи учителей жили в собственных домах, причем за послевоенные годы 350 учителей смогли построить свои дома на полученные от государства на эти цели ссуды. Кроме денежных ссуд, учителя получали помощь в виде лесных и других строительных материалов. За 1948–1950 гг. в Ленинградской области самими учителями и администрацией, было построено и куплено 95 домов и отдельных квартир, передано 299 домов. В общей сложности в школьный фонд поступило 450 учительских квартир.
В 1951 г. планом строительства домов, установленным Исполкому, было предусмотрено предоставление 74 квартир. На 1 сентября было построено 33 квартиры, строились дома на 12 квартир. Таким образом, школы должны были получить дополнительный фонд для учителей в количестве более 100 квартир.
При подготовке к новому учебному году только в 12 городах Ленинградской области учителя получили 120 квартир. По области был проведен ремонт 460 учительских квартир. Так, в Приозерском районе было отремонтировано 37 квартир, на что было затрачено
69 тыс. руб. В Рощинском районе на восстановление было затрачено 58 тыс. руб.; в Кингисеппском – было отремонтировано 25 квартир; в Приморском – затрачено на ремонт учительских квартир
40 тыс. руб. [1]. Конечно, на район сумма в 30–50 тыс. руб. была небольшой по сравнению с его потребностями, но надо учитывать, что из учреждений народного образования на этот ремонт отпускалось не больше 70–100 тыс. руб. на район.
Энергичными усилиями директоров школ многие учителя получали дополнительные льготы. Так, например, директор Сиверской школы Соловьев и председатель месткома Сафронов обеспечили
36 учителей этой школы коммунальными квартирами. В 1951 г. были «основательно» отремонтированы шесть учительских квартир, а в других произведен небольшой текущий ремонт. Все учителя получили дрова на полный год, причем некоторые учителя – жены погибших воинов Советской армии – получили даже 1,5 нормы. Коммунальные услуги учителя получили до 1 января 1951 г., т. е. был произведен полный расчет. Ежегодно школа выделяла за счет своих специальных средств стулья, столы, кровати тем учителям, которые в данной мебели нуждались [1]. Эта школа использовала еще один достаточно любопытный способ социальной защиты своих работников. На школьном земельном участке, школьной лошадью проводилась обработка почвы, территория засаживалась картошкой и другими овощами. Учителя, потратившись на приобретение семян, получали осенью значительное количество разнообразных продуктов по сниженным ценам. Так, они платили за выращенные на школьном участке помидоры по 2 руб., в то время как в Ленинграде они стоили 5 руб. По пониженной стоимости продавалась учителям со школьного участка капуста и другие овощи. Учителя, имевшие скот, были полностью обеспечены необходимыми для его прокорма покосами. Все основные льготы, установленные правительством для учителей, выполнялись. В этом, несомненно, была заслуга руководителей школы и месткома, и это результат их повседневной заботы об улучшении материального положения учителей.
В 1951 г. в школы, города и районы Ленинградской области были направлены 624 учителя, в том числе 250 учителей, окончивших педучилище, из них 180 чел. должны были преподавать в 5–7 классах. Им была оказана существенная помощь. В педучилище были организованы факультативные занятия, на которых они готовились к работе в семилетней школе. Проводилась работа, давшая им возможность организованно включиться в заочное обучение при пединституте. Таким образом, им была предоставлена возможность овладеть той специальностью и в той квалификации, по которой им предстояло работать. Подавляющее большинство молодых учителей было обеспечено квартирами.
В Лужском районе молодым учителям было предоставлено
13 квартир, в Оредежском все были устроены. В Приморский, Выборгский, Рощинский, Выборгский, Приозерский, Киришский районы были направлены по 15–20 молодых специалистов. В Кингисеппском районе, в Пашском, Мгинском, Парголовском, Сланцевском, Приморском, Выборгском и других районах молодые учителя получали и некоторую мебель, кровати, стулья, столы.
Но имелись и существенные недостатки. Так, из 20 молодых специалистов, направленных во Всеволожский район, только 13 было обеспечено жилплощадью. Город Волхов не справился с задачей обеспечения жилплощадью молодых учителей. Учителя рабочих поселков получали бесплатно отопление и освещение. Из
1453 школ 1403 школы и учителя этих школ были обеспечены топливом.
В большинстве районов договора на аренду частных квартир, если нет коммунальных, заключались сельсоветами и руководителями школ, если они финансировались через районный бюджет. Таких учителей, которые проживали в отремонтированных квартирах, насчитывалось свыше 1000 человек. В 1950 г. имелось большое количество случаев, когда учителя платили за квартиру хозяину дороже и значительно дороже, чем выплачивали им сельсовет или школа [1].
В 1951 г. из 19 районов Ленинградской области приплату или доплату проверочные комиссии обнаружили только в 2-х районах. Благополучно обстояло дело с льготами по сельхозналогу и по поставкам молока, мяса. Учителям, имеющим скот, а их было немало, предоставляли бесплатный выпас.
О сенокосе в законе ничего не было сказано, и это вызывало определенные недоразумения. Во многих местах учителям оказывалась помощь транспортом для доставки сена. Оказывалась помощь в посадке на земельных участках.
Итак, самым острым, больным вопросом в отношении материально-бытового обслуживания учителей в Ленинградской области оставалась необеспеченность в ряде ее районов преподавателей жилплощадью. По данным 19 городов и районов Ленинградской области, а это составляло почти половину районов и городов, входящих в область, в 14 районах все учителя были обеспечены, в пяти городах и районах 37 учителей не было обеспечено (в городах 25 и в районах 12). Это большая цифра. Во Всеволожском, Мгинском районах пять учителей проживали в гостинице; в городе Волхове до
17 учителей проживали в интернатах, буфетах, пионерских комнатах; в городе Петрокрепость был затянут ремонт квартир, в результате заведующий учебной частью была вынуждена проживать в своем кабинете. Два молодых специалиста жили в школе. Учительница Подпорожского района Филиппова была помещена в проходную комнату, через которую ходил хозяин. Целая группа учителей жила в неблагоустроенных квартирах.
Например, в Павловской школе Мгинского района учительница Иванова с семьей вынуждена была жить в общежитии из-за отсутствия квартиры. В Сарсовской школе того же района учительница проживала в подвальном помещении, а учителя Шумской школы жили в доме, где текла крыша. Учительница Семенова Мурынского сельсовета проживала в доме, где не только протекала крыша, но и потолок угрожал обвалом. В Гладышевской школе замужняя учительница Хоменко и учительница – девица Клокова – с матерью были помещены в одну комнату. В школе Оредежского района учительницы жили в одной комнате с хозяевами. Аналогичным образом были организованы бытовые условия и некоторых других работников народного образования области. Недостаточно проводился ремонт учительских квартир. В Парголовском районе, городе Волхове, Киришском, Мгинском, Ефимовском, Лужском районах было отремонтировано всего 460 квартир.
Рабочие и служащие Свирьстроя имели сносные жилищные условия: коттеджи, хорошие укрепленные бараки, а вновь прибывших учителей поселили в неотремонтированный барак, в котором имелись щели, дуло, в некоторых окнах не было форточек, хотя в этом поселке имелся коммунальный отдел, ремонтная группа, которая вполне была способна провести ремонт [1].
В Пашском районе Ливенский поселок был полностью электрифицирован, а в доме учителей не было электрического света. Один дом во всей деревне не был электрифицирован – это учительский дом. Учителям керосина не привозили, и за ним надо было ехать
12 км. В Приозерском районе со стороны отдельных сельсоветов были попытки оплачивать не хозяину, а учителям по 1 руб. 5 коп. за квадратный метр. Во Всеволожском районе в Ильинской школе квартира стоила 100 руб., но поселковый совет платил квартиросдатчику 50 руб., оставшиеся 50 приходилось доплачивать учителю.
Встречались также факты отсутствия снабжения учителей продуктами питания и хлебом. Так, в Ефимовском районе и Ладогощенском сельсовете бывали перебои с хлебом, учителя были вынуждены приобретать муку и выпекать хлеб самостоятельно. В Пашском и Кингисеппском районах работники народного образования часто получали хлеб с перебоями [1].
На недостатки организации труда и быта учителей Ленинградской области было обращено внимание. В тексте постановления Президиума ЦК профсоюза работников начальной и средней школы РСФСР от 23 ноября 1951 г. отмечалось, что органы народного образования, здравоохранения и профсоюзные организации области не использовали всех возможностей для дальнейшего улучшения условий труда и быта учителей и снижения заболеваемости среди них, не осуществляли надлежащего контроля за выполнением плана строительства школ, домов и медицинским обслуживанием учителей. В содержании, оборудовании и эксплуатации ряда школ имелись недостатки, создающие значительное напряжение в работе этих учителей. Подчеркивалось, что устранение этих недостатков во многом зависит от внимательного отношения администрации школ, органов народного образования и профсоюзных организаций.
Проверка показала, что классные помещения должным образом не вентилировались, особенно в зимнее время. В школах, расположенных в приспособленных зданиях, нередко совершенно отсутствовали форточки (Сиверский, Кингисеппский районы). В ряде случаев они заклеивались на зиму (Приютинская, Старо-Сысертская начальные школы).
Отрицательно влияла на условия труда учителей и недостаточная освещенность классных комнат. В некоторых школах Ленинградской области, размещенных в приспособленных помещениях, коэффициент естественной освещенности был значительно ниже нормы и составлял 1:10, 1:15, при норме 1:4, 1:6 (Сиверская семилетняя школа) [1, 884, 1а].
Во многих школах Парголовского, Кингисеппского, Павловского районов Ленинградской области также оставался низким и коэффициент искусственной освещенности, он не превышал 1300–1400 Вт при норме – 1200 Вт (шесть светильников по 200 Вт) [1]. Не во всех школах были организованы учительские комнаты, но даже там, где они имелись, не были созданы необходимые условия для нормального отдыха учителя (недостаточно столов, стульев, умывальников, мыла, полотенец, не был организован горячий чай).
В ряде школ Ленинградской области не соблюдался температурный режим. Так, температура в зимнее время в Антропшинской школе Ленинградской области не превышала 10° С. Отрицательно влияло на условия труда учителя чрезмерная наполняемость классов. Например, в Пантонной средней школе Павловского района число учащихся в классе доходило до 45–50 чел. [1].
Чрезмерная нагрузка, неудовлетворительные условия труда и быт учителей в Ленинградской области отрицательно влияли на состояние их здоровья и на качество учебно-воспитательной работы. Анализ состояния заболеваемости показал, что заболевания были связаны с условиями труда и быта. Свыше 1/3 средств государственного социального страхования было выплачено по больничным листам в связи с простудными заболеваниями: грипп, ангина, катар верхних дыхательных путей. Значительное количество дней временной нетрудоспособности падало также на женские заболевания, источником которых в значительной мере являлись холодные надворные уборные, часто расположенные на большом расстоянии от здания школы. Количество дней временной нетрудоспособности на 100 застрахованных из года в год росло.
По Ленинградской области в I квартале 1949 г. было 154 дня, во II квартале – 140; в I квартале 1950 г. – 194,4 дня, во II квартале – 146,1; в I квартале 1951 г. – 199,5 дня, во II квартале – 160,1 [1]. Перерасход средств государственного социального страхования на оплату больничных листков в 1950 г. по Ленинградской области составил 365,7 тыс. рублей [1]. Высокая заболеваемость отражалась в первую очередь на работе учителей, отрывая их на длительное время от школы и затрудняя выполнение программы в установленный срок. Прохождение же программы в более короткий срок сказывалось на усвоении учащимися учебного материала, давая в результате снижение успеваемости.
Таким образом, материально-бытовые сложности жизни и без того ослабленных войной учителей несомненно влияли на их здоровье. Это, в свою очередь, приводило к постоянным проблемам с распределением учебной нагрузки в случае болезни или недостатка преподавателей. Возраставшая же нагрузка окончательно подкашивала и тех, кто числился «здоровыми». В целом, несмотря на определенные подвижки, бытовые условия жизни педагогов в первые послевоенные годы оставались крайне тяжелыми.
Список литературы
Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). – Ф. 7444. Оп. 17.
Источник: Н. Ю. Иванченко
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи