Легендарная предыстория скифов
Скутой - самоназвание скифов по Геродоту. Почти 25 веков Геродот применил его в следующем контексте:
По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.
Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.
Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев - царя - племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами
- Геродот. История. 1У.5 - 6
По сведениям позднеантичных римских авторов (Помпей Трог, Юстин, Павел Оросий), скифы достигли господства в Европе и Азии (ранее граница по Танаису-Дону) за 2800 лет до основания Рима, то есть около 3553 г. до н. э. (времен развития от Днестра до Днепра трипольских протогородов). Более популярна версия происхождения скифов по Геродоту, который относил появление основных родоначальников народов Скифии примерно к 1512 г. до н. э. (за «тысячу» лет до войны с Дарием 1).
По полномасштабной истории Скифии (Помпей Трог, Юстин, Павел Оросий, Диодор Сицилийский, Мария Гимбутас и др.) начальные вехи прошлого скифов следующие:
• (период потопа) — священные горы Скифии (Рипы-Рифы, откуда текут река Ра и другие великие реки)первыми освободились от воды, что позволило скифам обогнать в развитии даже египтян (Помпей Трог, Юстин);
• (реальный период) — сначала пращуры скифов жили в очень незначительном количестве у реки Аракса (наряду с реальным Араксом версии указывают Рангху-Волгу, Яксарт-Сыр-Дарью и т. д.); и были презираемы за своё бесславие; но ещё в древности под управлением одного воинственного и отличавшегося стратегическими способностями царя они приобрели себе страну в горах до Кавказа, а в низменностях прибрежья Океана и Меотийского озера (Азовского моря) и прочие области до реки Танаиса (Диодор Сицилийский; версия соответствует современным этногенетическим представлениям о передвижениях общин «хомо сапиенс сапиенс» с юга на север; путь вдоль Каспия был одним из самых оживлённых уже 10—15 тыс. лет назад);
• (эпический период) — по скифским преданиям (версия Диодора Сицилийского), появилась у них рождённая землёй дева (Ехидна в мифе о происхождении скифов от Геракла), у которой верхняя часть тела до пояса была женской, а нижняя — змеиной. Зевс, совокупившись с ней (по другому мифу, с русалкой — дочерью Борисфена-Днепра), произвёл сына по имени Скиф (Таргитай у Геродота), который, превзойдя славой всех своих предшественников, назвал народ по своему имени скифами (у Геродота самоназвание скифов — сколоты);
• (эпический период) — среди потомков Скифа были два брата, отличавшиеся доблестью: один из них назывался Пал, а другой — Нап. Когда они совершили славные подвиги и разделили между собой царство, по имени каждого из них назвались народы: один — палами («огненными»), а другой — напами (напасть — ветренными, небесными). Палы и напы у других авторов — спалеи и напеи. Спустя некоторое время потомки этих царей, отличавшиеся мужеством и стратегическими талантами, подчинили себе обширную страну за рекой Танаисом до Фракии и, направив военные действия в другую сторону, распространили своё владычество до египетской реки Нила (Диодор Сицилийский)
Скутой - самоназвание скифов по Геродоту. Почти 25 веков Геродот применил его в следующем контексте:
По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.
Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.
Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев - царя - племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами
- Геродот. История. 1У.5 - 6
По сведениям позднеантичных римских авторов (Помпей Трог, Юстин, Павел Оросий), скифы достигли господства в Европе и Азии (ранее граница по Танаису-Дону) за 2800 лет до основания Рима, то есть около 3553 г. до н. э. (времен развития от Днестра до Днепра трипольских протогородов). Более популярна версия происхождения скифов по Геродоту, который относил появление основных родоначальников народов Скифии примерно к 1512 г. до н. э. (за «тысячу» лет до войны с Дарием 1).
По полномасштабной истории Скифии (Помпей Трог, Юстин, Павел Оросий, Диодор Сицилийский, Мария Гимбутас и др.) начальные вехи прошлого скифов следующие:
• (период потопа) — священные горы Скифии (Рипы-Рифы, откуда текут река Ра и другие великие реки)первыми освободились от воды, что позволило скифам обогнать в развитии даже египтян (Помпей Трог, Юстин);
• (реальный период) — сначала пращуры скифов жили в очень незначительном количестве у реки Аракса (наряду с реальным Араксом версии указывают Рангху-Волгу, Яксарт-Сыр-Дарью и т. д.); и были презираемы за своё бесславие; но ещё в древности под управлением одного воинственного и отличавшегося стратегическими способностями царя они приобрели себе страну в горах до Кавказа, а в низменностях прибрежья Океана и Меотийского озера (Азовского моря) и прочие области до реки Танаиса (Диодор Сицилийский; версия соответствует современным этногенетическим представлениям о передвижениях общин «хомо сапиенс сапиенс» с юга на север; путь вдоль Каспия был одним из самых оживлённых уже 10—15 тыс. лет назад);
• (эпический период) — по скифским преданиям (версия Диодора Сицилийского), появилась у них рождённая землёй дева (Ехидна в мифе о происхождении скифов от Геракла), у которой верхняя часть тела до пояса была женской, а нижняя — змеиной. Зевс, совокупившись с ней (по другому мифу, с русалкой — дочерью Борисфена-Днепра), произвёл сына по имени Скиф (Таргитай у Геродота), который, превзойдя славой всех своих предшественников, назвал народ по своему имени скифами (у Геродота самоназвание скифов — сколоты);
• (эпический период) — среди потомков Скифа были два брата, отличавшиеся доблестью: один из них назывался Пал, а другой — Нап. Когда они совершили славные подвиги и разделили между собой царство, по имени каждого из них назвались народы: один — палами («огненными»), а другой — напами (напасть — ветренными, небесными). Палы и напы у других авторов — спалеи и напеи. Спустя некоторое время потомки этих царей, отличавшиеся мужеством и стратегическими талантами, подчинили себе обширную страну за рекой Танаисом до Фракии и, направив военные действия в другую сторону, распространили своё владычество до египетской реки Нила (Диодор Сицилийский)
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи