О существовании у подгорцевских племен составных литейных форм, служивших для длительного неоднократного употребления мы можем судить по литейным швам на некоторых бронзовых изделиях и по находкам таких глиняных форм на милоградских памятниках .
Однако, судя по многочисленным бронзовым ажурным украшениям, у подгорцевских племен широко применялось литье по восковой модели в одноразовых глиняных формах.
Сложность этого вида литья видна на примере отливки подгорцевских булавок с ажурным бронзовым навершием и железным стержнем.
Выделенная из воска или провощенных нитей модель держались при ее изготовлении на железном стержне, затем ажурную восковую ее часть вместе с частью железного стержня заливали тонкотертой хорошо отмученной жидкой глиной. Глина высыхала вместе с восковой моделью на железном стержне внутри этой первоначальной формы. После просушки форму сверху обмазывали толстым слоем грубо замешанной глины, причем форма, очевидно, соответствовала внешнему виду изготовляемого изделия, для булавок она имела вид продолговатого овала.
После просушки форму нагревали в огне, при этом воск выгорал или вытекал, а в образовавшиеся пустоты, представлявшие негативное изображение изделия, через специальное отверстие в глиняной форме заливалась расправленная бронза.
Когда форма остывала, ее разбивали и извлекали готовое изделие. Иногда бронзовая ажурная часть изделия подправлялась, следы такой механической подправки заметны на некоторых изделиях. Изготовление таких украшений требовало большого искусства, огромного опыта и переходящих из поколения в поколение традиций.
Сложная технология изготовления ажурных подгорцевских булавок на железном стержне, а также других бронзовых ажурных украшений дает возможность высказать предположение, вопреки мнению П.Н. Третьякова , что этим производством занимались преимущественно мужчины, причем железный стержень для булавок изготовлялся тем же мастером, что и сама бронзовая булавка.
Однако, судя по многочисленным бронзовым ажурным украшениям, у подгорцевских племен широко применялось литье по восковой модели в одноразовых глиняных формах.
Сложность этого вида литья видна на примере отливки подгорцевских булавок с ажурным бронзовым навершием и железным стержнем.
Выделенная из воска или провощенных нитей модель держались при ее изготовлении на железном стержне, затем ажурную восковую ее часть вместе с частью железного стержня заливали тонкотертой хорошо отмученной жидкой глиной. Глина высыхала вместе с восковой моделью на железном стержне внутри этой первоначальной формы. После просушки форму сверху обмазывали толстым слоем грубо замешанной глины, причем форма, очевидно, соответствовала внешнему виду изготовляемого изделия, для булавок она имела вид продолговатого овала.
После просушки форму нагревали в огне, при этом воск выгорал или вытекал, а в образовавшиеся пустоты, представлявшие негативное изображение изделия, через специальное отверстие в глиняной форме заливалась расправленная бронза.
Когда форма остывала, ее разбивали и извлекали готовое изделие. Иногда бронзовая ажурная часть изделия подправлялась, следы такой механической подправки заметны на некоторых изделиях. Изготовление таких украшений требовало большого искусства, огромного опыта и переходящих из поколения в поколение традиций.
Сложная технология изготовления ажурных подгорцевских булавок на железном стержне, а также других бронзовых ажурных украшений дает возможность высказать предположение, вопреки мнению П.Н. Третьякова , что этим производством занимались преимущественно мужчины, причем железный стержень для булавок изготовлялся тем же мастером, что и сама бронзовая булавка.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи