На передаче электронов молекуле кислорода «приключения» глюкозы в клетке заканчиваются. Из каждой образовавшейся при распаде глюкозы молекулы НАД•Н получаются три молекулы АТФ, а из каждой молекулы ФАД•Н2 — две молекулы АТФ. Всего одна молекула глюкозы даёт клетке десять молекул НАД•Н и две молекулы ФАД•Н2. Если учесть, что при распаде глюкозы до углекислого газа синтезировались ещё четыре АТФ, всего образуется 38 молекул АТФ на одну молекулу глюкозы (4+10•3+2•2).
«Доход» аэробной клетки от одной молекулы глюкозы.
Аэробная клетка запасает 1163 кДж свободной энергии (30,6•38) с одного моля глюкозы. А выделяется за счёт окисления кислородом одного моля глюкозы около 2850 кДж. Значит, КПД «аэробной машины» по вырабатыванию энергии равен примерно 40% (1163: 2850•100%). КПД «анаэробной машины», в которой всё заканчивается на стадии гликолиза, составляет приблизительно 30% -верхний предел бензинового двигателя внутреннего сгорания. КПД 40% характерен для более экономичных дизельных двигателей. Так что можно сказать, что в анаэробах действуют природные «бензиновые двигатели», а в аэробах — природные «дизели». Но главное достижение природы, создавшей после анаэробов аэробные организмы, совсем не в этом. Благодаря дыханию организм извлекает из одного и того же количества глюкозы почти в 20 раз больше энергии, чем при брожении!
Похожие статьи