Знакомый каждому из нас маргарин получил своё название от греческого слова «маргарон» — жемчуг. Придумал его химик Мишель Эжен Шеврёль, а произошло это более чем за 50 лет до получения маргарина. Работая с самыми разнообразными жирами — от козьего сала до тюленьего жира, учёный смог выделить новые химические соединения — монокарбоновые (жирные) кислоты, которым сразу же давал названия. Иные из них не прижились, но некоторые — например, олеиновая, стеариновая — стали общепризнанными.
В самом начале работы над жирами Шеврёль выделил из свиного сала кислоту, которую назвал маргариновой (вероятно, вещество в виде шариков напомнило ему о жемчуге). Авторитет учёного был настолько велик, что почти полвека никто не ставил под сомнение результаты его исследований. Маргариновую кислоту рассматривали как одну из самых распространённых в природе жирных кислот. При этом считалось, что её формула С16Н33СООН. Но когда в 1857 г. кислоту с таким составом синтезировали в лаборатории, то обнаружилось, что она отличается от «маргариновой кислоты» Шеврёля. К ней на десятки лет потеряли интерес: кому нужна искусственно полученная в малых количествах кислота, когда подобные ей можно извлекать тысячами тонн из природных жиров.
Причина ошибки Шеврёля выяснилась лишь в середине XX в. Оказалось, что он имел дело со смесью равных количеств пальмитиновой (С15Н31СООН) и стеариновой (С17Н35СООН) кислот. Коварство данной смеси в том, что её невозможно разделить на компоненты даже многократной кристаллизацией из растворителя: каждый раз в осадок выпадают кристаллы одного и того же состава с постоянной температурой плавления. Подобные смеси называются эвтектическими (от греч. «эвтектос» — «легко плавящийся»). Если всего этого не знать, то по результатам химического анализа вещества получится усреднённая формула — С!6Н33СООН. Когда ситуация прояснилась, в химических справочниках стали писать: «В природе маргариновая кислота не найдена». Однако на этом история не закончилась. В 1947 г. появилась публикация группы американских химиков о том, что из собранных в парикмахерских 45 кг (!) волос извлекли с помощью кипящего эфира около 200 г смеси различных жирных кислот. При тщательном её разделении получили кислоту с 1 7 атомами углерода — она составила 6 % смеси.
В 1954 г. маргариновую кислоту выделили и из бараньего жира. Её там оказалось немного — только 1,2 %, но главное, что она всё-таки есть. В следующем году некоторые жирные «нечётные» кислоты удалось извлечь из акульей печени, затем — из жира канадского овцебыка и, наконец, из молочного жира. Следовательно, и в сливочном масле, и в маргарине маргариновая кислота обязательно присутствует — правда, её там очень мало.
Вот каким долгим и трудным был путь, которым прошли химики, прежде чем смогли ответить на такой, казалось бы, странный вопрос: есть ли в маргарине маргариновая кислота?
Похожие статьи