ОТКРЫТИЕ МАЙКЛА ФАРАДЕЯ

Наука » Химия

Открыть бензол, как это нередко бы­вает, помог случай. Начиная с 10-х гг. XIX в. в Лондоне для освещения улиц в фонарях стали использовать све­тильный газ. Его получали сухой пе­регонкой каменного угля и хранили под давлением в герметических ёмко­стях. При этом в сосудах накаплива­лась неизвестная жидкость, особенно обильно — в холодную погоду. Фара­дей начал изучать её и 18 мая 1825 г. выделил соединение, которое кипело при 80 °С. Учёный очистил его вымо­раживанием: при температуре 7 °С ве­щество превращалось в белую кри­сталлическую массу, тогда как все примеси оставались жидкими. К на­чалу июня Фарадей провёл элемент­ный анализ нового соединения и определил, что оно содержит углерод и водород в соотношении 11,4:1. По­лученные Фарадеем данные практи­чески соответствуют установленным современными учёными характери­стикам бензола: он кипит при 80,1 °С, затвердевает при 5,53 °С и имеет со­отношение С:Н=11,9:1.

Пользуясь относительными атом­ными массами Дальтона (Н=1, С=6), Фарадей приписал полученному им соединению неверную формулу С2Н, назвав его «bicarburet of hydrogen», т. е. «двууглеродистым водородом». Однако вскоре шведский химик Якоб Берцелиус опубликовал уточнённую таблицу атомных масс элементов (Н=1, С=12,26), в соответствии с ко­торой открытый Фарадеем углеводо­род должен был иметь простейшую формулу СН. Истинную формулу это­го соединения С6Н6 установили уже после того, как удалось определить его молекулярную массу.