Герой известного романа А. Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» надеялся разбогатеть, найдя в глубинах Земли «золотой слой». Кульминационный момент описан весьма подробно, но... Давайте вчитаемся.
«Гарин, Чермак и инженер Шефер опускались в лифте в глубину главной шахты...
...Стоя внутри кротовой системы на кольцевой площадке, Гарин наблюдал необычайное явление. Сверху, с воронки, собирающей газы, пошёл ртутный дождь. Пришлось прекратить действие гиперболоидов. Ослабили замораживание на дне шахты. Черпаки прошли оливин и брали теперь чистую ртуть. Следующим номером, восемьдесят первым, по таблице Менделеева за ртутью следовал металл таллий. Золото (по атомному весу — 197,2 и номеру — 79) лежало выше ртути по таблице.
То, что произошла катастрофа и золота не оказалось при прохождении сквозь слои металлов, расположенных по удельному весу, понимали только Гарин и инженер Шефер. Это была катастрофа!..
Гарин опустил голову. Он ожидал чего угодно, но не такого жалкого конца... Шефер рассеянно протянул перед собой руку, ладонью вверх, ловя падающие из-под воронки капельки ртути. Вдруг он схватил Гарина за локоть и увлёк к отвесной лестнице. Костлявое, детски-простоватое лицо его светилось радостью.
— Это же золото! — крикнул он, хохоча. — Мы просто бараньи головы... Золото и ртуть кипят рядом. Что получается? Ртутное золото!.. Глядите же! — Он разжал ладонь, на которой
лежали жидкие дробинки. — В ртути золотистый оттенок. Здесь девяносто процентов червонного золота!
Золото, как нефть, само шло из земли... От шахты на северо-восток срочно строился ртутопровод. В левом крыле замка, примыкающем к подножию башни большого гиперболоида, ставили печи и вмазывали фаянсовые тигли, где должно было выпариваться золото.
Гарин предполагал довести на первое время суточную продукцию золота до десяти тысяч пудов, то есть до ста миллионов долларов в сутки».
Любопытно, конечно, что, когда писался роман, грамм золота стоил чуть больше 60 центов, а сейчас — примерно 10 долларов. Но для химика интереснее ошибки, допущенные писателем. Одна из них, как говорится, лежит на поверхности: золото и ртуть не «кипят рядом». У ртути температура кипения самая низкая среди всех металлов (всего 357 °С), тогда как у золота она равна 2880 °С!
Другая ошибка встречается не только у Толстого, но иногда даже и в специальной литературе. Почему-то укоренилось мнение, что золото хорошо растворяется в ртути.
Очевидно, это связано со старинным, так называемым ртутным способом его добычи. Дело в том, что ртуть хорошо смачивает (но не обязательно растворяет) многие металлы, в том числе и золото (как вода смачивает, но не растворяет стекло). Размолотую золотоносную породу обрабатывали ртутью, так что частички драгоценного металла прилипали к ней и смачивались со всех сторон. Поскольку при этом золотые частицы как бы исчезают, казалось, что драгоценный металл растворился.
Затем ртуть отгоняли, а золото оставалось в перегонном аппарате. Недостатки этого метода — высокая ядовитость ртути и неполнота выделения золота: самые мелкие его частицы смачиваются ртутью плохо.
Истинная растворимость золота в ртути была достаточно точно измерена ещё в середине XIX в. и оказалась равной всего лишь 0,14% (современное значение 0,126% при 20 °С).
С другой стороны, ртуть образует с золотом химические соединения AuHg2, Au2Hg и Au3Hg (твёрдые при комнатной температуре), где его довольно много; при высоком содержании золота возможно также образование его твёрдых растворов с ртутью — амальгам. Правда, химическая реакция, при которой появляются такие соединения, в обычных условиях идёт очень медленно. Конечно, ни химические соединения, ни твёрдые растворы золота и ртути нельзя ни «черпать с поверхности», ни пропускать по «ртутопроводу», как это пытался делать Гарин.
Ещё одна распространённая ошибка — считать червонное золото самой чистой разновидностью этого металла. У химически чистого золота — жёлтый цвет. Примеси могут делать его очень разным — от белого до зелёного. Червонный (красный) цвет придаёт золоту, например, медь, при определённом её содержании в сплаве. Изданная в 1905 г. энциклопедия под редакцией Ю. Н. Южакова утверждает: «Червонное золото — сплав золота с медью в отношении 9:1, употребляется для чеканки монет». Примерно то же находим в словаре В. И. Даля: «Красное золото, с медным сплавом; белое, с серебряным сплавом».
Похожие статьи