Иногда поверхность серебряных изделий покрывают слоем черни — плёнки из сульфида серебра Ag2S. В зависимости от толщины и способа получения цвет черни изменяется от бархатисто-серого до чёрного. Предметами и ювелирными украшениями, выполненными в технике серебряной черни, прославились мастера города Великий Устюг. Аля получения черни мастер готовит особый состав — серную печень, которая представляет собой порошок, состоящий из смеси тиосульфата и полисульфидов калия. Они образуются при сплавлении серы с поташом в массовом соотношении 1:1,5
4К2СО3+14S+О2 = 2K2S5+2K2S2O3+4СО2.
Традиционный способ покрытия изделия чернью заключается в нанесении серной печени на поверхность серебряного изделия, по которой острой иглой процарапан (гравирован) рисунок. Серная печень застревает в бороздках, нанесённых гравировальной иглой. При нагревании изделия серная печень сплавляется с серебром, окрашивая бороздки в чёрный цвет. Затем поверхность предмета аккуратно полируют до достижения металлического блеска.
По другому методу чернение производится погружением серебряных изделий в нагретый до 60—70 °С раствор серной печени. В том случае когда необходимо покрыть чернью не всё изделие, а лишь его часть, раствор серной печени аккуратно наносят кисточкой на нагретый серебряный предмет.
Согласно описанию Плиния Старшего, секретом изготовления серебряной черни владели уже в Древнем Египте. «В Египте серебро... раскрашивают... то есть расписывают, а не чеканят серебро... А делается это таким образом: с серебром смешивают одну третью часть тончайшей кипрской меди и столько же самородной серы, сколько серебра, и плавят в глиняном сосуде, закрытом глиной; плавить нужно до тех пор, пока крышка не раскроется сама», — говорится в «Естественной истории».
Поверхность серебра можно не только почернить, но и окрасить в другие цвета. Зеленовато-серый цвет приобретают серебряные предметы, выдержанные в течение нескольких минут в кипящем растворе, который готовят, растворяя 10 г иодида калия в 10 мл воды с последующим добавлением 30 мл концентрированной соляной кислоты. Металл покрывается тончайшей плёнкой иодида серебра, которая и придаёт изделию зеленовато-серый оттенок. Плёнка разлагается на свету с образованием мельчайших частичек серебра, также окрашивающих поверхность.
Особый интерес представляет патинирование поверхности изделий из меди и бронзы. Патиной называют тонкую плёнку, которая не только предохраняет металл от коррозии, но и окрашивает в определённый цвет.
Для нанесения патины необходимо тщательно очистить поверхность от жировых загрязнений, пыли и продуктов коррозии. Оксидные плёнки снимают, обрабатывая изделие растворами кислот. Затем его надо обязательно промыть под струёй воды. Легче всего провести патинирование, погрузив предмет в специально приготовленный раствор.
Для получения золотисто-коричневого оттенка в литре воды растворяют 20 г медного купороса CuSO4•5Н2О и 5 г перманганата калия КMnO4, выдерживают предмет 4—5 минут, а затем вынимают и полируют поверхность сухой ветошью. При использовании того же раствора, но нагретого до температуры кипения, удаётся получить патину тёмно-коричневого цвета.
Патину серо-чёрного или тёмно-коричневого цвета можно создать, пользуясь раствором серной печени. Матово-зелёная патина образуется при погружении медных или бронзовых изделий в раствор 20 г карбоната аммония (NH4)2CO3 и 2 г хлорида аммония NH4Cl в 100 мл воды. По химическому составу такая патина близка малахиту — основному карбонату меди (CuOH)2CO3
Похожие статьи