СЕРЕБРЯНАЯ ЧЕРНЬ. ПАТИНА НА БРОНЗЕ

Наука » Химия

Иногда поверхность серебряных из­делий покрывают слоем черни — плёнки из сульфида серебра Ag2S. В зависимости от толщины и спосо­ба получения цвет черни изменяет­ся от бархатисто-серого до чёрного. Предметами и ювелирными укра­шениями, выполненными в технике серебряной черни, прославились мастера города Великий Устюг. Аля получения черни мастер готовит особый состав — серную печень, ко­торая представляет собой порошок, состоящий из смеси тиосульфата и полисульфидов калия. Они образу­ются при сплавлении серы с поташом в массовом соотношении 1:1,5

2СО3+14S2 = 2K2S5+2K2S2O3+4СО2.

Традиционный способ покрытия изделия чернью заключается в нане­сении серной печени на поверхность серебряного изделия, по которой острой иглой процарапан (гравиро­ван) рисунок. Серная печень застре­вает в бороздках, нанесённых грави­ровальной иглой. При нагревании изделия серная печень сплавляется с серебром, окрашивая бороздки в чёрный цвет. Затем поверхность предмета аккуратно полируют до достижения металлического блеска.

По другому методу чернение производится погружением сереб­ряных изделий в нагретый до 60—70 °С раствор серной печени. В том случае когда необходимо покрыть чернью не всё изделие, а лишь его часть, раствор серной печени акку­ратно наносят кисточкой на нагре­тый серебряный предмет.

Согласно описанию Плиния Старшего, секретом изготовления серебряной черни владели уже в Древнем Египте. «В Египте сереб­ро... раскрашивают... то есть рас­писывают, а не чеканят серебро... А делается это таким образом: с се­ребром смешивают одну третью часть тончайшей кипрской меди и столько же самородной серы, сколь­ко серебра, и плавят в глиняном сосуде, закрытом глиной; плавить нужно до тех пор, пока крышка не раскроется сама», — говорится в «Естественной истории».

Поверхность серебра можно не только почернить, но и окрасить в другие цвета. Зеленовато-серый цвет приобретают серебряные предметы, выдержанные в течение нескольких минут в кипящем растворе, который готовят, растворяя 10 г иодида калия в 10 мл воды с последующим добав­лением 30 мл концентрированной соляной кислоты. Металл покрывает­ся тончайшей плёнкой иодида сере­бра, которая и придаёт изделию зе­леновато-серый оттенок. Плёнка разлагается на свету с образованием мельчайших частичек серебра, также окрашивающих поверхность.

Особый интерес представляет патинирование поверхности изделий из меди и бронзы. Патиной на­зывают тонкую плёнку, которая не только предохраняет металл от коррозии, но и окрашивает в опре­делённый цвет.

Для нанесения патины необхо­димо тщательно очистить поверх­ность от жировых загрязнений, пыли и продуктов коррозии. Оксид­ные плёнки снимают, обрабатывая изделие растворами кислот. Затем его надо обязательно промыть под струёй воды. Легче всего провес­ти патинирование, погрузив пред­мет в специально приготовленный раствор.

Для получения золотисто-ко­ричневого оттенка в литре воды растворяют 20 г медного купороса CuSO4•5Н2О и 5 г перманганата калия КMnO4, выдерживают пред­мет 4—5 минут, а затем вынимают и полируют поверхность сухой ве­тошью. При использовании того же раствора, но нагретого до тем­пературы кипения, удаётся полу­чить патину тёмно-коричневого цвета.

Патину серо-чёрного или тёмно-коричневого цвета можно создать, пользуясь раствором серной печени. Матово-зелёная патина образуется при погружении медных или бронзо­вых изделий в раствор 20 г карбона­та аммония (NH4)2CO3 и 2 г хлорида аммония NH4Cl в 100 мл воды. По химическому составу такая патина близка малахиту — основному кар­бонату меди (CuOH)2CO3



Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторы: Андрей Дроздов, Илья Леенсон, Дмитрий Трифонов, Денис Жилин, Александр Серов, Андрей Бреев, Андрей Шевельков, Вадим Ерёмин, Юлия Яковлева, Оксана Рыжова, Виктория Предеина, Наталья Морозова, Алексей Галин, Сергей Каргов, Сергей Бердоносов, Александр Сигеев, Оксана Помаз, Григорий Середа, Владимир Тюрин, Антон Максимов, Вячеслав Загорский, Леонид Каневский, Александр Скундин, Борис Сумм, Игнат Шилов, Екатерина Менделеева, Валерий Лунин, Абрам Блох, Пётр Зоркий, Александр Кури, Екатерина Иванова, Дмитрий Чаркин, Сергей Вацадзе, Григорий Серела, Анастасия Ростоцкая, Александр Серое, Анастасия Сигеева
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.