В наши дни радионуклиды известны у большинства химических элементов. Они имеют много самых разных применений, особенно в химии и биохимии. Дело в том, что химическое поведение радионуклидов какого-либо элемента практически такое же, как и у его стабильных нуклидов. Но ядра радионуклидов в момент распада «посылают сигнал» о своём присутствии. Учёные разработали аппаратуру, позволяющую надёжно регистрировать сигналы от распада буквально единичных атомов. Благодаря этому становится возможным использовать радионуклиды в качестве атомов-меток, так называемых радиоактивных индикаторов.
Например, с помощью фосфора-32 можно установить, как кукуруза усваивает из почвы фосфорное удобрение. В удобрение добавляют очень малое количество радионуклида. Далее, анализируя радиоактивность различных частей растения, можно определить, быстро ли фосфат усваивают корни, с какой скоростью он поступает в листья, стебли или початки и как усвоение удобрения зависит от его химической формы (в частности, от того, в виде какой именно соли — аммония, калия или кальция — взят фосфат), от способа введения в почву и других факторов. Полученная информация позволила существенно повысить эффективность применения минеральных удобрений.
Аналогичным образом на подопытных животных можно проследить действие лекарств, содержащих радиоактивные индикаторы. Использование радионуклидов позволяет наблюдать и за поведением различных микропримесей в технологических процессах.
Так как для установления природы радионуклидов достаточно буквально единичных атомов, по результатам исследования пряди волос Наполеона, сохранившейся до наших дней, удалось выяснить, что в конце жизни его организм получал избыток мышьяка. Возможно, именно это и стало причиной болезни и смерти.
А вот чисто химическая проблема, которую помог решить радиоуглерод. При окислении пропионовой кислоты СН3СН2СООН в кислой среде образуются углекислый газ и щавелевая кислота НООС—СООН. Интересно было выяснить, какая именно из двух связей С—С в пропионовой кислоте разрушается при окислении. Аля этого синтезировали пропионовую кислоту, содержащую метку 14С в карбоксильной группе. Затем провели окисление и определили активность выделившегося углекислого газа и активность щавелевой кислоты. Измерения показали, что эти значения относятся как 3 : 7. Следовательно, в пропионовой кислоте рвутся обе связи, но с разной вероятностью.
И число подобных примеров очень велико. Одному только использованию меток углерода-14 и трития в органической химии посвящены многотомные издания.
Похожие статьи