ГЕНРИ КАВЕНДИШ
(1731—1810)
(1731—1810)
«...Он был крайне застенчив и сдержан. У него не было друзей и было мало знакомых. Вместо того, чтобы охватить своей мыслью всю совокупность природы, он ограничивался исследованием немногих проблем первоклассного значения. Его работы отличались величайшей точностью и изяществом; в сообщении своих выводов он соблюдал величайшую осторожность» — так характеризовал английского учёного Генри Кавендиша один из многочисленных биографов.
Выходец из знатной аристократической семьи, Кавендиш никогда не испытывал недостатка в средствах. (Французский физик Жан Батист Био в некрологе назвал его «самым богатым из учёных и, вероятно, самым учёным из богачей».) Так и не окончив Кембриджский университет, он в 1753 г. поселился в лондонском доме отца. Здесь устроил лабораторию и до конца жизни проводил в ней исследования.
В историю науки Кавендиш вошёл как крупнейший представитель пневматической химии. Его девиз гласил: «Всё определяется мерой, числом и весом». Он был убеждённым сторонником теории флогистона, и это обстоятельство часто мешало ему правильно интерпретировать сделанные открытия.
Первая опубликованная Кавендишем работа называлась «Опыты с искусственным воздухом» (1 766 г.). Речь в ней шла о «горючем воздухе» (водороде в современном понимании). Хотя Кавендиш и считается автором открытия первого газообразного простого вещества, это не вполне соответствует действительности. «Горючий воздух» ранее наблюдали и Роберт Бойль, и французский химик Никола Лемери, и Михаил Ломоносов. Однако все они ограничивались лишь констатацией факта. Кавендиш же дал описание своеобразных свойств водорода как индивидуального вещества. Он получал его разными способами (действуя разбавленными соляной и серной кислотами на железо, цинк, олово) и всякий раз убеждался, что выделяется один и тот же газ.
Флогистик Кавендиш был уверен, что «горючий воздух» — это и есть флогистон, который улетучивается из металлов при их обработке кислотами. Ведь газ отличался необычайной лёгкостью, а учение о флогистоне содержало идею об отрицательном весе этой субстанции. Но продолжив исследования, Кавендиш убедился: газ весом, и его плотность относительно воздуха равна 0,09 (современное значение — 0,07). Появилось новое объяснение: «горючий воздух» является соединением флогистона с водой.
Это, пожалуй, яркий пример того, как флогистонная теория Георга Шталя оказалась препятствием на пути верного истолкования одного из самых знаменательных химических открытий — обнаружения наиболее лёгкого химического элемента, которому в своё время предстояло «возглавить» периодическую систему.
70-е гг. XVIII в. — эпоха триумфа пневматической химии. Именно тогда были открыты основные газы атмосферы — азот и кислород. Независимо от Даниеля Резерфорда Кавендиш в 1772 г. выделил «мефитический воздух» (азот), но не удосужился вовремя предать свой результат гласности. Зато провёл детальное количественное исследование свойств этого газа. Весомый вклад он внёс и в изучение «огненного воздуха» (кислорода), обнаруженного независимо друг от друга Карлом Шееле и Джозефом Пристли в 1773—1774 гг. Для анализа воздуха Кавендиш сконструировал в 1783 г. специальный прибор — эвдиометр (от греч. «эудиос» — «чистый», «ясный» — о воздухе).
В 1785 г. учёный задался вопросом: не содержится ли в атмосфере помимо азота, кислорода и углекислого газа ещё какой-либо неизвестной «разновидности воздуха»? В течение двух недель Кавендиш пропускал электрический разряд через воздух, обогащённый кислородом. Образующиеся оксиды азота поглощались раствором КОН.
Удалив затем избыток кислорода, исследователь обнаружил примечательный факт: в растворе неизменным оставался пузырёк воздуха, составлявший приблизительно 1/125 первоначального объёма газовой смеси. Ни электрический разряд, ни химические реагенты никоим образом на него не действовали. Кавендиш так и не сумел объяснить это загадочное обстоятельство. Только сто с лишним лет спустя выяснилось: пресловутый пузырёк содержал в основном благородный газ аргон. Основная заслуга его открытия (наряду с другими благородными газами) принадлежит соотечественнику Кавендиша Уильяму Рамзаю.
Прославленный химик, Кавендиш был и выдающимся физиком, но большинство своих работ в этой области не публиковал. А между тем в 1 771 г. учёный пришёл к выводу: сила электрического взаимодействия обратно пропорциональна квадрату расстояния между зарядами. Спустя 14 лет Шарль Огюстен Кулон сделал аналогичное заключение, и этот закон носит его имя. Кавендиш экспериментально подтвердил закон всемирного тяготения и вычислил гравитационную постоянную. Он впервые рассчитал среднюю плотность Земли — 5,18 г/см3 (современное значение — 5,5 г/см3). В 1871 г. в Кембриджском университете была организована физическая лаборатория, которая носит имя учёного.
Химическая лаборатория. Вторая половина XVIII в.
Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторы: Андрей Дроздов, Илья Леенсон, Дмитрий Трифонов, Денис Жилин, Александр Серов, Андрей Бреев, Андрей Шевельков, Вадим Ерёмин, Юлия Яковлева, Оксана Рыжова, Виктория Предеина, Наталья Морозова, Алексей Галин, Сергей Каргов, Сергей Бердоносов, Александр Сигеев, Оксана Помаз, Григорий Середа, Владимир Тюрин, Антон Максимов, Вячеслав Загорский, Леонид Каневский, Александр Скундин, Борис Сумм, Игнат Шилов, Екатерина Менделеева, Валерий Лунин, Абрам Блох, Пётр Зоркий, Александр Кури, Екатерина Иванова, Дмитрий Чаркин, Сергей Вацадзе, Григорий Серела, Анастасия Ростоцкая, Александр Серое, Анастасия Сигеева
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи