РОБЕРТ БОЙЛЬ
(1627—1691)
(1627—1691)
Хрестоматийной стала фраза немецкого философа Фридриха Энгельса: «Бойль делает из химии науку».
Он родился в то время, когда эпоха Возрождения заканчивала своё триумфальное шествие по Европе. Физика, математика, науки о земле постоянно обогащались фундаментальными открытиями. Химия оставалась бедной Золушкой. Её ещё слишком опутывали алхимические и схоластические представления.
Четырнадцатый ребёнок в семье ирландского аристократа, Роберт Бойль не был наделён крепким здоровьем. Вначале он получил домашнее образование. Затем, когда мальчику исполнилось 12 лет, отец послал его учиться в Европу. В Швейцарии, Италии, Франции Роберт изучал философию, юриспруденцию, математику. Там, видимо, и заинтересовался химией.
Он вернулся на родину в 1646 г. Отца уже не было в живых. В одном из имений, доставшихся Бойлю в наследство, он и приступил к первым опытам.
Надо сказать, что Бойль всю жизнь оставался человеком глубоко религиозным. В 30-летнем возрасте даже всерьёз раздумывал, не отдаться ли целиком служению Церкви. К счастью, этого не произошло. Небеса не разгневались на Бойля. Они простили
ему неодолимую страсть к исследованиям. Оборудовав собственную лабораторию и не испытывая недостатка в помощниках, он начал свою научную деятельность.
Первые успехи учёного были связаны с физикой. Он сконструировал воздушный насос, с помощью которого определял упругость воздуха. В результате в 1 662 г. Бойль сформулировал свой знаменитый закон об обратной пропорциональности объёма и давления воздуха: чем большее давление испытывает газ (воздух), тем меньше пространства он занимает. Его же 14 лет спустя самостоятельно открыл французский физик Эдм Мариотт. Закон Бойля — Мариотта стал одним из основных физических законов. Пожалуй, уже одно это оставило бы имя Бойля в истории науки.
В 1661 г. он опубликовал книгу под названием «Химик-скептик». Эта работа написана в форме беседы четырёх вымышленных учёных. Некто Карнеад, названный по имени древнегреческого философа и оратора, — второе «я» самого автора — отстаивает корпускулярное строение материи. Фемист (греч. «правильный») выступает как последователь Аристотеля. Филопон (греч. «трудолюбивый») разделяет взгляды Парацельса. И наконец, Элевтерий (греч. «вольный», «независимый») играет роль беспристрастного судьи.
Цель Бойля заключалась в попытке найти ответ на вопрос: можно ли признать классические «элементы» Аристотеля (огонь, воздух, воду и землю) или «принципы» Парацельса (ртуть, серу и соль) в качестве истинных элементов тел.
«Химики до сих пор руководствовались чересчур узкими принципами, не требовавшими особенно широкого умственного кругозора, — пишет Бойль, — они усматривали свою задачу в приготовлении лекарств, в извлечении и превращении металлов. Я смотрю на химию... не как врач, не как алхимик, а как должен смотреть на неё философ. Я начертал здесь план химической философии, который надеюсь выполнить и усовершенствовать своими
опытами и наблюдениями». Иными словами, Бойль считал насущной потребностью химии применение ею экспериментальных методов исследования.
Действительных «элементов», полагает учёный, должно быть гораздо больше: «Я понимаю под элементами, в том смысле, как некоторые химики ясно говорят о принципах, определённые, первоначальные и простые, вполне несмешанные тела, которые не составлены друг из друга, но представляют собой те составные части, из которых составлены все так называемые смешанные тела и на которые последние в конце концов могут быть разложены». По существу, это первое определение понятия «химический элемент». Его, конечно, нельзя считать строго научным, тем более что Бойль не назвал ни одного конкретного элемента в новом понимании.
Бойлю приписывается заслуга введения в химию понятия «анализ» (от греч. «аналисис» — «разложение», «расчленение»). Цель анализа — найти способы разделения тел, дабы определить их составные части. Чтобы установить состав веществ, учёный применял качественные реакции, например впервые использовал индикаторы для определения кислот и щелочей. Однако «главным анализатором» Бойль считал огонь. Он думал, что через поры стеклянной реторты, где прокаливался металл, проникает тончайшая «огненная материя». Она как бы прилипает к металлу, «материализуется» и тем самым увеличивает его вес. (Только почти столетие спустя Ломоносов решительно возразит: «Мнение славного Роберта Бойля ложно».) Учёный разработал новый метод получения фосфора, получил фосфин и фосфорную кислоту.
Пожалуй, Бойль всё же не «сделал из химии науку» — ещё не наступило время. Но в значительной степени способствовал этому. Образно говоря, он отделил «зёрна от плевел» и чётко высказал убеждение, что наука эта должна в конце концов обрести собственный статус, решать свойственные ей задачи, притом своими методами исследования.
Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторы: Андрей Дроздов, Илья Леенсон, Дмитрий Трифонов, Денис Жилин, Александр Серов, Андрей Бреев, Андрей Шевельков, Вадим Ерёмин, Юлия Яковлева, Оксана Рыжова, Виктория Предеина, Наталья Морозова, Алексей Галин, Сергей Каргов, Сергей Бердоносов, Александр Сигеев, Оксана Помаз, Григорий Середа, Владимир Тюрин, Антон Максимов, Вячеслав Загорский, Леонид Каневский, Александр Скундин, Борис Сумм, Игнат Шилов, Екатерина Менделеева, Валерий Лунин, Абрам Блох, Пётр Зоркий, Александр Кури, Екатерина Иванова, Дмитрий Чаркин, Сергей Вацадзе, Григорий Серела, Анастасия Ростоцкая, Александр Серое, Анастасия Сигеева
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи