Христос был реальной личностью. Он провел религиозные реформы. Коренным образом он пересмотрел иудаизм, на основе которого зародилось христианство. Постулаты иудаизма применились лишь к евреям. Спасение богоизбранного народа было очевидным, а те кто не верил в бога Яхве были обречены на погибель или на рабство. Земная жизнь человека – это мука. Христос предлагал потусторонне блаженное воздаяние. Деление по чувственно-внешнему признаку отрицалось. Богоизбранным было всё человечество. Благодаря Христу появилось единое братство – всё человечество это братство. Предмет спасения не тело, а душа человеческая. Религия должна обслуживать интересы души без разбора, без выбора. (скиния – хрям, походный и переносный. Фарисел – лицемер.) Христос увидел, что религия стала лишь инструментом в получении денег, власти и видении войн. Религия – нравственное самосовершенствование человека. Возникает два конфликта: 1) Конфликт Христа с народом иудеев – люди ненавидят другу одно – масштаба личности. Народ завидовал Христу. Христос не знал, что он сын Божий, а лишь верил в это. Он создал единую веру для всего человечества. 2) конфликт Христа и Рима. Он был намного сильнее. Это был конфликт двух универсализмов. В Риме не существовало морального знания. Прав тот, кто сильнее. А Христос, выдвигает другое мнение. Универсализм Христа – принципиально потусторонний. Истина – это любовь, Бог это любовь. Значит вера в Бога это вера в человеческую мораль. Любовь – высшее счастье, можно принести себя в жертву хотя бы одному человеку. Рим не мог примириться с существованием идеи, сильнее самого гос-ва.
Экстраполяция и интуиция. Интуиция (лат. – пристально смотрю) – способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуицию можно рассматривать как особую форму изменения теоретического мышления, для которой характерна: свернутость рассуждения, осознание не всего хода мысли, а отдельного, наиболее важного, часто – окончательного вывода. Особенность интуиции – неожиданность, даже невероятность решения задачи, интуиция есть «содержательное» знание, складывающееся стихийно, неосознанно. Очень часто вывод, найденный интуитивно, обосновывается задним числом, когда доказательство «узаконивает» результаты интуиции, элиминирует или сводит к минимуму субъективность и противоречивость интуитивных прозрений. В этом плане логический вывод и интуиция в процессе познания тесно переплетены, не исключают и не подменяют, но поддерживают и дополняют друг друга. В любом случае, даже в тех научных дисциплинах, которые опираются на интеллектуальную интуицию, ее прозрения нуждаются в критической проверке.
Объективной предпосылкой интуиции служит потребность выхода теоретического мышления за пределы данного в предшествующем знании. В научном познании предпосылками и условиями формирования и действия интуиции являются: достаточная профессиональная подготовка (эрудиция, понимание проблемы и возможных способов их решения), поисковая ситуация и постоянные попытки решить задачу; спектр подсказок (интересы и знания в других сферах деятельности, близость к искусству, формирующему образность и ассоциативность мышления).
Таким образом, интуицию ученого можно назвать экстраполяцией в сокращенной форме. Как считал А. Пуанкаре, если логика является орудием достоверного доказательства, то интуиция – инструмент изобретательства. Как момент индивидуального творчества (обусловленный особенностями мышления ученого – интуитивно очевидное для одних не является таковым для других) и как момент, противоположный дискурсивному мышлению, интуиция всегда будет неотъемлемым компонентом познания.
В то же время не стоит забывать и про то, что интуитивные умозаключения могут быть как истинными, так и ложными. Если первые остаются в истории науки яркими, памятными примерами, то о вторых, как правило, мало что известно. Поэтому в научном творчестве должна присутствовать и критическая оценка интуитивной догадки, тем более, что существуют типичные ошибки интуиции. В частности, неправильная оценка случайностей, когда последовательность случайных событий интуитивно воспринимается как самокорректирующийся процесс, в котором отклонение в одну сторону влечет за собой отклонение в другую, восстанавливающее баланс, равновесие. Или – пренебрежение размерами выборки в случае выдвижения гипотезы социологом, психологом, биологом и т.д. при явно недостаточном количестве наблюдений. Довольно часто экспертные оценки, непременно включающие в себя интуицию, излишне категоричны по отношению к плохо предсказуемым событиям и процессам.
Наконец, вызывает типичные ошибки интуиции оценка вероятности сложных событий – состоящих из нескольких относительно простых. «Сложные события, – отмечает А.Н. Лук, – бывают конъюнктивными (должны осуществиться все простые события, входящие в его состав) и дизъюнктивными (достаточно осуществления хотя бы одного простого события)».[88] Ориентиром интуитивной оценки вероятности сложного события, толчком для подсознательного мыслительного процесса выступает вероятность простого события. В случае конъюнктивного события вероятность реализации всех взаимосвязанных событий существенно меньше, чем вероятность отдельного события; интуиция же склонна эту вероятность преувеличивать. С дизъюнктивными событиями все происходит наоборот. Малая вероятность простого события снижает оценку вероятности дизъюнктивного события.
Объективной предпосылкой интуиции служит потребность выхода теоретического мышления за пределы данного в предшествующем знании. В научном познании предпосылками и условиями формирования и действия интуиции являются: достаточная профессиональная подготовка (эрудиция, понимание проблемы и возможных способов их решения), поисковая ситуация и постоянные попытки решить задачу; спектр подсказок (интересы и знания в других сферах деятельности, близость к искусству, формирующему образность и ассоциативность мышления).
Таким образом, интуицию ученого можно назвать экстраполяцией в сокращенной форме. Как считал А. Пуанкаре, если логика является орудием достоверного доказательства, то интуиция – инструмент изобретательства. Как момент индивидуального творчества (обусловленный особенностями мышления ученого – интуитивно очевидное для одних не является таковым для других) и как момент, противоположный дискурсивному мышлению, интуиция всегда будет неотъемлемым компонентом познания.
В то же время не стоит забывать и про то, что интуитивные умозаключения могут быть как истинными, так и ложными. Если первые остаются в истории науки яркими, памятными примерами, то о вторых, как правило, мало что известно. Поэтому в научном творчестве должна присутствовать и критическая оценка интуитивной догадки, тем более, что существуют типичные ошибки интуиции. В частности, неправильная оценка случайностей, когда последовательность случайных событий интуитивно воспринимается как самокорректирующийся процесс, в котором отклонение в одну сторону влечет за собой отклонение в другую, восстанавливающее баланс, равновесие. Или – пренебрежение размерами выборки в случае выдвижения гипотезы социологом, психологом, биологом и т.д. при явно недостаточном количестве наблюдений. Довольно часто экспертные оценки, непременно включающие в себя интуицию, излишне категоричны по отношению к плохо предсказуемым событиям и процессам.
Наконец, вызывает типичные ошибки интуиции оценка вероятности сложных событий – состоящих из нескольких относительно простых. «Сложные события, – отмечает А.Н. Лук, – бывают конъюнктивными (должны осуществиться все простые события, входящие в его состав) и дизъюнктивными (достаточно осуществления хотя бы одного простого события)».[88] Ориентиром интуитивной оценки вероятности сложного события, толчком для подсознательного мыслительного процесса выступает вероятность простого события. В случае конъюнктивного события вероятность реализации всех взаимосвязанных событий существенно меньше, чем вероятность отдельного события; интуиция же склонна эту вероятность преувеличивать. С дизъюнктивными событиями все происходит наоборот. Малая вероятность простого события снижает оценку вероятности дизъюнктивного события.
Экстраполяция и мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент – важное средство научной экстраполяции, в чем можно убедиться через поэтапный анализ этой сложной познавательной процедуры.
На первом этапе вырабатывается наглядное представление основных явлений исследуемой области, иллюстрация основных компонентов эксперимента и его операций. На иллюстративно-объясняющем этапе обобщается и систематизируется материал, символизируется для логического изучения, он определяет основное направление мысленного эксперимента.
На втором этапе мысленного эксперимента происходит переход во вспомогательную область с целью создания на основе отношений этой области мысленного аналога выделений на первом этапе основы исследуемого объекта.
«Третий этап заключается в логическом анализе созданной мысленной модели, в выяснении причинных связей и отношений, характеризующих различные аспекты действия механизма полученного аналога объекта. При этом устанавливается связь уже между всеми основными характеристиками рассматриваемого явления. Основание экстраполяции обогащается за счет проигрывания модельной ситуации с привлечением целого комплекса теорий вплоть до научной картины мира»[87].
На последнем этапе исследование переносится вновь в первоначально изучаемую область – уточняются выявленные на предыдущих этапах общие связи явлений, находится их общая основа, раскрываются законы, управляющие этими объектами. Экстраполируемые утверждения обретают статус научного знания.
Можно сделать вывод, что мысленный эксперимент как средство экстраполяции достаточно надежен и эвристичен, поскольку применяет последовательное мысленное проецирование знания на эмпирический уровень, на уровень теоретического осмысления производимых операций и соотносит полученные результаты с существующими в данный момент частными и общенаучной картинами мира.
На первом этапе вырабатывается наглядное представление основных явлений исследуемой области, иллюстрация основных компонентов эксперимента и его операций. На иллюстративно-объясняющем этапе обобщается и систематизируется материал, символизируется для логического изучения, он определяет основное направление мысленного эксперимента.
На втором этапе мысленного эксперимента происходит переход во вспомогательную область с целью создания на основе отношений этой области мысленного аналога выделений на первом этапе основы исследуемого объекта.
«Третий этап заключается в логическом анализе созданной мысленной модели, в выяснении причинных связей и отношений, характеризующих различные аспекты действия механизма полученного аналога объекта. При этом устанавливается связь уже между всеми основными характеристиками рассматриваемого явления. Основание экстраполяции обогащается за счет проигрывания модельной ситуации с привлечением целого комплекса теорий вплоть до научной картины мира»[87].
На последнем этапе исследование переносится вновь в первоначально изучаемую область – уточняются выявленные на предыдущих этапах общие связи явлений, находится их общая основа, раскрываются законы, управляющие этими объектами. Экстраполируемые утверждения обретают статус научного знания.
Можно сделать вывод, что мысленный эксперимент как средство экстраполяции достаточно надежен и эвристичен, поскольку применяет последовательное мысленное проецирование знания на эмпирический уровень, на уровень теоретического осмысления производимых операций и соотносит полученные результаты с существующими в данный момент частными и общенаучной картинами мира.
Моделирование – метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (органических и неорганических, систем, технических устройств, различных процессов – физических, химических, биологических, социальных). В самом широком смысле моделирование представляет собой любой вариант представления информации в виде графических схем, математических уравнений, диаграмм причинно-следственных связей, таблиц и даже вербальных конструкций.
Модель (лат. modulus – мера, образец, норма) – аналог, схема, структура, знаковая система определенной части природной или социальной реальности, служащая для сохранения и расширения информации об оригинале, для его создания, преобразования, управления и т.п.
Моделирование окружающего мира внутренне присуще познанию, так как любой язык (естественный и искусственный) уже моделирует реальность своими символами, представляет собой сложный процесс шифрования и дешифровки.
В гносеологическом аспекте модель – «представление» познаваемого или преобразуемого объекта (вещи, процесса). Результаты исследования моделей распространяются на оригиналы. В логическом аспекте перенесение информации опирается на отношения изоморфизма или гомоморфизма,[86] существующие между моделью и ее оригиналом. Изоморфный либо гомоморфный образ какого-либо объекта и есть его модель. Моделирование может быть основано на более общих отношениях, например, в случае систем математических утверждений (аксиом, уравнений), описывающих некоторые фрагменты (сферы, области) реальных или абстрактных объектов в физике, космологии, математической экономике, кибернетике.
Модель (лат. modulus – мера, образец, норма) – аналог, схема, структура, знаковая система определенной части природной или социальной реальности, служащая для сохранения и расширения информации об оригинале, для его создания, преобразования, управления и т.п.
Моделирование окружающего мира внутренне присуще познанию, так как любой язык (естественный и искусственный) уже моделирует реальность своими символами, представляет собой сложный процесс шифрования и дешифровки.
В гносеологическом аспекте модель – «представление» познаваемого или преобразуемого объекта (вещи, процесса). Результаты исследования моделей распространяются на оригиналы. В логическом аспекте перенесение информации опирается на отношения изоморфизма или гомоморфизма,[86] существующие между моделью и ее оригиналом. Изоморфный либо гомоморфный образ какого-либо объекта и есть его модель. Моделирование может быть основано на более общих отношениях, например, в случае систем математических утверждений (аксиом, уравнений), описывающих некоторые фрагменты (сферы, области) реальных или абстрактных объектов в физике, космологии, математической экономике, кибернетике.
Аналогия (греч. – соответствие, сходство) – сходство предметов (явлений, процессов и т.п.) в каких-либо свойствах. При умозаключениях по аналогии знание, полученное из анализа какого-либо объекта («модели»), переносится на другой, менее изученный (менее наглядный, малодоступный для исследования и т.п.) в определенном аспекте объект. Заключения, получаемые по аналогии при исследовании конкретных объектов, имеют, как правило, вероятностный характер. Они выступают источниками научных гипотез, индуктивных рассуждений, играют важную роль в научных открытиях.
Логическая формула аналогии:
Объект А обладает признаками а, b, c, d;
объект B обладает признаками a, b, c;
следовательно, объект В, возможно, обладает признаком d.
Выводы по аналогии, относящиеся к абстрактным объектам, при установлении между ними отношений изоморфизма или гомоморфизма, могут давать и достоверное знание.
Логическая формула аналогии:
Объект А обладает признаками а, b, c, d;
объект B обладает признаками a, b, c;
следовательно, объект В, возможно, обладает признаком d.
Выводы по аналогии, относящиеся к абстрактным объектам, при установлении между ними отношений изоморфизма или гомоморфизма, могут давать и достоверное знание.
Идеализация, процесс идеализации – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но имеющих прообразы в реальном мире. Процесс идеализации характеризуется отвлечением от свойств и отношений, необходимо присущих предметам реальной действительности, и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, которые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам. Если в зависимости от цели, предмета, гипотезы исследования создаются различные абстракции одного и того же реального объекта, собственно метод идеализации основан не только на абстрагировании, но и на мысленном конструировании объектов, в котором то или иное свойство, состояние, функция представлены в наиболее выраженном, предельном виде.
Примером подобного понятия может быть «точка»; невозможно найти в реальном мире объект, который бы не имел измерений. Аналогичный характер имеют понятия «прямая линия», «окружность», «абсолютно черное тело», «инерция» «несжимаемая жидкость» и т.д.
О понятиях, являющихся результатом идеализации (часто называемых просто идеализациями), утверждают, что в них мыслятся идеализированные (или идеальные) объекты. Образовав с помощью идеализации понятие о такого рода объекте, можно в дальнейшем оперировать с ним в рассуждениях как с реально существующей вещью, создавать абстрактные схемы реальных процессов, позволяющие проникать в их сущность. В этом ключе идеализация неразрывна с методом моделирования.
Примером подобного понятия может быть «точка»; невозможно найти в реальном мире объект, который бы не имел измерений. Аналогичный характер имеют понятия «прямая линия», «окружность», «абсолютно черное тело», «инерция» «несжимаемая жидкость» и т.д.
О понятиях, являющихся результатом идеализации (часто называемых просто идеализациями), утверждают, что в них мыслятся идеализированные (или идеальные) объекты. Образовав с помощью идеализации понятие о такого рода объекте, можно в дальнейшем оперировать с ним в рассуждениях как с реально существующей вещью, создавать абстрактные схемы реальных процессов, позволяющие проникать в их сущность. В этом ключе идеализация неразрывна с методом моделирования.
Развитие научного знания во всех его сферах неразрывно связано с построением теоретических систем все более высокого уровня абстракции, вынуждая ученого задумываться над природой используемых абстракций.
Метод абстрагирования – универсальный метод научного познания, логическая основа понимания природы и общества. Существуют абстракции, общие для всех естественных и социально-гуманитарных наук, практики. Это – простейшие абстракции свойств, классов и отношений, тождества и различия, индивидуации и др., необходимые как на первых ступенях образования понятий, идентификации и классификации объектов познания, так и на последующих уровнях формирования знаний о природе и обществе.
Абстракция (лат. – отвлечение) понимается как: 1) сторона, момент, фрагмент действительности, нечто одностороннее, одномерное по отношению к объекту; 2) процесс мысленного отвлечения от каких-либо свойств и отношений объекта с целью выделения его общих или специфических характеристик и последующего анализа их в «чистом виде» (абстрагирование). В этом случае абстракция является результатом процесса абстрагирования в форме общего понятия.
Если в логике абстрагирование понимается как способ мысленного расчленения объекта, создающий абстрактные понятия, то в современной методологии дается более широкая трактовка – как человеческой способности расчленения и синтеза свойств, отношений, объектов в самых разных видах человеческой деятельности.
Метод абстрагирования – универсальный метод научного познания, логическая основа понимания природы и общества. Существуют абстракции, общие для всех естественных и социально-гуманитарных наук, практики. Это – простейшие абстракции свойств, классов и отношений, тождества и различия, индивидуации и др., необходимые как на первых ступенях образования понятий, идентификации и классификации объектов познания, так и на последующих уровнях формирования знаний о природе и обществе.
Абстракция (лат. – отвлечение) понимается как: 1) сторона, момент, фрагмент действительности, нечто одностороннее, одномерное по отношению к объекту; 2) процесс мысленного отвлечения от каких-либо свойств и отношений объекта с целью выделения его общих или специфических характеристик и последующего анализа их в «чистом виде» (абстрагирование). В этом случае абстракция является результатом процесса абстрагирования в форме общего понятия.
Если в логике абстрагирование понимается как способ мысленного расчленения объекта, создающий абстрактные понятия, то в современной методологии дается более широкая трактовка – как человеческой способности расчленения и синтеза свойств, отношений, объектов в самых разных видах человеческой деятельности.
Обобщение (лат. generalisatio) – мысленный переход: 1) от отдельных фактов, событий к отождествлению их в мысли (индуктивное обобщение); 2) от одной мысли к другой (логическое обобщение); процесс выявления общих свойств и признаков предметов.
Гносеологическая основа обобщения – категории общего и единичного. Категория общего выражает сходные, повторяющиеся свойства и признаки данного класса явлений (предметов, вещей, процессов). Различают два вида общего:
- абстрактно-общее, отражающее простую одинаковость, внешнее подобие ряда единичных предметов;
- конкретно-общее, выражающее внутреннюю, глубинную, повторяющуюся у множества (класса, группы) основу – сущность в ее развитой форме, т.е. закон.
В соответствии с двумя видами общего и происходит обобщение по определенным правилам. В первом случае, обнаруживая некоторое общее и произвольное свойство у представителей неопределенного большого множества предметов, образуют понятие о нем. Это путь индуктивного обобщения. Во втором отправляются от одной мысли к другой, более общей, производят логическое обобщение. Так, например, исходя из понятия о равностороннем треугольнике и отвлекаясь от свойства равносторонности, формулируют обобщенное понятие о треугольнике вообще.
Аналогично, проводя соответствующее отвлечение, переходят от суждения «свинец электропроводен» к суждению «все металлы электропроводны», от классической механики к механике релятивистской. То есть обобщению подвергаются не только суждения, но и научные теории.
Процесс обобщения неразрывно связан с процессами абстрагирования, анализа, синтеза, сравнения, с различными индуктивными процедурами.
Гносеологическая основа обобщения – категории общего и единичного. Категория общего выражает сходные, повторяющиеся свойства и признаки данного класса явлений (предметов, вещей, процессов). Различают два вида общего:
- абстрактно-общее, отражающее простую одинаковость, внешнее подобие ряда единичных предметов;
- конкретно-общее, выражающее внутреннюю, глубинную, повторяющуюся у множества (класса, группы) основу – сущность в ее развитой форме, т.е. закон.
В соответствии с двумя видами общего и происходит обобщение по определенным правилам. В первом случае, обнаруживая некоторое общее и произвольное свойство у представителей неопределенного большого множества предметов, образуют понятие о нем. Это путь индуктивного обобщения. Во втором отправляются от одной мысли к другой, более общей, производят логическое обобщение. Так, например, исходя из понятия о равностороннем треугольнике и отвлекаясь от свойства равносторонности, формулируют обобщенное понятие о треугольнике вообще.
Аналогично, проводя соответствующее отвлечение, переходят от суждения «свинец электропроводен» к суждению «все металлы электропроводны», от классической механики к механике релятивистской. То есть обобщению подвергаются не только суждения, но и научные теории.
Процесс обобщения неразрывно связан с процессами абстрагирования, анализа, синтеза, сравнения, с различными индуктивными процедурами.
Метод (греч. мetodos – путь исследования или познания, теория, учение) – система принципов, правил и операций, организующих и регулирующих процессы практического преобразования или духовно-теоретического освоения действительности.
Методология понимается в двух аспектах: а) как общая теория метода, и б) как собственно предписания, требования и нормы познавательной и практической деятельности, решения поставленных задач.
Сегодня, в связи с постоянно возрастающей сложностью различных видов деятельности, методология становится самостоятельной и профессиональной технологией, требующей выработки и освоения специальных знаний и навыков.
Методология систематизирует и обосновывает методы, определяет границы их применимости, условия, средства и операции достижения познавательных целей, получения обоснованного и достоверного знания. В компетенцию методологии входит исследование взаимосвязи знания и истины и их отличия от заблуждения, соответствия форм и уровней знания и применяемых методов.
Методология включает в себя логические методы исследования, операции подготовки и проведения наблюдений, измерений и экспериментов, исходные принципы познания и формирования научных понятий, законов, научных теорий. В методологии происходит обоснование объекта и предмета исследования, создание в ходе логической обработки фактов идеальных моделей и логических структур, отражающих объективные законы. Методология призвана изучать модели всех видов, форм, способов и стилей мышления, выявляя движущие силы и закономерности развития науки. В итоге методология формирует культуру систематического и методически правильного мышления, придает выводам ученого более аргументированный, доказательный, обоснованный характер.
Методология понимается в двух аспектах: а) как общая теория метода, и б) как собственно предписания, требования и нормы познавательной и практической деятельности, решения поставленных задач.
Сегодня, в связи с постоянно возрастающей сложностью различных видов деятельности, методология становится самостоятельной и профессиональной технологией, требующей выработки и освоения специальных знаний и навыков.
Методология систематизирует и обосновывает методы, определяет границы их применимости, условия, средства и операции достижения познавательных целей, получения обоснованного и достоверного знания. В компетенцию методологии входит исследование взаимосвязи знания и истины и их отличия от заблуждения, соответствия форм и уровней знания и применяемых методов.
Методология включает в себя логические методы исследования, операции подготовки и проведения наблюдений, измерений и экспериментов, исходные принципы познания и формирования научных понятий, законов, научных теорий. В методологии происходит обоснование объекта и предмета исследования, создание в ходе логической обработки фактов идеальных моделей и логических структур, отражающих объективные законы. Методология призвана изучать модели всех видов, форм, способов и стилей мышления, выявляя движущие силы и закономерности развития науки. В итоге методология формирует культуру систематического и методически правильного мышления, придает выводам ученого более аргументированный, доказательный, обоснованный характер.
Теория (греч. – наблюдение, исследование, умозрение, буквально – зрелище). В современной литературе под теорией понимается связная система понятий, призванная в обобщенной форме представить совокупность данных эксперимента и наблюдения, установить связь между этими данными в форме научных законов, предсказать по возможности широкий круг новых явлений, которые могут быть обнаружены в наблюдении и эксперименте. Есть и другие определения:
теория – логически организованное множество высказываний о некотором классе идеальных объектов, их свойствах и отношениях; форма научного знания, представляющая систему взаимосвязанных утверждений и доказательств, содержащую четко разработанные методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области;
теория – система логически взаимосвязанных утверждений, интерпретируемых на идеализированных предметностях, представляющих тот или иной фрагмент изучаемой действительности.
В этих основных, повторяющихся чертах научная теория противоположна эмпирическому знанию и отличается от него:
- достоверностью знания;
- обобщенным описанием исследуемых явлений в рамках общих законов с целью предсказания новых фактов;
- выделением исходных утверждений путем вывода и доказательства.
Благодаря этим особенностям в теории может происходить переход от одного высказывания к другому без непосредственного обращения к наблюдению, опыту, эксперименту.
теория – логически организованное множество высказываний о некотором классе идеальных объектов, их свойствах и отношениях; форма научного знания, представляющая систему взаимосвязанных утверждений и доказательств, содержащую четко разработанные методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области;
теория – система логически взаимосвязанных утверждений, интерпретируемых на идеализированных предметностях, представляющих тот или иной фрагмент изучаемой действительности.
В этих основных, повторяющихся чертах научная теория противоположна эмпирическому знанию и отличается от него:
- достоверностью знания;
- обобщенным описанием исследуемых явлений в рамках общих законов с целью предсказания новых фактов;
- выделением исходных утверждений путем вывода и доказательства.
Благодаря этим особенностям в теории может происходить переход от одного высказывания к другому без непосредственного обращения к наблюдению, опыту, эксперименту.
Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.
Функционально гипотеза оформляется как предварительное объяснение какого-либо явления, процесса и т.д. через высказывания о структуре, свойствах, отношениях, параметрах исследуемых объектов, детерминации одних явлений другими. Логически гипотеза формулируется, как правило, по схеме условно-категорического умозаключения, в котором нужно подтвердить или опровергнуть определенную посылку. Процессуально гипотеза выглядит или стремится к созданию алгоритма достижения цели исследования, предзадает его внутреннюю логику.
Присутствие в составе гипотезы фактов, логико-математических и категориальных структур позволяет оценивать научную гипотезу как форму вероятного знания, в известной мере представляющую всю систему научного знания и ее эвристические возможности.
В то же время по сравнению со структурой научной теории, взаимосвязь элементов гипотезы является более гибкой, подвижной. Пластичность гипотезы дает возможность корректировки тех или иных положений в ходе ее развертывания.
Выдвижение гипотезы на основе экспериментальных фактов не сводится к их индуктивному обобщению, но представляет собой синтез фактов и исследовательских теоретических установок в контексте принимаемой научной картины мира.
Поскольку гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер, то требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез: а) одни из них становятся истинной теорией, б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, в) третьи отбрасываются, квалифицируются как заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.
Функционально гипотеза оформляется как предварительное объяснение какого-либо явления, процесса и т.д. через высказывания о структуре, свойствах, отношениях, параметрах исследуемых объектов, детерминации одних явлений другими. Логически гипотеза формулируется, как правило, по схеме условно-категорического умозаключения, в котором нужно подтвердить или опровергнуть определенную посылку. Процессуально гипотеза выглядит или стремится к созданию алгоритма достижения цели исследования, предзадает его внутреннюю логику.
Присутствие в составе гипотезы фактов, логико-математических и категориальных структур позволяет оценивать научную гипотезу как форму вероятного знания, в известной мере представляющую всю систему научного знания и ее эвристические возможности.
В то же время по сравнению со структурой научной теории, взаимосвязь элементов гипотезы является более гибкой, подвижной. Пластичность гипотезы дает возможность корректировки тех или иных положений в ходе ее развертывания.
Выдвижение гипотезы на основе экспериментальных фактов не сводится к их индуктивному обобщению, но представляет собой синтез фактов и исследовательских теоретических установок в контексте принимаемой научной картины мира.
Поскольку гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер, то требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез: а) одни из них становятся истинной теорией, б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, в) третьи отбрасываются, квалифицируются как заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.
Факты – основа обобщений, теоретического мышления. Они отыскиваются, систематизируются, классифицируются, вокруг них разгораются споры и сталкиваются убеждения. В научном познании факты играют двоякую роль: 1) совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и построения теорий; 2) факты имеют решающее значение в подтверждении или опровержении теорий. В самом общем виде под фактом понимается инвариантная информация о предмете исследования, полученная путем наблюдений и экспериментов, и содержащая знание об определенных характеристиках объекта – его существовании, свойствах, связях и отношениях с другими объектами.
Факт (лат. factum – сделанное, совершившееся). Этимология слова фиксирует и сохраняет значение того, что «сделано», «совершено», что «имеет место», «то, что есть», или, другими словами, выражает первичную интуицию факта, которой довольствуется обыденный здравый смысл. На первый взгляд эта простейшая конструкция кажется тривиальной, само собой разумеющейся. Часто, не задумываясь, о фактах говорят как о непосредственной действительности, событии; как о достоверном знании, подчеркивают, что факты – упрямая вещь, воздух ученого и т.п.
Но достаточно простых контрвопросов, чтобы осознать глубину и сложность проблемы факта. Почему факты – упрямая вещь? Почему их надо собирать? Если факт – то, что «сделано», то кем? Или чем? Далее возникают и более сложные вопросы – как связан факт с практикой, опытом, как соотносится с теорией?
В трактовке природы факта можно выделить две соперничающие трактовки: онтологизм и гносеологизм.
Суть онтологизма – в отождествлении факта с явлением, событием, вещью, эмпирически зафиксированным фрагментом действительности. При этом возникает вопрос об удвоении понятий, требующий применения «бритвы Оккама». Гносеологизм же придает факту значение исключительно формы знания, притом знания достоверного. Тогда возникает вопрос о том, что в объективной действительности соответствует факту как достоверному знанию.
Факт (лат. factum – сделанное, совершившееся). Этимология слова фиксирует и сохраняет значение того, что «сделано», «совершено», что «имеет место», «то, что есть», или, другими словами, выражает первичную интуицию факта, которой довольствуется обыденный здравый смысл. На первый взгляд эта простейшая конструкция кажется тривиальной, само собой разумеющейся. Часто, не задумываясь, о фактах говорят как о непосредственной действительности, событии; как о достоверном знании, подчеркивают, что факты – упрямая вещь, воздух ученого и т.п.
Но достаточно простых контрвопросов, чтобы осознать глубину и сложность проблемы факта. Почему факты – упрямая вещь? Почему их надо собирать? Если факт – то, что «сделано», то кем? Или чем? Далее возникают и более сложные вопросы – как связан факт с практикой, опытом, как соотносится с теорией?
В трактовке природы факта можно выделить две соперничающие трактовки: онтологизм и гносеологизм.
Суть онтологизма – в отождествлении факта с явлением, событием, вещью, эмпирически зафиксированным фрагментом действительности. При этом возникает вопрос об удвоении понятий, требующий применения «бритвы Оккама». Гносеологизм же придает факту значение исключительно формы знания, притом знания достоверного. Тогда возникает вопрос о том, что в объективной действительности соответствует факту как достоверному знанию.