Развитие научного знания во всех его сферах неразрывно связано с построением теоретических систем все более высокого уровня абстракции, вынуждая ученого задумываться над природой используемых абстракций.
Метод абстрагирования – универсальный метод научного познания, логическая основа понимания природы и общества. Существуют абстракции, общие для всех естественных и социально-гуманитарных наук, практики. Это – простейшие абстракции свойств, классов и отношений, тождества и различия, индивидуации и др., необходимые как на первых ступенях образования понятий, идентификации и классификации объектов познания, так и на последующих уровнях формирования знаний о природе и обществе.
Абстракция (лат. – отвлечение) понимается как: 1) сторона, момент, фрагмент действительности, нечто одностороннее, одномерное по отношению к объекту; 2) процесс мысленного отвлечения от каких-либо свойств и отношений объекта с целью выделения его общих или специфических характеристик и последующего анализа их в «чистом виде» (абстрагирование). В этом случае абстракция является результатом процесса абстрагирования в форме общего понятия.
Если в логике абстрагирование понимается как способ мысленного расчленения объекта, создающий абстрактные понятия, то в современной методологии дается более широкая трактовка – как человеческой способности расчленения и синтеза свойств, отношений, объектов в самых разных видах человеческой деятельности.
Каковы онтологические основания абстрагирования? Во-первых, любой объект познания обнаруживает свои свойства при взаимодействии со сферой своего существования, ее многообразными факторами. На эмпирической стадии познания (в опыте, эксперименте) происходит сведение (редукция) всего разнообразия потенциальных свойств объекта к конечному числу его актуальных свойств. Эта редукция является исходной ступенью процесса абстрагирования. Во-вторых, более высокая степень абстрагирования отражает инвариантные свойства объекта. Поиск нового инварианта ведет к формированию нового понятия (абстракции), нового смысла. В-третьих, объект, взаимодействуя с другими объектами, обнаруживает определенные закономерности протекания процессов, выражаемые в понятиях.
Абстракции выступают в виде различного рода «абстрактных предметов», начиная с отдельно взятых понятий и категорий («цвет», «движение», «скорость», «масса» и т.п.) и заканчивая системами абстракций высочайшего уровня – математика, логика, философия и др., являющихся по сути теориями об абстракциях.
Процесс абстрагирования никогда не бывает безграничным. Достижение границ объяснительной силы абстракции, определяющих интервал абстракции, означает необходимость перехода к новой абстракции с более широким интервалом.
В процессе абстрагирования возможны два основных способа действия: 1) анализ чего-либо как самодостаточной реальности через выделение ее наиболее общих свойств и отношений, либо 2) выделение объекта из его естественных связей, контекста существования и т.п. Обе операции взаимодополнительны, хотя может быть сделан акцент на одной из них. В первом случае абстракцию рассматривают как средство постижения объективной сущности явления; во втором подчеркивают субъективность, односторонность, бедность абстракции по сравнению с конкретной реальностью. Именно в этом случае абстрактность связывается с умозрительностью, формальностью, поверхностностью.
Цели, средства и объективные условия абстрагирования определяют, что нужно выделить, а что исключить в познаваемом объекте, особенно – те условия, при которых свойства, включенные в результат абстрагирования, можно считать фактически независимыми от свойств, посторонних для абстракции. Определение того, какие именно свойства можно исключать для формирования абстракции, является главным вопросом абстрагирования. Его оборотной стороной является вопрос о сущностных свойствах объекта, которые способны достаточно полно представить его в модели абстрагирования, практически подтверждающих объективную правильность предпосылок абстрагирования.
Научное абстрагирование предполагает не только способность упрощать познавательную ситуацию, отвлекаться от избыточной информации, но и видеть в результатах отвлечения знания, необходимые для общего метода решения множества однотипных задач, прогнозирование теоретической и практической деятельности, предвидение результатов экспериментов.
Результат научного абстрагирования – обобщенный образ, обладающий объяснительной силой для широкого класса типических явлений, процессов и т.п. – области значений абстракции. Если эта область слишком мала, абстракция теряет концептуальный статус, если же ее нельзя определить, абстракция является семантически бессодержательной. В норме абстракция имеет локальный характер, ограничена интервалом абстракции – информацией о свойствах возможных моделей абстракции, извлеченных из нее самой.
Абстракции, создаваемые обработкой непосредственных чувственных данных, называются абстракцией первого порядка, абстракции от абстракций первого порядка дают абстракции второго порядка и т.д.
Познавательное значение имеют абстракции любого порядка, но особой ценностью обладают абстракции, содержание которых может быть осмыслено на материальных моделях. Такие абстракции называются реальными, остальные – идеальными.
В абстракциях происходит выделение и закрепление типовых схем человеческой деятельности, отвлечение от конкретных ситуаций и обстоятельств. В абстракциях «стираются» следы их социального происхождения, связь с порождающими эти схемы способностями и качествами людей. В результате абстракции существуют и действуют как надындивидуальные формы, схемы и механизмы социальной организации. Именно так возникают абстракции реальные – как практическое обобщение схем человеческой деятельности в предметной и знаковой форме. Например, различные системы мер, деньги, структуры языка, нормы морали, религии, права и т.д. Абстракции реальные возникают в повседневной практике как необходимое условие социальной организации, неосознаваемое средство ориентации человека в мире.
Важнейшая задача научной методологии – соотнесение абстракций высокого порядка через абстракции более низкого порядка, замена идеальных абстракций реальными.
Метод абстрагирования – универсальный метод научного познания, логическая основа понимания природы и общества. Существуют абстракции, общие для всех естественных и социально-гуманитарных наук, практики. Это – простейшие абстракции свойств, классов и отношений, тождества и различия, индивидуации и др., необходимые как на первых ступенях образования понятий, идентификации и классификации объектов познания, так и на последующих уровнях формирования знаний о природе и обществе.
Абстракция (лат. – отвлечение) понимается как: 1) сторона, момент, фрагмент действительности, нечто одностороннее, одномерное по отношению к объекту; 2) процесс мысленного отвлечения от каких-либо свойств и отношений объекта с целью выделения его общих или специфических характеристик и последующего анализа их в «чистом виде» (абстрагирование). В этом случае абстракция является результатом процесса абстрагирования в форме общего понятия.
Если в логике абстрагирование понимается как способ мысленного расчленения объекта, создающий абстрактные понятия, то в современной методологии дается более широкая трактовка – как человеческой способности расчленения и синтеза свойств, отношений, объектов в самых разных видах человеческой деятельности.
Каковы онтологические основания абстрагирования? Во-первых, любой объект познания обнаруживает свои свойства при взаимодействии со сферой своего существования, ее многообразными факторами. На эмпирической стадии познания (в опыте, эксперименте) происходит сведение (редукция) всего разнообразия потенциальных свойств объекта к конечному числу его актуальных свойств. Эта редукция является исходной ступенью процесса абстрагирования. Во-вторых, более высокая степень абстрагирования отражает инвариантные свойства объекта. Поиск нового инварианта ведет к формированию нового понятия (абстракции), нового смысла. В-третьих, объект, взаимодействуя с другими объектами, обнаруживает определенные закономерности протекания процессов, выражаемые в понятиях.
Абстракции выступают в виде различного рода «абстрактных предметов», начиная с отдельно взятых понятий и категорий («цвет», «движение», «скорость», «масса» и т.п.) и заканчивая системами абстракций высочайшего уровня – математика, логика, философия и др., являющихся по сути теориями об абстракциях.
Процесс абстрагирования никогда не бывает безграничным. Достижение границ объяснительной силы абстракции, определяющих интервал абстракции, означает необходимость перехода к новой абстракции с более широким интервалом.
В процессе абстрагирования возможны два основных способа действия: 1) анализ чего-либо как самодостаточной реальности через выделение ее наиболее общих свойств и отношений, либо 2) выделение объекта из его естественных связей, контекста существования и т.п. Обе операции взаимодополнительны, хотя может быть сделан акцент на одной из них. В первом случае абстракцию рассматривают как средство постижения объективной сущности явления; во втором подчеркивают субъективность, односторонность, бедность абстракции по сравнению с конкретной реальностью. Именно в этом случае абстрактность связывается с умозрительностью, формальностью, поверхностностью.
Цели, средства и объективные условия абстрагирования определяют, что нужно выделить, а что исключить в познаваемом объекте, особенно – те условия, при которых свойства, включенные в результат абстрагирования, можно считать фактически независимыми от свойств, посторонних для абстракции. Определение того, какие именно свойства можно исключать для формирования абстракции, является главным вопросом абстрагирования. Его оборотной стороной является вопрос о сущностных свойствах объекта, которые способны достаточно полно представить его в модели абстрагирования, практически подтверждающих объективную правильность предпосылок абстрагирования.
Научное абстрагирование предполагает не только способность упрощать познавательную ситуацию, отвлекаться от избыточной информации, но и видеть в результатах отвлечения знания, необходимые для общего метода решения множества однотипных задач, прогнозирование теоретической и практической деятельности, предвидение результатов экспериментов.
Результат научного абстрагирования – обобщенный образ, обладающий объяснительной силой для широкого класса типических явлений, процессов и т.п. – области значений абстракции. Если эта область слишком мала, абстракция теряет концептуальный статус, если же ее нельзя определить, абстракция является семантически бессодержательной. В норме абстракция имеет локальный характер, ограничена интервалом абстракции – информацией о свойствах возможных моделей абстракции, извлеченных из нее самой.
Абстракции, создаваемые обработкой непосредственных чувственных данных, называются абстракцией первого порядка, абстракции от абстракций первого порядка дают абстракции второго порядка и т.д.
Познавательное значение имеют абстракции любого порядка, но особой ценностью обладают абстракции, содержание которых может быть осмыслено на материальных моделях. Такие абстракции называются реальными, остальные – идеальными.
В абстракциях происходит выделение и закрепление типовых схем человеческой деятельности, отвлечение от конкретных ситуаций и обстоятельств. В абстракциях «стираются» следы их социального происхождения, связь с порождающими эти схемы способностями и качествами людей. В результате абстракции существуют и действуют как надындивидуальные формы, схемы и механизмы социальной организации. Именно так возникают абстракции реальные – как практическое обобщение схем человеческой деятельности в предметной и знаковой форме. Например, различные системы мер, деньги, структуры языка, нормы морали, религии, права и т.д. Абстракции реальные возникают в повседневной практике как необходимое условие социальной организации, неосознаваемое средство ориентации человека в мире.
Важнейшая задача научной методологии – соотнесение абстракций высокого порядка через абстракции более низкого порядка, замена идеальных абстракций реальными.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи