Структура большинства религий

Наука » Философия
Структура большинства религий включает в себя такие непременные части, как:

· вера в Бога как высшую благотворную силу, источник гармонии в жизни людей и во всей природе; эта вера развёртывается и подкрепляется целой системой догм — выводов, которые для верующего не требуют проверок, доказательств или пересмотра; это познавательная часть религии как особого типа знания о мире и человеке; именно догматика предопределяет все остальные слагаемые религии;

· культ — обрядовая практика священнодействия, индивидуального (молитва, жертвоприношение) и коллективного (молебен, крестный ход, священные таинства вроде крещения, причастия, исповеди, венчания, елеоосвящения и отпевания в христианстве);

· церковь — во-первых, как община верующих в одного Бога и, во-вторых, как соответствующая организация служителей этого Бога — духовных лиц и учреждений службы (диоцезов, приходов, храмов, монастырей, орденов, соборов и прочих); в целом религия — особый социальный институт.

Вряд ли можно назвать действительно верующим человека, который не соотносится прямо с какой-то из этих базовых ипостасей религиозности. Сейчас появилось довольно много людей, которые веруют в Бога в душе своей, но в церковь не ходят и священное писание не читают, знают понаслышке. Либо наоборот, регулярно и усердно бьют поклоны в храме божьем, а, выйдя за его порог, ведут жизнь вовсе не праведную. Сами они причисляют себя к верующим, но не самообман ли это?

Ведь варианты отношения людей к религии и церкви разнообразны:

· истинно верующие — систематически исполняющие церковные обряды и вполне сознающие их смысл; таких прихожан, а может быть, и самих священнослужителей теперь явное меньшинство — годы массовой атеизации, прогресс культуры и её же частичное вырождение отвадили от религии, как, впрочем, и от духовной культуры вообще, одичили значительную часть населения;

· свободно верующие в Бога как своего личного покровителя; прибегающего к молитве в трудные минуты жизни; но не часто утруждающие себя посещением храма и тем более исполнением религиозных обрядов, пока всё у них идёт своим чередом;

· якобы верующие — для них по сути нет религии, они думают, что знают церковь, но в действительности ее атрибуты для них — не более, чем мода на определенную одежду и стиль поведения; такие носят нательный крестик поверх платья и бегают в храм только перед экзаменом или другим жизненным испытанием, поставить свечку — заплатить за очередную порцию удачи);

· индифферентные к религии люди, которые или от большого ума, или, наоборот, от дремучего невежества вполне равнодушны к церкви и её призывам; обходятся какое-то время без Бога;

· свободомыслящие личности сомневаются в правоте богословия, стоят выше религиозных догматов, но уважают выбор верующих людей и своего скептицизма никому не навязывают; на Западе их называют агностиками, потому что доказать им, что Бог есть так же невозможно, как и то, что Бога нет;

· атеисты, напротив, пытаются вести борьбу с религией и церковью, применять к верующим, в зависимости от меры своей власти, те или иные репрессивные меры;

· религиозные фанатики, точно также как атеисты, опираются на насильственные меры, только приобщающие к вере новых поклонников или по крайней мере уничтожающие ей же противников.

Сплошь и рядом встречаются некие промежуточные виды веры и неверия, а также дрейф от одной из намеченных градаций к другим. Замечательный русский поэт Николай Глазков (1919–1979) с долей мудрой шутки выразил относительность веры и неверия: «Я прихожу к монахам / И говорю им как поэт: / Вы, ничтожные как Монако, / Знайте, что бога нет. / Я прихожу к атеистам / И говорю как пророк: / Там, на небе мглистом, / Есть Господь Бог!»

Вот ещё один юмористический (на первый взгляд) пассаж, прозаический. Как вы думаете, какую из перечисленных позиций в отношении к религии он выражает?

В повести С.Д. Довлатова «Зона» один солдат — охранник исправительно-трудового лагеря говорит другому: «– Знаешь, что я сейчас делал? Богу молился… Молитву сам придумал. Изложить?

– Ну, — произнёс Алиханов. Фидель поднял голову и начал:

– Милый Бог! Надеюсь, ты видишь этот бардак?! Надеюсь, ты понял, что значит вохра?!. Так сделай, чтобы меня перевели в авиацию. Или, на худой конец, в стройбат. И ещё распорядись, чтобы я не спился окончательно. А то у бесконвойников самогона навалом, и всё идёт против морального кодекса…

Милый Бог! За что ты меня ненавидишь? Хотя я и гопник, но перед законом чист. Ведь не крал же я, только пью… И то не каждый день…

Милый Бог! Совесть есть у тебя или нет? Если ты не фрайер, сделай, чтобы капитан Прищепа вскорости лыжи отбросил. А главное, чтобы не было этой тоски… Как ты думаешь, Бог есть?

– Маловероятно, — сказал Алиханов.

– А я думаю, что пока всё о’кей то, может быть, его и нет. А как прижмёт, то, может быть, и есть. Так лучше с ним заранее контакт установить…»

Так пестро в религиозных делах было всегда и так сложно там останется, по всей видимости, в сколько-нибудь обозримом будущем. Верующих среди населения западных стран становится то больше, то меньше, в зависимости от социально-политической конъюнктуры, но вряд ли когда-нибудь какой-то народ весь уверует в Господа, либо сплошняком разуверится нём.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.