1 г мумие развести в 1 л теплой воды (хорошее мумие мгновенно растворится без признаков мути). Принимать утром один раз в сутки: детям 1-3 лет по 50 мл; 4-7 лет - по 70 мл; 8 лет и старше - по 100 мл раствора мумие.
Если аллергия очень сильная, нужно повторить прием днем, но дозу уменьшить вдвое.
Мумиё обладает мочегонным и послабляющим действием.
Действие мумиё обычно бывает очень сильным: даже отеки слизистой оболочки горла, приводящие к ночному храпу, проходят в первые же дни лечения. Но нельзя Удовлетвориться этими быстрыми результатами. Необходимый курс лечения --не менее 20 дней. Если применять по 100 мл раствора (1 г - на 1 л) в день, то 1 г мумиё хватит на 10 дней.
Авиценна рекомендовал проводить курс лечения по 20 дней осенью и весной.
Сосать 0,3 г мумиё. Если ощущение горького вкуса во рту неприятно, можно заесть медом или шоколадом. Повторять 3 раза в день, пока не наступит улучшения, затем продолжать сосать реже до полного излечения. Курс лечения - 10 дней. Если потребуется, повторить. Необходимо сделать 5-дневный перерыв.
Если аллергия очень сильная, нужно повторить прием днем, но дозу уменьшить вдвое.
Мумиё обладает мочегонным и послабляющим действием.
Действие мумиё обычно бывает очень сильным: даже отеки слизистой оболочки горла, приводящие к ночному храпу, проходят в первые же дни лечения. Но нельзя Удовлетвориться этими быстрыми результатами. Необходимый курс лечения --не менее 20 дней. Если применять по 100 мл раствора (1 г - на 1 л) в день, то 1 г мумиё хватит на 10 дней.
Авиценна рекомендовал проводить курс лечения по 20 дней осенью и весной.
Сосать 0,3 г мумиё. Если ощущение горького вкуса во рту неприятно, можно заесть медом или шоколадом. Повторять 3 раза в день, пока не наступит улучшения, затем продолжать сосать реже до полного излечения. Курс лечения - 10 дней. Если потребуется, повторить. Необходимо сделать 5-дневный перерыв.
В традиционной тибетской медицине простудные заболевания подразделяются на два типа, лечение которых несколько отличается друг от друга. Обычно их именуют следующим образом: простуда в результате переохлаждения и простуда в результате перегрева.
Простудное заболевание в результате переохлажде-' ния организма: в данном случае типичными проявлениями заболевания является жар, озноб без потовыделения, головная боль, болевые ощущения по всему телу, насморк, закупорка носовой полости, белый налет на языке, несколько учащенный пульс. Для лечения данного типа простуды эффективны следующие рецепты диетотерапии:
o Отвар имбиря с сахаром. 25 г имбиря, предваритель но очищенного и порезанного на маленькие дольки, помещают в кастрюлю. Затем в кастрюлю заливается кипяченая вода, а сверху она закрывается крышкой на 5-10 минут. По истечении этого времени в кастрюлю добавляется 25 г сахара. Отвар необходимо выпить, пока он не остыл. Затем тепло одеться и лечь спать. Во время сна будет происходить обильное потовыделение.
Отвар из зеленого лука и имбиря. Берется по 25 г зеленого лука и свежего имбиря. Все это нарезается ножом на маленькие дольки.
Саянское золотое мумиё
Простудное заболевание в результате переохлажде-' ния организма: в данном случае типичными проявлениями заболевания является жар, озноб без потовыделения, головная боль, болевые ощущения по всему телу, насморк, закупорка носовой полости, белый налет на языке, несколько учащенный пульс. Для лечения данного типа простуды эффективны следующие рецепты диетотерапии:
o Отвар имбиря с сахаром. 25 г имбиря, предваритель но очищенного и порезанного на маленькие дольки, помещают в кастрюлю. Затем в кастрюлю заливается кипяченая вода, а сверху она закрывается крышкой на 5-10 минут. По истечении этого времени в кастрюлю добавляется 25 г сахара. Отвар необходимо выпить, пока он не остыл. Затем тепло одеться и лечь спать. Во время сна будет происходить обильное потовыделение.
Отвар из зеленого лука и имбиря. Берется по 25 г зеленого лука и свежего имбиря. Все это нарезается ножом на маленькие дольки.
Саянское золотое мумиё
"Набирание соков", врачующее недуг старости. С годами человек стареет. Он слабеет физически, притупляется острота его органов чувств, памяти и интеллекта. Главной причиной старения является истощение первоэлементов, лежащих в основе скандх тела. Непосредственной же причиной выступают прожитые годы, многотрудная физическая работа или напряженная умственная деятельность, которые и без болезней уменьшают силы человека. Однако, утверждает тибетская медицина, старение можно повернуть вспять с помощью определенных лекарств и ритуалов. Наиболее подходящим временем для совершения процедуры омоложения является возраст от 60 до 70 лет, поскольку до 60 лет омоложение производить еще рано, а после 70 лет оно не может быть эффективным. (Вероятно, тибетские медики полагают, что после 70 лет процесс старения организма становится необратимым, хотя в трактате об этом прямо не говорится.) Человек, прибегший к такой процедуре или практике омоложения, которая называется практикой "набирания соков", получает долгую жизнь с замедленным старением. Процедура "набирания соков" восстанавливает физические силы, память, остроту интеллекта, нормальное функционирование органов чувств, половую потенцию, а также улучшает пищеварение и возвращает былой тембр голоса. Человек, совершивший эту процедуру, гиперболически говорится в трактате, обретает "тело шестнадцатилетнего юноши, ловкость льва, силу слона, долголетие солнца и луны, красоту павлина и быстроту выезженного скакуна".
Тот, кто намеревается прибегнуть к процедуре "набирания соков", должен поселиться в чистой, уединенной и благостной местности, где окружающая природа радует глаз и не нарушают спокойствия ни люди, ни иные существа. Готовясь к этой процедуре, следует оставить все мирские дела и заботы, не перегружать себя ни физическим, ни умственным трудом, отринуть различные влечения, особенно любострастие, не перегреваться на солнце или у огня, избегать испорченной, сырой или недоваренной пищи, не злоупотреблять ни кислым, ни соленым.
Тот, кто намеревается прибегнуть к процедуре "набирания соков", должен поселиться в чистой, уединенной и благостной местности, где окружающая природа радует глаз и не нарушают спокойствия ни люди, ни иные существа. Готовясь к этой процедуре, следует оставить все мирские дела и заботы, не перегружать себя ни физическим, ни умственным трудом, отринуть различные влечения, особенно любострастие, не перегреваться на солнце или у огня, избегать испорченной, сырой или недоваренной пищи, не злоупотреблять ни кислым, ни соленым.
В старом Тибете медицина изучалась только в монастырях, и все слушатели медицинских отделений в монастыре являлись духовными лицами, принявшими обеты.
Поистине хорошего лекаря характеризуют следующие качества: прежде всего и самое главное - светлый ум, могущий усвоить все знания, необходимые для врачевания. Такой лекарь способен не только проникнуть в сущность трактатов и сокращенных изложений основных принципов врачевания, но и приобрести необходимые практические навыки, а именно: уметь правильно производить лечебные процедуры и хирургические операции; знать правила сбора лекарственного сырья и изготовления лекарств; совершать необходимые ритуалы, сопровождающие лечение болезней. Хороший лекарь также обладает даром предвидения, позволяющим ему безошибочно предсказать течение болезни и ее исход. Чистое сердце, сострадающее всем живым существам, как мать сострадает единственному ребенку.
Высоконравственный лекарь всегда исполнен желания творить благо людям, не делит их на близких и далеких, друзей и врагов, хороших и плохих, а относится ко всем беспристрастно, стремясь лишь избавить больных от недугов. Во всем своем поведении такой лекарь, следуя пути бодхисатгвы, сам становится подобен Верховному целителю - "Владыке бериллового сияния", приобретая способность животворного врачевания.
Соблюдение установлений. Эти установления включают:
"шесть воззрений", утверждающих необходимость:
взирать на своего учителя, как на самого Будду;
воспринимать наставления учителя, как наставления риши - хранителей медицинских знаний;
воспринимать соучеников как единоутробных братьев;
заботиться о больных с их недугами, как мать заботится о единственном сыне;
не брезговать нечистотами больных: их гноем, кровью, мочой и калом;
Поистине хорошего лекаря характеризуют следующие качества: прежде всего и самое главное - светлый ум, могущий усвоить все знания, необходимые для врачевания. Такой лекарь способен не только проникнуть в сущность трактатов и сокращенных изложений основных принципов врачевания, но и приобрести необходимые практические навыки, а именно: уметь правильно производить лечебные процедуры и хирургические операции; знать правила сбора лекарственного сырья и изготовления лекарств; совершать необходимые ритуалы, сопровождающие лечение болезней. Хороший лекарь также обладает даром предвидения, позволяющим ему безошибочно предсказать течение болезни и ее исход. Чистое сердце, сострадающее всем живым существам, как мать сострадает единственному ребенку.
Высоконравственный лекарь всегда исполнен желания творить благо людям, не делит их на близких и далеких, друзей и врагов, хороших и плохих, а относится ко всем беспристрастно, стремясь лишь избавить больных от недугов. Во всем своем поведении такой лекарь, следуя пути бодхисатгвы, сам становится подобен Верховному целителю - "Владыке бериллового сияния", приобретая способность животворного врачевания.
Соблюдение установлений. Эти установления включают:
"шесть воззрений", утверждающих необходимость:
взирать на своего учителя, как на самого Будду;
воспринимать наставления учителя, как наставления риши - хранителей медицинских знаний;
воспринимать соучеников как единоутробных братьев;
заботиться о больных с их недугами, как мать заботится о единственном сыне;
не брезговать нечистотами больных: их гноем, кровью, мочой и калом;
Лечебная процедура, именуемая в тибетской медицине процедура тхурмы, или процедура укалывания, включает в себя два различных аспекта. Один из них связан с рефлексотерапией, другой - с прокалыванием гнойников и выводом гноя из полости тела.
Укалывания рекомендуются при твердых опухолях, возникших под воздействием "пневмы", "флегмы", холода или несварения желудка, при водянке, при внутримышечных опухолях, при заболевании крови или "желтой воды", при гнойниках или скоплении жидкости в сумках суставов.
Укалывания противопоказаны для людей очень старых, для маленьких детей, а также для тех, кто не внемлет наставлениям лекаря. Укалывания нельзя совершать также в случае отсутствия необходимых условий, включающих в себя: должное место, должное время, должный инструментарий. Укалывания не рекомендуются в случае наличия у пациента опухолей печени или селезенки, источающих жидкости, при разновидности водянки, называющейся "горячая вода", при "жарких" опухолях, при болезнях жара, поразивших полые и плотные органы, а также при наличии жара, вызванного кровью или желчью.
Укалывания рекомендуются при твердых опухолях, возникших под воздействием "пневмы", "флегмы", холода или несварения желудка, при водянке, при внутримышечных опухолях, при заболевании крови или "желтой воды", при гнойниках или скоплении жидкости в сумках суставов.
Укалывания противопоказаны для людей очень старых, для маленьких детей, а также для тех, кто не внемлет наставлениям лекаря. Укалывания нельзя совершать также в случае отсутствия необходимых условий, включающих в себя: должное место, должное время, должный инструментарий. Укалывания не рекомендуются в случае наличия у пациента опухолей печени или селезенки, источающих жидкости, при разновидности водянки, называющейся "горячая вода", при "жарких" опухолях, при болезнях жара, поразивших полые и плотные органы, а также при наличии жара, вызванного кровью или желчью.
Перед тем, как применять очищающие средства, необходимо провести так называемое "масляное лечение"; при этом лечении используются растительные масла, топленое масло, костный мозг, внутренний жир различных животных. Масляное лечение делится на наружное и внутреннее. При наружном лечении те или иные масла втираются в кожу в месте поражения накожной болезнью, в голову при заболевании головы и т. д. При внутреннем лечении масла вводятся внутрь либо в виде мягкой клизмы при локализации заболевания ниже поясницы, либо через рот при других внутренних болезнях. Масляному лечению следует подвергать старых, изможденных, удрученных страданием, истощенных, страдающих кровотечениями, опухолями и т. д. Масляное лечение противопоказано при уменьшении огненной теплоты, несварении, поносе, чесотке, ревматизме, рвоте и т. п.
Существует два вида втираний: масляное втирание, приготовляемое на базе растительного или животного масла, а также животного жира, и втирание лекарственных кашиц, приготовляемых из смеси различного лекарственного сырья. Тот и другой виды втирания насчитывают 14 разновидностей в зависимости от врачуемого недуга. Показаниями к масляному втиранию являются: чрезмерно шершавое и грубое тело, "истощение крови и спермы", упадок сил, старческий возраст, горестное состояние духа, ухудшение зрения, физическая усталость. Втирание лекарственных кашиц рекомендуется главным образом при кожных заболеваниях типа оспенной сыпи.
Масляные втирания противопоказаны при несварении, при плохой подвижности мышц бедра, при отравлении ядом, изготовленным из драгоценностей (золота, жемчуга), при отвращении к пище, при "обширной водянке" и болезни "красно-коричневатая флегма".
Масляные втирания могут быть общие и локальные, чаще всего последние. К общим втираниям относятся, например, втирание в голову и туловище состава, состоящего из смеси мускуса со сливочным маслом, применяемого при изнурительной бессоннице. Чтобы не осталось на лице следов оспенной сыпи, козлиный жир смешивается с растением "чимок" (макротомия краснокорневищная), и этот состав втирается в кожу лица. При участившихся потемнениях в глазах жир грифа и свиньи или же ячье масло смешиваются с растением "гонье" (тмин обыкновенный), и этот состав втирается в ступни ног.
Масляные втирания противопоказаны при несварении, при плохой подвижности мышц бедра, при отравлении ядом, изготовленным из драгоценностей (золота, жемчуга), при отвращении к пище, при "обширной водянке" и болезни "красно-коричневатая флегма".
Масляные втирания могут быть общие и локальные, чаще всего последние. К общим втираниям относятся, например, втирание в голову и туловище состава, состоящего из смеси мускуса со сливочным маслом, применяемого при изнурительной бессоннице. Чтобы не осталось на лице следов оспенной сыпи, козлиный жир смешивается с растением "чимок" (макротомия краснокорневищная), и этот состав втирается в кожу лица. При участившихся потемнениях в глазах жир грифа и свиньи или же ячье масло смешиваются с растением "гонье" (тмин обыкновенный), и этот состав втирается в ступни ног.
Влажное лечение прежде всего применяется для "размельчения жесткости сухожилий при мышечных спазмах". Оно также рекомендуется при плохой подвижности конечностей, при хромоте, нарывах, язвах, застарелых и свежих ранениях, опухолях, при так называемой "опасной женской болезни", при волнении "желтой воды" в мышцах и костях, при болезнях "пневмы". К влажному лечению нельзя прибегать при лихорадках, "болезни смятения" (расстройство трех физиологических начал), при распространившемся жаре, отеках водяного типа, общей слабости и отсутствии аппетита. Водяным лечением не следует воздействовать на такие места человеческого тела, как глаза, щеки, большие пальцы на ногах (при подагре), локти, области тестикул, желудка и сердца. В целом "влажное лечение" делится на два вида: лечение ваннами и лечение накладыванием влажных повязок с различного рода лекарственными средствами. Наиболее эффективными ваннами являются пять видов горячих источников, "возникших силой молений Будды и бодхисаттв на благо обычных живых существ". Горячие источники, в зависимости от характера их воды, помогают при "рассеянном жаре", "застарелом жаре", различных опухолях, старых ранениях, болезни "сурья", болезнях сосудов, при плохой подвижности конечностей, при мышечных спазмах, при искривлении поясницы, а также при болезненном исхудании. Кроме естественных горячих ванн, широко практикуются горячие ванны с добавлением в воду прокипяченных смесей различных лекарственных средств. Так, например, горячей ванной с добавлением прокипяченной смеси разновидности полыни, соды и винной закваски врачуются старые раны, опухоли, плохая подвижность и дефекты конечностей.
Лечебную процедуру, называемую на тибетском языке "дук", в значительной степени условно можно перевести словом "компресс". Эта процедура состоит в "наложении на болезненную область тела того или иного вещества, полезного для врачевания данного недуга". В целом эти так называемые "компрессы" рекомендуются при болезнях "пневмы" и "флегмы", при несварении, при острых болях в области желудка и кишечника, при застое "желтой воды" и застое крови, при так называемых "жарких болях". "Компрессы" противопоказаны при болезни "белесая флегма", которая проистекает от увеличения в теле первоэлементов "земля" и "вода", что влечет за собой несварение и внешне проявляется в побелении кожи; при отеках; при "черном истощении желчи" - трудноизлечимой болезни, при которой кожа приобретает темно-синий цвет, а на ногтях появляются черные точки; при болезни "Гневной непалки", так именуется гневная ипостась Величественной богини -- супруги Владыки мертвых, насылающей тяжелое заболевание головы, а также при проказе, отравлении, "черной водянке", ожирении и оспенной сыпи. Следует иметь в виду, что к указанной выше процедуре нельзя прибегать сразу после еды, а во время процедуры тело должно быть расслабленным и дыхание спокойным.
Все "компрессы" делятся на две группы - "охлаждающие компрессы" и "согревающие компрессы".
Все "компрессы" делятся на две группы - "охлаждающие компрессы" и "согревающие компрессы".
Очищение
При болезнях, вызванных расстройством "пневмы", рекомендуются клизмы.
При болезнях, вызванных дисбалансом "желчи", целесообразнее применять промывания.
При болезнях, вызванных расстройством "флегмы", используются рвотные.
При болезнях "пневмы" следует назначить массаж или "монгольское прижигание", состоящее в прикладывании к телу больного теплого войлока, намазанного маслом.
При болезнях "желчи" рекомендуется потение и кровопускание.
При болезнях "флегмы" используются компрессы и прижигания.
При болезнях, вызванных расстройством "пневмы", рекомендуются клизмы.
При болезнях, вызванных дисбалансом "желчи", целесообразнее применять промывания.
При болезнях, вызванных расстройством "флегмы", используются рвотные.
При болезнях "пневмы" следует назначить массаж или "монгольское прижигание", состоящее в прикладывании к телу больного теплого войлока, намазанного маслом.
При болезнях "желчи" рекомендуется потение и кровопускание.
При болезнях "флегмы" используются компрессы и прижигания.
Общие болезни женщин. "Три яда" -страсть, гневливость и омраченность -- порождают три физиологические энергии - "пневму", "желчь" и "флегму", под воздействием которых из четырех первоэлементов - "земля", "вода", "огонь", "воздух" формируется тело человека. Карма и вожделение определяют пол человеческого существа.
Незначительность благих заслуг влечет за собой обретение женского тела. Женщину отличает от мужчины наличие грудей, матки и "маточной крови". "Маточная кровь", или просто "кровь", формируется из "частиц красного осадка" и принимает участие в образовании крови, мышц, полых и плотных органов зародыша, "частицы белого осадка" в женском организме превращаются в молоко, накапливающееся в грудях, питающее новорожденного, пока он не подрастет. Болезнями женщины называются заболевания, проистекающие от наличия грудей, матки, "маточной крови", то есть заболевания, присущие только женщинам.
Насчитывается тридцать две главные болезни женщин, причинами которых являются неправильное питание, неправильное поведение или болезнетворное воздействие злых духов. В эти тридцать две болезни входят: пять заболеваний матки, шестнадцать заболеваний сосудов, девять заболеваний, связанных с появлением опухолей (мясных наростов), две болезни "паразитов". К ним прибавляется еще восемь так называемых "обычных" заболеваний. Таким образом, насчитывается сорок болезней, присущих только женщинам. Все они делятся на общие и "обычные". В данной главе рассматриваются только общие заболевания. К ним относятся два заболевания, которые вызываются тем, что "красный осадок", формирующий "маточную кровь", вступает в проходные пути "прозрачного сока" и током "пневмы" рассеивается по этим путям, вызывая различные патологические явления.
Незначительность благих заслуг влечет за собой обретение женского тела. Женщину отличает от мужчины наличие грудей, матки и "маточной крови". "Маточная кровь", или просто "кровь", формируется из "частиц красного осадка" и принимает участие в образовании крови, мышц, полых и плотных органов зародыша, "частицы белого осадка" в женском организме превращаются в молоко, накапливающееся в грудях, питающее новорожденного, пока он не подрастет. Болезнями женщины называются заболевания, проистекающие от наличия грудей, матки, "маточной крови", то есть заболевания, присущие только женщинам.
Насчитывается тридцать две главные болезни женщин, причинами которых являются неправильное питание, неправильное поведение или болезнетворное воздействие злых духов. В эти тридцать две болезни входят: пять заболеваний матки, шестнадцать заболеваний сосудов, девять заболеваний, связанных с появлением опухолей (мясных наростов), две болезни "паразитов". К ним прибавляется еще восемь так называемых "обычных" заболеваний. Таким образом, насчитывается сорок болезней, присущих только женщинам. Все они делятся на общие и "обычные". В данной главе рассматриваются только общие заболевания. К ним относятся два заболевания, которые вызываются тем, что "красный осадок", формирующий "маточную кровь", вступает в проходные пути "прозрачного сока" и током "пневмы" рассеивается по этим путям, вызывая различные патологические явления.
Причины геморроя: сильный и продолжительный понос, тужение при запоре и задержании мочи, верховая езда, застуда от сидения на тонкой подстилке, повреждение заднего прохода рожком для ввода слабительного. Все эти факторы могут вызвать расстройство "низвергающего" тока "пневмы", что и порождает геморрой. Различают шесть видов геморроя: геморрой от "пневмы", геморрой от "желчи", геморрой от крови, геморрой от "флегмы", сухой геморрой, влажный геморрой.