О ЛЕКАРЕ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Народные средства » Народная медицина » Славяно-тибетская медицина
В старом Тибете медицина изучалась только в монастырях, и все слушатели медицинских отделений в монастыре являлись духовными лицами, принявшими обеты.
Поистине хорошего лекаря характеризуют следующие качества: прежде всего и самое главное - светлый ум, могущий усвоить все знания, необходимые для врачевания. Такой лекарь способен не только проникнуть в сущность трактатов и сокращенных изложений основных принципов врачевания, но и приобрести необходимые практические навыки, а именно: уметь правильно производить лечебные процедуры и хирургические операции; знать правила сбора лекарственного сырья и изготовления лекарств; совершать необходимые ритуалы, сопровождающие лечение болезней. Хороший лекарь также обладает даром предвидения, позволяющим ему безошибочно предсказать течение болезни и ее исход. Чистое сердце, сострадающее всем живым существам, как мать сострадает единственному ребенку.
Высоконравственный лекарь всегда исполнен желания творить благо людям, не делит их на близких и далеких, друзей и врагов, хороших и плохих, а относится ко всем беспристрастно, стремясь лишь избавить больных от недугов. Во всем своем поведении такой лекарь, следуя пути бодхисатгвы, сам становится подобен Верховному целителю - "Владыке бериллового сияния", приобретая способность животворного врачевания.
Соблюдение установлений. Эти установления включают:
"шесть воззрений", утверждающих необходимость:
взирать на своего учителя, как на самого Будду;
воспринимать наставления учителя, как наставления риши - хранителей медицинских знаний;
воспринимать соучеников как единоутробных братьев;
заботиться о больных с их недугами, как мать заботится о единственном сыне;
не брезговать нечистотами больных: их гноем, кровью, мочой и калом;
"два отношения", утверждающих необходимость относиться к риши - хранителям медицинских знаний, как к докшитам медицины; относиться к медицинским инструментам, как к атрибутам, которые эти докшиты держат в своих руках (то есть иметь всегда при себе медицинские инструменты);
"три понимания"
понимание того, что все лекарства суть драгоценности, исполняющие желания;
понимание того, что лекарства суть эликсир бессмертия;
понимание того, что лекарства суть жертвенные предметы, которыми можно чтить риши - хранителей медицинских знаний (следовательно, нельзя расставаться с лекарствами, необходимо иметь их всегда при себе).
Изготовить лекарство в соответствии с правилами, говорится далее, это еще полдела. Лекарь должен также освятить его, призвав Верховного целителя и риши - хранителей медицинских знаний, благословить это лекарство. Приводится пространный текст в стихотворной форме, призывающий такое благословение, чтобы лекарство "уподобилось нектару бессмертия, полученному богами при пахтании океана; уподобилось драгоценности, исполняющей желания, которая украшает диадемы царей нагов; уподобилось пилюлям риши, продлевающим жизнь", и т. д. Такие лекарства устраняют все 404 разновидности болезней, проистекающих от "трех ядов".
Наилучший лекарь тот, кто в состоянии устранить все препятствия, грозящие здоровью человека. Он принадлежит к доброму роду, исполнен разума, чтит святое Учение, сведущ во всех тонкостях врачевания, милосерден и, являясь единственной надеждой страдающих от различных недугов, окружен всеобщим уважением. Действуя во благо всех живых существ, он непременно добьется всеобщего уважения и признательности, обретет богатство и славу, сподобится долговечной и счастливой жизни. При жизни такой лекарь будет наслаждаться спокойствием, достатком и уважением окружающих. Желанные пища и богатства придут сами.
Покинув земное существование, такой благостный лекарь обретет тело, сотканное из лучей света, и станет буддой в благословенной стране Верховного целителя, где его торжественно встретят небожители и не-божительницы.
После смерти благородным целителям уготовано место в кущах Верховного целителя.
Деятельность лекаря
Деятельность лекаря можно подразделить на общую и особую. Общая деятельность лекаря суть врачевание. Установив болезнь, предвидя ее течение и исход, лекарь, подобно трубящему в раковину, во всеуслышание сообщает об этом, утверждая свою славу. Если болезнь и ее исход для лекаря не очевидны, то ему следует ставить диагноз "раздвоенным языком змеи", оперируя благоприятными и неблагоприятными показателями так, чтобы в любом случае не попасть впросак.
Особая деятельность лекаря суть его личное поведение. Так, врачующий должен придерживаться срединного пути, избегая во всем крайностей, быть честным, беспристрастным и, утверждая в себе четыре безмерных качества, бежать десяти неблагих деяний, практикуя шесть парамит, присущих поведению бод-хисаттвы.
Стратегия лекаря
Если лекарь не уверен в правильности диагноза, он должен врачевать осторожно, методом проб, уточняя диагноз, уподобляясь при этом подкрадывающейся кошке.
Если лекарь ясно видит сущность болезни, как видны флаги, водруженные на вершинах, он должен не колеблясь назначать лекарства.
Если болезнь установлена, а предписанные лекарства не помогают, то следует ввести течение болезни в свойственное ей русло, подобно тому, как заставляют необъезженного коня скакать в нужном направлении.
Если болезнь врачевал другой лекарь, то сначала требуется выяснить истинную причину заболевания, сделав это так же безошибочно, как безошибочно чайка хватает рыбу.
На тяжелую болезнь следует обрушиваться всеми 4-мя способами врачевания (лекарства, процедуры, диета, режим), как будто встретился со смертельным врагом на узкой тропе.
Незначительную болезнь должно врачевать, последовательно переходя, в случае необходимости, от менее радикальных средств (например, диеты) к средствам более радикальным (лекарства, процедуры), как бы поднимаясь по лестнице.
Если болезнь вызвана расстройством только одного физиологического начала, то, врачуя его, следует избегать наносить вред другим физиологическим началам, подобно тому, как богатырь, усмиряя врага, не наносит вреда окружающим.
Если болезнь вызвана комплексным расстройством физиологических начал, то следует успокаивать это расстройство так, как старейшина успокаивает дерущихся.
Средства врачевания должны соответствовать степени серьезности болезни, подобно тому, как хайныку подходит один груз, а овце - другой.
Изложенная выше методика врачевания, позволяющая правильно подобрать врачующие средства к тому или иному конкретному заболеванию, является существенным моментом в лечебной практике. Эта методика должна храниться в голове лекаря, а не оставаться лишь на страницах трактата, подобно вещи, брошенной в темной пещере.
Каким не должен быть лекарь Каких "лекарей" нужно остерегаться
Лекаря низкого происхождения, из мясников, рыбаков никто не уважает, подобен он лису на львином троне; лекарь, не знающий содержания медицинских трактатов, не способен классифицировать болезнь и определить способ ее лечения, подобен он слепцу от рождения, которому показывают какую-либо вещь; лекарь, который не перенял от учителя практических навыков, всегда охвачен сомнениями, подобен он человеку, отправившемуся в путь, не зная дороги; лекарь, не сведущий в методах диагностирования, не узнает обличья ни одной болезни, подобен он человеку, блуждающему в незнакомой местности; лекарь, не умеющий исследовать пульс и мочу, как различит он болезни жара и холода, подобен он охотнику, не умеющему пускать ловчую птицу; лекарь, не умеющий доходчиво рассказать о природе недуга, только позорит себя перед людьми, приобретая дурную славу, подобен он начальнику области, не умеющему связать двух слов; у лекаря, не знающего метод врачевания, лекарственные средства не поразят очагов болезни, подобен он тому, кто пускает стрелу в мишень, находящуюся в темноте; лекарь, не сведущий в предписании диеты и образа жизни, способствует усилению болезни, разрушающей компоненты тела, подобен он человеку, передавшему свои владения врагу; лекарь, не сведущий в приготовлении лекарств, в силу допущенных при этом ошибок только обостряет болезнь, подобен он крестьянину, который, не зная земледелия, не получает урожая; лекарь, не сведущий в процедуре очищения, вредит и лечению, и компонентам тела, подобно тому как падение воды на песчаный холм не оставляет после себя ни холма, ни воды; лекарь, не имеющий при себе медицинских инструментов и лекарственных средств, не подавит враждебные силы болезни, подобен он богатырю без панциря и оружия; даже имея медицинские инструменты, но не зная, когда нужны прижигания, а когда кровопускание, лекарь перепутает назначения, подобен он вору, не знающему, что есть внутри дома. Дурной лекарь, неправильно определяя болезнь, и лечит ее неправильно, являясь, в сущности, посланцем Владыки смерти, облаченным в одежды врачевателя, но со смертоносным арканом в руке. Держаться от таких врачевателей надо подальше.
Кому следует и кому не следует передавать науку врачевания
"Четверокнижие" воистину являет собой нектар, не только "устраняющий людские мучения, но и побеждающий страдания болезни, старости и смерти", подобно тому нектару, который с трудом добыли боги и асуры из глубин океана. Поэтому вместилищем столь чудесного нектара должен быть сосуд прекрасный и благостный, в сосуде же скверном этот нектар сразу превратится в страшный яд хала-хала.
Таким образом, нектар искусства врачевания можно передавать только ученику достойному - сосуду благостному, иной же сосуд негоден для хранения в нем жизненных соков сокровенных медицинских наставлений. Так молоко волшебной белой львицы можно собирать только в сосуд, изготовленный из драгоценных материалов, поскольку любой другой сосуд тут же даст трещину и животворное молоко прольется на землю.
К таким "дурным сосудам", негодным для хранения нектара врачевания, относится каждый, кто "прячет наставника" (т. е. принижает его роль как учителя) и занимается самовосхвалением; "воровским способом или окольным путем" стремится заполучить знания, избегая трудного искуса ученичества; не ведает ни чувства благодарности, ни чувства уважения, презрительно относясь ко всем людям; кто обуян корыстолюбием и лишь охотится за чужим имуществом, прибегая к хитрости и обману; лишен благорасположения к людям и желания оказать им необходимую помощь; кто высокомерен, чванлив и жестокосерден, думает лишь о собственной выгоде и приобретении известности; кто сладкими речами обманывает окружающих и скупится сотворить даже малое подаяние. Вливать нектар науки врачевания в подобные сосуды - все равно, что бросить драгоценность в пасть морского чудовища, где она исчезнет навеки.
И еще не следует передавать науку врачевания тем, кто, пренебрегая заповедями Будды, творит дурные дела, например, с помощью магических обрядов лишает жизни живые существа, насылает град, совершает злые магические обряды принуждения, заставляя человека - объект своего колдовства творить греховные поступки, занимается изготовлением вредоносных ядовитых снадобий. Сюда же относятся и люди, исповедующие еретические доктрины бутанской мистической школы буддизма или практикующие бонское учение, основанное первым бонским вероучителем Шенрапом, а также те, кто занимается алхимией, изучая, например, искусство превращения металлов в золото, а также люди несерьезные - шутники, балагуры или же любители софистики. В таких сосудах, лишенных благодати, нектар искусства врачевания моментально превращается в страшный яд халахала и не может служить на пользу живым существам. Пренебрежение обетами и установлениями, касающимися передачи искусства врачевания, повлечет за собой последующие дурные рождения в мире животных, голодных духов - - прет или пребывание в мире адских мучений.
Ученик, которого следует считать достойным сосудом для вмещения нектара, каковым является наука врачевания, должен обладать многими достоинствами. Прежде всего, он должен строго и чистосердечно блюсти взятые на себя религиозные обеты, быть преданным учителю, духовному наставнику, относясь к ним с истинным уважением и чтя их должными ритуалами. Такой ученик пожертвует наставнику не только имущество, но и жизнь свою с благодарностью за преподанные знания. Вместе с тем он должен быть правдив и бесхитростен как с наставником, так и со всеми другими людьми, и всякое коварство чуждо сердцу его. Ученику, являющемуся достойным вместилищем науки врачевания, присуще великое сострадание ко всему живому, и благо других людей стоит для него выше блага собственного. Кроме того, ученик достойный Должен обладать большими способностями и великим прилежанием. Способности необходимы для понимания всей премудрости сокровенных трактатов, повествующих о тайнах науки врачевания, а прилежание поможет упорно вникать в суть таких трактатов, не прекращая учение ни днем, ни ночью. Неуклонно следуя такому пути, достойный ученик сподобится в итоге благословения святого риши, которому открыты все тайны врачевания, и сам станет искусным лекарем.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.